Определение размеров материальных потоков
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Московский Государственный Университет Путей Сообщения Императора Николая II (МИИТ)
Институт управления и информационных технологий
Кафедра: "Логистические транспортные системы и технологии"
Практические работы
Вариан 5.3
Выполнила:
ст. гр. УЭМ-213
Ушакова М.А.
Проверил:
Кузнецова И.А.
Москва- 2017 г.
Определение размеров материальных потоков
Задача. Рассчитать величины входящего, выходящего, внешнего, внутреннего и суммарного материального потока для контейнерной площадки при следующих исходных данных:
ü количество прибывших груженых контейнеров Nгрпр=120 конт/cут.
ü количество отправленных груженых контейнеров Nгрот=70 конт/cут.
Факторы, влияющие на величину суммарного материального потока. приведены в табл.1.1
Таблица 1.1
Наименование фактора | Обозначение | Численное значение |
Доля контейнеров, перегружаемых по прямому варианту «вагон-автомобиль» | α1 | 0,16 |
Доля контейнеров, перегружаемых по прямому варианту «автомобиль-вагон» | α2 | 0,14 |
Доля контейнеров, направляемых в ремонт | α3 | 0,5 |
Доля контейнеров, с которыми выполняются дополнительные операции | α4 | 0,03 |
Методика и решение. Материальный поток — это совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу.
Входящий материальный поток — это поток, поступающий в логистическую систему из внешней среды.
Для логистической системы «контейнерная площадка» входящий поток состоит из груженых и порожних контейнеров, выгружаемых на площадке из вагонов и автомобилей.
Величина входящего потока определяется по формуле:
Nвх=Nгрпр(1-α1)+Nгрот(1-α2)+Nпор(1-α*), | (1.1) |
где Nпор — число порожних контейнеров, равное:
Nпор=Nгрпр-Nгрот при Nгрпр>Nгрот; | (1.2) |
Nпор=Nгрот-Nгрпр при Nгрпр<Nгрот; | (1.3) |
α* — доля порожних контейнеров, перегружаемых по прямому варианту, равная:
α1 — если порожние контейнеры прибывают (Nгрпр<Nгрот),
α2 — если порожние контейнеры отправляются (Nгрпр>Nгрот).
Подставив исходные данные в формулу (1.1), получим:
Nвх=120(1-0,16)+70(1-0,14)+50(1-0,14) =204 конт/сут |
Выходящий материальный поток — это поток, поступающий из логистической системы во внешнюю среду.
Для логистической системы «контейнерная площадка» выходящий поток состоит из груженых и порожних контейнеров, перегружаемых с площадки в вагоны и автомобили.
Величина выходящего потока в данном случае ра
вна величине входящего потока:
Nвых=Nвх=204 конт/сут |
Внутренний материальный поток — это поток, образуемый в результате осуществления логистических операций внутри логистической системы.
Для логистической системы «контейнерная площадка» внутренний поток состоит из контейнеров, перемещаемых внутри площадки: в зону ремонта, в таможенную зону, при «свертывании» и «развертывании» площадки и т.д.
Размер внутреннего потока определяется по формуле:
Nвнутр=Nвх(1+α3+α4) | (1.4) |
Его размер для заданных условий равен:
Nвнутр=204(1+0,5+0,03)=312 конт/сут |
Внешний материальный поток — это поток, проходящий во внешней, по отношению к данной логистической системе, среде.
Для логистической системы «контейнерная площадка» внешний поток состоит из контейнеров, перегружаемых по прямому варианту. Его величина определяется по формуле:
Nвнеш=Nгрпрα1+Nгротα2+Nпорα* | (1.5) |
Для заданных условий его величина составит:
Nвнеш=120·0,16+70·0,14+50·0,14=36 конт/сут |
Суммарный материальный поток логистической системы определяется сложением материальных потоков, проходящих через ее отдельные участки и между участками.
Величина суммарного материального потока определяется по формуле:
Nсум=Nвх+Nвых+Nвнутр+Nвнеш | (1.6) |
После подстановки вычисленных значений потоков получим:
Nсум=204+204+312+36=756 конт/сут |
Вывод: Суммарный суточный материальный поток в системе «контейнерная площадка» для заданных условий составляет 756 контейнеров.
