Эра террора:территория смерти

ЭРА ТЕРРОРА:ТЕРРИТОРИЯ СМЕРТИ


Городская жизнь – наиболее очевидное проявление стремления человечества создать среду обитания в соответствии со своими собственными представлениями. В XX веке городская жизнь сменила сельскую в качестве доминирующей формы общественного бытия и в развитом, и в развивающемся мире.

Однако с середины минувшего столетия ряд факторов затруднили развитие этой важной тенденции. Например, страх насильственных преступлений изменил модель личностного поведения и жизнедеятельности горожан. К примеру, только экономическое влияние преступлений на развитие городов настолько глубоко, что для его компенсации требуется привлечение значительных ресурсов.

Дальнейшими препятствиями на пути к усовершенствованию условий жизни в городах могут быть названы вопросы транспорта, загрязнения окружающей среды, межэтнические конфликты и безработица. Но никакая другая угроза не потрясает основ жизни города так, как проявления терроризма, порождающие страхи, связанные с вопросами выживания человека. Жизнь мегаполиса определяется взаимодействием большого количества людей, и террористы превратили эту особенность городской жизни в важный фактор своей тактики.

Возможность террористической атаки против рядового горожанина может быть признана маловероятной, но сила эмоционального воздействия подобных случаев на чувство безопасности грандиозна. Если восприятие риска как угрожающей ситуации имеет социальное истолкование, то к концу XX века международный терроризм проявил себя как основная проблема существования общества.

За последние годы произошло более 2000 терактов только против американских граждан на территории США и за ее пределами. Были ли они проведены теми, кто завидует высокому уровню жизни в Америке, или теми, кто полагает, что Америка воплощает принципы западной демократии и свободного рынка, – так или иначе, глобальное американское присутствие в мире предоставляет террористам различные возможности для использования уязвимости американских граждан.

Свобода СМИ в Америке обеспечивает максимальное освещение террористических актов, что всегда является одной из целей террористов. Невинные люди, занимающиеся своими повседневными делами, по всему миру становятся жертвами террора без предупреждения и без видимых причин. Никакие перемены в стиле жизни, кроме изменения самого уклада городской жизни, не могут защитить их.

Риск оказаться жертвой

Риск того, что вы можете стать жертвой, даже если статистически он очень невелик, далек от случайности. Этот риск зависит от вероятности оказаться на месте, где разворачиваются события. Бомбисты принадлежат к широкому спектру населения. Например, в Израиле еврейские и арабские граждане, студенты, туристы, временные рабочие, иностранцы могут быть одинаково вовлечены в террористическую деятельность в тех или иных случаях. Учитывая все аспекты современной жизни, можно сказать, что террористы могут приехать издалека и представлять любой из слоев общества.

Не каждый с одинаковой вероятностью может сидеть в открытом кафе в Тель-Авиве в пятницу днем. Там можно оказаться и случайно. Однако террорист, который взорвал себя в кафе "Апропо" в Тель-Авиве в пятницу днем в марте 1996 г., на самом деле целил в очень узкий спектр постоянной публики, проводящей свой досуг подобным образом. Бомба, установленная в конкретном месте, с большей вероятностью убьет или ранит того, кто часто там бывает в определенное время, чем случайного прохожего.

В переполненном театре, кинозале или спортивном центре жертвами будут приверженцы именно такого времяпрепровождения. Сегодня торговые центры не просто места, где можно сделать покупки. Когда смертник взорвал себя в 1996 г. у центра "Дизенгоф" в Тель-Авиве накануне еврейского праздника Пурим, в толпе были не только покупатели, но и много детей, у которых были каникулы, и они хотели принять участие в празднествах, проводимых в этом центре. Совсем другую публику мы обнаружим на открытых рынках Израиля. Там жертвами становятся пожилые люди и новые эмигранты.

Маршруты городских автобусов подвергались в Израиле бомбовым атакам гораздо чаще, чем маршруты междугородных автобусов. Это может объясняться тем, что на дальних маршрутах контроль пассажиров более тщательный. На городских автобусных линиях больше условий для анонимности, нежели на междугородных, где даже непривычное движение по проходу может привлечь внимание. В городских автобусах сидячие места обычно с более низкими спинками, а между рядами больше места, что позволяет пассажирам легче перемещаться.

