I.Характеристика состояния развития авиации общего назначения

Проект

Подпрограмма

«Развитие авиации общего назначения (АОН) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2015-2020 годы»

II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы

Цели: создание условий для развития АОН, производства и эксплуатации летательных аппаратов, популяризации авиационных видов деятельности.

Задачи

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение комплекса основных задач:

· создание условий и материально-технической базы для производства летательных аппаратов и агрегатов АОН;

· формирование механизмов поддержки по реализации проектов в области АОН;

· развитие кадрового потенциала в обеспечении субъектов АОН;

· формирование наземной инфраструктуры АОН.

Сроки и этапы реализации подпрограммы

Осуществление мероприятий по развитию авиации общего назначения предполагается поэтапно в течение 6 лет и планируется на период с 2016 по 2020 годы.

I этап (2016 – 2019 годы):

- восстановление эксплуатационной пригодности аэродромов и авиаплощадок автономного округа, в первую очередь тех, которые находятся в критическом состоянии, главное внимание обратив на аэродромы, требующие восстановления эксплуатационного состояния искусственных аэродромных покрытий, а также зданий, инженерных сооружений и систем, систем энергоснабжения, связи, РСТО, метеооборудования, поискового и аварийно-спасательного оборудования в объемах, обеспечивающих выполнение полетов на аэродромах, а также начать реконструкцию существующих и строительство новых вертодромов, вертолетных площадок.

- организация производства авиационной техники для авиации общего назначения и комплектующих изделий к ним.

- разработать меры стимулирования, направленные на развитие авиации общего назначения в автономном округе.

II этап (2019 – 2020 годы):

- выполнение работ по дальнейшему развитию сети вертодромов, вертолетных площадок;

- производство летательных аппаратов для авиации общего назначения и комплектующих изделий.

III. Программные мероприятия

Программные мероприятия формируются по следующим основным разделам (Приложение 1).

Грантовая поддержка реализации проектов по развитию АОН.

Содействие в формировании и развитии наземной инфраструктуры АОН.

Создание информационной системы деятельности АОН.

IV. Ресурсное обеспечение программы

Финансирование осуществляется за счет частных инвестиций с возможностью привлечения средств общественных, некоммерческих организаций и организаций других форм собственности, а также финансовых средств всех уровней бюджетов.

1. Средства различных уровней бюджета.

1.1. За счет предоставления налоговых льгот на ставки земельного налога под объекты наземной инфраструктуры АОН.

1.2. За счет предоставления льгот на транспортный налог летательных аппаратов АОН.

1.3. Грантовая поддержка проектов по развитию АОН на территории Югры.

2. Собственные средства владельцев объектов инфраструктуры и летательных аппаратов АОН различных форм собственности.

3. Спонсорские инвестиции.

V. Механизм реализации программы

Достижение основной цели программы предполагает объединение усилий общественных организаций, частных лиц, органов государственной и муниципальной власти Ханты-Мансийского автономного округа, частного бизнеса и общественности.

Управление подпрограммой осуществляет Департамент дорожного хозяйства и транспорта автономного округа и координационный совет по развитию АОН на территории округа.

Реализация программы будет осуществляться за счет следующих организационных мероприятий:

· Системный мониторинг реализации программы и ее отдельных мероприятий;

· Формирование планов совместных действий с различными заинтересованными органами исполнительной власти округа и организациями – исполнителями программы;

· Создание Реестра наземной инфраструктуры и владельцев летательных аппаратов АОН.

VIII. Целевые показатели программы

№п/п Целевые показатели
Подготовка пилотов-любителей, авиационно-технического персонала, чел.
Создание аэроклубов, кружков, секций авиационного направления, (шт.) -
Производство летательных аппаратов, воздушных судов, (шт.) - -
Выполнение авиационных работ, (млн. руб.) - - 0,3 0,5 2,0 2,2


Проект

Подпрограмма

«Развитие авиации общего назначения (АОН) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2015-2020 годы»

I.Характеристика состояния развития авиации общего назначения

1.1 Анализ актуальных проблем

развития авиации общего назначения

Воздушный транспорт на территории автономного округа выполняет важную социально-экономическую роль, обеспечивая необходимую транспортную доступность для жителей Югры. В некоторых муниципальных районах авиационный транспорт остается единственным круглогодичным видом транспорта, обеспечивающим связь с «большой землей». Доступность транспортных услуг относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения.

Основная доля авиаперевозок на территории Югры выполняется из городов и городских поселений автономного округа, имеющих аэропорты, в которых, как правило, полеты выполняют несколько авиакомпаний. Авиаперевозки же из сельских поселений, не имеющих доступа к другим видам транспорта, как правило, выполняются одной авиакомпанией. В таких муниципальных районах, как Нижневартовский, Кондинский, Октябрьский, Ханты-Мансийский, Белоярский и Березовский авиационный транспорт остается единственным круглогодичным видом транспорта, обеспечивающим связь удаленных населенных пунктов с «большой землей».

