Города Каменск – Шахтинский (МБДОУ детский сад № 33)
Города Каменск – Шахтинский (МБДОУ детский сад № 33)
Проектная деятельность
Старший дошкольный возраст
Тема: «Экология и транспорт»
Подготовили и провели:
старший воспитатель Зверева Е.Ю.
воспитатели
Резникова Е.В., Антонова М.Д.
Г. Каменск – Шахтинский
Февраль - март 2017 г.
Учебный год
Педагогический проект по изучению ПДД
«Экология и транспорт»
Паспорт проекта
Тип проекта:
· по доминирующей деятельности: информационно-деятельность научной группы «Уникум»;
· по количеству участников: групповой;
· по продолжительности: среднесрочный.
Участники проекта: дети и родители старшей группы «Крепыши», дети и родители подготовительной группы «Капельки», педагоги МБДОУ, сотрудник ГИБДД, команда «ЮПИД», педагог ДЭБЦ.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Проблема
Огромное количество транспортных средств, их производства и переработки стало причиной ухудшения экологической обстановки в масштабах всей планеты.
Необходимо обратить внимание на развитие экологических видов транспорта.
Актуальность
Создание новых материалов для автомобилей, их топлива, позволяющих сохранять атмосферу и гидросферу планеты.
Хорошая организация общественного транспорта и более строгие требования к экологическим характеристикам автомобиля.
Ужесточение контроля технического состояния автомобиля службами ГИБДД.
Увеличение количества зеленых насаждений на оживленных участках и магистралях.
Привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому очень важно формирование у детей основ экологической культуры и сознательности, а также профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
Актуальность и социальная острота этой проблемы диктует необходимость поиска новых форм и методов воспитания и обучения - проведение профилактической работы с родителями воспитанников на основе современных педагогических технологий таких, как проектная деятельность.
Миссия проекта:
проект направлен на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов, сотрудников ГИБДД для решения данной проблемы.
Цель:
Создание модели экологического транспорта.
Задачи исследовательской деятельности:
· Расширять кругозор детей о состоянии экологической обстановки как в масштабах всей планеты, так и на местном уровне. Формировать у детей основы экологической культуры и сознательности.
· Уточнить представления детей о правилах дорожного движения, о работе сотрудников ГИБДД по организации работы общественного транспорта и более строгим требованиям контроля технического состояния автомобиля службами ГИБДД.
· Развивать у детей творческие способности при проектировании и создании модели экологического транспорта.
· Выстраивать партнёрские взаимоотношения педагогов и родителей на основе двухстороннего взаимодействия в ходе реализации проекта.
· Создать условия для реализации проекта.
Основные формы реализации проекта:
с детьми: беседы, целевые прогулки, моделирование ситуаций, встреча с сотрудником ГИБДД, педагогом ДЭБЦ, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД, видео – роликов об экологическом транспорте будущего, продуктивная деятельность, выставки, оформление альбомов по данной теме, развлечение, викторина.
с родителями: анкетирование, педагогические беседы, оформление папки-передвижки «Экология транспорта», рекомендации, акции, круглый стол, участие в выставках.
Этапы проекта
1. Организационный этап
Модель трёх вопросов
Что мы знаем? Огромное количество транспортных средств, их производство и утилизация стало причиной ухудшения экологической обстановки в масштабах всей планеты.
Что хотим узнать? Создание какого транспорта послужит улучшению экологической обстановки. Какие меры еще необходимы для решения этой проблемы?
Где это можно узнать? Спросить у взрослых. Прочитать в книгах. Посмотреть передачу по телевизору «Чудо техники». Обратиться к инспектору дорожной полиции.
Анкетирование родителей «Экология транспортных средств»
2. Планирование деятельности
Беседы: «Планета в опасности», «Безопасный эко -транспорт», ««Транспорт», «Что такое светофор?».
Презентации и видео- ролики о новинках в машиностроении.
Встреча с инспектором ГИБДД, педагогом ДЭБЦ.
Художественное творчество:
ü рисование: «Эко - транспорт», «Транспорт будущего», «Улицы нашего города», «Полицейский на посту»;
ü раскрашивание машин, знаков дорожного движения;
ü лепка: «Необычная машина»;
ü аппликация: «Моя эко-машина», «Зеленая планета».
Театральная постановка по ПДД «Дорога к теремку» для воспитанников средней группы «Буратино»
Игра – путешествие «В стране дорожных знаков» команда ЮПИД;
Целевые прогулки и экскурсии к пешеходному переходу, на улицах города; наблюдения за действиями инспектора ГИБДД в условиях улицы.
Дидактические игры: «Дорожное лото», «Дорожные знаки», «Собери знак», «Угадай вид транспорта по описанию», «Четвертый лишний», , «Доскажи словечко», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!» и т. д.
Сюжетно-ролевые игры: «Я сотрудник ГИБДД», «Улица», «Мы - экологи», «Лаборатория», «Чертежное Бюро», «НИИ эко -транспорта», «Путешествие по городу», «Мы – водители».