Но такая конфигурация автобуса позволяет террористу лучше просматривать пространство и дает больше возможностей продвинуться к выбранному для теракта месту. Во время происшествия автобус может находиться в определенном месте, пассажиры могут быть отовсюду и направляться в разные места. Поэтому очевидно, что при терактах с применением бомб и самодельных взрывных устройств, наиболее уязвим круг людей, пользующихся автобусами.

Около 60% израильских семей владеют автомобилями, 20% имеют по две машины и более. Хотя изначально может показаться, что из числа жертв терактов в автобусах можно исключить семьи, пользующиеся машинами, многие несовершеннолетние все равно пользуются общественным транспортом, невзирая на богатство, да и многие автовладельцы предпочитают ехать на автобусе, нежели столкнуться с пробками на дорогах, находясь за рулем. Таким образом, угроза взрыва бомбы в автобусе достаточно универсальна.

Иерусалим - это город, состоящий из большого числа удаленных друг от друга районов. Некоторые автобусные маршруты в этом многонациональном городе изгибаются из одного района в другой, пролегая от еврейского к арабскому. Бомбовому террору подвергались автобусы 25-го маршрута, обслуживающие и еврейские, и арабские кварталы. Другие бомбы были в автобусах, следующих только по еврейским кварталам.

Многие арабы работают, имеют бизнес, пользуются сферой услуг в еврейских кварталах города. Арабских пассажиров часто можно встретить в автобусах в еврейских районах. Иерусалимский автобусный маршрут № 18 уже являлся целью террористов в 1980-е годы, а в 1996 г. дважды, в воскресные утра 25 февраля и 3 марта, там прогремели еще два взрыва. Маршрут начинается в Катамоне и завершается в Кирьят-Хайовэл - это районы, заселенные в основном семьями рабочих и студентами.

В таких районах в Израиле часто проживают большие сообщества: неполные семьи, люди, столкнувшиеся с экономическими трудностями, пожилые люди, студенты или новые эмигранты – те, кто нуждается в социальной поддержке. У этих периферийных социальных групп обычно нет альтернатив общественному транспорту, и они являются весьма уязвимыми при различных катастрофах. В ходе повторявшихся бомбовых атак, в частности, пострадало значительно больше жителей Катамона. Эти люди должны жить с постоянной тревогой в сердце, у них нет другого выбора.

Тель-Авив – мегаполис, в котором немного арабских жителей проживает в секторе Яффо и около 20% населения – иностранцы. Он часто притягивает большие группы людей из окружающих городов-спутников – они работают, делают покупки или развлекаются в центре города. Многие автобусные маршруты, проходящие через центральный деловой район Тель-Авива, начинаются или заканчиваются на одной из городских окраин.

Жителями центра Тель-Авива и соседнего района Рамат-Ган являются в основном люди старшего поколения. Те, кто приезжает в город – представители смешанных демографических групп. Центр "Дизенгоф", явившийся целью одного из бомбистов, – притягательное место для молодых, особенно школьников, на каникулах.

Возможность нахождения во время происшествия в автобусе, в торговом центре или в другом переполненном людьми месте зависит от времени суток. Утренние часы – пик, время, когда по городу перемещаются рабочие и студенты. Хотя автобусные бомбисты в 1995 и 1996 гг., по всей видимости, нацеливались именно на утренних пассажиров, два случая в автобусе № 18 были предприняты в более раннее время, чем часы пик. Массовые перемещения пассажиров в эти часы отчасти способствуют приготовлениям бомбистов и увеличивают сложность их обнаружения.

После утренних пассажиров появляются те, кто направляется за покупками. После полудня школьники едут домой или направляются куда-нибудь провести дневное время, а покупатели возвращаются домой, чтобы не попасть в вечерние часы пик. Вечером, по завершении рабочего дня, опять хлынут рабочие и служащие. Поздним вечером и ночью общественным транспортом пользуются те, кто направляется развлечься, и те, кто возвращается с общественных мероприятий или из мест отдыха.

