Декларирование, контроль и корректировка таможенной стоимости
Комиссия ТС своим решением от 20 сентября 2010 г. № 376 утвердила "Порядок декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", который определяет условия декларирования таможенной стоимости товаров, представления декларантом (таможенным представителем) документов для ее подтверждения, форму декларации таможенной стоимости и правила ее заполнения.
Порядок разработан на основании ТК ТС и Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС.
Таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров.
Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и ДТС и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
Декларация таможенной стоимости является неотъемлемой частью декларации на товары. Она заполняется декларантом или таможенным представителем. В случае корректировки таможенной стоимости товаров таможенным органом ДТС заполняется уполномоченным лицом таможенного органа.
Декларация таможенной стоимости и ее электронная копия (либо только в электронном виде) представляются таможенному органу, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров, одновременно с подачей декларации на товары. При этом подача ДТС должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она была заполнена.
Перечень документов, представляемых в подтверждение заявленной таможенной стоимости, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством ТС или законодательством государств - членов ТС (ст. 183 ТК ТС).
Декларация таможенной стоимости составляется в двух экземплярах. Один экземпляр предназначен для таможенного органа, другой - для лица, заполнившего ДТС. Данная ДТС заполняется на все товары, ввозимые на единую таможенную территорию ТС (далее - таможенная территория ТС), декларируемые с использованием декларации на товары, за исключением следующих случаев:
o если товары помещаются под таможенные процедуры, не предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов;
o если исходя из заявляемой величины таможенной стоимости не возникает обязанность но уплате таможенных пошлин, налогов при соблюдении требований ТК ТС;
o если общая таможенная стоимость ввозимой партии товаров не превышает суммы, которая может быть установлена в государстве - члене ТС, она также не должна превышать сумму, эквивалентную 10 000 долл. США, за исключением многоразовых (два и более раза) поставок в рамках одного договора (контракта), а также повторяющихся (два и более раза) поставок одних и тех же товаров одним отправителем в адрес одного и того же получателя по различным договорам (контрактам);
o если в соответствии с п. 2 ст. 64 ТК ТС при изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, ранее определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, за исключением случаев, когда такая таможенная стоимость товаров была определена неверно, или случаев, предусмотренных таможенным законодательством ТС;
o если в соответствии с ТК ТС, иными международными договорами государств - членов ТС и (или) законодательством государств - членов ТС товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами (не облагаются таможенными пошлинами и налогами).
Во всех случаях, когда не установлено обязательное заполнение ДТС, таможенный орган при выявлении признаков, указывающих на то, что заявленные в декларации на товары сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, также вправе письменно мотивированно в произвольной форме потребовать представления ДТС.
При определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) в соответствии со ст. 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, заполняется ДТС-1.
При определении таможенной стоимости товаров методами определения таможенной стоимости, предусмотренными ст. 6-10 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, используется ДТС, форма и правила заполнения которой устанавливаются государствами - членами ТС.
Если при определении таможенной стоимости по методу 1 к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, не производятся дополнительные начисления и (или) вычеты из нее и такая цена за каждое наименование товара выделена из общей суммы контракта и (или) счета-фактуры на конкретную товарную партию, заполнение ДТС-1 на все номера товаров не требуется - оформляется только первый лист основной формы ДТС-1. На втором листе основной формы ДТС-1 в графе "Дополнительные данные" производится запись: "Таможенная стоимость товаров равна цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате". Остальные графы второго листа остаются незаполненными.
При определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы:
а) учредительные документы покупателя ввозимых товаров;
б) внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему;
в) счет-фактура (инвойс);
г) банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара;
д) страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки;
е) договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен), или документы (информация) о транспортных тарифах, или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию ТС не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию ТС;
ж) котировки мировых бирж, в случае если ввозится биржевой товар;
з) договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки;
и) договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов ТС на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории ТС), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию ТС ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;
к) лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров);
л) документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
м) договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
н) другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
При определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с идентичными (однородными) товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены:
а) документы, в соответствии с которыми были выпущены идентичные (однородные) товары, таможенная стоимость которых определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и принята таможенным органом: таможенная декларация, декларация таможенной стоимости (форма ДТС-1), внешнеторговый договор (контракт) и дополнительные соглашения к нему, счет-фактура и другие коммерческие документы, а также другие документы и сведения, которые были представлены декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости идентичных (однородных) товаров (включая дополнительные документы и сведения);
б) документы и сведения, подтверждающие обоснованность и точность корректировки стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и (или) в количестве, расходов по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию ТС;
в) расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию ТС, расходов на страхование в связи с операциями, указанными в поди. 4 и 5 п. 1 ст. 5 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС (если такие корректировки проводились).
