К концу года дети должны уметь

• Участвовать в беседе.

• Аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

• Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последова­тельно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

• Определять место звука в слове.

• Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

Е. В. Валъчук Развитие речи

Месяц № п/п Тема Программное содержание
Сентябрь 1-2 Лето Учить по плану и образцу рассказывать о содержании сюжетной картины, составлять предложения с однородными членами, рас­пространять предложения путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств; упражнять в употреблении простых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений
Лето Учить составлять рассказ по картинкам с последовательно разви­вающимся действием. Упражнять в употреблении простых, слож­носочинённых и сложноподчинённых предложений, подборе си­нонимов и антонимов, прилагательных и наречий в сравнитель­ной степени
Лето. Лес Развивать умение составлять рассказ о событиях из личного опы­та. Обогащать речь детей существительными, обозначающими растения, прилагательными, характеризующими свойства и каче­ства предметов
Октябрь Осень Знакомство с репродукциями картин русских художников (пей­заж). Учить составлять предложения с однородными членами, распространять предложения путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств
Осень Учить по плану и образцу рассказывать о содержании сюжетной картины; упражнять в употреблении простых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, в подборе синонимов и ан­тонимов, прилагательных и наречий в сравнительной степени

Продолжение табл.





  3^ Моя семья Обогащать речь детей существительными, обозначающими пред­меты бытового окружения, прилагательными^характеризующими свойства и качества предметов. Учить по плану и образцу расска­зывать о предмете
Ноябрь 1-2 Осень Учить составлять рассказ по картинкам с последовательно разви­вающимся действием. Упражнять в употреблении простых, слож­носочинённых и сложноподчинённых предложений
Фрукты Упражнять в образовании однокоренных слов. Учить по плану и образцу рассказывать о предмете
Овощи Упражнять в образовании однокоренных слов. Учить по плану и образцу рассказывать о предмете
Декабрь Зима Учить по плану и образцу рассказывать о содержании сюжетной картины, учить составлять рассказ из коллективного опыта «Иг­ры зимой», упражнять в употреблении простых, сложносочинён­ных и сложноподчинённых предложений. Развивать умение со­ставлять рассказ о событиях из личного опыта
Зима Знакомить с репродукциями картин русских художников (пей­заж). Упражнять в подборе синонимов и антонимов, прилага­тельных и наречий в сравнительной степени. Развивать умение придумывать концовки к рассказам
Зима Учить составлять рассказ по картинкам с последовательно разви­вающимся действием. Обогащать речь детей существительными, обозначающими эмоции, чувства, переживания
Зима Учить составлять рассказ по картинкам с последовательно разви­вающимся действием. Обогащать речь детей глаголами, имею­щими различную эмоциональную окраску
Январь 1-2 Дикие жи­вотные Обогащать речь детей существительными, обозначающими жи­вотных. Учить по плану и образцу рассказывать о предмете
Дикие жи­вотные Упражнять в подборе синонимов и антонимов, в образовании од­нокоренных слов. Формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера
Птицы Обогащать речь детей существительными, обозначающими птиц. Учить по плану и образцу рассказывать о предмете. Формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера
Февраль Домашние животные Обогащать речь детей существительными, обозначающими жи­вотных. Учить по плану и образцу рассказывать о предмете. Раз­вивать умение составлять рассказ о событиях из личного опыта
Домашние животные Упражнять в подборе синонимов и антонимов. Упражнять в образо­вании однокоренных слов. Учить по плану и образцу рассказывать о предмете. Развивать умение придумывать концовки к рассказам
3-4 Наша армия Обогащать речь детей существительными, обозначающими чув­ства, эмоции, переживания. Упражнять в употреблении простых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Учить составлять рассказ по картинкам с последовательно развиваю­щимся действием

Окончание табл.