День недели и дата тоже немаловажны при выборе дня для теракта. По субботам и в праздничные дни количество общественного транспорта значительно сокращается, тогда как утро воскресенья – начало рабочей недели в Израиле. Солдаты, студенты, живущие в общежитиях, и все, кто в течение рабочей недели живет далеко от дома, возвращаются с выходных в субботу вечером или в воскресенье. Среда и четверг – пиковые дни на открытых рынках.

Во время праздников изменяются обычные схемы передвижения, связанные с работой, люди скапливаются в местах развлечений и торговли, но, исключая происшествие в центре "Дизенгоф", накануне праздников происходило мало терактов. Это может быть связано с тем, что израильские газеты не выходят в шаббат и по праздникам. Аудитория, пользующаяся для получения новостей электронными носителями, также уменьшается во время субботы.

Эти обстоятельства, возможно, удерживают террористов, склонных к максимальному освещению своих акций в новостях, от действий в такие дни.

Террор в городах

Очевидно, что терроризм вносит существенный разлад в размеренную жизнь городов. Он подрывает основы, на которых держится общество, мешает разным людям свободно и открыто добиваться реализации своих целей, никого не опасаясь и не подозревая в агрессивных намерениях. Растущая урбанизация современного общества превращает город в поле битвы: насилие вынуждает местные власти вступать в борьбу с терроризмом. Стремление обезопасить горожан от неспровоцированных террористических актов и их последствий стало еще одной насущной заботой муниципалитетов.

Как бульвары Парижа появились вследствие того, что наполеоновские войска нуждались в пространстве для маневров, так и многочисленные посольства, построенные за последние десятилетия, созданы с учетом требований безопасности. Раньше необходимость их соблюдения почти не оказывала влияния на архитектуру городских сооружений: если и случалось что-либо чрезвычайное, то мысли об актуальности мер безопасности приходили уже постфактум.

Даже сегодня при проектировании городских сооружений обычно не учитывают реальность террористической угрозы. Американское правительство констатировало, что "в большинстве случаев архитекторы или совсем не уделяют внимания системам безопасности зданий или уделяет его очень мало, особенно это касается необходимости создавать препятствия для бомбовых атак".

После взрывов бывает очень много людей, получивших порезы от осколков стекла, но городские архитекторы по-прежнему редко учитывают этот фактор, не уменьшая количество стеклянных панелей в потенциально уязвимых сооружениях и не заменяя стекло более безопасными материалами. Даже после взрыва бомбы в здании аэропорта Франкфурта, произошедшего в 1980-е годы, не была выполнена рекомендация уменьшить площадь оконных стекол, способных причинить смертоносный вред, поскольку безопасная альтернатива была более дорогой и менее доступной.

Уже реализованы некоторые идеи, позволяющие уменьшить степень уязвимости городских объектов при терактах. Мусорные баки, установленные на улицах Израиля, специально разработаны таким образом, чтобы при взрыве заложенной в бак бомбы количество вылетающих осколков было минимальным. В США такие чрезвычайные происшествия, как взрывы бомб во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке и в правительственном здании в Оклахома-Сити, увеличили обеспокоенность властей по поводу атак на американские правительственные и коммерческие учреждения в стране и за рубежом.

Усилению мер безопасности в общественных местах уделяется серьезное внимание. Все более широкое распространение получают системы видеонаблюдения, усовершенствованные дверные и оконные замки, системы сигнализации, используются патрули служб безопасности, применяется ограничение на парковку, осуществляется постоянный контроль за мусорными контейнерами и зонами, недоступными для видеоконтроля, производится идентификация личности посетителей, досмотры происходят с применением специальных систем обнаружения.