При определении таможенной стоимости по методу вычитания лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы:
o учредительные документы декларанта;
o учредительные документы лица, которому проданы оцениваемые, идентичные или однородные товары;
o договоры, по которым оцениваемые, идентичные или однородные товары проданы на таможенной территории ТС;
o счета-фактуры, выставленные при продаже товаров на таможенной территории ТС, оформленные в порядке, установленном законодательством государств - членов ТС;
o банковские документы (если счета-фактуры оплачены), бухгалтерские документы, счета-фактуры, отражающие затраты, связанные с ввозом и реализацией товара на таможенной территории ТС (о вознаграждениях посреднику (агенту, комиссионеру), коммерческих и управленческих расходах, расходах на перевозку и страхование, получаемой прибыли);
o документы и сведения о стоимости, добавленной в результате переработки (обработки) ввозимых (ввезенных) товаров, если такие товары продаются после их переработки: договор возмездного оказания услуг по переработке, счета-фактуры (инвойсы), выставленные исполнителем заказчику, банковские документы по оплате этого договора, бухгалтерские документы (калькуляция) о стоимости переработки (обработки);
o документы по оплате таможенных пошлин, налогов, сборов, уплачиваемых в государстве - члене ТС в связи с ввозом и продажей товаров на территории этого государства - члена ТС;
o другие документы и сведения, которые может представить декларант для подтверждения заявленной цены за единицу товара и расходов, подлежащих вычету из нее.
При определении таможенной стоимости по методу сложения лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы:
o бухгалтерская документация производителя оцениваемых товаров, содержащая сведения о расходах по изготовлению или приобретению материалов, о расходах на производство, а также на иные операции, связанные с производством ввозимых (ввезенных) товаров, коммерческие счета производителя оцениваемых товаров, составленные в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета;
o бухгалтерская документация производителя и (или) экспортера, содержащая сведения о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходах (надбавка к цене), которые производятся в стране экспорта для вывоза на таможенную территорию ТС;
o страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки;
o счет-фактура (инвойс) за транспортировку (калькуляция транспортных расходов), документы, подтверждающие расходы по погрузке, разгрузке, перегрузке товаров до места прибытия на таможенную территорию ТС;
o документы и сведения о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию ТС ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар;
o документы об оплаченной стоимости проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) на таможенной территории ТС и необходимых для производства ввозимых товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
o другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
При определении таможенной стоимости по резервному методу декларантом (таможенным представителем) должны быть представлены следующие документы:
o в зависимости от основы, выбранной для определения таможенной стоимости, документы и сведения, требуемые для соответствующего метода;
o копии первого (обложка с указанием наименования и даты источника информации) и соответствующих листов независимых публичных источников информации, содержащих сведения о ценах, по которым идентичные, однородные товары или товары того же класса или вида, что и оцениваемые, продаются или предлагаются для продажи на мировом рынке в тот же или соответствующий ему период времени, когда осуществляется ввоз на таможенную территорию ТС оцениваемых товаров;
o публикуемые или рассылаемые официальные прейскуранты на товары либо торговые предложения фирм по поставкам конкретных товаров и их цепам, а также котировки цен мировых бирж;
o договоры аренды, лизинга, мены, дарения и другие договоры, содержащие сведения о стоимости или расчеты стоимости ввозимых товаров;
o счета-проформы, спецификации, содержащие стоимостную оценку товаров;
o страховые документы;
o транспортные тарифы, действующие в то же или почти в то же время, когда осуществляется ввоз на таможенную территорию ТС оцениваемых товаров;
o отчет об оценке товара, проведенной в установленном порядке организацией, уполномоченной в области оценочной деятельности в соответствии с законодательством государства - члена ТС, регулирующим оценочную деятельность;
o другие документы и сведения, которые может представить декларант для подтверждения заявленной таможенной стоимости.
