Посещение и анализ первого собрания родителей первоклассников
Задание 1
Ознакомление с содержанием и организацией подготовительной работы учителя начальных классов
Цель задания —ознакомление учащихся-практикантов с содержанием и организацией работы учителя с первоклассниками в первую неделю учебных занятий в школе.
Выполнение задания — при выполнении данного задания педагогической практики учащимся-практикантам следует обратить внимание на следующие вопросы:
n осуществляет ли учитель начальных классов планирование учебно-воспитательной работы с детьми в первую неделю учебных занятий в школе? Какие учебные занятия и воспитательные мероприятия планируются учителем? По каким предметам учебного плана 1 класса планируется проведение уроков?
n Какие наглядные пособия и дидактические материалы заранее готовятся учителем для работы с детьми в первую неделю учебных занятий в школе?
n Каков состав класса? Кто из детей до школы воспитывался в семье, а кто в детских дошкольных учреждениях?
n Какую работу учитель планирует с родителями первоклассников?
Задание 2
Подготовка и проведение первого дня занятий с первоклассниками
Цель задания — ознакомление практикантов с особенностями и трудностями организации первого дня занятий с первоклассниками.
Выполнение задания— вопросы для отчета о выполнении задания.
n Как прошел первый день занятий с первоклассниками?
n Проявляют ли дети на уроках и переменах организованность и дисциплинированность?
n С какими правилами и нормами школьной жизни познакомил детей учитель начальных классов?
n Как быстро учитель начальных классов наладил контакт с детьми? Как он этого добился?
n Удалось ли учителю начальных классов в первый день занятий создать эмоционально положительное отношение детей к учебной деятельности? Каким образом это было достигнуто?
n В чём заключаются трудности адаптации детей к школе?
Задание 3
Посещение и анализ первого собрания родителей первоклассников
Цель задания — изучение содержания и методики проведения первого собрания с родителями первоклассников.
Выполнение задания — при посещении первого родительского собрания учащиеся-практиканты делают его протокольную запись, а затем анализируют по следующей схеме:
n тема и цель родительского собрания;
n вопросы, рассмотренные учителем начальных классов на родительском собрании;
n вопросы, интересующие родителей первоклассников;
n достигнута ли учителем начальных классов цель родительского собрания.
Задание 4
Протоколирование уроков в первом классе и их
Психолого-педагогический анализ
Цель задания — изучение методики подготовки и проведения уроков в первом классе в первую неделю занятий в школе.
Выполнение задания — посещая уроки в 1 классе учащиеся-практиканты ежедневно ведут в дневнике их подробную протокольную запись по следующей схеме:
Дата | Вид деятельности | Содержание деятельности | Анализ деятельности | Замечания |
Общие выводы
При осуществлении психолого-педагогического анализа уроков следует обратить особое внимание на следующие вопросы:
n какова структура урока? Насколько рационально распределено учителем начальных классов время между отдельными его этапами?
n Какие методы обучения использовались учителем начальных классов? Какова их педагогическая целесообразность?
n Достигнуты ли запланированные учителем цели и задачи урока?
n Каково качество усвоения учащимися 1-го класса учебного материала?
n Насколько эффективно учитель побуждает всех детей к мышлению? Как развивались им другие познавательные процессы учащихся 1-го класса: внимание, мышление, память, воображение?
n Какие педагогические способы и методические приёмы использовал учитель для формирования у первоклассников познавательных интересов и мотивов?
n Использовались ли на уроке коллективные формы организации учебного труда учащихся 1-го класса?
n Как обеспечивались положительные эмоции для формирования интереса детей к учению? Как эмоциональность урока влияла на работоспособность первоклассников?
n Как осуществлялось формирование учебной деятельности первоклассников? Какие общие учебные умения и навыки были приобретены или закреплены ими?
n Какие способы и приёмы воспитательного воздействия на учащихся использовались учителем? На формирование каких личностных качеств младших школьников они были направлены?
Задание 5
Краткое описание теста
Задание 1
Рисунок мужской фигуры
Здесь нарисуй какого-нибудь человека. Так, как ты это сумеешь.
Оценка выполнения задания:
1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка либо шляпа) и уши, на лице — глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Приведение мужской одежды. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т. е. фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из туловища.
2 балла. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три не хватающих части(шея, волосы, 1 палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешиваетсясинтетическим способом изображения.
3 балла. Рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.
4 балла. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно 1 пары) выражены всего лишь простыми линиями.
5 баллов. Не хватает ясного изображения туловища («головоногое» изображение и преодоление «головоного» изображения) или обеих конечностей.
Задание 2
Задание 3
Срисовывание группы точек
Посмотри, здесь точки. Попробуй и нарисуй рядом такие же.
. . . . .
. . . . .
. . . . .
.