К сожалению, усиление мер безопасности происходит, как правило, после происшествий, а не предшествует им. Так, зона парковки вблизи зданий была ограничена после взрывов машин у представительства ООН и Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, Белого дома в Вашингтоне, здания еврейской общины в Буэнос-Айресе. Когда муниципалитеты высказывают озабоченность по поводу создания атмосферы осадного положения, их заверяют, что население привыкает к постоянным проверкам со стороны служб безопасности и с готовностью принимает эти незначительные неудобства.

Американское правительство, которое не позаботилось о введении адекватных мер предосторожности в своих посольствах в Найроби и Дар-эс-Саламе, стало одним из виновников гибели людей в августе 1998 г. Каждое новое происшествие становится аргументом в пользу усиления мер безопасности и способствует появлению нового оборудования, необходимого для их осуществления, несмотря на его высокую стоимость и неудобства, причиняемые гражданам.

Таблица 1.Терракты с использованием взрывных устройств за период с 1983 по 2005 г.

Год, месяц Место Убито,чел. Пострадало,чел.
1983, апрель Посольство США, Бейрут, Ливан более 100
1983, август Военно-морские казармы, Бейрут, Ливан -
1985, апрель Ресторан, Мадрид, Испания
1985, сентябрь Вестибюль отеля, Афины, Греция -
1988, декабрь Рейс "Пан-Америкэн", Локерби, Шотландия более 270 -
1991, март Коломбо, Шри-Ланка более 50 -
1992, март Посольство Израиля, Буэнос-Айрес, Аргентина - -
1992, июнь Туристский автобус, Гиза, Египет
1993, февраль Всемирный торговый центр, Нью-Йорк, США более 1000
1994, апрель Автобусная остановка, Афула, Израиль
1994, октябрь Улица Дизенгоф (автобус № 5), Тель-Авив, Израиль
1994, октябрь Микроавтобус, Лима, Перу
1994, октябрь Центр еврейской общины, Буэнос-Айрес, Аргентина
1995, январь Автобус, узловой пункт Бей-Лид, Израиль
1995, июль Автобусная остановка Элит, Рамат-Ган, Израиль
1995, август Правительственное здание, Оклахома-Сити, США -
1995, август Автобусная остановка Рамат-Эшкол,Иерусалим, Израиль
1996, январь Центральный банк, Коломбо, Шри-Ланка
1996, февраль Автобусная остановка Рамат-Эшкол (автобус № 26),Иерусалим, Израиль
1996, февраль Улица Джаффа (автобус № 18), Иерусалим, Израиль
1996, февраль Пристань Доклэндз (пирс), Лондон, Великобритания
1996, март Улица Сарэй Исраэль (автобус № 18),Иерусалим, Израиль
1996, март Центр "Дизенгоф", Тель-Авив, Израиль
1996, март Кафе "Апропо", Тель-Авив, Израиль
1996, июнь Башни Кхубар, Дахран, Саудовская Аравия
1996, июнь Торговый центр "Арндейл", Манчестер, Великобритания - более 200
1997, июль Открытый рынок "Махан Ехуда", Иерусалим, Израиль более 170
1998, март Коломбо, Шри-Ланка
1998, август Посольства США, Дар-эс-Салам (Танзания), Найроби (Кения)
1998, август Ома, Северная Ирландия более 200
1999, март Северная Осетия, Россия более 100
1999, апрель Лондон, Великобритания -
2000, май Автобус, Манила, Филиппины
2000, август Пушкинская площадь, Москва, Россия
2001, июнь Дельфинарий, Тель-Авив, Израиль
2001, август Иерусалим, Израиль
2001, сентябрь Всемирный торговый центр, Нью-Йорк, США -
2001, сентябрь Пентагон, США -
2002, январь Иерусалим, Израиль
2002, февраль Жоло, Филиппины
2002, март Хайфа, Израиль
2002, май Каспийск, Дагестан
2002, октябрь Курорт Кута Бич, Бали, Индонезия
2002, декабрь Дом правительства, Грозный, Чечня более 100
2003, июль Рок-концерт, Москва, Россия
2003, август Бомбей, Индия
2003, декабрь Электричка, Ессентуки, Россия
2003, декабрь Гостиница "Националь", Москва, Россия
2004, февраль Метро, Москва, Россия
2004, февраль Манила, Филиппины
2004, март Мадрид, Испания
2004, май Грозный, Чечня
2004, август Два самолета из "Домодедово", Москва, Россия -
2004, август Москва, Россия
2005, май Дели, Индия
2005, июнь Багдад, Ирак более 50
2005, июнь Пульвама, Индия более 100
2005, июль Торговый центр, Нетания, Израиль
2005, июль Мусайиба, Ирак
2005, июль Лондон, Великобритания более 700
2005, июль Шарм эль-Шейх, Египет

