Тема 4. Правовое регулирование перемещения товаров и транспортных средств. Таможенные платежи.

Таможенное право

Условно выпущенные товары

1. Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых:

1) применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

2) соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов может быть подтверждено после выпуска товаров;

3) в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз (международными договорами о присоединении государства к Договору о Союзе) (далее - международные договоры о вступлении в Союз) применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.

Условно выпущенные товары, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях если ограничения на ввоз на таможенную территорию Союза указанных товаров установлены в связи с проверкой безопасности этих товаров, - также запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.

Условно выпущенные товары, могут использоваться только в пределах территории государства-члена, таможенным органом которого произведен их выпуск, если иное не установлено международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз.

§3. Таможенные платежи

Существование в таможенном праве института таможенных платежей как совокупности норм, определяющих виды, порядок расчета и условия взимания соответствующих налогов и сборов не является бесспорным, поскольку платежи в целом, составляют предмет регулирования налогового права. Более того, ряд учебных изданий, посвященных налоговому законодательству, затрагивает и вопросы таможенных платежей. Кроме этого, что также уже отмечалось в литературе, в отдельных странах таких, например, как Франция, таможенное право является вообще подотраслью (подразделением) налогового права, а центральный орган таможенного управления входит в структуру министерства финансов, что объясняется изначально фискальной деятельностью таможенных органов по сбору таможенных платежей, средства от взимания которых должны поступать в государственный бюджет.

Под таможенными платежами понимаются налоги и сборы, перечисленные в статье 70 ТКТС, обязанность взимания которых возложена на таможенные органы Российской Федерации.

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

Характерной особенностью системы таможенных платежей яв­ляется то, что в нее включены обязательные платежи, имеющие различную правовую природу, а именно пошлины (таможенное законодательство), налоги и сбо­ры (налоговое законодательство). Остановимся на видах таможенных платежей подробнее.

Следует иметь ввиду, что могут устанавливаться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины для взимания ввозной таможенной пошлины. В отношении товаров для личного пользования таможенные платежи применяется с учетом особенностей, установленных главой 49 ТКТС и международным договором государств - членов таможенного союза.

Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Таможенная пошлина имеет неналоговую природу; она опосредована процессом переме­щения товаров через таможенную границу и является средством для достижения такой цели. Это возмездный платеж, так как он фактически является платой за предоставление возможности пе­ремещать товары через таможенную границу. Таможенная пошли­на не обладает признаком регулярности, так как обязанность по уплате таможенной пошлины возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение.

В зависимости от характера внешнеторговой операции таможен­ные пошлины подразделяются на ввозные (взимаемые при импор­те товаров) и вывозные (уплачиваемые при экспорте товаров).

В зависимости от способа взимания согласно ст. 71 ТК ставки таможенных пошлин классифицируются на следующие виды:

1) адвалорные - установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфические - установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);

3) комбинированные - сочетающие виды, указанные в подпунктах 1) и 2).

В зависимости от страны происхождения товаров таможенные пошлины могут быть базовыми (минимальными), льготными (преференциальными), максимальными и карательными.

По порядку введения различают ординарные и партикулярные таможенные пошлины. Ординарные таможенные пошлины при­меняются при стабильном ходе внешней торговли, а партикуляр­ные — в целях оперативного регулирования ввоза (вывоза) това­ров при наличии сезонных колебаний[11].

Важнейшим элементом регулирования внешней торговли Та­моженного союза является применение инструментов защиты внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия иностран­ной конкуренции, к которым относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, используемые в международной торговой практике для эффективной нейтрализа­ции ущерба промышленности от демпингового, субсидируемого или возросшего импорта товаров из третьих стран[12].

Помимо таможенной пошлины к числу таможенных платежей, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию, отно­сятся НДС и акцизы. Они образуют группу косвенных налогов, уп­лачиваемых в связи с осуществлением лицами перемещения това­ров через таможенную границу. Особенностью косвенных налогов является то, что они одновременно включены в систему таможен­ных платежей и систему федеральных налогов и сборов[13].