Март Весна Знакомство с репродукциями картин русских художников (пей- -заж). Учить по плану и образцу рассказывать о содержании кар­тины, упражнять в подборе синонимов и антонимов, прилага­тельных и наречий в сравнительной степени, в употреблении простых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложе­ний
Весна Обогащать речь детей наречиями, обозначающими отношение людей к труду. Упражнять в употреблении простых, сложносо­чинённых и сложноподчинённых предложений. Развивать умение составлять рассказ о событиях из личного опыта
Весна Обогащать речь детей существительными, обозначающими ору­дия труда, прилагательными, характеризующими свойства и ка­чества предметов. Развивать умение придумывать концовки к рассказам
4/ Друзья-животные Упражнять в употреблении простых, сложносочинённых и слож­ноподчинённых предложений. Обогащать речь детей существи­тельными, обозначающими чувства, эмоции, глаголами, имею­щими различную эмоциональную окраску
Апрель Друзья-животные Упражнять в употреблении простых, сложносочинённых и слож­ноподчинённых предложений. Обогащать речь детей существи­тельными, обозначающими чувства, эмоции. Формировать уме­ние составлять небольшой рассказ творческого характера
Моё здоро­вье. Спорт Обогащать речь детей существительными, обозначающими спор­тивные предметы, прилагательными, характеризующими свойст­ва и качества предметов. Развивать умение составлять рассказ о событиях из личного опыта
3^1 Мой друг Обогащать речь детей существительными, обозначающими чув­ства, эмоции, переживания, наречиями, обозначающими взаимо­отношения людей. Развивать умение составлять рассказ о собы­тиях из личного опыта. Формировать умение составлять неболь­шой рассказ творческого характера
Май Весна Учить составлять рассказ по картинкам с последовательно разви­вающимся действием. Упражнять в употреблении простых, слож­носочинённых и сложноподчинённых предложений. Формиро­вать умение составлять небольшой рассказ творческого характера
Наш город (посёлок) Формировать умение составлять небольшой рассказ
Профессии Учить составлять рассказ из коллективного опыта «Как мы побы­вали на почте». Обогащать речь детей наречиями, обозначающи­ми отношение людей к труду
Профессии Учить составлять рассказ из личного опыта «Как трудятся мои родители». Обогащать речь детей наречиями, обозначающими отношение людей к труду

V

Связная речь

Месяц № п/п Тема занятия
Сентябрь Рассказ по наблюдению (описание игрушки)
Пересказ текста, прочитанного воспитателем
Рассказы по памяти (из личного опыта)
Рассказ по наблюдению (картина)
Октябрь Рассказы по памяти (составление рассказа)
Рассказы по наблюдению (картина)
Пересказ. Пересказ рассказа
Рассказ по памяти (овощи)
Ноябрь Рассказ по наблюдению (сюжетно-ролевая игра)
Рассказ по памяти (дидактическая игра)
Пересказ сказки
Беседа на тему «Строительные профессии»
Декабрь Творческий рассказ «Дары природы»
Беседа на тему «Правила дорожного движения»
Составление рассказа
Рассказывание по картинкам
Январь Рассказы по памяти (личный опыт)
Рассказ по наблюдению (описание картины)
Пересказ
Рассказ по наблюдению. Выставка автомобилей
Февраль Рассказ по наблюдению (картина)
Рассказ по памяти
Творческий рассказ об армии
Беседа
Март Пересказ
Беседа (из личного опыта)
Рассказ по наблюдению (реальные предметы)
Пересказ
Апрель Рассказ по наблюдению (описание игрушек)
Пересказ (творческий рассказ). Книга «Пришли мне чтения доброго». Занятие «Поговорим с игрушкой»
Беседа
Пересказ
Май Рассказ по наблюдению (реальные предметы)
Пересказ. Творческий рассказ
Рассказ по наблюдению (по картине)
Пересказ сказки