Терракты с применением бомб часто происходят в неконтролируемой обстановке, когда возможность подготовленности к ним ограничена. После выступлений Бен Ладена с угрозами в адрес США за нападения американцев на структуры "Аль-Каиды" в Афганистане и Судане, Нью-Йорк как возможная цель атаки международного терроризма был приведен в состояние готовности. Но это лишь показало тщетность попыток защитить каждую потенциально уязвимую цель в мегаполисе: никакие приготовления не смогут реально противодействовать бомбам террористов в условиях современного города.

Проведение контртеррористических мероприятий в большей степени характерно для разведывательных служб, а не для муниципальных властей с их ограниченными ресурсами и юрисдикцией. В то же время местные власти несут ответственность за эффективное преодоление последствий террористических актов. К сожалению, реалии современного мира неизбежно сталкивают с проблемой терроризма жителей очень многих городов. Такие совершенно разные города, как Нью-Йорк, Оклахома-Сити, Атланта, Токио, Париж, Манчестер, Буэнос-Айрес, Коломбо, Бейрут, Каир, Найроби, Дар-эс-Салам, Иерусалим, Тель-Авив, Беслан и ряд других, в последние годы стали свидетелями жестокости террористов по отношению к невинным мужчинам, женщинам, детям.

Сложившаяся ситуация диктует принципиально новый подход к использованию разведданных. И раньше такие организации, как ЦРУ, распространяли информацию, полученную разведкой, на национальном уровне: если речь шла о целях внутри страны, данные, необходимые для проведения операции, передавались ФБР. Сегодня в США федеральные органы передают муниципальным властям информацию о возможных целях террористических атак.

Подробные разведанные о террористах, как и практика их выявления, по возможности должны быть представлены широкой общественности, но при этом необходимо соблюдение особой осторожности, чтобы не была раскрыта секретная информация.

Формы

Террора

Исследователи стремились систематизировать не только террористов, но также их цели и замыслы. Одна из таких классификаций позволяет распределить террористов по следующим категориям:

  • Криминальный терроризм: систематическое использование актов террора для получения материальных ценностей, а не для достижения политических целей.
  • Психологический терроризм: применение террористических методов для достижения религиозных или мистических целей (чтобы принудить адептов религиозного культа к послушанию или как метод в противоборстве между сектами).
  • Военный терроризм: террористические действия применяются в ходе боевых действий (чтобы защитить или ниспровергнуть существующий режим или для разрешения конфликта между несколькими режимами).
  • Политический терроризм: использование террора или угрозы террора в политических целях. Тактику террора применяли как тоталитарные режимы, так и восставшие, которые этим режимам противостояли (например, в Иране и режим шаха, и режим аятоллы Хомейни).


В 1975 г. Бэлл предложил следующую систему:

  • Психологический террор: политические убийства, убийства знаменитых людей, захваты самолетов.
  • Криминальный террор: похищение людей с целью вымогательства.
  • Местный террор: затрагивает конкретные общества в определенные периоды времени.
  • Санкционированный террор: террор, санкционированный государственной властью и осуществляемый в другом государстве.
  • Террор виджиланте: примеры - "Комитет бдительности" ("Ку-клукс-клан") или отряд смертников в Бразилии.
  • Революционный террор: имеет несколько форм:
    • Террор организованный, основанный на внутренней дисциплине.
    • Террор преданности, целью которого является получение массовой поддержки.
    • Террор функциональный, направленный на достижение стратегического преимущества путем проведения террористической акции.
    • Террор провокационный, направленный на то, чтобы вызвать желаемый отклик или обострить политическую ситуацию.
    • Террор манипуляционный, направленный на создание ситуации, выгодной для извлечения определенной пользы.
    • Террор символический, жертва которого воспринимается как олицетворение врага.


