Ориентирование в условиях плохой видимости

Обычные фары дальнего света позволяют видеть крупные предметы на дороге на расстоянии до 150 м. Портативные инфракрасные системы ночного видения дают возможность водителю опознать тепловыделяющие объекты (люди, животные, большие птицы, неостывшие машины с потушенными фарами) на расстояyии круг вертикальной оси. Датчиками для ЭБУ являются: датчики скорости вращения колес, датчик давления тормозной жидкости, датчики положения (и скорости вращения) рулевого колеса, датчик скорости вращения автомобиля вокруг вертикальной оси, датчик поперечного ускорения. Исполнительными механизмами являются двигатель и модуляторы давления тормозной, жидкости (системы АБС и АSR), а также усилитель экстренного торможения (Вгаkе Аssistance).

При прохождении крутых поворотов на большой скорости на мокрой, обледенелой или заснеженной дороге, когда начинается скольжение передних колес, система VDC автоматически сбрасывает газ и подтормаживает внутреннее заднее колесо, удержи­вая тем самым автомобиль от сноса во внешний кювет. Если при крутом повороте руля возникает проскальзывание задних колес, система подтормаживает соответствующее переднее колесо и стабилизирует движение автомобиля в нужном направлении.

Системы АSR и АВS являются подсистемами для УВС. Системами УВС оснащаются относительно дорогие модели автомобилей, например Мегsedes-Веnz, Аudi, Lexus, ВМW и т. д.

1.4. Адаптивный круиз-контроль

Большинство ситуаций на дороге, когда требуется изменить скорость движения, стандартны и могут быть распознаны техни­ческими средствами. Системы адаптивного круиз-контроля (adaptive cruis control АСС) определяют дистанцию до впереди идущего транспортного средства, относительную скорость и с помощью соответствующих исполнительных механизмов корректируют скорость движения автомобиля без вмешательства водителя. Вождение становится более комфортным и безопасным.

Первые системы АСС были применены на японских автомобилях Мitsubishi 1995 года выпуска. В Европе начали появляться в 1999—2000гг.

Система АСС расширяет перечень функций, выполняемых вы­шеописанными системами автоматического управления движе­нием автомобиля. Дополнительными в системе АСС являются радарные датчики для определения дистанции и относительной скорости соседних автомобилей в движущемся потоке. Обычно радары реализуются на основе лазерной оптики или миллиметровых радиоволн. Команды от системы АСС поступают для реализации в ЭБУ двигателя и в ЭБУ тормозных систем АВS и VDC.

Еще одно применение радаров на автомобилях — система Рагctronic Parcing Аssasiencе (РРА). Эта система определяет, насколько близко легковой автомобиль, двигаясь задним ходом, приближается к другим объектам. Соответствующие сигналы водителю и тормозной системе позволяют избежать столкновений и повреждений.

Известные сегодня разработки АСС предназначены для испо­льзования при движении по шоссе. Имеющиеся технологии не позволяют удовлетворительно применять АСС на городских ули­цах, где движение более хаотично и интенсивно.

1.5. Система пробуждения от сна за рулем

Статистика показывает, что водители, уснувшие за рулем, виновны в 3% случаев от общего числа дорожных происшествий, но 50% этих происшествий заканчиваются летальным исходом. Система пробуждения ото сна за рулем реагирует на различение стилей вождения дремлющего и бодрствующего водителей. Бодрствующий водитель постоянно корректирует движение автомобиля небольшими поворотами руля. У дремлющего водителя стиль езды иной: отсутствие активности несколько секунд, затем внезапный резкий поворот вправо или влево. Бортовой компьютер постоянно контролирует действия водителя с рулем и, если стиль вождения начинает совпадать со стилем дремлющего человека, издается предупреждающий звуковой сигнал.

1.6. Ориентирование в условиях плохой видимости

Обычные фары дальнего света позволяют видеть крупные предметы на дороге на расстоянии до 150 м. Портативные инфракрасные системы ночного видения дают возможность водителю опознать тепловыделяющие объекты (люди, животные, большие птицы, неостывшие машины с потушенными фарами) на расстоянии до 450 м. Их изображения на черном фоне ночной дороги водитель видит перед собой на удлиненном экране, расположенном над приборной доской в нижней части ветрового стекла. Так же далеко вперед просматривается нагретое днем полотно дороги в тумане или стоящий у обочины автомобиль с работающим двига-телем. Приборы ночного видения со второй половины 2000 г, устанавливаются на автомобилях Саdillас Devillе.

В системах активной безопасности автомобиля начинают применять голографию. Голографическая картина (голограмма) является трехмерным изображением реального объекта. Для получения голограммы нужен лазерный излучатель (проектор) и подходящий экран.

В настоящее время проводятся исследования и разработка аппаратуры с целью повысить безопасность езды в темное время суток.

Один из вариантов таков: информация снимается с инфракрасных видеокамер, обрабатывается, голографическое изображение проецируется на лобовое стекло перед водителем. За счет использования такого своеобразного прибора ночного видение управление автомобилем в темное время суток упрощается.

Наши рекомендации