Данные платежи являются существенными источниками до­ходной части федерального бюджета, а к их основным признакам относятся:

· обязательный характер;

· причисление к налоговым доходам федерального бюджета;

· уплата (взимание) при ввозе товаров на таможенную террито­рию;

· установление порядка их исчисления, взимания как нормами таможенного законодательства Таможенного союза, так и налого­вого законодательства.

Налог на добавленную стоимость взимается на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг) и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, соз­даваемой на всех стадиях производства и определяемой как разни­ца между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки произ­водства и обращения. При этом уплачивается этот налог при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, что, с одной стороны, способствует защите внутреннего рынка путем удорожания импортных товаров, а с другой стороны, увеличивает приток денежных средств в государственную казну.

Акцизы — один из самых древних в истории и распространен­ных косвенных налогов в налоговых системах многих стран ми­ра. В отличие от НДС акциз уплачивается не каждый раз с обо­рота, а один раз производителем подакцизных товаров при их реализации или после нее или лицом, совершающим внешнетор­говые операции с этим товаром. Акциз «привязан» к конкретным товарам, перечень которых содержится в НК, и для того, чтобы ослабить негативное влияние акцизов на малообеспеченные слои населения, в число подакцизных товаров включены предметы роскоши (ювелирные изделия, легковые автомобили и т. п.), а также товары, пользующиеся повышенным спросом, но не яв­ляющиеся товарами первой необходимости (спиртосодержащая и табачная продукция, автомобильный бензин, дизельное топливо и т. д.).

Метод вычитания

Если оцениваемые товары либо идентичные или одно­родные им товары продаются в Российской Федерации в том же состоянии, в котором они ввозятся на таможен­ную территорию РФ, в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров принимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оце­ниваемых, идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными лицами с лица­ми, осуществляющими продажу на территории РФ, в тот же или соответствующий ему период времени, в который осуществляется ввоз оцениваемых товаров на таможенную территорию РФ. При этом производятся вычеты следую­щих сумм:

1) вознаграждений агенту (посреднику), обычно выпла­чиваемых или подлежащих выплате, либо надбавок к цене, обычно производимых для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с про­дажей в Российской Федерации товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран;

2) обычных расходов на осуществленные на таможенной территории РФ перевозку (транспортировку), страхование, а также связанных с такими операциями расходов в Рос­сийской Федерации;

3) таможенных пошлин, налогов, сборов, а также уста­новленных в соответствии с законодательством РФ налогов, подлежащих уплате в связи с ввозом товаров на таможен­ную территорию РФ или с их продажей на этой террито­рии, включая налоги и сборы субъектов РФ и местные на­логи и сборы.

Если ни оцениваемые, ни идентичные, ни однород­ные товары не продаются в Российской Федерации в тот же или соответствующий ему период времени, в который оцениваемые товары пересекали таможенную границу РФ, таможенная стоимость оцениваемых товаров определя­ется на основе цены единицы товара, по которой соответ­ственно оцениваемые, или идентичные с оцениваемыми, или однородные с оцениваемыми товарами товары прода­ются в Российской Федерации в количестве, достаточном для установления цены за единицу такого товара, в том же состоянии, в котором они были ввезены, на самую раннюю дату по отношению ко дню пересечения оцениваемыми то­варами таможенной границы РФ, но не позднее чем по ис­течении 90 дней после этого дня.

Метод сложения

При определении таможенной стоимости товаров по ме­тоду сложения в качестве основы принимается расчетная стоимость товаров. Расчетная стоимость товаров определя­ется путем сложения:

1) расходов по изготовлению или приобретению мате­риалов и расходов на производство, а также на иные опера­ции, связанные с производством ввозимых товаров;

2) суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза в Российскую Федерацию;

3) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;

4) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке това­ров и проведению иных операций, связанных с их пере­возкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную терри­торию РФ;

5) расходы на страхование в связи с международной пе­ревозкой товаров.