В других системах используются такие категории террора, как:

  • политический или неполитический;
  • репрессивный, оборонительный или наступательный;
  • национальный или межнациональный;
  • легитимный или нелегитимный;
  • непосредственный (похищение людей, угон транспорта, захват заложников) или дистанционный (взрывы, криминальные почтовые отправления, саботаж, поджоги, снайперская стрельба).


Терроризм становится сложной проблемой для отдельных демократических государств и для международного сообщества в целом. Многие страны ведут идеологические дебаты о причинах терроризма и в то же время испытывают затруднения в борьбе с нелегальными действиями, способствующими террору, поскольку это может поставить под угрозу основы демократического общества, которые необходимо всячески оберегать.

Террористы не придерживаются никаких правил и, в отличие от демократических государств, не нуждаются в оправдании своих действий. Бомбардировка авиацией США предполагаемого завода химического оружия в Судане привела к дипломатическим осложнениям из-за недостаточности доказательств. Однако их длительный сбор привел бы к ликвидации фактора неожиданности и предоставил бы террористам достаточно времени на то, чтобы перебраться в другое место.

Заключение

США неохотно пришли к признанию того, что вовлечены в новую форму глобальных военных действий против международного терроризма, по выражению бывшего государственного секретаря США М. Олбрайт – в "войну будущего", немедленное прекращение которой невозможно.

В 1990-е годы США объявили о начале глобальной войны против фанатично настроенных мусульманских террористических организаций, использующих сложное современное вооружение и химическое оружие. В финансировании и руководстве антиамериканскими терактами по всему миру подозревается Бен Ладен.

Некоторые из его помощников были арестованы, когда направлялись обратно в Афганистан после совершения взрывов в посольствах США в африканских странах, и были отправлены в Нью-Йорк, где им были предъявлены обвинения. США совершили нападения на объекты, используемые террористами в Афганистане и Судане, в качестве актов мести и способа предотвращения подобных атак в будущем.

Для умиротворения террористов можно сделать не так уж много. Компромисс будет рассматриваться ими лишь как проявление слабости и спровоцирует новые нападения. Смогут ли самые богатые и могущественные нации добиться успеха в борьбе с терроризмом во имя сохранения западной цивилизации? Даже если можно будет склонить одни террористические группы к поиску политических решений, всегда будут оставаться другие, продолжающие прибегать к насилию.

Контртеррористические операции не могут предотвратить абсолютно все акты террора. Поэтому в мире существует большой интерес не только к израильскому опыту борьбы с терроризмом, изучение которого жизненно необходимо, но и к способам смягчения последствий террористических атак, которые не были по тем или иным причинам предотвращены…

СТАНИСЛАВ

ЛЕЙКИН

Публикация подготовлена на основе издания "Бомбовый террор – новая городская угроза". Авторы: Хаим Гранот и Джей Левинсон. Издательство "Декель", Тель-Авив, Израиль, 2002 (перевод с английского языка – Светлана Шеляг).

ЭРА ТЕРРОРА:ТЕРРИТОРИЯ СМЕРТИ


Городская жизнь – наиболее очевидное проявление стремления человечества создать среду обитания в соответствии со своими собственными представлениями. В XX веке городская жизнь сменила сельскую в качестве доминирующей формы общественного бытия и в развитом, и в развивающемся мире.

Однако с середины минувшего столетия ряд факторов затруднили развитие этой важной тенденции. Например, страх насильственных преступлений изменил модель личностного поведения и жизнедеятельности горожан. К примеру, только экономическое влияние преступлений на развитие городов настолько глубоко, что для его компенсации требуется привлечение значительных ресурсов.

