Выбор материалов, термообработки и допускаемых напряжений

При выборе материалов зубчатых колес следует учитывать назначение передачи, условия эксплуатации и требования к габаритным размерам, возможную технологию изготовления колес. Зубчатые колеса редукторов
в большинстве случаев изготавливаются из сталей, подвергнутых термическому упрочнению. В зависимости от твердости материала стальные зубчатые колеса разделяются на две группы: с твердостью НВ ≤ 350 (ТО: нормализация или улучшение) и с твердостью НВ > 350 (ТО: закалка ТВЧ, цементация, азотирование и др.). Для редукторов, к размерам которых не предъявляют особых требований, редукторов индивидуального и мелкосерийного производства, назначают стали первой группы ( табл.7). Для лучшей приработки рекомендуется назначать материал шестерни и колеса с соотношением твердости: (Шестерней условно называют колесо меньших размеров, участвующее в зацеплении).

НВ1 = НВ2 + (20…70) – при твердости зубьев НВ ≤ 350 и

НВ1 = НВ2 + (25…30) – при твердости зубьев НВ > 350,

где НВ1 – твердость шестерни; НВ2 – твердость колеса.

Необходимую разность в твердости материалов колес можно получить, применяя как различные, так и одинаковые марки стали для шестерни и колеса, но с различной термообработкой.

Чем выше твердость рабочей поверхности зуба, тем выше допускаемые напряжения и тем меньше габариты редуктора. В связи с этим для редукторов общего назначения, к которым не предъявляют повышенных требований, рекомендуется изготавливать зубчатые колеса из дешевых марок сталей типа
сталь 45 или сталь 40Х с термообработкой нормализация, улучшение или закалка ТВЧ. Характеристики марок стали приведены в таблице 8.

Таблица 7

Рекомендуемые сочетания материалов зубчатых колес [ 1, с.16]

Шестерня Колесо Область применения
Марка стали термообработка Марка стали термообработка
Нормализация, улучшение, закалка, закалка ТВЧ, НВ ≤ 350 35Л Нормализация, улучшение, закалка, закалка ТВЧ, для стального литья и нормализации НВ ≤ 350 Основное применение для большинства металлургических, подъемно-транспортных машин и машин непрерывного транспорта
45Л
35Х 40Х 45Х 40ГЛ
40ХН 30ХГС 35Х 40Х 40ГЛ
20Х 12ХН3А 20ХН2М 40ХН2МА 16ХГТ Цементация и закалка НВ > 350 40…63 НRС 20Х 12ХН3А 18ХГТ Цементация и закалка НВ > 350 40…63 НRС Особо ответственные быстроходные передачи станков и транспортных машин

Таблица 8

Механические свойства сталей [1, с.17]

Марка Твердость по HRC или по НВ Предел прочности σВ, МПа Предел текучести σТ, МПа Термическая обработка
140 … 187 195 … 212 Н У
152 … 207 187 … 217 Н У
167 … 217 180 … 236 Н У
180 … 229 228 … 255 40 … 66HRC Н У ТВЧ
35Х 190 … 220 220 … 200 Н У
40Х 200 … 230 215 … 285 45 … 50 HRC 40 … 56 HRC Н У З ТВЧ
45Х 230 … 280 У
35ХМ 241 … 269 38 … 55 HRC У ТВЧ
40Х 220 … 250 241 … 295 48 … 54 HRC Н У З
ЗОХГС 215 … 250 235 … 280 Н У
20Х 52 … 62 HRC Ц
12ХНЗА 56 … 63 HRC Ц


Примечание: Н – нормализация, У – улучшение, З – закалка, Ц – цементация, ТВЧ – закалка токами высокой частоты.

Допускаемые контактные напряжения для стальных зубчатых колес

Выбор материалов, термообработки и допускаемых напряжений - student2.ru Выбор материалов, термообработки и допускаемых напряжений - student2.ru (4.1)

Допускаемые напряжения изгиба

Выбор материалов, термообработки и допускаемых напряжений - student2.ru (4.2)

где Выбор материалов, термообработки и допускаемых напряжений - student2.ru – базовые пределы контактной и изгибной выносливости

поверхности зубьев; Выбор материалов, термообработки и допускаемых напряжений - student2.ru – коэффициенты безопасности.

Таблица 9

Пределы базовой выносливости и коэффициенты безопасности [3, с. 34]

Термическая обработка Твердость зубьев Стали σH lim b [SH] σF lim b [SF]
Нормализация, улучшение   < 350 НВ 35,40,45, 50,40Х, 40ХН, 35ХМ 2НВ+70     1,1   1,8 НВ     1,75
Объемная закалка 40…56 HRC 40Х,40ХН 35ХМ 18 HRC+150 500…600
Закалка ТВЧ   > 56 HRC 12ХНЗА, 20ХН2М, 40ХН2МА, 18ХГТ 17HRC+200   1,2
Цементация и закалка   23HRC 710…750   1,55  

Примечание: Для проката Выбор материалов, термообработки и допускаемых напряжений - student2.ru , для литья Выбор материалов, термообработки и допускаемых напряжений - student2.ru

При постоянном режиме работы передачи: KH L = KF L = ZR = Z V = 1,0;

KFc – коэффициент, учитывающий реверсивность работы передачи и твердость поверхностей зубьев; при отсутствии реверсаKFc= 1,0; при реверсивной нагрузке KFc = 0,7…0,8 [7, с. 17-18].

Поскольку прочность зубьев колеса ниже прочности зубьев шестерни, то проектный расчет выполняют по σН2. Проверочные расчеты изгибной прочности зубьев шестерни и колеса выполняют по σF1 или по σF2.

По формулам (4.1) и (4.2) необходимо определить допускаемые напряжения для шестерни и для колеса - Выбор материалов, термообработки и допускаемых напряжений - student2.ru Выбор материалов, термообработки и допускаемых напряжений - student2.ru .

Наши рекомендации