Контактный график работы контрейлерного терминала
Трейлерная система перевозок – система доставки грузов укрупненными местами – трейлерами, то есть автомобильными прицепами или полуприцепами с крытыми или специальными съемными кузовами. Основными грузами для данной системы перевозок являются, кроме трейлеров, такие грузы как, автомашины, габаритные и тяжеловесные грузы, самоходная техника.
Разновидностью трейлерной системы перевозок являются контрейлерные перевозки.
Контрейлерные (contrail) перевозки - это комбинированные железнодорожно-автомобильные перевозки, при которых автопоезда, автомобили, автоприцепы, полуприцепы и съемные автомобильные кузова (в груженом или порожнем состоянии) перевозятся на специализированном подвижном составе (платформах) в составе контрейлерных поездов.
Контрейлер (от лат. con (cum) – вместе, заодно и англ. trailer – тащащий, волочащий) – контейнер, оборудованный колёсным ходом с пневматическими баллонами автомобильного типа и предназначенный для смешанных (комбинированных) автомобильно-железнодорожных, автомобильно-водных или автомобильно-водно-железнодорожных перевозок грузов. Контрейлер изготовляют, как правило, в виде автомобильного полуприцепа с закрытым или открытым кузовом (универсальным или специализированным) вместимостью свыше 15 м3 и грузоподъёмностью от 6 до 30 т.
Контрейлерный терминал - технологический комплекс, расположенный на местах общего/необщего пользования и включающий в себя необходимые элементы инженерной, транспортной и административной инфраструктуры для организации и обслуживания контрейлерных поездов, позволяющий на основе реализации современных логистических технологий предоставить владельцам автотранспортных средств и грузов широкий спектр услуг по хранению, подготовке, погрузке, выгрузке автопоездов, автомобилей, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов (в груженом или порожнем состоянии) при организации контрейлерных перевозок.
Алгоритм операций, совершаемых с контрейлером по его прибытию на терминал представлен на рис.7.2.1
Рисунок 7.2.1 – Технология погрузки и выгрузки контрейлеров
Контрейлерный терминал является пунктом операций по погрузки/выгрузки контрейлеров, согласованная работа которых достигается на основе разработки контактного графика.
Целью построения контактного графика является: графически показать последовательность и согласованность операций по погрузки/выгрузки контрейлеров.
Контактный график представляет собой моделирование путем графического изображения процессов перегрузки контрейлеров, а также других технологических операций с грузовыми единицами.
Основными параметрами технического оснащения контрейлерного терминала, являются тип и количество погрузочно-разгрузочных машин (ПРМ).
На контрейлерных терминалах, тип ПРМ выбирается в зависимости от технологии перевозки. В рассматриваемом случае будет использоваться технология несопровождаемых перевозок, что подразумевает использование терминальных тягачей в качестве ПРМ.
Терминальные тягачи необходимы для выполнения погрузо-разгрузочных работ на терминале. Прибывающие на терминал автопоезда отцепляют трейлеры в зоне накопления. Терминальные тягачи перемещают трейлеры в зону погрузки непосредственно перед прибытием поезда и далее, когда поезд прибыл, грузят трейлеры на железнодорожные платформы путем их перемещения и размещения на платформе. Данная схема гарантирует быструю погрузку поезда. Преимуществами терминального тягача является его специализация под операции с колесной техникой на терминале, которая характеризуется:
• коротким временем зацепления и отцепления трейлера;
• широким углом обзора из кабины грузовика, который позволяет наблюдать за процессом прицепления/отцепления трейлера из кабины;
• наличием автоматической коробки передач;
• наличием гидравлического усилителя руля;
• удобством управления и эргономичными средствами управления тягачом;
• простотой и удобством входа и выхода водителей в/из кабины для прицепления/отцепления трейлера.
Данные преимущества позволяют достигать высокой производительности операций на терминале. Схема терминального тягача представлена на рис. 7.2.2
Рисунок 7.2.2 - Схема терминального тягача Kalmar TRX182
Основные характеристики терминального тягача:
Грузоподъемность – 25000 кг;
Радиус поворота – 6,30 м;
Масса – 10 300 кг;
Двигатель – VolvoTAD 720 VE, выходной мощностью 174 кВт при 2300 об/мин, крутящим моментом 854 Нм при 1400 об/мин.