Прогнозирование материальных потоков
Задача. Рассчитать прогнозируемое значение материального потока на 7 год при следующих исходных данных: за условный шестилетний период приведены в табл.2.1
Таблица 2.1
Изменение материального потока по годам
Годы, t | ||||||
Мат. поток N(t), тыс. т/год | 21,5 | 26,7 | 30,9 | 35,4 | 49,3 | 52,4 |
Методика и решение. Прогноз показателей функционирования логистической системы подразумевает оценку ожидаемых уровней спроса на продукцию, перевозки и т.д. в течение некоторого отрезка времени в будущем. В каждом конкретном случае оптимальный вариант прогнозирования выбирается на основании анализа состояния рынков сбыта, каналов распределения, методов планирования перевозок и т.д.
Для прогнозирования материальных потоков могут быть использованы следующие методы прогнозирования.
Метод наивного прогноза
В этом случае прогнозируемый материальный поток принимается равным материальному потоку на конец анализируемого периода. Если обозначить прогноз как N(t+1), то получим:
N(t+1)=N(t) | (2.1) |
В нашем случае значение прогноза на N(t+1) год составит: N(6+1)=N(6)=52,4 тыс. т/год
Метод простой средней
Значение прогноза рассчитывается как среднее арифметическое материальных потоков за предшествующие периоды:
(2.2) |
— материальный поток за период ti.
Для исходных данных, приведенных в таблице 2.1, получим:
тыс. т/год.
Метод скользящей средней
Этот метод позволяет дать каждому значению материального потока оценку его веса.
Метод предполагает, что значение анализируемой величины в конце предшествующего периода имеют большее влияние на прогнозируемое значение и должны иметь больший вес, а сумма весов за прогнозируемый период должна быть равна единице. При таких условиях значение прогноза рассчитывается по методу скользящей средней по формуле:
(2.3) |
где αi — оценка веса i-го значения материального потока.
Ограничение для αi имеет вид:
(2.4) |
Для определения оценок веса αi можно использовать метод экспертных оценок. Предположим, что эксперты присвоили следующие оценки весов: α(1)=0,05, α(2)=0,05, α(3)=0,1, α(4)=0,15, α(5)=0,25 . Расчет значения прогноза выполнен по формуле (2.3) при ограничении (2.4):
N(6+1)=0,05·21,5+0,05·26,7+0,1·30,9+0,15·35,4+0,25·49,3+0,4·52,4=44,1 тыс.т/год
Графический метод
N=an+b, n-номер года
=a*1+b 21.5=a+b 5a=30.9
=a*6+b 52.4=6a+b а=6,18 b=21.5-6,18=15,32
N=an+b
№7=6,18*7+15.32=58,6
Методика и решение
1. Оптимальный размер партии поставки q определяется по критерию минимума затрат на транспортировку продукции и хранение запасов.
Величина суммарных затрат рассчитывается по формуле (3.1):
С=Стр+Схр | (3.1) |
где Стр — затраты на транспортировку за расчетный период (год), руб;
Схр — затраты на хранение запаса за расчетный период (год), руб.
Затраты на хранение определяются по формуле (3.4):
Схр=qcp/2·cхр | (3.4) |
где qcp — средняя величина запаса (в тоннах), которая определяется из предположения, что новая партия завозится после того, как предыдущая полностью израсходована. В этом случае средняя величина рассчитывается по следующей формуле:
qcp=Q/2 | (3.5) |
Подставив выражения Стр и Стр в формулу (3.1), получим:
(3.6) |
Решение данной задачи графическим способом заключается в построении графиков зависимости Стр(q), Схр(q) и С(q) ,предварительно выполнив необходимые расчеты по определению Стр, Схр и С.
Определим значения Стр, Схр и С при изменении q в пределах от 7850 до 8150 с шагом 50. Результаты расчетов занесем в табл.3.1.
Таблица 3.1
Значения Стр, Схр и С
Размер партии, q Затраты, руб | |||||||
Стр | 324,1 | 314,1 | |||||
Схр | 70,65 | 71,1 | 71,6 | 72,5 | 72,9 | 73,4 | |
С | 396,8 | 395,2 | 393,6 | 390,5 | 388,9 | 387,5 |
По данным табл.3.1 построены графики зависимости затрат на транспортировку, хранение и суммарных от размера партии (рис.3.1).
Зависимость затрат от размера партии
|
|
|
|
Рис.3.1
Анализ графиков на рис.3.1 показывает, что затраты на транспортировку уменьшаются с увеличением размера партии, что связано с уменьшением количества рейсов. Затраты, связанные с хранением, возрастают прямо пропорционально размеру партии.