Оценка выполнения задания
1 балл. Почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень небольшое отклонение одной точки от ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо; увеличение не должно быть больше, чем наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом.
2 балла. Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить смещение даже 3-х точек на пробелы между рядами и столбцами.
3 балла. Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине, оно не превосходит его больше, чем в 2 раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше 20 или меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180°.
4 балла. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он всё ещё состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) не допустимы.
5 баллов.Черкание.
Задание 4
Вербальное мышление
1. Какое животное больше — лошадь или собака? (Лошадь = 0, неправильный ответ = -5).
2. Утром мы завтракаем, а в полдень ..? (Обедаем. Мы едим суп = 0; полдничаем, ужинаем, спим и т. д. = -5).
3. Днём светло, а ночью..? (Темно = 0; неправильный ответ = -4).
4. Небо голубое, а трава..? (Зелёная =0; неправильный ответ = -4).
5. Черешни, сливы, груши, яблоки...это что? (Фрукты = 1; неправильный ответ = -1).
6. Почему перед тем, как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? (Чтобы поезд не столкнулся с автобусом...= 0; неправильный ответ = -1).
7. Что это такое: (рисунок с изображением города)? (Город = 1, станции = 1; неправильный ответ = -1).
8. Который час? (показать на бумажных часах: четверть 7-го; без 5 минут 8; четверть 12-го и 5 минут 12-го). (Хорошо показано = 4; не знает часов = 0).
9. Маленькая корова — это телёнок, маленькая собака — это ..? Маленькая овечка — это..? (Щенок, ягнёнок = 4; только одно из двух данных = 0; неправильный ответ = -1).
10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового? (На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, когти, хвост (достаточно одного подобия) = 0; на кошку (без приведения знаков подобия) = -1; на курицу = -3.
11. Почему на всех автомобилях тормоза? (Две причины: тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды = 1; одна причина = 0; неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормоза) = -1.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Два общих признака: они и из дерева и из железа, у них рукоятки, ими можно забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0).
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? (Определение, что это млекопитающие или приведение двух общих признаков (у них 4 ноги, , хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазить по деревьям) = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0.
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они лежали рядом с тобой, на столе? (У винта нарезка (резьба такая закрученная линия вокруг зарубки) = 3; винт завинчивается, а гвоздь забивается; у винта — гайка = 2; неправильный ответ = 0.
15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание — это..? (Спорт; физкультура = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0.
16. Какие ты знаешь транспортные средства? (Три наземных транспортных средства и самолёт или корабль = 4; только 3 наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолётом, и с кораблём), но только после объяснения «транспортное средство- это то, на чём мы куда-нибудь передвигаемся = 2; неправильный ответ = 0.
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (Три признака: седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрёт, чем молодой = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ (например, у него палка, он курит и т. п.) = 0.
18. Почему люди занимаются спортом?(Две причины: чтобы они были здоровыми, закалёнными, сильными; чтобы они не были толстыми, чтобы они держались прямо, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда, победить = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (например, чтобы что-нибудь уметь, они делают ставку и выигрывают деньги) = 0.
19. Почему аморально (неправильно, плохо), когда кто-нибудь уклоняется от работ? (Остальные должны на него работать (или другое выражение, того, что вследствие этого несёт ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый, или: мало зарабатывает и не может ничего себе купить = 2; неправильный ответ = 0.
20. Почему на конверт нужно наклеивать марку? (Так платят за пересылку (перевозку) этого письма = 5; тот, другой должен был бы уплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0.
Оценка выполнения задания
Результат выполнения задания — это сумма баллов («+» или «-») достигнутых по отдельным вопросам.
Классификация результатов
1 балл | - от +24 и лучше; |
2 балла | - от +14 до +23; |
3 балла | - от 0 до +13; |
4 балла | - от -1 до -10; |
5 баллов | - от -11 и хуже. |
Общий результат
Общий результат равен сумме баллов по отдельным заданиям. По количеству суммарного балла на основании общего результата теста, определяется уровень психомоторного развития ребёнка (ПМР).
По сумме баллов набранной ребёнком по всем четырём заданиям, исходя из данных приведенной таблицы, делается вывод о готовности ребёнка к школьному обучению.
Определение уровня ПМР
Количество баллов | Уровень ПМР | |
До 5-ти баллов | Зрелый | Готов к обучению в школе |
6 – 7 баллов | Зреющий, вариант «А» (благоприятный вариант, пргноз благоприятный) | |
8 – 9 баллов | Зреющий, вариант «Б» (прогноз условный, благоприятный) | Условно готов к обучению в школе |
10 и более баллов | Незрелый по ПМР | Не готов к школьному обучению |
Тебе нравится в школе?