Таможенные органы не вправе требовать от иностранных лиц без их согласия представления документов для под­тверждения расчетной стоимости.

Резервный метод

Резервный метод использует все вышеперечисленные методы, однако при их применении допускается определен­ная «гибкость».

В частности, возможно за основу для определения та­моженной стоимости товаров принять стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в стране иной, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары. Также при использовании этих мето­дов допускается разумное отклонение от требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть вве­зены в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары.

При этом информация об идентичных или однородных товарах может быть взята из электронных информационных баз, имеющихся в распоряжении таможенных органов.

Тем не менее, в качестве основы для определения тамо­женной стоимости товаров с использованием этого метода не могут быть использованы:

1. цена на товары на внутреннем рынке страны экспорта (страны вывоза);

2. цена товара, поставляемого из страны его вывоза в тре­тьи страны;

3. цена на внутреннем рынке РФ на товары, произведен­ные в Российской Федерации;

4. иные расходы, нежели расчетная стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии с утвержденными методами;

5. цена, которая предусматривает принятие для таможен­ных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей;

6. произвольные или фиктивные стоимости;

7. минимальные таможенные стоимости.

Данные правила заключают в себе значительное число существенных особенностей, позволяющих опреде­лить базу для начисления таможенных пошлин и налогов с наибольшей точностью.

Таможенная стоимость товаров в соответствии с этим методом не должна определяться на основе:

1) цены на товары на внутреннем рынке таможенного союза, произведенные на таможенной территории Таможенного союза;

2) системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;

3) цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза;

4) иных расходов, нежели расходы, включенные в расчетную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии методом сложения;

5) цены товаров, поставляемых из страны их вывоза в третьи страны;

6) минимальной таможенной стоимости;

7) произвольной или фиктивной стоимости.

В случае если данный метод применяется таможенным органом, то таможенный орган обязан в письменном виде указать источник использованных данных, а также подробный расчет, произведенный на их основе.

В случае если при определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров возникает необходимость отложить завершение определения (окончательное определение) декларантом (таможенные представителем) этой таможенной стоимости в связи с тем, что на дату регистрации декларации на товары в соответствии с условиям и внешнеторгового договора отсутствуют документы, подтверждающие точные сведения, необходимые для расчета таможенной стоимости товаров, декларант (таможенный представитель) имеет право получить оцениваемые (ввозимые) товары в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

Порядок применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров[16], устанавливающий случаи применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров, особенности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами при использовании процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров, а также порядок декларирования и контроля таможенной стоимости товаров, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев, утверждается решением Комиссии Таможенного союза.

При применении процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров заявляется:

а) при таможенном декларировании товаров - предварительная величина таможенной стоимости товаров;

б) после выпуска товаров - точная величина таможенной стоимости товаров.

Определение и заявление точной величины таможенной стоимости товаров допускается отложить на срок, в течение которого в соответствии с условиями внешнеэкономического договора должны быть получены документально подтвержденные сведения, позволяющие определить и заявить точную величину таможенной стоимости товаров. При этом срок определения и заявления точной величины таможенной стоимости товаров не может превышать 2 месяцев со дня регистрации декларации на товары.

Предварительная величина таможенной стоимости товаров определяется на основании биржевых цен (биржевых котировок, биржевых индексов) на дату, наиболее близкую к дате регистрации декларации на товары, исходя из порядка (алгоритма, формулы) расчета, установленного внешнеэкономическим договором.

Точная величина таможенной стоимости товаров определяется на основании цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, которая рассчитывается на основании биржевых цен (биржевых котировок, биржевых индексов) на дату, установленную внешнеэкономическим договором.

Безусловно, сведения, используемые для расчета предварительной и точной величины таможенной стоимости товаров, должны быть подтверждены документально.

Льготы по уплате таможенных платежей

Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

1) тарифные преференции[17];

2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);

3) льготы по уплате налогов;

4) льготы по уплате таможенных сборов.

Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.