График суммарных затрат имеет минимум при значении q приблизительно равном т, которое и является оптимальным значением размера партии поставки. Соответствующие минимальные суммарные затраты составляют руб.
2. В условиях дефицита значение q*, рассчитанное по формуле (3.8) корректируется на коэффициент k, учитывающий расходы, связанные с дефицитом.
(3.9) |
Коэффициент k рассчитывают по формуле (3.10):
(3.10) |
Подставив значения, получим:
q*=k* =8000*1,1=8800
Вывод: В данной работе мы научились прогнозировать материальный поток разными методами – от простого к сложному.
Таблица 1.1
К1 | К2 | К3 | К4 | Предложение | |
П1 | |||||
П2 | |||||
П3 | |||||
Спрос |
Методика решения.Исходные данные транспортной задачи обычно записываются в виде таблицы (табл. 1.2).
Таблица 1.2
… | ||||
… | ||||
… | … | … | …. | …. |
… |
Переменными (неизвестными) транспортной задачи являются i=1,2,…m; j=1,2,…n – объемы перевозок от каждого i-го поставщика каждому j-му потребителю. Эти переменные можно записать в виде матрицы перевозок
(1.1).
Так как произведение определяет затраты на перевозку груза от i-го поставщика j-му потребителю, то суммарные затраты на перевозку всех грузов равны . По условию задачи требуется обеспечить минимум суммарных затрат. Следовательно, целевая функция имеет вид
(1.2)
Система ограничений задачи состоит из двух групп уравнений. Первая группа из m уравнений описывает тот факт, что запасы всех m поставщиков вывозятся полностью:
, i=1,2,…,m (1.3)
Вторая группа из n уравнений выражает требование полностью удовлетворить запросы всех n потребителей:
, j=1, 2, … , n (1.4)
Учитывая условие положительности объемов перевозок,
, i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n (1.5)
В рассмотренной модели транспортной задачи предполагается, что суммарные запасы поставщиков равны суммарным запросам потребителей, т.е.
. (1.6)
Формулировка транспортной задачи такова: найти переменные задачи , i=1,2,…m; j=1,2,…n, удовлетворяющие системе ограничений (1.3), (1.4), условиям положительности (1.5) и обеспечивающие минимум целевой функции (1.2). Исходные данные для расчетов принимаются по приложению 1. Решение задачи возможно путем использования средств Excel – «поиск решения» или при помощи математических методов – примеры приведены в табл. 1.3, 1.4 (например, методом северо-западного угла – табл. 1.3).
Таблица 1.3
К1 | К2 | К3 | К4 | Предложение | |
П1 | 98-58=40 | - | - | ||
П2 | - | 136-40=96 | 163-96=67 | - | |
П3 | - | - | 86-67=15 | 91-19=72 | |
Спрос |
Суммарные затраты на перевозку всех грузов при данном распределении составят: С=58*45+40*24+96*78+67*28+19*55+72*13=17219
Таблица 1.4
К1 | К2 | К3 | К4 | Предложение | |
П1 | - | - | 86-60=26 | 98-36=72 | |
П2 | - | 136-33=103 | 163-103=60 | - | |
П3 | 91-58=33 | - | - | ||
Спрос |
Суммарные затраты на перевозку всех грузов при данном распределении составят: С=58*60+103*78+30*33+26*21+60*28+72*30=14730
Вывод:Так как по условию и (формула (1.2)) требуется обеспечить минимум суммарных затрат на перевозку всех грузов, оптимальным распределением является вариант представленный в табл. 1.4.
5. Определение оптимального места расположения
склада на заданном полигоне.
Задача. Требуется определить место расположения склада на заданном полигоне. Склад обслуживает четырех поставщиков (П1, П2, П3, П4) и трех клиентов (К1, К2, К3).
Схема размещения поставщиков и клиентов приведена на рис.5.1.
Рис. 5.1
Обозначения:
П1 – П4 – поставщики К1 – К3 – клиенты М – место расположения склада 1 – сетка 2 – граница полигона
Исходные данные для решения задачи приведены в табл.5.1
Таблица 5.1
Исходные данные для расчета
Наименования поставщиков и клиентов Показатели | Поставщики | Клиенты | |||||
П1 | П2 | П3 | П4 | К1 | К2 | К3 | |
Тарифы на транспортировку 1т груза, руб/ ткм. | 0,9 | 0,6 | 0,5 | 0,7 | 0,4 | 0,6 | |
Объемы продаж (покупок), т |
Методика и решение:Задача решается методом наложения условной сетки координат на карту с указанными местами расположения поставщиков и клиентов. Такой метод дает возможность оценить величину транспортных затрат на доставку груза от каждого поставщи ка до склада и от склада до каждого клиента. В некоторых источниках такой метод называют «Метод поиска центра равновесных транспортных затрат».
