Анализ и корректировка бюджетных показателей.
В случае если, расхождения план/факт превышают заранее установленные границы, требуется корректировкабюджета на последующий период - месяц, квартал или год, в зависимости от статьи бюджета, по которой это отклонение выявлено.
Корректировка бюджетов в системе предусматривается в следующих основных случаях:
· Филиал имеет утвержденные квартальные (годовые) бюджеты объемов перевозок (выпуска промышленной продукции, строительства и др.) и финансирования. В течение текущего периода план производства на следующий месяц (квартал) пересматривается ОАО РЖД (территориальным филиалом) в сторону увеличения (или уменьшения). В этом случае план финансирования эксплуатационных расходов также пересматривается в сторону увеличения или уменьшения до сбалансированности объемов работ и их финансирования.
· Филиал или подразделение в текущем периоде запрашивает дополнительные средства при наступлении экстраординарных событий – аварии на производстве, повреждение объектов инфраструктуры в результате стихийных бедствий, выход из строя объектов энергоснабжения и др.
· В текущем периоде выявлен недостаток финансовых или материальных средств в результате незапланированных операций с активами (незапланированная продажа/покупка подразделений на уровне ОАО РЖД, выход из строя или продажа оборудования и др.).
· В текущем периоде выявлен недостаток финансовых или материальных средств, зарезервированных к использованию (хищения, нарушение договорных условий поставок и др.).
Конечный список условий, при наступлении которых проводится корректировка бюджета, формулируется в положениях о системе бюджетирования ОАО “РЖД”. Пошаговое описание процедуры корректировки бюджета для каждого конкретного случая (изменяемые бюджетные формы, источники данных, процедуры формирования, ответственные и сроки предоставления документов) детально описывается в регламентах.
Пересмотр бюджетов в случаях, не оговоренных в положении, также как и неполное финансирование филиала или подразделения в периоде не допускается.
Система предусматривает следующие механизмы балансировки бюджетов:
Финансирование из резервных фондов. Резервные фонды создаются ОАО РЖД для компенсации финансовых и материальных потерь и незапланированных расходов, возникающих в текущем периоде. Порядок формирования и размер отчислений в резервные фонды осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и регулируется положениями Учетной политики ОАО РЖД.
Финансирование за cчет нераспределенной прибыли предыдущего периода.Для балансировки бюджетов в текущем периоде может использоваться нераспределенная прибыль ОАО “РЖД” предыдущего периода. Решения о размерах компенсации из нераспределенной прибыли принимаются Президентом ОАО “РЖД” по согласованию с Советом Директоров.
Кредиты авторизованных кредитных организаций.Для балансировки бюджетов могут использоваться краткосрочные кредиты авторизованных организаций.
Финансирование за счет средств, выделенных для реализации инвестиционных проектов. В данном случае финансовые ресурсы выделяются за счет сокращения или перенесения реализации очередного этапа инвестиционного проекта на более поздний период
Перераспределение финансовых и материальных ресурсов между подразделениями.Балансировка бюджетов может также достигаться перераспределением ресурсов в рамках ОАО “РЖД” (сокращение объемов производства и соответственное перераспределение финансовых средств между структурными единицами, сокращение финансирования программы капстроительства в текущем периоде и др.).
Решение о применении конкретного способа балансировки принимаются Советом Директоров ОАО "РЖД" на основе выводов постоянно действующего Комитета по корректировке бюджетов при участии Департамента планирования и бюджетирования и Департамента управления финансами.
Бюджетные показатели в системе бюджетирования ОАО “РЖД”
Бюджетные показатели в системе бюджетирования ОАО “РЖД” разделяется на базовые и производные. Базовые показатели представляют числовые значения, являющиеся или заранее заданными плановыми значениями бюджетного показателя (целевой объем продаж, норма затрат на материалы, предельная норма расхода топлива на 100 км, и т.д.), или фактическими значениями, полученными в конце отчетного периода (фактические затраты на топливо, дебиторская задолженность на конец периода и др.).
Производными бюджетными показателями являются показатели, полученные с помощью формулы путем расчета на основе базовых показателей (прибыль, коэффициенты рентабельности и др.).