а) не очень б) нравится в) не нравится
Цветопись (А.Н. Лутошкин)
На основе методики эмоционально-цветовой аналогии Лутошкина А.Н. была разработана методика цветопись. Суть ее — в оценке членами групп своих эмоциональных отношений, а также в оценке общей эмоциональной атмосферы группы за определенный отрезок времени, выражаемой при помощи цвета. Цветопись применяется для изучения динамических
особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического климата коллектива, самочувствия личности в коллективе. В практике исследовательской
работы цветопись применялась также для оценки воздействия различных ситуаций на настроение людей, для изучения эффективности некоторых форм воспитательного процесса и ряда других явлений. Надежность «работы» цветосимволов в реальных условиях изучения групп проверялась несколькими способами. Например, путем сравнения словесного описания индивидуальных состояний и общей психологической атмосферы коллектива с соответствующим цветовым обозначением. В этих целях проводилось интервьюирование членов коллектива в одних случаях до, и в других – после цветотестирования.
Отметим, что цветопись не дает возможность передать все многообразие оттенков настроения человека – для этого любой предлагаемый набор цветов явно недостаточен. Однако тот или иной цвет все же отражает зону преобладающего настроения. В этом отношении диагностика коллективных эмоциональных явлений (психологической атмосферы, психологического климата в коллективе) с помощью цветосимволов осуществляется точнее. Основной методический инструмент проведения исследований – это дневник настроений, рабочая часть которого демонстрирует цветовой диапазон: семь полос красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового и черного цветов. Каждая полоса символизирует определенное настроение и сопровождается соответствующей словесной характеристикой.
Психологическое значение цвета:
Красный – восторженный
Оранжевый – радостное, теплое
Желтый – светлое, приятное
Зеленый – спокойное
Синий – неудовлетворительное, грустное
Фиолетовый – тревожное, напряженное
Черный – упадок, уныние
Работа с цветописями, как правило, требует ежедневного посещения исследователем изучаемого коллектива на протяжении всего экспериментального периода. Поэтому важен вопрос о характере включенности самого исследователя в реальную жизнь группы. Цветотестирование имеет смысл, если в процессе тщательного
наблюдения за реальной деятельностью групп все данные отражаются в дневнике наблюдения.
Цветодневник
Ф. И. О. обучающегося:_________________
Класс:__________ Школа:__________
День | (дата) | (дата) | (дата) | (дата) | (дата) |
Начало дня | |||||
Конец дня |
В начале и в конце учебного дня ученику предлагается закрасить соответствующую ячейку цветодневника тем цветом, который соответствует его настроению на данный момент времени. Каждый раз необходимо спрашивать ребенка, почему он выбрал тот или иной цвет.
На основе заполненного цветодневника делается вывод об эмоциональном состоянии ребенка в первую неделю обучения в школе.
Задание 1
Ознакомление с содержанием и организацией подготовительной работы учителя начальных классов
Цель задания —ознакомление учащихся-практикантов с содержанием и организацией работы учителя с первоклассниками в первую неделю учебных занятий в школе.
Выполнение задания — при выполнении данного задания педагогической практики учащимся-практикантам следует обратить внимание на следующие вопросы:
n осуществляет ли учитель начальных классов планирование учебно-воспитательной работы с детьми в первую неделю учебных занятий в школе? Какие учебные занятия и воспитательные мероприятия планируются учителем? По каким предметам учебного плана 1 класса планируется проведение уроков?
n Какие наглядные пособия и дидактические материалы заранее готовятся учителем для работы с детьми в первую неделю учебных занятий в школе?
n Каков состав класса? Кто из детей до школы воспитывался в семье, а кто в детских дошкольных учреждениях?
n Какую работу учитель планирует с родителями первоклассников?
Задание 2
Подготовка и проведение первого дня занятий с первоклассниками
Цель задания — ознакомление практикантов с особенностями и трудностями организации первого дня занятий с первоклассниками.
Выполнение задания— вопросы для отчета о выполнении задания.
n Как прошел первый день занятий с первоклассниками?
n Проявляют ли дети на уроках и переменах организованность и дисциплинированность?
n С какими правилами и нормами школьной жизни познакомил детей учитель начальных классов?
n Как быстро учитель начальных классов наладил контакт с детьми? Как он этого добился?
n Удалось ли учителю начальных классов в первый день занятий создать эмоционально положительное отношение детей к учебной деятельности? Каким образом это было достигнуто?
n В чём заключаются трудности адаптации детей к школе?
Задание 3
Посещение и анализ первого собрания родителей первоклассников
Цель задания — изучение содержания и методики проведения первого собрания с родителями первоклассников.
Выполнение задания — при посещении первого родительского собрания учащиеся-практиканты делают его протокольную запись, а затем анализируют по следующей схеме:
n тема и цель родительского собрания;
n вопросы, рассмотренные учителем начальных классов на родительском собрании;
n вопросы, интересующие родителей первоклассников;
n достигнута ли учителем начальных классов цель родительского собрания.
Задание 4