Анализ и корректировка бюджетных показателей.

В случае если, расхождения план/факт превышают заранее установленные границы, требуется корректировкабюджета на последующий период - месяц, квартал или год, в зависимости от статьи бюджета, по которой это отклонение выявлено.

Корректировка бюджетов в системе предусматривается в следующих основных случаях:

· Филиал имеет утвержденные квартальные (годовые) бюджеты объемов перевозок (выпуска промышленной продукции, строительства и др.) и финансирования. В течение текущего периода план производства на следующий месяц (квартал) пересматривается ОАО РЖД (территориальным филиалом) в сторону увеличения (или уменьшения). В этом случае план финансирования эксплуатационных расходов также пересматривается в сторону увеличения или уменьшения до сбалансированности объемов работ и их финансирования.

· Филиал или подразделение в текущем периоде запрашивает дополнительные средства при наступлении экстраординарных событий – аварии на производстве, повреждение объектов инфраструктуры в результате стихийных бедствий, выход из строя объектов энергоснабжения и др.

· В текущем периоде выявлен недостаток финансовых или материальных средств в результате незапланированных операций с активами (незапланированная продажа/покупка подразделений на уровне ОАО РЖД, выход из строя или продажа оборудования и др.).

· В текущем периоде выявлен недостаток финансовых или материальных средств, зарезервированных к использованию (хищения, нарушение договорных условий поставок и др.).

Конечный список условий, при наступлении которых проводится корректировка бюджета, формулируется в положениях о системе бюджетирования ОАО “РЖД”. Пошаговое описание процедуры корректировки бюджета для каждого конкретного случая (изменяемые бюджетные формы, источники данных, процедуры формирования, ответственные и сроки предоставления документов) детально описывается в регламентах.

Пересмотр бюджетов в случаях, не оговоренных в положении, также как и неполное финансирование филиала или подразделения в периоде не допускается.

Система предусматривает следующие механизмы балансировки бюджетов:

Финансирование из резервных фондов. Резервные фонды создаются ОАО РЖД для компенсации финансовых и материальных потерь и незапланированных расходов, возникающих в текущем периоде. Порядок формирования и размер отчислений в резервные фонды осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и регулируется положениями Учетной политики ОАО РЖД.

Финансирование за cчет нераспределенной прибыли предыдущего периода.Для балансировки бюджетов в текущем периоде может использоваться нераспределенная прибыль ОАО “РЖД” предыдущего периода. Решения о размерах компенсации из нераспределенной прибыли принимаются Президентом ОАО “РЖД” по согласованию с Советом Директоров.

Кредиты авторизованных кредитных организаций.Для балансировки бюджетов могут использоваться краткосрочные кредиты авторизованных организаций.

Финансирование за счет средств, выделенных для реализации инвестиционных проектов. В данном случае финансовые ресурсы выделяются за счет сокращения или перенесения реализации очередного этапа инвестиционного проекта на более поздний период

Перераспределение финансовых и материальных ресурсов между подразделениями.Балансировка бюджетов может также достигаться перераспределением ресурсов в рамках ОАО “РЖД” (сокращение объемов производства и соответственное перераспределение финансовых средств между структурными единицами, сокращение финансирования программы капстроительства в текущем периоде и др.).

Решение о применении конкретного способа балансировки принимаются Советом Директоров ОАО "РЖД" на основе выводов постоянно действующего Комитета по корректировке бюджетов при участии Департамента планирования и бюджетирования и Департамента управления финансами.

Бюджетные показатели в системе бюджетирования ОАО “РЖД”

Бюджетные показатели в системе бюджетирования ОАО “РЖД” разделяется на базовые и производные. Базовые показатели представляют числовые значения, являющиеся или заранее заданными плановыми значениями бюджетного показателя (целевой объем продаж, норма затрат на материалы, предельная норма расхода топлива на 100 км, и т.д.), или фактическими значениями, полученными в конце отчетного периода (фактические затраты на топливо, дебиторская задолженность на конец периода и др.).