Бюджетные показатели могут иметь плановые и фактические значения. В начале учетного периода бюджетная форма заполняется плановыми, а в конце периода – фактическими значениями, что создает основу для проведения план/факт анализа.
Значения бюджетных показателей могут иметь следующие статусы:
· Первичные. Первичные значения присваиваются бюджетным показателям как значения, предназначенные для согласования несколькими структурными подразделениями.
· В процессе согласования. Это значения находящиеся в процессе согласования, т.е. последовательного рассмотрения несколькими структурными подразделениями. Процесс согласования проходит итерационно и может включать несколько циклов согласования.
· Согласованные. Согласование закончено, но значения могут быть изменены.
· Утвержденные. Согласованные значения, утвержденные руководством. Являются окончательными для планируемого периода и не могут быть изменены.
Регламент бюджетного управления ОАО «РЖД»
Целью Регламента является определение принципов документооборота системы бюджетного управления ОАО «РЖД», а также порядка и сроков формирования, согласования, утверждения и корректировки бюджетных заданий и сводных бюджетов.
Регламент используется в процессах формирования:
§ показателей бюджетных заданий для филиалов и ОАО «РЖД» в целом;
§ плановых сводных бюджетов филиалов и ОАО «РЖД» в целом;
§ предварительных (ожидаемых) данных об исполнении сводных бюджетов филиалов и ОАО «РЖД» в целом;
§ фактических сводных Бюджетов филиалов и ОАО «РЖД» в целом.
РЕГЛАМЕНТ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ определяет для каждого подразделения (департамента, филиала, службы, отдела):
¢ последовательность действий при формировании бюджетов и бюджетных заданий;
¢ входные формы для текущего действия;
¢ выходные формы для текущего действия;
¢ какому подразделению предоставляется результат выполнения текущего действия;
¢ сроки предоставления документа.
Бюджетные периоды -сроки, в течении которых происходит формирование сводных бюджетов в ОАО «РЖД»:
§ год с поквартальной разбивкой;
§ квартал с помесячной разбивкой;
§ месяц.
Перечень и ответственность причастных департаментов:
НАИМЕНОВАНИЕ СВОДНОГО БЮДЖЕТА | ОТВЕТСТВЕННЫЙ НА УРОВНЕ ОАО «РЖД» | ОТВЕТСТВЕННЫЙ НА УРОВНЕ ТЕР. ФИЛИАЛА ОАО «РЖД» |
Бюджет продаж (кроме раздела «Грузовые перевозки») | ЦФ | НФ |
Бюджет продаж (раздел «Грузовые перевозки» | ЦФТО | НФ |
Бюджет производства | ЦЭУБ | НН |
Бюджет мотивации | ЦЭУБ | НН |
Бюджет затрат | ЦЭУБ | НН, НФ |
Бюджет запасов и закупок | Росжелдорснаб | НХ |
Бюджет капитальных вложений | ЦУКС, ЦИНВ | НОКС |
Бюджет доходов и расходов | ЦФ, ЦЭУБ | НФ, НН |
Бюджет движения КД задолженности | ЦФ, ЦИНВ, ЦБН | НБН |
БДДС | ЦФ | НФ |
Прогнозный баланс | ЦБН | НБН |
Мастер Бюджет | ЦЭУБ | НН |
Приложение 1 к операционным бюджетам | ЦЭУБ | НФ, НН, НОКС |
Приложение 2 к БДДС | ЦФ | НФ |
Перечень и ответственность отраслевых департаментов:
НАИМЕНОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЙ НА УРОВНЕ ОАО «РЖД» |
П1 - М | ЦМ |
П1 - Д | ЦД |
П1 - ЛД | ЦЛД |
П1 - ЛП | ЦЛП |
П1 - В | ЦВ |
П1 - Т | ЦТ |
П1 - П | ЦП |
П1 - Ш | ЦШ |
П1 - НИС | ЦСВТ, ЦКИ |
П1 - Э | ЦЭ |
П1 - НГСВВ | ЦСР |