Первая квалификационная категория
Год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Немного истории о LEGO – конструкторе…
«LEGO» (лат. lego — собирать, конструировать) — игровой феномен (а именно — тип детского конструктора), выражающий переориентацию современной культуры с презумпции конструирования как воспроизведения канона на презумпцию конструирования как свободного варьирования предметности.
Конструктор — LEGO появился в 50-х годах прошлого века, он произвел революцию и положил начало бурному развитию конструкторов. В отличие от предыдущих строительных наборов, LEGO предложил детали, которые скреплялись между собой. В результате полученные постройки были прочными и устойчивыми, что по достоинству оценили дети всего мира.
Конструкторы LEGO сегодня активно применяются в большинстве детских образовательных учреждений.
Актуальность программы
Одной из главных целей дошкольной педагогики во все времена являлось формирование гармонично развитой во всех отношениях личности. Детское конструирование из-за его созидательной природы полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью, ребёнок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит у продвинутого в конструировании ребёнка, быстрее развивается речь. Ловкие и точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребёнок – прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления и комбинирования. При этом он творит, фантазирует и воображает, активно проявляя стремление изобретать и экспериментировать.
У детей, которые занимаются конструированием, развито пространственное, логическое, математическое мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности к школе.
Времена меняются, меняется образование…
ЛЕГО - конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.
Конструкторы ЛЕГО – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.
Несмотря на распространенность этого вида конструктора, на широкое использование его в образовательно-воспитательной деятельности дошкольных учреждений, теоретические аспекты работы с ЛЕГО до сегодняшнего дня проработаны недостаточно, хотя отдельные проблемы применения ЛЕГО в обучении конструкторской деятельности нашли отражение в ряде работ отечественных и зарубежных авторов.
В связи с этим остается неудовлетворенной потребность многих педагогов, работающих с ЛЕГО, в научно-методической литературе, касающейся проблем ЛЕГО - конструирования в детском саду.
Мною был предпринят шаг к исправлению этой ситуации: проведено исследование, цель которого заключалась в изучении эффективного процесса обучения детей, включая моего собственного ребёнка. Исследование показало, что эффективность обучения наилучшим образом обеспечивается в процессе коллективного решения задач в игровой форме, предусматривающих необходимость высказывать свои идеи и обосновывать их. Далее мною была изучена научно-методическая литература, обобщён опыт педагогического сообщества.
Мой ребёнок вдохновил меня на разработку образовательной программы: «ЛЕГО-конструирование в детском саду для детей от 4 до 7 лет» «КуБиКи@Club»
Образовательная программа «КуБиКи@Club»разработана с учётом Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС).
В программе предложена методика организации обучения конструированию на основе конструкторов ЛЕГО с комплексно-тематическим планом работы.
Основные принципы программы:
-доступность и наглядность;
-последовательность и систематичность обучения и воспитания;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
ОП направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Работа с образовательными конструкторами ЛЕГО позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания. Содержание ОП обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей в конструктивной деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
такие как: ОО «Физическое развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально – коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие».