Рекомендуемая методика выполнения РАБОТ

Варианты индивидуальных заданий по работе со списками в MS Excel

В соответствии с вариантом выберите из табл. 2 предметную область. Создайте на отдельном листе список, который должен содержать не менее 60-80 записей. Затем над созданным списком необходимо выполнить следующие действия:

· сортировку;

· поиск информации с помощью автофильтра;

· поиск информации с помощью расширенного фильтра;

· подведение итогов;

· анализ списка с помощью функций для анализа списка;

· проверку вводимых значений.

Каждое задание выполнять на отдельном листе; листы именовать в соответствии с выполняемым заданием (например, "Автофильтр", "Сортировка в особом порядке" и т.п.). Для этого потребуется копировать список на нужное количество листов.

Формулировка заданий для поиска информации с помощью автофильтра и расширенного фильтра, а также для анализа списка с помощью функций дана в общем виде. Например: "Найти всех сотрудников с фамилией на букву Буква". При решении задачи вместо слова Буква нужно подставить конкретное значение в соответствии с данными в списке.

1. Сортировка (табл. 3). Это задание состоит из двух пунктов: 1) сортировка по 4-м и более полям и 2) сортировка в особом порядке. Во втором столбце таблицы указаны поля, по которым нужно осуществить сортировку. В третьем столбце указано поле, для которого нужно осуществлять сортировку в особом порядке. Порядок сортировки задать самостоятельно, но этот порядок должен отличаться от порядка "по убыванию" и "по возрастанию".

2. Автофильтр (табл. 4).

3. Расширенный фильтр (табл. 5). При формировании некоторых критериев отбора следует использовать вычисляемые условия.

4. Подведение промежуточных итогов (табл. 6). Итоги во многих вариантах нужно проводить в несколько этапов. При этом заменять текущие итоги не нужно.

5. Функции для анализа списка (табл. 7).

6. Проверка вводимых значений (табл. 8). В таблице указано поле, для которого требуется задать проверку водимых значений. В некоторых вариантах даны рекомендации для реализации заданий. В других нужно самостоятельно определить допустимые значения для указанного поля.

При выполнении задания, необходимо зафиксировать строку с именами полей, чтобы строка заголовков всегда оставалась видимой.

При вводе информации в список лучше воспользоваться наиболее простым способом ввода информации в список - автоматически создаваемой формой данных.

Таблица 2. Предметные области

Предметная область Пояснения
  1 - 4   Отдел кадров (Фамилия, Имя, Отчество, Отдел, Оклад, Пол, Дата рождения, Возраст, Дата приема на работу)     Поле Возраст необходимо рассчитывать по формуле
  5 - 8   Деканат (Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Группа, Факультет, Предмет, Дата сдачи экзамена, Оценка)     Значения поля Оценка: Отлично, Хорошо и т.д.
  9 - 12   Нагрузка преподавателя (ФИО, Ученая степень, Должность, Кафедра, Название предмета, Специальность, Группа, Факультет, Вид занятия, Количество часов)     Значения поля Вид занятия: лекции, лабораторные работы, курсовая работа и т.д.
  13 - 16   Продажи (Менеджер, Клиент, Вид сделки, Товар, Количество, Цена, Сумма, Дата)     Значения поля Вид сделки: поставка, продажа
  17 - 20   Поставки (Дата поставки, Поставщик, Количество поставленной продукции, Способ перевозки, Транспортные издержки на единицу товара, Цена единицы продукции без транспортных издержек, Стоимость перевозимого товара, Общие транспортные расходы)     Значения поля Способ перевозки: ж/д., самолет и т.п.   Поле Общие транспортные расходы необходимо рассчитывать по формуле  

Таблица 3. Сортировка

Сортировка по 4-м и более полям Сортировка в особом порядке
Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения Отдел
Отдел, Фамилия, Имя, Отчество Фамилия
Дата рождения, Фамилия, Имя, Отчество Отдел
Оклад, Фамилия, Имя, Отчество, Отдел Возраст
Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Факультет Факультет
Предмет, Дата сдачи экзамена, Фамилия, Имя, Отчество Предмет
Предмет, Оценка, Фамилия, Имя, Отчество Группа
Факультет, Предмет, Оценка, Группа, Фамилия, Имя, Отчество Оценка
Кафедра, Должность, Ученая степень, ФИО Ученая степень
Кафедра, ФИО, Факультет, Группа Должность
Название предмета, Кафедра, Должность, Ученая степень, ФИО Вид занятия
Вид занятия, Название предмета, Факультет, Группа, ФИО Название предмета
Менеджер, Клиент, Товар, Количество Товар
Клиент, Менеджер, Товар, Дата Клиент
Товар, Менеджер, Клиент, Сумма Менеджер
Дата, Менеджер, Товар, Клиент, Количество Товар
Поставщик, Способ перевозки, Стоимость перевозимого товара, Дата поставки Способ перевозки
Способ перевозки, Поставщик, Дата поставки, Общие транспортные расходы Поставщик
Поставщик, Способ перевозки, Дата поставки, Транспортные издержки на единицу товара Способ перевозки
Дата поставки, Способ перевозки, Поставщик, Общие транспортные расходы, Количество поставленной продукции Поставщик

