Роль транспортно-экспедиторских компаний в реализации внешнеторговой операции.

Участник внешнеэкономической деятельности должен планировать транспортные операции и учитывать их при подготовке контракта.

Таблица1 – Основные этапы транспортных операций

Первый этап (до заключения контракта) Второй этап (в процессе реализации внешнеторговой сделки) Третий этап (после завершения внешнеторговой сделки)
Провести анализ конъюнктуры рынков транспортных услуг, условий доставки товаров, уровня тарифных и фрахтовых ставок Заключить договоры на перевозку товаров, оформить их соответствующими транспортными документами (накладными, чартером, коносаментом) Произвести дополнительные взаиморасчеты, если они возникли
Определить и конкретизировать транспортные условия и базисные условия поставки для их последующего включения в договор купли-продажи. Организовать выполнение этих условий Запланировать перевозку экспортных грузов, проходящих через морские, речные порты и пограничные станции (оперативные месячное планирование). Подготовить товар к перевозке (упаковать, замаркировать и т.п.)   Решить возникшие спорные вопросы между участниками транспортного процесса
Определить долю расходов на транспортные операции (транспортную составляющую) в контрактной цене товара Оформить договор транспортного страхования грузов, получить страховой полис. Подготовить и оформить техническую и траспортно-сопроводительную документацию При необходимости предъявить в установленном порядке претензии и иски, оформить необходимую документацию
Предусмотреть в смете расходов транспортные издержки Проверить расчетную документацию и произвести расчеты с перевозчиком  
  Выполнить необходимые пограничные, таможенные, санитарные, ветеринарные формальности. Оформить соответствующие документы. Оплатить таможенные сборы, пошлины, налоги  

При перевозке грузов возникает необходимость выполнения целого комплекса вспомогательных операций, связанных с отправкой и получением грузов: в частности, их упаковка, маркировка, погрузка и выгрузка, доставка на станцию (в порт) отправления или со станции (из порта) назначения на склад получателя и др. При эпизодических перевозках эти операции могут выполнить сами грузоотправители и грузополучатели. В случаях, когда поток отправляемых или прибывающих в адрес того или иного лица грузов достигает значительных размеров, самостоятельное выполнение указанных операций становится обременительным и экономически неоправданным. С большей эффективностью это могут делать лица, специально подготовленные и уполномоченные на такую деятельность. Они выступают в качестве посредников между перевозчиками и их клиентурой. Такая деятельность по обслуживанию клиентуры транспортных организаций называется экспедиционной.

Процесс экспедирования грузов состоит из большого числа операций, каждая из которых является транспортной услугой, предоставляемой экспедитором клиенту. Транспортное экспедирование включает в себя разработку индивидуальной транспортной схемы перевозки, наиболее выгодной для клиента, подготовку груза к отправке, сбор всех необходимых документов для транспортировки груза, прием, хранение на специализированных складах, помещение его в транспортное средство, перевалку с одного вида транспорта на другой (если это требуется), доставку по принципу «Door-to-Door», т.е. от склада Отправителя до склада Получателя (см. рисунок 1)

Роль транспортно-экспедиторских компаний в реализации внешнеторговой операции. - student2.ru

Рисунок 1. Классификация услуг транспортно-экспедиторского обслуживания

Также своим клиентам экспедитор оказывает логистические услуги, выражающиеся в обеспечении экономичной и рациональной схемы доставки товара. В процессе своей деятельности экспедитор часто использует интермодальные схемы перевозки грузов.

Интермодальной называется система доставки грузов, которую осуществляет один перевозчик, но несколькими видами транспорта. Это происходит по единому перевозочному документу, с их перегрузкой в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца.

Суть этой системы заключается в единстве всех звеньев транспортно-технологической цепи, обеспечивающей доставку грузов во все концы земного шара с применением сквозного тарифа по единому перевозочному документу под управлением единого оператора. Операторы интер/мультимодальных перевозок это лица, которые заключают соглашения с фактическими перевозчиками и несут ответственность перед клиентом за сохранность груза на всем пути следования, с участием разных видов транспорта. Экспедиторы в значительной степени выступают как организаторы транспортного процесса, объединяя усилия всех его участников, оптимизируют транспортные затраты для владельцев груза. Проблема выбора оптимального варианта транспортно-экспедиторских услуг с особой остротой встает на рынке интермодальной, мультимодальной, междугородной и международной доставки товаров. И, прежде всего, в тех ситуациях, когда услуги, например, перевозчика или складского терминала хотя и нужны покупателю, но сами по себе в отдельности не представляют ценности для потребителей. И только экспедиторы, объединив эти услуги, выставляют на продажу систему услуг, которая в состоянии удовлетворить реальные потребности покупателя.