Перспективное планирование

Ме­сяц Тема и цели занятий 1-й недели Тема и цели занятий 2-й недели Тема и цели занятий 3-й недели Тема и цели занятий 4-й недели
б
Сентябрь Тема Рассказывание из опыта на тему «Наши игрушки» Рассказывание на тему стихо­творения Е. Трутневой «Улетает лето» Пересказ рассказа Н. Калини­ной «Разве так играют» Рассматривание картины И. Левитана «Березовая роща»
Цели Учить: - давать описание внешнего ви­ да игрушки; - рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умение: - отчетливо произносить звуки [с] и [з], выделять их из слов, слова с этими звуками из фраз; - произносить фразы громко, тихо, шепотом Учить составлять короткий рассказ по стихотворению. Упражнять в образовании форм единственного и множе­ственного чисел имен сущест­вительных, обозначающих жи­вотных Учить: - выразительно передавать текст без пропусков и повторе­ ния; - подбирать по смыслу глаголы к существительным. Активизировать вречи глаголы Учить по наблюдению рас­сказывать о содержании карти­ны. Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложе­ний. Закреплять умение образо­вывать близкие по смыслу од-нокоренные слова
Октябрь Тема Рассматривание и рассказыва­ние по картине И. Левитана «Золотая осень» Составление рассказа из опыта по сюжетной картине «Семья» Пересказ. В. Чаплина «Лес осе­нью» Составление рассказа из опыта «Много у бабушки с нами хло­пот»
Цели Учить: - составлять предложения с од­ нородными членами; - распространять предложения путем введения в них определе­ ний, дополнений, обстоятельств. Уточнить и закрепить пра­ вильное произношение звуков [ш], [ж]. Учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно про­износить слова с ними, делить Формировать представле­ния о семье, называя имена и отчества своих родителей. Уточнить и закрепить пра­вильное произношение звуков [с] и [ц], учить дифференцировать эти звуки на слух, отчетливо про­износить слова и фразы с этими звуками. Воспитывать любовь и ува­жение к членам семьи * Развивать умение составлять рассказ. Упражнять в подборе сино­нимов и антонимов, прилага­тельных и наречий в сравни­тельной степени. Обогащать речь существи­тельными, обозначающими расте­ния. Воспитывать любовь и ува­жение к членам семьи Совершенствовать уме­ние составлять короткий рас­сказ о членах своей семьи. Отрабатывать интонаци­онную выразительность речи. Учить произносить фразу с разной интонацией (вопрос, удивление, обида, недовольство). Упражнять в произношении чистоговорок и скороговорок на звуки [с], [ц], [ш], [щ'] в раз­ном темпе и силой голоса

Продолжение табл.

    на части двусложные слова, по­казать последовательность зна­чения слогов в слове      
Ноябрь Тема Рассматривание и описание кар­тины И. Шишкина «Рожь» Ролевая игра «Овощи и фрукты в магазине» Пересказ сказки «Лиса и рак» Составление рассказа по теме «Дары природы»
Цели Упражнять в подборе сино­нимов и антонимов. Развивать умении придумы­вать концовки к рассказам. Учить употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа (боти­нок, чулок, носков, тапочек, ру­кавичек) Учить рассказывать о предме­тах. Знакомить с новыми про­фессиями. Упражнять в образовании однокоренных слов. Уточнять и закреплять пра­вильное произношение звуков [щ'], [ч'], учить различать эти звуки, выделять их в словах Учить: - связно, последовательно рас­ сказывать сказку; - образовывать близкие по смыслу однокоренные слова. Побуждать составлять опи­сательный рассказ «Лиса» Учить: - составлять короткий рассказ на заданную тему; - подбирать слова, сходные по звучанию; - выделять в фразах слова со звуками [ч'], [щ']; - произносить слова с разной силой голоса
Декабрь Тема Составление рассказа из опыта «Игры зимой» Звуковая культура речи. Звуки [3], [Ж] Рассказывание по картине «Ежик» Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
Цели Учить составлять связный короткий рассказ о впечатлени­ях из личного опыта. Обогащать речь существи­тельными, обозначающими эмоции, чувства, переживания. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных Учить: - различать на слух звуки [з], [ж]; - подбирать слова с этими зву­ ками и выделять их на слух из связной речи; - произносить изолированные звуки [з], [ж] с разной громко­ стью и в различном темпе. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных Учить: - составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о животных; - согласовывать прилагатель­ ные с существительными в ро­ де, числе и падеже. Обогащать речь существи­ тельными, обозначающими жи­ вотных Учить выразительно переска­зывать текст без помощи во­просов воспитателя. Закрепить: - правило произношения зву­ ков [с], [ш]; - умение произносить их про­ тяжно на одном выдохе; - умение делить слова на части

Продолжение табл.