Таможенная декларация

Для отправки международных посылок, мелких пакетов и бандеролей нужно заполнить таможенную декларацию.

Для мелких пакетов и бандеролей ценностью менее 300 СПЗ нужно заполнить таможенную декларацию CN 22.

Для посылок и отправлений ценностью более 300 СПЗ (или по желанию отправителя) заполняют таможенную декларацию CN 23 в трех экземплярах.

Декларации заполняются латинскими буквами и прикрепляются к почтовым отправлениям.

В декларации нужно указать категорию отправления (подарок, документы, коммерческий образец, прочее), наименования пересылаемых предметов, их количество и ценность (по желанию отправителя).

При пересылке международных почтовых отправлений между Россией, Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией заполнение таможенных деклараций CN 22 и CN 23 не требуется.

[1] Ранее действовавший Таможенный кодекс РФ 2003 г. оперировал данным понятием.

[2] По ТК ЕАЭС 4 месяца.

[3] Помещение товаров под таможенную процедуруначинаетсяс момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру. Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

[4] таможенное декларирование в письменной форме может быть осуществлено, если у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неработоспособностью используемых таможенными органами информационных систем.

[5] Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии таможенного союза.

[6] См. решение КТС от 20 мая 2010 г. № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций».

[7] См. решение КТС от 18 июня 2010 г. № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации».

[8] См. решение КТС 18.06.2010 N 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной дек­ларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации».

[9] См. решение КТС от 14 октября 2010 г. № 422 «О форме таможенной декла­рации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения».

[10] В качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта, при декларировании товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 1 000 евро.

[11] Возможность введения сезонных таможенных пошлин сроком до шести ме­сяцев предусматривается ст. 3 Соглашения о едином таможенно-тарифном регу­лировании. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 253-ФЗ «О ратификации Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании».

[12] Правовой основой применения мер торговой защиты на единой таможенной территории Таможенного союза является Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам.

[13] См. ст. 13 НК.

[14] Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 23.04.2012) "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза"// http://www.pravo.gov.ru

[15] Бюллетень международных договоров, N 4, апрель, 2013.

[16] Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.04.2016 N 32 "Об утверждении Порядка применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров".

[17] ПРЕФЕРЕНЦИИ, ТАРИФНЫЕ - особые таможенные льготы, предоставляемые при осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами. Допускаются по таможенному тарифу РФ в виде: освобождения от уплаты таможенной пошлины; снижения ставок таможенных пошлин; установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Тарифные квоты на преференциальный ввоз товаров не могут устанавливаться индивидуально для лица (группы лиц), осуществляющего ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Тарифные преференции устанавливаются исключительно по решению Правительства РФ.

Таможенное право

Тема 4. Правовое регулирование перемещения товаров и транспортных средств. Таможенные платежи.

План:

1.Основные начала перемещения товаров через таможенную границу

2.Порядок перемещения товаров через таможенную границу

3.Таможенные платежи.

4. Таможенная стоимость товаров.

§1.Основные начала перемещения товаров через таможенную границу

Ряд действий, совершаемых таможенными органами и лицами, перемещающими товары через таможенную границу, подпадает под понятие таможенного оформления[1].

В юридической литературе под таможенным оформлением понимается совокупность всех таможенных операций и процедур, проводимых в отношении товаров в период нахождения их под таможенным контролем, до момента приобретения ими неизменного стату­са для таможенных целей1. Несмотря на то что Таможенный кодекс Таможенного союза прямо не упоминает о таможенном оформле­нии, совокупность таможенных операций по помещению товаров под определенную таможенную процедуру и завершению действия этой процедуры фактически является таможенным оформлением.

Таможенное оформление следует отличать от понятия «переме­щение товаров через таможенную границу». «Перемещение това­ров» — понятие более широкое по своему содержанию; оно вклю­чает отношения не только по таможенному оформлению, но и по таможенному контролю, таможенному обложению и т. д.

Товары перемещаются через таможенную границу путем совер­шения действий по ввозуна таможенную территорию Таможенно­го союза или вывозу товаров с этой территории.

Ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного сою­за — это совершение действий, связанных с пересечением тамо­женной границы, в результате которых товары прибыли на тамо­женную территорию Таможенного союза любым способом, вклю­чая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропере­дачи, до их выпуска таможенными органами.

Вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза — это совершение действий, направленных на вывоз товаров с тамо­женной территории Таможенного союза любым способом, вклю­чая пересылку в международных почтовых отправлениях, исполь­зование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.

Порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу зависят от таких факторов, как характер товаров, тамо­женная режим, вид транспорта, на котором перемещаются то­вары, и т. д. В то же время существуют общие для всех видов това­ров и лиц, их перемещающих, фундаментальные правовые требо­вания, сформулированные в гл. 22 ТК и именуемые основными положениями о перемещении товаров через таможенную границу.

Во-первых, нормами ТК гарантируется равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров с соблюдением положений, установленных та­моженным законодательством Таможенного союза и законода­тельством государств — членов Таможенного союза.

Во-вторых, товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном тамо­женным законодательством Таможенного союза, а также нацио­нальным законодательством.

В-третьих, при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза и вывозе с этой территории в первоочередном порядке совер­шаются таможенные операции, предшествующие подаче тамо­женной декларации, в отношении некоторых категорий товаров (товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера; продукция военного назначения, необходимая для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений; товары, подвергающиеся быстрой порче; живые животные; радиоактивные материалы; взрывчатые вещества; международные почтовые отправления и т.п.)

В-четвертых, местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (тамо­женные) границы государств — членов Таможенного союза либо иные места, определенные законодательством этих государств.

В-пятых, перемещение товаров через таможенную границу в большинстве случаев должно осуществляться с соблюдением запре­тов и ограничений. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, прибывшие на эту территорию, подлежат немедленному вывозу, если иное не предусмотрено за­конодательством и (или) международными договорами. Принятие мер по вывозу таких товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника. Товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза, не подлежат фактическому выво­зу с этой территории.

В-шестых, законодательством регламентирован порядок пользо­вания и распоряжения перемещаемыми через таможенную границу товарами. Пользование и (или) распоряжение товарами до их вы­пуска таможенным органом осуществляются в порядке и на усло­виях, которые установлены таможенным законодательством Та­моженного союза.

Пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляются в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условия­ми, установленными для отдельных категорий товаров, не подле­жащих помещению под таможенные процедуры.

В-седьмых, товары, ввезенные на таможенную территорию Та­моженного союза, пришедшие в негодность, испорченные или повреж­денные вследствие аварии или действия непреодолимой силы до со­вершения таможенных операций, связанных с их помещением под таможенную процедуру, в том числе в период их временного хране­ния, а также при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в дальнейшем при совершении в отношении них таможенных операций рассматриваются также, как если бы они были ввезены на таможенную территорию Тамо­женного союза в негодном, испорченном или поврежденном со­стоянии.

В-восьмых, заинтересованные лица и контролирующие госу­дарственные органы с разрешения таможенного органа вправе от­бирать пробы и образцы товаров. Разрешение выдается таможен­ным органом, если такое взятие не затрудняет проведения тамо­женного контроля, не изменяет характеристик товаров, не влечет уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблю­дения запретов и ограничений.

§2.Порядок перемещения товаров через таможенную границу

Алгоритм совершения таможенных операций в отноше­нии ввозимых на таможенную территорию таможенного союза товаров можно представить в виде следующей блок-схемы

Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации

Таможенное декларирование товаров
Выпуск товаров

Среди таможенных операций, предшествующих подаче тамо­женной декларации, выделяют:

· прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза,

· убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза,

· временное хранение то­варов.

Порядок прибытия товаров на таможенную территорию Тамо­женного союза регулируется ст. 156—161 ТК, а также ст. 193, 194 Закона о таможенном регулировании. Порядок убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза определен ст. 162— 166 ТК и ст. 195 Закона о таможенном регулировании.

Прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытие товаров с этой территории осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время рабо­ты таможенных органов в этих местах.

В зависимости от того, откуда ввозятся товары на террито­рию РФ, ст. 193 Закона о таможенном регулировании определяет места их прибытия:

1) ввоз товаров непосредственно с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, должен осуществлять­ся в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

2) ввоз товаров из государств, не являющихся членами Тамо­женного союза, через территории государств-членов, помещенных при прибытии на таможенную территорию Союза под таможен­ную процедуру транзита, может осуществляться в любых местах по маршруту следования перевозчика в определенное таможенным органом отправления место доставки товаров;

3) ввоз товаров с территорий государств-членов может осуще­ствляться в любых местах.

После пересечения таможенной границы ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в места прибытия и предъявлены таможенному органу.

При ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории го­сударства, не являющегося членом Таможенного союза, перевоз­чик обязан:

1) доставить товары в место прибытия;

2) предъявить товары таможенному органу;

3) представить таможенному органу документы и сведения в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется пере­возка товаров (ст. 159 ТК);

4) представить сертификаты, разрешения, лицензии или иные документы, подтверждающие соблюдение установленных запре­тов и ограничений, если в соответствии с таможенным законода­тельством Таможенного союза или законодательством РФ такие документы подлежат представлению таможенному органу в месте прибытия;

5) совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларирова­нием в соответствии с таможенной процедурой, согласно тамо­женному законодательству Таможенного союза и законодательст­ву РФ о таможенном деле.

В соответствии со ст. 163 ТК для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной до­кумент, допускающий их вывоз с таможенной территории Тамо­женного союза, а также документы и сведения в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. Исключение составляют случаи, когда эти товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали мест перемещения товаров через таможенную границу.

Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для убытия товаров с таможенной территории Союза таможенному органу представляются документы, подтверждаю­щие соблюдение запретов и ограничений.

Процедура временного хранения товаров регулируется гл. 25 ТК, а также гл. 23 Закона о таможенном регулировании и преду­смотрена для проведения таможенного оформления только иност­ранных товаров.

Временное хранение товаров — хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной тамо­женной процедурой либо до совершения иных действий, преду­смотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Местами временного хранения товаров являются СВХ и иные места в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза, которые должны отвечать требованиям по их расположению, обустройству и оборудованию, установленным национальным законодательством. Такими местами согласно ст. 198 Закона о таможенном регулировании являются:

1) склад таможенного органа;

2) склад получателя товаров;

3) помещение, открытая площадка и иная территория уполно­моченного экономического оператора;

4) отдельные помещения в местах международного почтового обмена;

5) место хранения неполученного или невостребованного бага­жа, перемещаемого в рамках договора авиационной или железно­дорожной перевозки пассажира;

6) место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;

7) специально оборудованное место разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров в пределах режимной террито­рии аэропорта при условии, что место ввоза таких товаров в Рос­сийскую Федерацию и место их вывоза из Российской Федерации совпадают;

8) железнодорожные пути и контейнерные площадки, располо­женные в согласованных с таможенными органами местах в пре­делах железнодорожных станций и предназначенные для времен­ного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств;

9) места, определяемые другими федеральными законами или актами Правительства РФ.

Срок временного хранения товаров составляет два месяца[2]. По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в от­ношении товаров, или его представителя таможенный орган про­длевает указанный срок до четырех месяцев, а в отношении между­народных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учрежде­ниях) международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воз­душным транспортом, — до шести месяцев. Решением КТС срок временного хранения отдельных категорий товаров может состав­лять менее двух месяцев.

Основной и самой трудоемкой для субъектов таможен­ных правоотношений операцией является декларирование товаров,т.е. заявление информации о них в специально разработанной форме (декларации на товары) таможенно­му органу, который осуществляет их полное таможенное оформление и выпуск в соответствии с заявленной тамо­женной процедурой[3].

Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме[4].

Таможенное декларирование в письменной форме допускается:

1) при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного тран<

Наши рекомендации