Из-за отсутствия взлетно-посадочных площадок в удаленных поселках автономного округа авиакомпании используют вертолеты 1-го класса МИ-8, которые относятся к высокозатратному типу воздушных судов, с высокой стоимостью летного часа. Содержание взлетно – посадочных полос на посадочных площадках в поселках, для полетов на самолетах типа АН-2, Л-410, требует постоянных расходов на подготовку и содержание ГВПП, организацию системы авиационной безопасности, службы организации авиаперевозок, а также обслуживание ВПП в соответствие с нормами летной годности. Администрации муниципальных районов автономного округа не готовы нести данные расходы и финансировать их из районных бюджетов, в связи с дотационным характером.

Требования к состоянию аэропортов, аэродромов и посадочных площадок определяются различными федеральными авиационными правилами и сертификационными требованиями, не учитывающими состояние и объемы авиаперевозок в северных аэропортах и северных территориях, где воздушный транспорт порою является единственным, безальтернативным видом пассажирских перевозок.

К Авиации общего назначения относится авиация, используемая физическими или юридическими лицами (субъектами АОН) для удовлетворения собственных потребностей в соответствии с установленными для неё правилами и нормами.

Воздушные суда АОН - летательные аппараты, предназначенные для выполнения спортивных полетов, обучения пилотов-спортсменов, пилотов-любителей, сверхлегкие летательные аппараты, воздушные шары, восстановленные воздушные суда старого образца (исторические экземпляры), летательные аппараты, построенные в единичном экземпляре по самостоятельному проекту, а также любые другие летательные аппараты, находящиеся во владении, пользовании или распоряжении субъекта АОН, используемые им в некоммерческих целях.

Понятие «малая авиации» в нормативных правовых документах отсутствует.

Под «малой авиацией», в общепринятом понимании, подразумеваются полеты на легких и сверхлегких воздушных судах с вместимостью не более 19 мест.

К легким воздушным судам относятся - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 килограмм, в том числе вертолет, максимальный взлетный вес которого составляет менее 3100 килограмм.

Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания.

В настоящее время существует множество факторов тормозящих развитие АОН. Выполнение полетов АОН затратно для их владельцев, а применение АОН в коммерческой деятельности ограничено и связано с преодолением множества регламентирующих барьеров.

Актуальность программы «Развитие авиации общего назначения в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» обусловлена слаборазвитой сетью железнодорожных, автомобильных коммуникаций и ограниченным периодом навигации использование водного транспорта.

Создававшийся десятилетиями научно-технический и производственный потенциал авиационной промышленности, обеспечивающий России место одной из ведущих авиационных держав в мире, является ценнейшим достоянием страны. Авиационная промышленность остается одной из отраслей промышленности, способных создавать высокотехнологичную продукцию на мировом уровне.

Однако за последние годы в результате перемен в экономике и социальной сфере, падения платежеспособного спроса населения, появления сложностей в процессе адаптации к сформировавшимся в стране рыночным условиям и издержек реорганизации гражданская авиация и авиационная промышленность России оказались в тяжелом положении.

В Российской Федерации до настоящего времени авиация общего назначения не включена в сферу экономических интересов государства, а потому ее вклад в экономику не соответствует масштабам страны.

В тоже время ценность для экономики авиации общего назначения заключается в том, что она представляет собой уникальный механизм частных инвестиций в развитие гражданской авиации и авиастроение современного государства. Каждый гражданин, оплачивая собственное летное обучение, приобретая воздушное судно, используя воздушное пространство, вкладывает деньги в развитие авиационной транспортной инфраструктуры, сокращает расходы государства на подготовку гражданских и военных пилотов, обустройство и содержание аэродромов и авиационных учреждений.

Без целенаправленной государственной поддержки авиация общего назначения не в состоянии воплотить свой потенциал в этой области.

Одной из ключевых причин сложившейся ситуации является несовершенное воздушное законодательство, в частности, определение авиации общего назначения в действующем Воздушном Кодексе РФ и следующие за ним правовые ограничения, вводимые Федеральными авиационными правилами (ФАП).

1.2Анализ состояния авиации общего назначения

в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Авиационная промышленность в Югре отсутствует. Производство летательных аппаратов в ряде крупных населенных пунктов происходит в частном порядке силами энтузиастов.

Инфраструктура местных аэродромов и посадочных площадок с использованием самолетных авиаперевозок практически отсутствует.

Большинство взлетно-посадочных полос, построенных и действовавших в 70-е и 80-е годы прошлого столетия, запущены и непригодны для использования.

Существующие авиаперевозки по местным маршрутам между поселениями муниципальных районов достаточно затратные и производятся вертолетами 1 класса типа МИ-8, не в полной мере удовлетворяют запросам населения.

Выгодное географическое положение населенных пунктов не используется малой авиацией, как и огромные возможности обслуживания коммуникаций (трубопроводов, ЛЭП), патрулирования, охраны лесов и водных объектов.

На территории автономного округа имеется 32 воздушных судна (ВС), в том числе:

- в г.Сургуте – 28 ВС, эксплуатанты: 13 физических лиц – 15 ВС, 5 юридических лиц – 13 ВС;

- в г.Нефтеюганске – 1 ВС, эксплуатант - физическое лицо;

- в г. Урай – 1 ВС, эксплуатант - физическое лицо;

- в г.Нягань – 1 ВС, эксплуатант – физическое лицо;

- в г.Ханты-Мансийске – 1 ВС, эксплуатант – юридическое лицо.

Наши рекомендации