Если декларация таможенной стоимости в случаях, установленных решением Комиссии ТС, не заполняется, то сведения о таможенной стоимости ввозимых товаров заявляются в декларации на товары. При выявлении признаков, указывающих на то, что заявленные в декларации на товары сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, таможенный орган вправе мотивированно потребовать представления декларации таможенной стоимости.
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности:
o по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности системы оперативного мониторинга таможенных деклараций);
o о биржевых торгах (котировках), ценах аукционов, а также из ценовых каталогов;
o полученная от государственных представительств (торговых представительств) государств - членов ТС за рубежом;
o полученная от государственных органов государств - членов ТС;
o полученная от предприятий и организаций, профессиональных объединений (ассоциаций), в том числе поставщиков, производителей оцениваемых, идентичных, однородных товаров, транспортных и страховых компаний.
По результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров должностное лицо принимает одно из следующих решений в отношении таможенной стоимости товаров (ст. 67 ТК ТС):
а) о принятии заявленной таможенной стоимости товаров;
б) о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (ст. 68 ТК ТС).
Решение о корректировке таможенной стоимости товаров принимается, если по результатам проведенного таможенного контроля обнаружено, что заявленная таможенная стоимость товаров является недостоверной, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (ст. 68 ТК ТС).
Признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться:
1) выявленные с использованием системы управления рисками риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров;
2) установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем);
3) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей;
4) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;
5) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары;
6) наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающие основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа (п. 6 Соглашения от 12 декабря 2008 г. "О порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза"), о влиянии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары;
7) наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.).
При принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан осуществить в установленном порядке корректировку заявленной таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный ст. 196 ТК ТС.
Если декларантом (таможенным представителем) до истечения срока выпуска товаров не осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров и не уплачены таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, таможенный орган отказывает в выпуске товаров (п. 2 ст. 68 ТК ТС).
Декларант (таможенный представитель) имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, сведения и пояснения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (п. 3 ст. 69 ТК ТС).
Одновременно с запрошенными таможенным органом документами, сведениями и пояснениями могут быть представлены другие документы и сведения в подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров.
При необходимости может быть назначена таможенная экспертиза товаров и (или) документов.
Не позднее чем через 30 календарных дней со дня, следующего за днем представления декларантом (таможенным представителем) дополнительно запрошенных документов, сведений и пояснений, должностным лицом принимается решение либо о принятии заявленной таможенной стоимости либо о ее корректировке.
В решении о корректировке таможенной стоимости товаров должностное лицо указывает таможенную стоимость товаров и метод ее определения в соответствии со ст. 4-10 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, а также реквизиты соответствующих источников информации.
При согласии с решением таможенного органа о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров:
а) декларант (таможенный представитель) в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты получения декларантом (таможенным представителем) решения о корректировке таможенной стоимости товаров, осуществляет в установленном порядке корректировку таможенной стоимости товаров исходя из указанной таможенным органом в решении о корректировке таможенной стоимости товаров величины таможенной стоимости, уплачивает таможенные пошлины, налоги, исчисленные с учетом скорректированной таможенной стоимости товаров, и представляет в таможенный орган надлежащим образом заполненные декларации таможенной стоимости, форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов;
б) должностное лицо не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления декларантом (таможенным представителем) в таможенный орган декларации таможенной стоимости, формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и документов, подтверждающих уплату таможенных пошлин, налогов, проверяет правильность осуществления декларантом (таможенным представителем) корректировки таможенной стоимости товаров в соответствии с принятым таможенным органом решением о корректировке таможенной стоимости товаров и проставляет отметки о принятии вновь определенной (скорректированной) таможенной стоимости товаров.
При несогласии декларанта (таможенного представителя) с решением таможенного органа о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должностное лицо осуществляет корректировку таможенной стоимости товаров в срок, не превышающий пяти рабочих дней.
