Понятие и анализ конъюнктуры рынка грузовых перевозок
В рыночных условиях эффективное управление железнодорожным транспортом требует анализа не только производственно – экономических показателей деятельности отрасли, но и внешней среды, в которой она функционирует, прежде всего, конъюнктуры транспортного рынка.
Конъюнктура транспортного рынка – это сложившаяся на нем в данный период времени ситуация, характеризующаяся совокупностью показателей, таких как объем и структура перевозок; уровень тарифов; издержки, доход, прибыль и рентабельность транспортных предприятий; численность занятых, производительность и уровень оплаты труда на транспорте; степень использования пропускных и провозных способностей транспортных магистралей; курсы акций предприятий транспорта и уровень дивидендов по ним и пр.
Все эти показатели испытывают влияние различных факторов, формирующих рыночную конъюнктуру: экономических, политических, социальных, технических, естественно-биологических и др.
К экономическим факторам можно отнести платежеспособный спрос предприятий и граждан на перевозки; уровень цен на технику и материалы, потребляемые транспортом; уровень оплаты труда в народном хозяйстве.
Среди политических факторов следует выделить, прежде всего, специфическую транспортную политику государства, проявляющуюся в установлении отношений собственности на транспорте, юридическом регулировании взаимоотношений транспортных предприятий с клиентами и условий перевозки, формах государственной поддержки транспортной деятельности (строительстве путей сообщения, дотировании перевозок за счет бюджета). В тех случаях, когда транспорт находится в федеральной или муниципальной собственности, транспортная политика выражается в непосредственном управлении со стороны соответствующих административных органов. Влияет на транспорт и общая экономическая политика правительства – налоговая, бюджетная, кредитно-денежная, антимонопольная и т.п., а также уровень политической стабильности в стране и отдельных регионах.
Среди социальных факторов на транспортный рынок влияет, прежде всего, структура общества (по доходам, половозрастная и т.п.), уровень урбанизации, уровень безработицы, непосредственно воздействующие на рынок пассажирских перевозок, а опосредованно – и на рынок грузовых перевозок.
Видно, что экономические, политические и социальные факторы конъюнктуры транспортного рынка настолько тесно переплетаются, что разделить их можно лишь условно. Например, отношения собственности, налоговая политика, расслоение общества по уровню доходов можно рассматривать и как чисто экономические факторы.
Что касается технических факторов, влияющих на конъюнктуру транспортного рынка, то в их числе следует выделить количество и качество постоянных устройств и подвижного состава с распределением по регионам.
Естественно-биологические факторы воздействуют на транспортный рынок и со стороны спроса, и со стороны предложения.
Со стороны спроса они проявляются, прежде всего, в неравномерности перевозок по времени (сезонные перевозки сельскохозяйственных грузов и топлива; сезонная и внутрисуточная неравномерность пассажирских перевозок). Со стороны предложения - в зависимости себестоимости перевозок от природных условий (рельефа местности, температуры, осадков).
На конъюнктуру транспортного рынка влияет конъюнктура рынков отдельных товаров, рынка труда, а также общая экономическая конъюнктура в стране и мире.
Показатели конъюнктуры транспортного рынка и влияющие на нее факторы схематично изображены на рисунке.
Рис. 11. Конъюнктура транспортного рынка и влияющие на нее факторы
Конъюнктуру следует рассматривать не только как “одномоментную фотографию” экономической ситуации, но и как процесс ее изменения во времени, так как параметры конъюнктуры находятся в непрерывном движении.
С точки зрения динамики конъюнктуры выделяют следующие ее типы:
· повышающаяся
· высокая
· понижающаяся
· низкая
Повышающаяся конъюнктура складывается в условиях превышения величины спроса над величиной предложения и выражается в росте цен и увеличении числа заключаемых сделок. При высокой конъюнктуре цены относительно высоки и устойчивы, так как они отражают стабильное состояние в условиях возросшей величины спроса и удовлетворяющего его предложения. Оба эти состояния благоприятны для продавцов и объединяются понятием “рынок продавца”.
