Виды контейнеров и особенности их использования
Наряду со средствами пакетирования наиболее прогрессивным способом перевозки грузов является использование контейнеров.
Контейнер — это транспортное оборудование, предназначенное для многократного использования и приспособленное для механизированной погрузки-разгрузки и кратковременного хранения груза объемом более 1 м3.
Контейнеры обеспечивают выполнение основных функций:
- укрупнения грузовых единиц;
- съемного специализированного кузова;
- внешней тары для защиты от различных воздействий;
- временной складской емкости.
Для перевозок используются различного типа контейнеры: от сеточных для торговли до крупногабаритных международного стандарта. Последние имеют особое значение для АТ, так как в них перевозится подавляющее количество грузов в международном сообщении и с помощью нескольких видов транспорта.
Размеры контейнеров и присоединительные размеры специализированного ПС удовлетворяют принципу модульности, т.е. вместо более крупного контейнера можно разместить несколько меньших, как это показано на рис. 3.
Рис. 3. Система контейнеров международного стандарта
Характеристики универсальных контейнеров
Для внутренних перевозок широко используются контейнеры массой брутто 1,25; 2,5 и 5 т, стандарт на которые разработан еще в 1935 г.
В табл. 3 приведены технические характеристики для наиболее распространенных типов контейнеров, используемых на АТ. Для увеличения объема контейнеров допускается увеличивать их высоту до 2591 мм (в обозначении таких контейнеров добавляется еще одна буква: IАА, IBB, ICC, 1DD) и до 2896 мм (1ААА, ВВВ). Прочность контейнеров обеспечивает возможность их штабелирования в шесть ярусов.
Помимо универсальных большое распространение получили специализированные контейнеры, которые позволяют с высоким качеством организовать массовую перевозку больших объемов отдельных видов грузов. Виды специализированных контейнеров примерно соответствуют типам кузовов АТС.
Правила маркировки грузов
Все грузы, принимаемые к перевозке, должны иметь маркировку, которая на всех видах транспорта одинакова. Правила маркировки определяет ГОСТ 14192 — 96, являющийся межгосударственным стандартом стран СНГ.
Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. Расположение надписей на маркировке приведено на рис. 4. Пунктирные блоки на рис. 4 обозначают необязательные надписи (или) обозначения. Пример транспортной маркировки представлен на рис. 5.
Рис. 4. Расположение надписей на маркировке:
1, 2 — манипуляционные знаки и предупредительные надписи; 3 — порядковый номер места в партии и общее число мест в партии груза; 4 — наименование грузополучателя и пункта назначения; 5 — наименование пункта перегрузки; 6 — надписи транспортных организаций; 7 — объем грузового места (для экспортных грузов); 8 — габаритные размеры; 9 — масса брутто; 10 — масса нетто; 11 — страна-изготовитель и (или) поставщик; 12 — наименование пункта отправления; 13 — наименование грузоотправителя/
Манипуляционные знаки — это изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Манипуляционные знаки должны соответствовать ГОСТ Р 51474 — 99. Знаки наносят непосредственно на тару или упаковку, ярлыки или этикетки на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары и упаковки. В зависимости от размера и формы тары габаритные размеры манипуляционного знака должны составлять 100, 150 или 200 мм.
Предупредительные надписи используют на маркировке в тех случаях, когда способ обращения с грузом невозможно выразить только манипуляционными знаками. Например «За обвязку не поднимать».
Способ нанесения маркировки должен обеспечить ее сохранность в течение всего транспортного процесса. Маркировка может быть выполнена непосредственно на таре (грузе без упаковки) или на отдельной табличке (бирке), надежно прикрепленной к грузу.
Рис. 5. Пример транспортной маркировки