Январь Тема Поговорим с игрушками Пересказ. Е. Чарушин «Лисята» Составление рассказа по карти­не В. М. Васнецова «Богатыри» Рассматривание картины и со­ставление рассказа «Зимние забавы»
Цели Продолжать учить со­ставлять рассказ по набору иг­рушек, самостоятельно осуще­ствляя выбор. Учить подбирать определения к разным словам. Добиваться четкого произнесе­ния фраз со звуками [ц], [ч']. Закреплять умение пользо­ваться интонацией вопроса Учить выразительно переска­зывать текст. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Побуждать придумывать новые эпизоды сказки Учить составлять рассказ по картине, опираясь на план, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей, их характеристики. Побуждать придумывать разные развивающие эпизоды Формировать умениесо-ставлять небольшой сюжетный рассказ. Закреплять правильное и отчетливое произнесение зву­ков. Побуждать рассказывать о своих впечатлениях
Февраль Тема Рассказывание из личного опы­та «Мой любимец» Составление рассказа по набору игрушек военной тематики Беседа о Дне защитника Отече­ства Рассматривание и рассказыва­ние по картине И. Шишкина «Зима»
Цели Учить составлять рассказ из личного опыта (по плану). Упражнять в употреблении в своей речи простых, сложно­сочиненных и сложноподчи­ненных предложений. Воспитывать любовь к живот­ным Продолжать учить со­ставлять рассказ по набору иг­рушек, самостоятельно осуще­ствляя выбор. Учить подбирать определения к разным словам. Закреплять умение пользо­ваться интонацией вопроса Продолжать совершенство­вать диалогическую речь. Воспитывать уважение к защитникам Отечества Продолжать учить со­ставлять рассказ по картине из 5-6 предложений. Совершенствовать моно­логическую речь. Воспитывать устойчивое внимание
В. S Тема Беседа о Международном жен­ском дне Составление рассказа из опыта «Здравствуй, мамочка моя!» Рассказывание по картине «Ло­шадь с жеребенком» Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»
Цели Продолжить совершен­ствование диалогической речи. Учить активно участвовать в беседе, понятно для слушате­лей отвечать на вопросы и зада­вать их Воспитывать любовь к чле­нам своей семьи. Понимать и объяснять смысл пословиц о семье. Упражнять в построении предложений Учить составлять описатель­ный рассказ по картине, исполь­зуя точные слова для обозначе­ния величины, цвета. Упражнять в образовании существительных от глаголов и прилагательных (воевать - во­ин, охранять - охрана и т. п.). Продолжать учить пере­сказывать небольшие рассказы, соблюдая признаки монологи­ческого высказывания: целост­ность, связность и объем. Развивать умение употреб­лять слова активно, в точном соответствии со смыслом.

Окончание табл.

        Дать представление о разных значениях многозначных слов. Учить подбирать признаки и действия к заданным словам Учить строить предложения из заданного набора слов, ме­нять их порядок. Воспитывать любовькок-ружающей природе
Апрель Тема Рассматривание и рассказыва­ние по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Составление рассказа на темы сказок Беседа о Дне космонавтики Рассказывание из личного опы­та «Как мы побывали на почте»
Цели Учить внимательно рассмат­ривать картину, отвечать на во­просы по содержанию. Развивать эстетическое вос­приятие картины. Воспитывать интерес к ис­кусству Учить составлять рассказ на тему сказки «Новые приклю­чения колобка». Уточнить и закрепить пра­вильное произношение звуков [л], [л'], [р], [р'], изолированных в словах и фразах, различать и выделять их в речи Продолжать знакомить с российскими праздниками, с полетом в космос первого че­ловека - Ю. Гагарина. Развивать умение внима­тельно слушать и отвечать на вопросы полными предложе­ниями. Учить находить заданный звук в начале, середине и конце слова Учить составлять связный рассказ об увиденном. Подвести к образованию назва­ний лиц по профессии. Активизировать вречи названия профессий и действий. Закрепить названия предме­тов, необходимых людям неко­торых профессий
Май Тема Пересказ украинской народной сказки «Колосок» Составление рассказа из лично­го опыта «Как трудятся мои ро­дители» Рассказывание по картине «Строим дом» Составление творческого рас­сказа о весне
Цели Учить: - пересказывать сказку само­ стоятельно, передавать интона­ цию, характеры героев, свое отношение к персонажу; - подбирать по смыслу опреде­ ления, слова близкие и проти­ воположные по смыслу. Упражнять в составлении предложений Продолжать учить состав­лять рассказ из личного опыта. Учить строить сложные пред­ложения. Упражнять в образовании слов-названий профессий (учить -учитель, варить - повар и т. д.) Формировать умение со­ставлять небольшой сюжетный рассказ, придумывать продол­жение сюжета, название картины. Расширять представления о родном городе, его улицах. Развивать умение рассказы­вать о месте, где живешь Побуждать рассказывать о своих впечатлениях. Закреплять правильное и отчетливое произнесение звуков. Отрабатывать интонаци­онную речь. Развивать фонематический слух. Воспитывать эстетическое восприятие весенней природы