Дальнейшими препятствиями на пути к усовершенствованию условий жизни в городах могут быть названы вопросы транспорта, загрязнения окружающей среды, межэтнические конфликты и безработица. Но никакая другая угроза не потрясает основ жизни города так, как проявления терроризма, порождающие страхи, связанные с вопросами выживания человека. Жизнь мегаполиса определяется взаимодействием большого количества людей, и террористы превратили эту особенность городской жизни в важный фактор своей тактики.

Возможность террористической атаки против рядового горожанина может быть признана маловероятной, но сила эмоционального воздействия подобных случаев на чувство безопасности грандиозна. Если восприятие риска как угрожающей ситуации имеет социальное истолкование, то к концу XX века международный терроризм проявил себя как основная проблема существования общества.

За последние годы произошло более 2000 терактов только против американских граждан на территории США и за ее пределами. Были ли они проведены теми, кто завидует высокому уровню жизни в Америке, или теми, кто полагает, что Америка воплощает принципы западной демократии и свободного рынка, – так или иначе, глобальное американское присутствие в мире предоставляет террористам различные возможности для использования уязвимости американских граждан.

Свобода СМИ в Америке обеспечивает максимальное освещение террористических актов, что всегда является одной из целей террористов. Невинные люди, занимающиеся своими повседневными делами, по всему миру становятся жертвами террора без предупреждения и без видимых причин. Никакие перемены в стиле жизни, кроме изменения самого уклада городской жизни, не могут защитить их.

Риск оказаться жертвой

Риск того, что вы можете стать жертвой, даже если статистически он очень невелик, далек от случайности. Этот риск зависит от вероятности оказаться на месте, где разворачиваются события. Бомбисты принадлежат к широкому спектру населения. Например, в Израиле еврейские и арабские граждане, студенты, туристы, временные рабочие, иностранцы могут быть одинаково вовлечены в террористическую деятельность в тех или иных случаях. Учитывая все аспекты современной жизни, можно сказать, что террористы могут приехать издалека и представлять любой из слоев общества.

Не каждый с одинаковой вероятностью может сидеть в открытом кафе в Тель-Авиве в пятницу днем. Там можно оказаться и случайно. Однако террорист, который взорвал себя в кафе "Апропо" в Тель-Авиве в пятницу днем в марте 1996 г., на самом деле целил в очень узкий спектр постоянной публики, проводящей свой досуг подобным образом. Бомба, установленная в конкретном месте, с большей вероятностью убьет или ранит того, кто часто там бывает в определенное время, чем случайного прохожего.

В переполненном театре, кинозале или спортивном центре жертвами будут приверженцы именно такого времяпрепровождения. Сегодня торговые центры не просто места, где можно сделать покупки. Когда смертник взорвал себя в 1996 г. у центра "Дизенгоф" в Тель-Авиве накануне еврейского праздника Пурим, в толпе были не только покупатели, но и много детей, у которых были каникулы, и они хотели принять участие в празднествах, проводимых в этом центре. Совсем другую публику мы обнаружим на открытых рынках Израиля. Там жертвами становятся пожилые люди и новые эмигранты.

Маршруты городских автобусов подвергались в Израиле бомбовым атакам гораздо чаще, чем маршруты междугородных автобусов. Это может объясняться тем, что на дальних маршрутах контроль пассажиров более тщательный. На городских автобусных линиях больше условий для анонимности, нежели на междугородных, где даже непривычное движение по проходу может привлечь внимание. В городских автобусах сидячие места обычно с более низкими спинками, а между рядами больше места, что позволяет пассажирам легче перемещаться.

Но такая конфигурация автобуса позволяет террористу лучше просматривать пространство и дает больше возможностей продвинуться к выбранному для теракта месту. Во время происшествия автобус может находиться в определенном месте, пассажиры могут быть отовсюду и направляться в разные места. Поэтому очевидно, что при терактах с применением бомб и самодельных взрывных устройств, наиболее уязвим круг людей, пользующихся автобусами.