Оптимальное место расположения склада рассчитывается по формуле
(5.1)
где:
- транспортные затраты на доставку грузов от поставщиков
на склад;
- транспортные затраты на доставку грузов со склада
клиентам;
- удельные затраты поставщиков
- удельные затраты клиентов;
m - число поставщиков;
n - число клиентов;
Tпi, Tкj - соответственно тариф на перевозку груза для i-го
поставщика и j-го клиента; руб/ткм
Rпi, Rкj - расстояние от начала координат до точки, обозначающей
место расположения i-го поставщика, j-го клиента по
осям координат, км;
Qпi - объем груза, закупаемый у i-го поставщика, т.
Qкj - объем груза, реализуемый j-му клиенту, т.
Координаты поставщиков и клиентов определены по рис.5.1 и приведены в табл.5.2
Таблица 5.2
Координаты поставщиков и клиентов
Транспортные затраты на доставку грузов:
- от поставщиков на склад
по оси X: Стп=349000руб.
по оси Y: Стп=570500руб;
- со склада клиентам
по оси X: Стк=86482руб.
по оси Y: Стк=176400руб.
Определение удельных затрат для:
– поставщиков Сп=1360руб/км.
– клиентов Ск=0,5·600+0,6·1000+0,7·200=1050руб/км.
Подставив найденные значения в формулу (5.1) получим:
М
М
Вывод:методом наложения координат на местности определили место расположения склада (М) (рис 5.1). Искомое место имеет координаты X=181; Y=310.
Методика и решение задачи.
1) Оптимальный размер заказа непосредственно не используется в работе системы с фиксированным интервалом между заказами, но дает возможность предложить эффективный интервал времени между заказами, величина которого используется в качестве исходного параметра (табл. 3.2). Отношение величины потребности к оптимальному размеру заказа равно количеству заказов в заданный период. Число рабочих дней в заданном периоде, отнесенное к количеству заказов, равно интервалу между заказами, соответствующему оптимальному режиму работы системы.
Таким образом, интервал времени между заказами можно рассчитать по формуле:
(3.3)
где | – интервал времени между заказами, дни; | |
– число рабочих дней в периоде, дни; | ||
– оптимальный размер одной партии поставок (заказа), шт., т, м3 и т.п. | ||
– потребность в материальном ресурсе, шт., т, м3 и т.п.; |
Оптимальный размер заказа , рассчитанный по формуле (3.1) равен 268,155 и 120шт.
Рекомендуемый интервал времени между заказами можно рассчитать используя данные табл. 3.2.
2) Расчет параметров системы управления запасами с интервалом времени между заказами при варьируемых значениях параметров С и Х приведен в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Параметры системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами и порядок их расчета
№ п/п | Показатель | Порядок расчета | Значения | ||
1. | Потребность в МТР за расчетный период, шт. | - | - | - | |
2. | Интервал времени между заказами, дни | формула (3) | |||
3. | Время поставки, дни | - | - | - | |
4. | Возможная задержка в поставках, дни | - | - | - | |
5. | Ожидаемое дневное потребление, шт./ день | [1]:[число рабочих дней] | - | - | |
6. | Ожидаемое потребление за время поставки, шт. | [3] [5] | - | - | |
7. | Максимальное потребление за время поставки, шт. | ([3]+[4]) [5] | - | - | |
8. | Гарантийный запас, шт. | [7]–[6] | - | - | |
9. | Максимальный желательный запас, шт. | [8]+[2]´[5] | |||
10. | Оптимальный размер заказа, шт. | - |
Расходы вычисляются по формуле:
Суп= С * О/ П + О*Ц + Х * П/2
Выбираем Суп1=24318р- самый минимальный расход.
Размер заказа (РЗ) должен быть таким, чтобы он пополнил запас до максимально желательного уровня (МЖЗ):
(3.4)
где | – размер заказа, шт.; | |
– максимальный желательный запас, шт.; | ||
– текущий запас (максимальное потребление), шт.; | ||
– ожидаемое потребление за время поставки, шт. |
При отсутствии сбоев в поставках поступление заказа происходит в момент, когда достигается гарантийный уровень запасов.