При осуществлении корректировки таможенной стоимости товаров заполнение ДТС является обязательным.
Протоколом от 23 апреля 2012 г. "О внесении изменений и дополнений в Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, от 25.01.2008 г." внесены следующие коррективы:
1) в случае если декларируемые товары являются частью большего количества ввозимых на таможенную территорию ТС таких же товаров, приобретенных в рамках одной сделки, цепа, фактически уплаченная или подлежащая уплате за декларируемые товары, определяется в том же соотношении (пропорции), в каком соотносится количество декларируемых товаров и общее количество приобретенных товаров;
2) для доказательства отсутствия взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, декларант (таможенный представитель) должен представить дополнительные документы и сведения, в том числе дополнительно запрошенные таможенным органом, характеризующие (отражающие) сопутствующие продаже обязательства. Если в результате проведения анализа таможенный орган установил, что покупатель и продавец, являясь взаимосвязанными лицами, взаимно продают и покупают товары на тех же условиях, в том числе но сопоставимым ценам (т.е. по ценам того же уровня), как если бы они не являлись взаимосвязанными лицами, то этот факт является доказательством, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.
Глава 8. ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТОВАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В результате изучения данной главы студент должен:
Знать
o понятие, значение и содержание таможенного оформления товаров;
o основные принципы производства таможенного оформления;
o где и когда может быть осуществлено таможенное оформление;
o в чем заключается суть специальных упрощенных процедур таможенного оформления;
Уметь
o перечислять условия, которые обязан соблюдать перевозчик при ввозе товаров в Россию с территории государства, не являющегося членом ТС;
o формулировать требования к оформлению товаров, убывающих с таможенной территории России;
Владеть
o знаниями условий и особенностей выпуска товаров:
o сроков выпуска и представляемых документов.
8.2. Понятие, значение и содержание таможенного оформления
Вступая во внешнеторговые связи, их субъекты становятся участниками таможенного процесса. Таможенный процесс представляет собой систему мероприятий, осуществляемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, и включает в себя несколько стадий: таможенное оформление, взимание таможенных платежей, таможенный контроль, валютный контроль, производство по делам о нарушениях таможенных правил.
Таможенное оформление- эго совокупность таможенных операций и действий должностных лиц таможенных органов, направленных на обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, в том числе соблюдения мер тарифного и нетарифного регулирования.
В ходе таможенного оформления в отношении товаров и транспортных средств совершаются отдельные операции, которые именуются таможенными. На практике институты таможенного оформления и таможенного контроля тесно связаны и не существуют друг без друга. Подача необходимых документов в таможенный орган обязательно влечет их проверку, а также досмотр товаров и транспортных средств.
Без таможенного контроля процесс таможенного оформления был бы бессмысленным. Таможенное оформление товаров производится в порядке, определяемом ТК ТС и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами.
Требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными ТК ТС и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенную таможенную процедуру. Необходимость его проведения требуется как при первичных операциях ввоза, так и при любом изменении выбранной таможенной процедуры.
Принципы производства таможенного оформления
Таможенное оформление осуществляется на основе принципа законности,в соответствии с которым данный процесс производится в порядке, определяемом ТК ТС и иными актами законодательства РФ, в том числе нормативными актами ФТС России.
Таможенное оформление производится на базе принципа уважения прав и законных интересов субъектов ВЭД.Должностные лица таможенных органов не вправе ущемлять права граждан и их объединений, а также оказывать какое бы то ни было противодействие реализации ими своих функций. Субъекты, перемещающие товары через таможенную границу, а также их представители вправе присутствовать при таможенном оформлении. Такое право может стать обязанностью лишь по требованию должностных лиц таможенных органов.
Таможенное оформление производится в соответствии с принципом оперативности. Согласно ТК ТС, таможенные органы осуществляют выпуск товаров не позднее одного рабочего дня со дня принятия необходимых документов и предъявления товаров.
В ходе таможенного оформления обязательно соблюдение принципа национального языка. Весь процесс оформления, в том числе заполнение документов для таможенных целей, производится на русском языке. Использование документов, составленных на иностранных языках (например, сертификатов), допускается, если соответствующими языками владеют сотрудники таможенных органов. При этом иностранные документы должны быть надлежащим образом удостоверены, для чего применяются консульская легализация и проставление апостиля. Цель консульской легализации - подтвердить подлинность документа, подписи должностного лица и печати на нем, а проставление апостиля в ряде случаев заменяет легализацию и упрощает признание официальных иностранных документов.