Около 60% израильских семей владеют автомобилями, 20% имеют по две машины и более. Хотя изначально может показаться, что из числа жертв терактов в автобусах можно исключить семьи, пользующиеся машинами, многие несовершеннолетние все равно пользуются общественным транспортом, невзирая на богатство, да и многие автовладельцы предпочитают ехать на автобусе, нежели столкнуться с пробками на дорогах, находясь за рулем. Таким образом, угроза взрыва бомбы в автобусе достаточно универсальна.

Иерусалим - это город, состоящий из большого числа удаленных друг от друга районов. Некоторые автобусные маршруты в этом многонациональном городе изгибаются из одного района в другой, пролегая от еврейского к арабскому. Бомбовому террору подвергались автобусы 25-го маршрута, обслуживающие и еврейские, и арабские кварталы. Другие бомбы были в автобусах, следующих только по еврейским кварталам.

Многие арабы работают, имеют бизнес, пользуются сферой услуг в еврейских кварталах города. Арабских пассажиров часто можно встретить в автобусах в еврейских районах. Иерусалимский автобусный маршрут № 18 уже являлся целью террористов в 1980-е годы, а в 1996 г. дважды, в воскресные утра 25 февраля и 3 марта, там прогремели еще два взрыва. Маршрут начинается в Катамоне и завершается в Кирьят-Хайовэл - это районы, заселенные в основном семьями рабочих и студентами.

В таких районах в Израиле часто проживают большие сообщества: неполные семьи, люди, столкнувшиеся с экономическими трудностями, пожилые люди, студенты или новые эмигранты – те, кто нуждается в социальной поддержке. У этих периферийных социальных групп обычно нет альтернатив общественному транспорту, и они являются весьма уязвимыми при различных катастрофах. В ходе повторявшихся бомбовых атак, в частности, пострадало значительно больше жителей Катамона. Эти люди должны жить с постоянной тревогой в сердце, у них нет другого выбора.

Тель-Авив – мегаполис, в котором немного арабских жителей проживает в секторе Яффо и около 20% населения – иностранцы. Он часто притягивает большие группы людей из окружающих городов-спутников – они работают, делают покупки или развлекаются в центре города. Многие автобусные маршруты, проходящие через центральный деловой район Тель-Авива, начинаются или заканчиваются на одной из городских окраин.

Жителями центра Тель-Авива и соседнего района Рамат-Ган являются в основном люди старшего поколения. Те, кто приезжает в город – представители смешанных демографических групп. Центр "Дизенгоф", явившийся целью одного из бомбистов, – притягательное место для молодых, особенно школьников, на каникулах.

Возможность нахождения во время происшествия в автобусе, в торговом центре или в другом переполненном людьми месте зависит от времени суток. Утренние часы – пик, время, когда по городу перемещаются рабочие и студенты. Хотя автобусные бомбисты в 1995 и 1996 гг., по всей видимости, нацеливались именно на утренних пассажиров, два случая в автобусе № 18 были предприняты в более раннее время, чем часы пик. Массовые перемещения пассажиров в эти часы отчасти способствуют приготовлениям бомбистов и увеличивают сложность их обнаружения.

После утренних пассажиров появляются те, кто направляется за покупками. После полудня школьники едут домой или направляются куда-нибудь провести дневное время, а покупатели возвращаются домой, чтобы не попасть в вечерние часы пик. Вечером, по завершении рабочего дня, опять хлынут рабочие и служащие. Поздним вечером и ночью общественным транспортом пользуются те, кто направляется развлечься, и те, кто возвращается с общественных мероприятий или из мест отдыха.

День недели и дата тоже немаловажны при выборе дня для теракта. По субботам и в праздничные дни количество общественного транспорта значительно сокращается, тогда как утро воскресенья – начало рабочей недели в Израиле. Солдаты, студенты, живущие в общежитиях, и все, кто в течение рабочей недели живет далеко от дома, возвращаются с выходных в субботу вечером или в воскресенье. Среда и четверг – пиковые дни на открытых рынках.

Во время праздников изменяются обычные схемы передвижения, связанные с работой, люди скапливаются в местах развлечений и торговли, но, исключая происшествие в центре "Дизенгоф", накануне праздников происходило мало терактов. <

Наши рекомендации