i

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ]

Пояснительная записка

ВПрограмме художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусст­
ва. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя ока­
зывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Ху­
дожественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, закладывает положи- !
тельное отношение к миру.

Программные задачи необходимо решать на занятиях и вне их. Детям по возможности сле­дует читать каждый день (и новые, и уже знакомые им произведения).

Круг детского чтения детей 5-6 лет направлен на формирование интереса к книге, на посте­
пенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который про­
является в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной темати­
ки, в потребности рассматривать иллюстрированные книги. I

При подготовке к общению с детьми посредством художественного произведения необходимо: I

• продумать вопросы, которые помогут детям понять суть произведения (1-2 вопроса), при I необходимости зачитать соответствующие отрывки; |

• выделить наиболее яркие описания (поведение персонажа, природное явление), чтобы дети еще раз услышали их и помогли педагогу прочесть отрывок, договаривая слова и словосочетания;

• обязательно прочесть текст вслух, правильно расставить акценты.
К концу года дети должны

• Знать 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки), 2-3 считалки, 2-3 загадки.

• Называть жанр произведения.

• Драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворения. j

• Называть любимого писателя, любимые сказки и рассказы.



Перспективное планирование

Месяц Тема, цели занятия 1-й недели Тема, цели занятия 2-й недели Тема, цели занятия 3-й недели Тема, цели занятия 4-й недели
Сентябрь Тема Л. Толстой «Лев и собачка» (чтение). Пословицы о дружбе Любимые стихи, рассказы и сказки. М. Исаковский «Поез­жай за моря-океаны» (заучива­ние) Т. Александрова «Домовенок Кузька» (чтение). Пословицы и поговорки П. Бажов «Серебряное копыт­це» (рассказывание)
Цели Учить: - чувствовать и понимать ха­ рактер образов литературного произведения; - понимать смысл пословиц Побуждать вспомнить со­держание прочитанных ранее произведений. Закрепить знание стихотво­рений, заученных в средней группе. Познакомить с новым сти­хотворением. Уточнить знания о родной стране Познакомить с новым ли­тературным произведением. Учить определять характер персонажей. Дать представление о жанро­вых особенностях пословиц и поговорок, их отличии от песе­нок и потешек Уточнить понятие о жанро­вых особенностях сказки. Учить передавать отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы по­ступков героев
Октябрь Тема В. Драгунский «Друг детства» (чтение) Е. Благинина «Посидим в ти­шине» (заучивание). Потешки Русская народная сказка «Ца­ревна-лягушка» (рассказыва­ние) Н. Телешов «Крупеничка» (чтение). Потешки и сказки о животных
Цели Учить понимать образное содержание произведения. Закрепить представление о жанровых особенностях рас­сказа, его отличии от сказки и стихотворения Помочь запомнить стихо­творение. Побуждать читать спокой­ным голосом, передавая инто­нации удивления, вопроса. Развивать интерес к малым фольклорным жанрам. Воспитывать любовь к На­родному творчеству Учить: - воспринимать образное со­ держание сказки; - выделять в тексте образные выражения. Закреплять знание жанро­вых особенностей сказки Продолжать учить пони­мать характеры и поступки ге­роев. Учить придумывать другие окончания сказки. Вспомнить и воспроизвести знакомые потешки и сказки о домашних животных
о о. Тема А. Линдгрен «Карлсон, кото­рый живет на крыше» (главы) И. Суриков «Вот моя дерев­ня...» (заучивание). Песни и потешки о природе Русская народная сказка «Заяц-хвастун» (рассказывание) Н. Носов «Живая шляпа» (чте­ние)

Продолжение табл.