В качестве участников стадии таможенного оформления выступают таможенный орган и декларант. Декларантом может быть и таможенный представитель. Таможенное оформление охватывает широкий круг многообразных действий. Среди них много таких, которые имеют сугубо конкретный, прикладной характер и регулируются не только ТК ТС, но и правилами и положениями, устанавливаемыми ФТС России и Комиссией ТС.
В основном все таможенные операции по своим целям, кругу участвующих лиц, перечню требуемых документов и сведений разделены на самостоятельные группы. Последовательность стадий таможенного оформления устанавливается в зависимости от ряда факторов, например, исходя из направлений внешнеторговой сделки, способа перемещения товара через таможенную границу, вида транспортного средства.
В зависимости от решаемых задач таможенное законодательство РФ выделяет следующие таможенные операции:
1. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации:
o прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (доставка товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до места прибытия, т.е. до места предоставления таможенному органу необходимых документов и сведений, а также ввезенных на таможенную территорию товаров);
o таможенный транзит (оформление таможенного транзита, перевозка товаров до таможенного органа назначения, оформление завершения таможенного транзита);
o помещение товаров на временное хранение.
2. Таможенное декларирование товаров.
3. Таможенные операции, осуществляемые после завершения таможенного декларирования товаров:
o при убытии товаров с таможенной территории РФ;
o условном выпуске товаров, с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей).
4. Оформление завершения действия таможенной процедуры (например, завершение действия таможенной процедуры таможенного склада).
Существует ряд таможенных операций и иных действий, которые также имеют непосредственное отношение к таможенному оформлению или его осуществлению. Данные операции могут производиться до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, например:
а) предварительное декларирование товаров;
б) получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления;
в) получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными пломбами или печатями;
г) получение разрешений на применение отдельных таможенных процедур (процедуры переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления).
Особенности производства (технологии) таможенного оформления могут зависеть:
o от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (товары, подвергающиеся быстрой порче; живые животные; радиоактивные и делящиеся материалы; товары, подлежащие экспортному контролю (товары двойного применения); драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров);
o вида транспорта, используемого для перемещения товаров через таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной), воздушный, железнодорожный, трубопроводный транспорт и линии электропередачи);
o категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей, отдельных категорий иностранных лиц).
Кроме того, способ перемещения товаров тоже может влиять на особенности таможенного оформления, например перемещение товаров в международных почтовых отправлениях.
Страна происхождения товаров, страна отправления и назначения товаров не могут служить основанием для разработок специальных таможенных операций.
Начало и завершение таможенного оформления
Для того чтобы вступить в процесс таможенного оформления, субъект ВЭД должен знать, где и когда оно может быть осуществлено.
При ввозе товаровтаможенное оформление может начинаться:
а) до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию РФ (предварительное таможенное декларирование);
б) после прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (в момент представления таможенному органу товаротранспортных документов).
Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами, может начинаться:
o с подачи таможенной декларации;
o устного заявления (не покидая транспортного средства);
o совершением иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
При вывозе товаровтаможенное оформление начинается:
а) с представления таможенной декларации;
б) устного заявления;
в) совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (вход физического лица в "зеленый коридор", сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ).
Завершается таможенное оформление после того, как будут выполнены все формальности, обусловленные требованиями таможенного законодательства:
o для применения к товарам таможенных процедур (выпуск товаров в соответствии со специальной таможенной процедурой, например, процедурой перемещения товаров физическими лицами);
o помещения товаров под таможенную процедуру (выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой);
o завершения действия таможенной процедуры, если такая таможенная процедура действует в течение определенного срока (таможенный склад, транзит, временный ввоз и ряд других процедур);
o исчисления и взимания таможенных платежей (например, в случае условного выпуска товаров, под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены);
o применения упрощенных процедур таможенного оформления (выпуск товаров до подачи таможенной декларации). Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенную процедуру или <