Минимальное количество ПРМ, необходимых для переработки заданного объема контрейлеров, определяется по формуле:
(7.2.1)
где – суточный объем переработки контрейлеров, конт-опер/сут;
– средняя продолжительность нахождения ПРМ во всех видах ремонта за год, сут; ( = 24 сут);
– число смен работы ПРМ за сутки ( = 3);
– сменная производительность ПРМ, контр/см.
Сменная производительность ПРМ определяется по следующей формуле:
(7.2.2)
где – техническая производительность ПРМ, контр/ч; определяется исходя из рабочего цикла ПРМ.
– продолжительность рабочей смены, ч ; ( = 8 ч);
– время на технологические перерывы в работе, ч;
– коэффициент внутрисменного использования ПРМ по времени;( =1);
– коэффициент использования ПРМ по грузоподъемности;
Техническая производительность ПРМ определяется по формуле:
(7.2.3)
где – продолжительность рабочего цикла ПРМ;
– количество одновременно перемещаемых единиц груза (контрейлеров) за один цикл, ( = 1);
– продолжительность рабочего часа, сек.
Продолжительность цикла ПРМ приведена в табл. 7.2.1
Таблица 7.2.1 - График цикла погрузки трейлера на платформу
На основе приведенного цикла производится расчет минимально необходимого количества погрузочно-разгрузочных машин (терминальных тягачей).
Максимальное число ПРМ можно рассчитать по условиям:
а) ограничения на выделяемые ресурсы;
б) обеспечение минимально необходимой длины грузового фронта lmin, обслуживаемого каждой машиной при беспрепятственной и безопасной работе соседних.
Таким образом:
(7.2.4)
где – доля ресурсов, которая может быть выделена на приобретение ПРМ;
– стоимость одной ПРМ, руб.
Решение:
Для определения оптимальных значений параметров контрейлерного терминала используется метод поиска идеальной точки. Расчеты производятся аналогично расчетам, произведенным в работе № 3 .по определению оптимальных параметров терминально-логистических комплексов, в данном учебно-методическом пособии.
Таблица 7.2.2 - Определение оптимальных технико-технологических параметров контрейлерного терминала (Тип ПРМ - терминальный тягач «Кальмар»)
N | Т | Х | Z | Fкт1 | Fкт2 | Fкт3 | ||||
225,0973 | 2,52 | 1,777778 | 1,777778 | |||||||
366,8007 | 0,77 | 3,36 | 0,396296 | 0,5625 | 0,111111 | 1,069907 | ||||
504,6709 | 0,616 | 4,2 | 1,542594 | 0,16 | 0,444444 | 2,147038 | ||||
638,8612 | 0,513333 | 5,04 | 3,378816 | 0,027778 | 4,406594 | |||||
769,5171 | 0,44 | 5,88 | 5,849614 | 1,777778 | 7,627392 |
Исходя из полученных расчетов, оптимальным вариантом технико-технологических параметров для контрейлерного терминала является четвертый, при котором, КТ работает 24 часа и используется 4 терминальных тягача. При данном варианте, перерабатывающая способность контрейлерного терминала, с учетом типа и количество ПРМ составляет 367 контрейлеров/сутки, степень использования ПРМ по времени в течение суток – 0,77, количество работников, обсуживающих ПРМ – 4.
Основными исходными данными для построения контактного графика являются:
Контрейлерный терминал работает круглосуточно, с 8.00;
В сутки прибывает 6 поездов с интервалом в 30 мин.;
Количество платформ в составе – 44 ед., из них 9 платформ пропускаются транзитом.
Погрузка и выгрузка осуществляется с помощью терминальных тягачей.
Количество терминальных тягачей – 4
Остаток контейнеров на площадке к началу (8:00) рабочего дня принимается в размере 88% от количества необходимых парковочных мест, тогда остаток контрейлеров в зоне работы каждого крана, усл. ед.
(7.2.5)
Q = = 50 контрейлеров
Расчет показателей контактного графика производится аналогично предыдущему разделу.
Рисунок 7.2.3 Контактный график работы контрейлерного терминала