  Цели Учить понимать: - характеры сказочных героев; - подбирать образные опреде­ ления к словам; - юмористическое содержание произведения. Развивать чувство юмора Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию. Закрепить знание потешек и народных песенок о природе Помочь понять смысл и ос­новное содержание сказки. Учить выделять художествен­ные выразительные средства. Познакомить силлюстра-циями к сказке Учить понимать юмор ситуа­ции. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рас­сказа
Декабрь Тема В. Катаев «Цветик-семицве­тик» (рассказывание) С. Есенин «Черемуха» (заучи­вание). Составление рассказа по содержанию стихотворения Ненецкая сказка «Кукушка», обр. К. Шаврова (рассказыва­ние) Новогодний калейдоскоп сти­хов
Цели Подвести к пониманию нравственного смысла сказки. Учить оценивать поступки героев Помочь почувствовать кра­соту природы в стихотворении С. Есенина. Показать напевность языка стихотворения. Закрепить знание о разли­чии стихотворного и прозаиче­ского жанров. Учить составлять короткие рассказы на основе стихотво­рения и опираясь на собствен­ный опыт Учить понимать и оценивать характер персонажей. Закреплять представление о жанровых особенностях сказки Вспомнить стихотворения, посвященные Новому году, выразительно читать их
л а- Тема С. Городецкий «Котенок» (чте­ние в лицах). Песенки и потешки о природе М. Яснов «Мирная считалка» (заучивание). Повторение стихов о зиме Русская народная сказка «Ни­кита Кожемяка» (рассказыва­ние) Г. Снегирев «Пингвиний пляж» (чтение)
Цели Способствовать понима­нию и правильному осмысле­нию содержания произведения. Закрепить знание потешек Помочь запомнить стихо­творение. Вспомнить знакомые стихи о зиме. Учить: - воспринимать образное со­ держание сказки; - выделять в тексте образные Учить: - воспринимать произведение; - сопереживать героям; - давать оценку их поступкам

«

\

Продолжение табл.

    и народных песен о природе Предложить выразительно прочитать их выражения  
Февраль Тема А. Гайдар «Чук и Гек» (главы) (чтение) А. Фет «Кот поет, глаза при­щурил. ..» (чтение). Я. Аким «Моя родня» Русская народная сказка «Сив-ка-Бурка» (рассказывание) Л. Толстой «Косточка» (чтение)
Цели Закрепить знание об осо­бенностях прозаического про­изведения. Учить: - понимать мотивы поступков героев; - высказывать свое отношение к ним Развивать понимание об­разной речи. Формировать представле­ние о родственных отношениях. Воспитывать интерес к своей родословной. Учить придумывать рассказы по их содержанию Учить: - воспринимать образное со­ держание сказки, характеры персонажей; - высказывать свое отношение к ней Закреплять умение оцени­вать поступки героев, чувство­вать и понимать их характер. Учить оценивать поступки героев
В. ев Тема Б. Житков «Как я ловил чело­вечков» (чтение) И. Белоусов «Весенняя гостья» (заучивание). Повторение стихов о весне Сказки народов Западной Аф­рики «Чудесные истории про зайца по имени Лек» (расска­зывание) «Три золотых волоска Деда Всеведа» из сборника сказок К. Я. Эрбена (чтение)
Цели Помочь понять скрытые мо­тивы поведения героев. Побуждать рассказывать о своем отношении к героям Развивать понимание об­разной речи. Закреплять умение вырази­тельного чтения стихотворений Продолжить учить пони­мать характеры и поступки ге­роев. Учить придумывать другие окончания сказки. Побуждать пересказывать отдельные эпизоды сказки Учить понимать: - образное содержание сказки; - характеры сказочных героев; - оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку
Апрель Тема М. Москвина «Кроха» (чтение) Г. Виеру «Мамин день» (заучи­вание). Пословицы о честности и прав­дивости * Русская народная сказка «Кры­латый, мохнатый да масляный» (рассказывание) Устное народное творчество

Окончание табл.