К тому же для фирм, нерегулярно занимающихся экспортно-импортными поставками, нецелесообразно создавать собственные службы, которые занимались бы всей транспортной работой:

- проработкой транспортных условий контракта в части выбора наиболее оптимального маршрута перевозки и транспортных средств;

- изучением конъюнктуры мирового транспортного рынка;

- контролем за хранением и перевалкой грузов в портах и на пограничных переходах.

Договор экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг. Этим определяется сфера его применения и функции его субъектов (экспедитора и клиента). Он используется там, где возникают отношения по грузовой перевозке. Смысл этого договора в том, чтобы освободить отправителей и получателей от выполнения не свойственных им операций по организации и сопровождению грузоперевозочного процесса. Соответственно основная функция, возлагаемая на экспедитора, состоит в том, чтобы по поручению клиента отправлять или получать грузы, а также оказывать иные сопутствующие этому услуги.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ГК РФ гл. 41. ст.801).

Договор экспедиции является взаимным и возмездным. Он может быть либо консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, либо реальным, когда он выполняет их с вверенным ему грузом (в частности, когда экспедитором выступает перевозчик).

По своему содержанию он сходен с рядом других договоров о представительстве. Экспедитор оказывает определенные услуги клиенту, в чем обнаруживается сходство с такими договорами, как поручение, комиссия, агентирование, возмездное оказание услуг. Однако предметом последних является совершение любых сделок и действий, в том числе вовсе не относящихся к транспортной деятельности.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Такие услуги относят к основным.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.

Особенностью данного договора является возможность одностороннего отказа от его исполнения. Любая из его сторон вправе сделать это, предупредив об этом своего контрагента в разумный срок. Такой срок может быть установлен и в самом договоре экспедиции. Неблагоприятным последствием одностороннего отказа является возмещение отказавшейся от договора стороной другой стороне убытков, вызванных его расторжением (ст. 806 ГК РФ).

Договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено следующее:

- обязанность экспедитора организовать перевозку груза транспортом, избранным экспедитором или клиентом;

- обязанность экспедитора организовать перевозку груза по маршруту, избранному экспедитором или клиентом;

- обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза;

- обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой груза;

- получение для экспорта или импорта документов;

- погрузка и выгрузка;

- затарка/растарка груза;

- уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;

- хранение груза;

- получение груза в пункте назначения;

- др.

Рассмотрим алгоритм выполнения операций с импортными грузами. Содержание данного алгоритма выполнения операций с импортными грузами соответствует требованиям Общих правил транспортно-экспедиторского обслуживания внешнеторговых грузов, рекомендованным российским экспедиторам АЭР (Ассоциация экспедиторов России) и ФИАТА (Международная Федерация экспедиторских ассоциаций).

Операции по транспортно-экспедиторскому обслуживанию (ТЭО) импортных грузов можно условно подразделить на три группы:

1. Планирование, организация и контроль исполнения (подписание договора на ТЭО грузов клиента; получение нотиса (извещения) о прибытии груза; получение разнарядки грузовладельца; получение комплекта документов, необходимых для карантинно-ветеринарной службы; выписка разнарядки порту; оформление заявки на экспертизу торгово-промышленной палаты; оформление заявки на подачу под погрузку привлеченного автотранспорта; оформление автонакладных на груз и возврат порожних контейнеров; оформление заявки на перетарку груза; проверка и акцепт счетов, компании, автоперевозчиков, карантинной, ветеринарной службы, порта, таможни и т.д.; проверка и учет расходов, связанных с таможенным оформлением груза; оформление счетов клиенту за ТЭО и перевозку груза; учет возврата порожних контейнеров.