Производными бюджетными показателями являются показатели, полученные с помощью формулы путем расчета на основе базовых показателей (прибыль, коэффициенты рентабельности и др.).

Бюджетные показатели могут иметь плановые и фактические значения. В начале учетного периода бюджетная форма заполняется плановыми, а в конце периода – фактическими значениями, что создает основу для проведения план/факт анализа.

Значения бюджетных показателей могут иметь следующие статусы:

· Первичные. Первичные значения присваиваются бюджетным показателям как значения, предназначенные для согласования несколькими структурными подразделениями.

· В процессе согласования. Это значения находящиеся в процессе согласования, т.е. последовательного рассмотрения несколькими структурными подразделениями. Процесс согласования проходит итерационно и может включать несколько циклов согласования.

· Согласованные. Согласование закончено, но значения могут быть изменены.

· Утвержденные. Согласованные значения, утвержденные руководством. Являются окончательными для планируемого периода и не могут быть изменены.

Регламент бюджетного управления ОАО «РЖД»

Целью Регламента является определение принципов документооборота системы бюджетного управления ОАО «РЖД», а также порядка и сроков формирования, согласования, утверждения и корректировки бюджетных заданий и сводных бюджетов.

Регламент используется в процессах формирования:

§ показателей бюджетных заданий для филиалов и ОАО «РЖД» в целом;

§ плановых сводных бюджетов филиалов и ОАО «РЖД» в целом;

§ предварительных (ожидаемых) данных об исполнении сводных бюджетов филиалов и ОАО «РЖД» в целом;

§ фактических сводных Бюджетов филиалов и ОАО «РЖД» в целом.

РЕГЛАМЕНТ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ определяет для каждого подразделения (департамента, филиала, службы, отдела):

¢ последовательность действий при формировании бюджетов и бюджетных заданий;

¢ входные формы для текущего действия;

¢ выходные формы для текущего действия;

¢ какому подразделению предоставляется результат выполнения текущего действия;

¢ сроки предоставления документа.

Бюджетные периоды -сроки, в течении которых происходит формирование сводных бюджетов в ОАО «РЖД»:

§ год с поквартальной разбивкой;

§ квартал с помесячной разбивкой;

§ месяц.

Перечень и ответственность причастных департаментов:

НАИМЕНОВАНИЕ СВОДНОГО БЮДЖЕТА ОТВЕТСТВЕННЫЙ НА УРОВНЕ ОАО «РЖД» ОТВЕТСТВЕННЫЙ НА УРОВНЕ ТЕР. ФИЛИАЛА ОАО «РЖД»
Бюджет продаж (кроме раздела «Грузовые перевозки») ЦФ НФ
Бюджет продаж (раздел «Грузовые перевозки» ЦФТО НФ
Бюджет производства ЦЭУБ НН
Бюджет мотивации ЦЭУБ НН
Бюджет затрат ЦЭУБ НН, НФ
Бюджет запасов и закупок Росжелдорснаб НХ
Бюджет капитальных вложений ЦУКС, ЦИНВ НОКС
Бюджет доходов и расходов ЦФ, ЦЭУБ НФ, НН
Бюджет движения КД задолженности ЦФ, ЦИНВ, ЦБН НБН
БДДС ЦФ НФ
Прогнозный баланс ЦБН НБН
Мастер Бюджет ЦЭУБ НН
Приложение 1 к операционным бюджетам ЦЭУБ НФ, НН, НОКС
Приложение 2 к БДДС ЦФ НФ

Перечень и ответственность отраслевых департаментов:

НАИМЕНОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЙ НА УРОВНЕ ОАО «РЖД»
П1 - М ЦМ
П1 - Д ЦД
П1 - ЛД ЦЛД
П1 - ЛП ЦЛП
П1 - В ЦВ
П1 - Т ЦТ
П1 - П ЦП
П1 - Ш ЦШ
П1 - НИС ЦСВТ, ЦКИ
П1 - Э ЦЭ
П1 - НГСВВ ЦСР

Наши рекомендации