Вывод:при оптимальном размере заказа 268 шт. минимальный расход составляет 24318 руб. и размер заказа составляет 272 шт.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Московский Государственный Университет Путей Сообщения Императора Николая II (МИИТ)
Институт управления и информационных технологий
Кафедра: "Логистические транспортные системы и технологии"
Практические работы
Вариан 5.3
Выполнила:
ст. гр. УЭМ-213
Ушакова М.А.
Проверил:
Кузнецова И.А.
Москва- 2017 г.
Определение размеров материальных потоков
Задача. Рассчитать величины входящего, выходящего, внешнего, внутреннего и суммарного материального потока для контейнерной площадки при следующих исходных данных:
ü количество прибывших груженых контейнеров Nгрпр=120 конт/cут.
ü количество отправленных груженых контейнеров Nгрот=70 конт/cут.
Факторы, влияющие на величину суммарного материального потока. приведены в табл.1.1
Таблица 1.1
Наименование фактора | Обозначение | Численное значение |
Доля контейнеров, перегружаемых по прямому варианту «вагон-автомобиль» | α1 | 0,16 |
Доля контейнеров, перегружаемых по прямому варианту «автомобиль-вагон» | α2 | 0,14 |
Доля контейнеров, направляемых в ремонт | α3 | 0,5 |
Доля контейнеров, с которыми выполняются дополнительные операции | α4 | 0,03 |
Методика и решение. Материальный поток — это совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу.
Входящий материальный поток — это поток, поступающий в логистическую систему из внешней среды.
Для логистической системы «контейнерная площадка» входящий поток состоит из груженых и порожних контейнеров, выгружаемых на площадке из вагонов и автомобилей.
Величина входящего потока определяется по формуле:
Nвх=Nгрпр(1-α1)+Nгрот(1-α2)+Nпор(1-α*), | (1.1) |
где Nпор — число порожних контейнеров, равное:
Nпор=Nгрпр-Nгрот при Nгрпр>Nгрот; | (1.2) |
Nпор=Nгрот-Nгрпр при Nгрпр<Nгрот; | (1.3) |
α* — доля порожних контейнеров, перегружаемых по прямому варианту, равная:
α1 — если порожние контейнеры прибывают (Nгрпр<Nгрот),
α2 — если порожние контейнеры отправляются (Nгрпр>Nгрот).
Подставив исходные данные в формулу (1.1), получим:
Nвх=120(1-0,16)+70(1-0,14)+50(1-0,14) =204 конт/сут |
Выходящий материальный поток — это поток, поступающий из логистической системы во внешнюю среду.
Для логистической системы «контейнерная площадка» выходящий поток состоит из груженых и порожних контейнеров, перегружаемых с площадки в вагоны и автомобили.
Величина выходящего потока в данном случае ра
вна величине входящего потока:
Nвых=Nвх=204 конт/сут |
Внутренний материальный поток — это поток, образуемый в результате осуществления логистических операций внутри логистической системы.
Для логистической системы «контейнерная площадка» внутренний поток состоит из контейнеров, перемещаемых внутри площадки: в зону ремонта, в таможенную зону, при «свертывании» и «развертывании» площадки и т.д.
Размер внутреннего потока определяется по формуле:
Nвнутр=Nвх(1+α3+α4) | (1.4) |
Его размер для заданных условий равен:
Nвнутр=204(1+0,5+0,03)=312 конт/сут |
Внешний материальный поток — это поток, проходящий во внешней, по отношению к данной логистической системе, среде.
Для логистической системы «контейнерная площадка» внешний поток состоит из контейнеров, перегружаемых по прямому варианту. Его величина определяется по формуле:
Nвнеш=Nгрпрα1+Nгротα2+Nпорα* | (1.5) |
Для заданных условий его величина составит:
Nвнеш=120·0,16+70·0,14+50·0,14=36 конт/сут |
Суммарный материальный поток логистической системы определяется сложением материальных потоков, проходящих через ее отдельные участки и между участками.
Величина суммарного материального потока определяется по формуле:
Nсум=Nвх+Nвых+Nвнутр+Nвнеш | (1.6) |
После подстановки вычисленных значений потоков получим:
Nсум=204+204+312+36=756 конт/сут |
Вывод: Суммарный суточный материальный поток в системе «контейнерная площадка» для заданных условий составляет 756 контейнеров.