Понижающаяся конъюнктура существует, когда величина предложения превышает величину спроса и проявляется в снижении рыночных цен и уменьшении количества сделок. Низкая конъюнктура характеризуется относительно стабильными низкими ценами. Понижающаяся и низкая конъюнктура объединяются понятием “рынок покупателя”, так как в условиях такой конъюнктуры больше “ рыночной власти” имеют покупатели, а наиболее активно действовать для изменения ситуации в свою пользу приходится продавцам.
Вообще, информация о конъюнктуре транспортного рынка имеет важнейшее значение для управления работой железных дорог. От полноты, достоверности и качества использования этой информации в значительной мере зависит эффективность транспортного производства.
Экономический смысл отыскание следующих зависимостей:
· объема перевозок от срочности доставки;
· объема перевозок от срочности доставки и уровня тарифа;
· процентного распределения перевозок по видам транспорта от соотношения уровней тарифов и срочности перевозок между разными видами транспорта.
Каждая из этих зависимостей может устанавливаться как по отдельным грузам, так и по всем вместе; по межрайонным корреспонденциям и в целом по стране. Можно также устанавливать зависимости между изменениями этих показателей; между темпами их изменений.
Логически обосновано установление и более глубоких взаимосвязей: между объемом перевозок и ключевыми индикаторами финансового рынка; общими показателями народнохозяйственной конъюнктуры (индексы цен, объема производства, производительности труда и др.) и показателями транспортной конъюнктуры, перечисленными выше.
На основе установления указанных зависимостей должна на государственном, отраслевом и региональном уровнях проводиться транспортная политика, способствующая устойчивому росту конъюнктуры транспортного и товарного рынков, повышению общей экономической конъюнктуры.
При оперативном управлении полученные зависимости могут служить для выявления причин негативных тенденций и их устранения. Например, спад объема перевозок какого-то груза по железным дорогам может быть объяснен изменением конъюнктуры товарного рынка (ценовых соотношений между пунктами отправления и назначения), изменением соотношением тарифа и качества перевозок между железнодорожным и другими видами транспорта, изменением процентной ставки, а также совокупным влиянием этих факторов. Следует найти изолированное влияние каждого фактора, выявить важнейший, и принимать меры в соответствии с установленными факторами, негативно влияющими на конъюнктуру и количественной оценкой их влияния.
Должно осуществляться также среднесрочное и долгосрочное прогнозирование конъюнктуры транспортного рынка во взаимосвязи с конъюнктурой других рынков и всего народного хозяйства. Именно на этой основе должно выполняться перспективное планирование развития железнодорожного транспорта. Например, планирование величины и структуры парка грузовых вагонов должно базироваться на прогнозировании структуры грузовых перевозок с учетом зависимости их объема от уровня тарифа и качества транспортировки. (Один и тот же груз можно перевозить в разном подвижном составе. При этом будет различаться себестоимость, тариф и потери) Развитие пропускной способности также должно планироваться на основе прогнозов конъюнктуры товарного рынка по регионам. Если при централизованном управлении необходимость развития пропускной способности отдельных линий вытекала из государственного плана производства и перевозок, то теперь она может быть установлена только из анализа и прогноза конъюнктуры.
Следует понимать разницу между обыкновенным прогнозом объема перевозок и прогнозом конъюнктуры транспортного рынка. Обычный прогноз состоит в экстраполяции с помощью различных математических методов существующих тенденций производства, что позволяет с учетом коэффициентов перевозимости определить прогнозное значение объема перевозок. Прогноз конъюнктуры должен основываться на выявленных сущностных зависимостях и полученных на их основе связей между показателями товарного, транспортного и финансового рынков. Например, должны учитываться зависимости коэффициента перевозимости и самого объема производства от уровня транспортных тарифов и качества перевозки. То есть прогнозирование конъюнктуры – это прогнозирование не механически представляемых процессов, а результирующей тенденции действий множества хозяйственных субъектов, стремящихся к достижению собственных интересов.
Именно анализ и прогноз конъюнктуры дает адекватное представление о характере существующих и будущих экономических процессов. Поэтому исследование рыночной конъюнктуры должно стать важным разделом отечественной экономики и статистики транспорта.