  Цели Учить: - воспринимать произведения, сопереживать героям; - давать оценку их поступкам Учить: — выразительно читать стихо­ творение; - понимать смысл пословиц. Закреплять знание о разли­ чии стихотворного и прозаиче­ ского произведений Продолжить учить пони­мать характеры и поступки ге­роев. Учить придумывать другие окончания сказки Обобщить представление о жанрах устного народного творчества. Вспомнить знакомые сказ­ки, загадки, песенки, послови­цы, потешки
Май Тема К. Паустовский «Кот-ворюга» (чтение) А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») (заучи­вание) Сказка Р. Киплинга «Слоне­нок» (чтение) Русская народная сказка «Хав-рошечка» (рассказывание)
Цели Закрепить знания об осо­бенностях прозаических произ­ведений. Обогащать речь фразеоло­гическими оборотами Учить запоминать стихотво­рение. Побуждать читать, переда­вая интонации удивления, вос­хищения. Познакомить с вырази­тельными средствами - иллю­страцией В. Конашевича Учить: - осмысливать содержание сказки; - оценивать поступки литера­ турных героев. Развивать умения с помо­ щью мимики и жестов, интона­ ции создавать выразительные образы Продолжать учить по­нимать: - использованные в сказке средства выразительности; - переносное значение фразео­ логических оборотов

*

Приложение

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯСентябрь - октябрь - ноябрь Русский фольклор

Песенки. «Как на тоненький ледок...»; «Николенька-гусачок...»; «Уж я колышки тешу...».

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого.

Фольклор народов мира

Песенки. «Гречу мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка», пер. с англ. С. Маршака.

Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева.

Произведенияпоэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин «Первый снег»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. К. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный сад...»; М. Цветаева «У кроватки»; С. Маршак «Пудель».

Проза. В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой «Косточка», «Прыжок»; Н. Носов «Живая шляпа».

Литературные сказки. Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы); В. Бианки «Сова»; Б. Заходер «Серая звездочка».

Произведенияпоэтов и писателей разных стран

П о э з и я. А. Милн «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака; В. Смит «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера.

Литературные сказки. X. Мякеля «Господин Ау» (главы), пер. сфинск. Э.Успенского.

Декабрь - январь - февраль

Русский фольклор

Песенки. «Как у бабушки козел...»; «Ты мороз, мороз, мороз...»; «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж...».

Сказки. «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Риф­мы», авторизированный пересказ Б. Шергина.

Фольклор народов мира

Песенки. «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой.

Сказки. «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. С. Есенин «Береза»; И. Никитин «Встреча зимы»; А. Пушкин «Зимний вечер» (в сокр.); А. Фет «Кот поет, глаза прищурил...»; С. Черный «Волк»; В, Левин «Сундук», «Ло­шадь»; М. Яснов «Мирная считалка».

Проза. Б. Алмазов «Горбушка»; А. Гайдар «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев «Я спас Деда Мороза».

Литературные сказки. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и мо­гучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов «Серебряное копытце».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Я. Бжехва «На горизонтских островах», пер. с польск, Б. Заходера; Дж. Ривз «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой.

Литературные сказки. Р. Киплинг «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского; стихи
в пер. С. Маршака. *

Март- апрель- май Русский фольклор

Песенки. «Ранним-рано поутру...»; «Грачи-киричи...»; «Ужты, пташечка, ты залетная...»; «Ласточка-ласточка...»; «Дождик, дождик, веселей...»; «Божья коровка...».

Сказки. «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист - Ясный сокол», обр. А.Платонова.

Фольклор народов мира

Песенки. «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).

Сказки. «Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой); «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов иписателей России

По

Наши рекомендации