2. Оперативная работа в таможне, порту и на ж/д станциях (таможенное оформление грузов; складская обработка таможенных грузов; организация работы экспертов; пломбирование контейнеров, вагонов, автотранспортных средств; контроль за отгрузкой груза по ж/д через предпортовую станцию; контроль за отгрузкой из порта автотранспортом; выдача груза клиенту).

3. Отчетность.

Далее рассмотрим алгоритм выполнения операций при ТЭО экспортных грузов:

1. Получение и обработка запроса на ТЭО.

2. Подготовка и отправка коммерческого предложения.

3. Отправка клиенту стандартной формы заявки на ТЭО и перевозку груза.

4. Прием заявки клиента на ТЭО и перевозку груза.

5. Подготовка договора на перевозку и экспедирование.

6. Подписание договора.

7. Подписание договоров с субподрядчиками.

8. Обеспечение завоза груза на склад, в порт и т.д.

9. Получение отгрузочной информации от грузоотправителя.

10. Подача заявки порту на прием груза, прибывшего автотранспортом.

11. Организация затарки грузов в контейнеры на территории порта или у грузоотправителей, которым порожние контейнеры доставляются для загрузки.

12. Заказ сепарационных материалов при необходимости.

13. Выгрузка груза на склад временного хранения.

14. Получение необходимого комплекта документов на прибывшие экспортные грузы.

15. Оформление экспортного поручения.

16. Таможенное оформление груза.

17. Отправка транспортных и товаросопроводительных документов по указанию клиента.

18. Заключение операций (оплата счетов, подписание актов выполненных работ и т.д.).

ВЫВОДЫ:

1. Под международной перевозкой понимается перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями. Особенность международных транспортных отношений состоит в наличии иностранного элемента: перевозка выполняется за границу, причем иностранный элемент присущ процессу перемещения, составляющему суть транспортной деятельности. Характерной особенностью правового регулирования в этой сфере является то, что основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях (транспортных конвенциях), содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов и пассажиров.

2. Транспортные документы являются неотъемлемыми атрибутами международной торговой практики. Их широкое применение привело к необходимости унификации обычаев и правил, сложившихся в мировой торговле. Основными документами Международной торговой палаты, касающимися данного вопроса, являются Унифицированные правила для гарантий по требованиям (URDG 758), Унифицированные правила для документарных аккредитивов (UCP 600), Унифицированные правила для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам (URR 725) и Правила по инкассо (URC 522). Ошибки при составлении коносаментов, товарно-транспортных накладных, железнодорожных транспортных накладных, а также несоответствие их содержания основным положениям банковских документов, в особенности аккредитивов, являются широко распространенным явлением. На практике это приводит к отказу банков производить платеж по аккредитиву против представленных транспортных документов.

3. Транспортно-экспедиторская деятельность - предпринимательская деятельность по предоставлению транспортно-экспедиторских услуг по организации и обеспечению перевозок экспортных, импортных, транзитных или иных грузов. Транспортно-экспедиторская деятельность является одной из главных составляющих в транспортной отрасли. Около 80 % мирового грузооборота осуществляется через экспедиторские фирмы.

4. Юридическая классификация сделки определяет подход к ее документированию. Транспортная накладная - это первичный документ для всех участников коммерческой перевозки – грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя. А экспедиторские документы (экспедиторская расписка, поручение экспедитору, складская расписка) – неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции, но первичными учетными документами они не являются. Процесс доставки груза со всеми обеспечивающими этот процесс действиями должен сопровождаться документальным оформлением. Роль транспортной документации при международных перевозках очень велика. На ее основе определяется ответственность сторон за несвоевременное или некачественное обслуживание, потерю или недостачу груза, решаются вопросы оплаты груза.

Список источников

Основная литература

1. Курганов, В. М. Международные перевозки : учебник / В.М. Курганов, Л.Б. Миротин; под ред. Л.Б. Миротина. — М.: Академия, 2011

Дополнительная литература

2. Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление. - М. : ТрансЛит, 2012

3. Гречуха, В. Н. Международное транспортное право : учебник для магистров. – Юрайт, 2013

4. Кочергина, Т. Е. Контракты в международной торговле. Учебное пособие / РИО Ростовского филиала РТА, 2011

Автор Н.В. Мозолева

Наши рекомендации