Чтение художественной литературы:
Т. А. Шорыгина «Как пешеход получил колеса», «Сказка о правилах дорожного движения», «Ковер-самолет», «Мне купили самокат», «Друг пешехода»;
Е. Я. Хабибуллина «Сказка о заветных огоньках»;
Бедарев О. «Азбука безопасности»;
Веревка В. «Учимся переходить дорогу»;
Волкова С. «Зеленая планета»;
Иришин В. «Прогулка по городу»;
Опытническая деятельность:
Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и
«Уроки тетушки Совы. Экология для детей».
Оформление папки-передвижки «Экология транспорта».
3. Заключительный этап
Совместная образовательная деятельность
Тема: «Создание экомобиля - «SILVER-DROP»:
Игра – эксперимент «научно- исследовательская группа «УНИКУМ» НИИ эко -транспорта».
Создание модели экологического транспорта.
Создание мультимедийного видео - ролика, демонстрация, доклад.
Презентация проекта.
Размещение информации на сайте детского сада, участие в городском конкурсе видео – роликов о проекте.
Ожидаемый результат
Повышение экологической образованности родителей и детей, формирование активной гражданской позиции по данному вопросу.
Взаимодействие с педагогами; повышение ответственности и сознательности по вопросам безопасности детей на дороге.
Заключение:
В ходе реализации проекта «Эко – транспорт» предполагаемые результаты были достигнуты: обогащен опыт детей, созданы необходимые условия в ДОУ для работы улучшению экологической обстановки, по предупреждению детского травматизма на дорогах, повышена компетентность родителей по данной теме путем использования разных методов и приемов. Собран и обобщен богатый материал как опыт работы по данному проекту.
В период работы над проектом пополнился словарный запас детей. На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию объектов окружающего мира, они научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи. Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей группы.
В дальнейшем планируется продолжить работу в этом направлении: разрабатывать сценарии для проведения занятий, развлечений, праздников, досугов, памяток. Так же планируется продолжить дальнейшее сотрудничество с инспекторами по пропаганде ГИБДД и педагогами ДЭБЦ.
Используемая литература:
1. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48.
2. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
4. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
5. Л.Б. Поддубная «Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, «Корифей», 2009.
6. В.Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие. - М., «Тритий рим», 2000 г. «Дорожная безопасность» (учебная книжка-тетрадь) Москва: изд. «Дом Третий Рим» 2005
7. Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
8. Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
9. А. В. Горская «Правила- наши помощники» (учебно-наглядное пособие) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2006 г.
10. Т.И. Данилова «Программа «Светофор» (Обучение детей дошкольного возраста ПДД) Детство- Пресс 2009 г. С- Пб.
11. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Москва: ТЦ «Сфера» 2007 г.
12. В.Р. Клименко «Обучение дошкольников ПДД»-торговый дом Волгоград
13. «Сказка, которая сохраняет жизнь» Кострома 2004 г.
14. О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» Москва 2007 г.
СД диск «Дорожные приключения»
15. Детские журналы «Путешествие на зелёный свет»
16. Компьютерные развивающие игры для дошкольников «Дракоша и ПДД», «ПДД для дошкольников»
17. Интернет - ресурсы по данной тематике.
Совместная образовательная деятельность
Старший дошкольный возраст
Опыт «Торнадо в бутылке»
Давайте убедимся, что вихрь образовывается потому, что вода стекая вниз, вращаясь, вытесняет легкий воздух, который также по спирали поднимается.
Нам потребуются:
ü 2 пробки то пластиковых бутылок
ü Скотч
ü Шило или ножницы
Технологический процесс:
Две пробки от бутылок сложить донышками, скрепить скотчем, проделать шилом сквозную дырочку в обеих пробках. Налить полную бутылку воды и подкрасить любой краской. Вкрутить в пробки эту бутылку и пустую. Перевернуть, чтобы сверху была полная бутылка и немного покрутить, чтобы вода в бутылке немного покружилась.
Вывод:вода стекая вниз, вращаясь, вытесняет легкий воздух, который также по спирали поднимается.
· Группа ученых, в составе Деминой Софии, Каширина Ивана, Соколовой Евы, Илларионова Ярослава будет работать над механизмом плавного подъема и спуска, а также устойчивости при боковом ветре.
Опыт: «Железные шарики»
Нам потребуются:
ü магнит
ü железные шарики
Технологический процесс:
На столе лежат шарики врассыпную, далеко друг от друга. В середину подносится магнит. Шарики бегут и приклеиваются к магниту.
Вывод: магнит притягивает железо. Когда магнит превосходит по размеру другой предмет, то он притягивается к магниту.
Завод – экспериментальная площадка изготовила непосредственно экомобиль, используя технологии конструирования и аппликации из бросового материала.
· Группа испытателей под руководством Панкратьевой Ксении провела тест-драйв и передала экомобиль заказчикам.
Весь процесс разработки и создания экомобиля был отснят корреспондентами телеканала «Россия – 1» и будет освещен в информационной программе с Марией Ситтель «Вести».
города Каменск – Шахтинский (МБДОУ детский сад № 33)
Проектная деятельность
Старший дошкольный возраст