Таблица 4. Автофильтр



Запрос
Получить информацию о сотрудниках двух конкретных отделов, родившихся в период [Дата1; Дата2] и принятых на работу позднее даты Дата3
Получить информацию о мужчинах, имя которых начинается на букву Буква, отчество - "Иванович", с окладом ниже значения Оклад
Получить информацию о женщинах, фамилии которых заканчиваются на "их" или "ко", в возрасте от 35 до 40 лет, работающих либо в отделе Отдел1, либо в отделе Отдел2
Определить, есть ли в отделах Отдел1 и Отдел2 мужчины, размеры окладов которых относятся к пяти наибольшим на всем предприятии
Отобразить информацию о студентах групп Группа1 и Группа2 по предмету Предмет с оценками Хорошо и Отлично
Найти информацию о студентах, сдавших экзамены по предметам Предмет1 и Предмет2 на оценку Отлично либо раньше даты Дата1, либо позже даты Дата2
Найти студентов - отличников с двух факультетов Факультет1 и Факультет2, родившихся в период [Дата1; Дата2]
Найти информацию о студентах групп Группа1 и Группа2 , сдавших экзамен по предмету Предмет либо на оценку Неудовлетворительно, либо на оценку Отлично
Определить, читают ли лекции по предмету Предмет на факультетах Факультет1 и Факультет2 профессора
Определить, в каких группах читает лекции и ведет лабораторные работы преподаватель Преподаватель
Найти информацию о доцентах и ассистентах с фамилией Фамилия, которые проводят занятия по предмету Предмет на факультетах Факультет1 и Факультет2
Найти всех преподавателей с кафедры Кафедра, которые ведут лабораторные работы и практические занятия в группах Группа1 и Группа2
Найти информацию о деятельности менеджере Менеджер в период [Дата1; Дата2]
Определить клиентов, покупающих или поставляющих товары Товар1 и Товар2 в количестве больше Количество
Найти информацию, связанную с покупкой или продажей товаров Товар1 и Товар2 клиентом Клиент на сумму Сумма и выше
Определить 4 самые крупные сделки за последний месяц
Найти информацию о поставках от поставщика Поставщик в период с Дата1 по Дата2
Получить информацию о поставках от поставщика Поставщик способом перевозки Способ_перевозки после даты Дата
Определить, какими способами перевозки поставлялся товар от поставщиков Поставщик1 и Поставщик2 в период с Дата1 по Дата2
Определить, какие поставщики использовали способы перевозки Способ_перевозки1 и Способ_перевозки2 с общими транспортными расходами меньше Сумма

Таблица 5. Расширенный фильтр

Запрос
Найти работников отделов Отдел1 и Отдел2 с фамилиями, начинающимися на буквы Буква1 и Буква2, и окладами выше среднего оклада на предприятии
Найти информацию о мужчинах из отдела Отдел1 в возрасте от Возраст1 и Возраст2 и о женщинах из отдела Отдел2 в возрасте от Возраст3 до Возраст4
Определить, принимались ли на работу в отделы Отдел1 и Отдел2 несовершеннолетние
Найти женщин из отдела Отдел1, родившихся в период [Дата1; Дата2], и мужчины из отдела Отдел2, родившихся в период [Дата3; Дата4]
Найти информацию о студентах факультетов Факультет1 и Факультет1, сдавших экзамены в период с Дата1 по Дата2
Определить студентов факультетов Факультет1 и Факультет2, сдавших экзамены по предмету Предмет на оценки Удовлетворительно или Хорошо
Найти информацию о студентах в возрасте от Возраст1 до Возраст2, сдавших экзамены по предметам Предмет1 и Предмет2 на оценку Отлично
Найти информацию о студенте Фамилия, сдавшим экзамен по предмету Предмет на оценку выше средней оценки по этому предмету по вузу
Отобразить лекционные курсы, которые обеспечивает кафедра Кафедра, на которые отводится количество часов больше среднего количества часов, отводимых на лекционный курс
Найти информацию о доцентах и ассистентах кафедр Кафедра1 и Кафедра2, которые проводят практические занятия и лабораторные работы на факультетах Факультет1 и Факультет2
Найти дисциплины, изучаемые на факультете Факультет с минимальным количеством часов, отводимых на практические задания
Найти дисциплины, изучаемые на факультетах Факультет1 и Факультет2 с максимальным количеством часов, отводимых на практические задания
Отобразить информацию о сделках, проведенных менеджером Менеджер, с суммой, превышающей среднюю сумму сделки
Найти информацию о деятельности менеджера Менеджер1 по товару Товар1 и Менеджера2 по товару Товар2 в период [Дата1; Дата2]
Найти поставки от клиентов Клиент1 и Клиент2 на суммы, равные средней сумме поставки +N рублей или -N рублей
Отобразить информацию о сделках за период с Даты1 по Дата2, проведенных менеджерами Менеджер1, Менеджер2 и Менеджер3 по товарам Товар1, Товар2 и Товар3 на сумму, превышающую Сумма
Найти поставки от поставщиков Поставшик1, Поставшик2 и Поставшик3 в период от Даты1 до Дата2 на суммы, превышающие среднюю сумму поставки в 1,2 раза
Найти поставки способами перевозки Способ_первозки1 и Способ_перевозки2 от поставщиков Поставщик1, Поставщик2 и Поставщик3 со стоимостью перевозимого товара от Сумма1 до Сумма2 рублей
Пусть самые крупными поставки являются те, у которых количество поставленной продукции находятся в пределах: максимальное количество поставленной продукции минус минимальное количество поставленной продукции. Определить, производились ли крупные поставки в период с Дата1 по Дата2 способами перевозки Способ_перевозки1 и Способ_перевозки2
Для каждого способа перевозки в период с Дата1 по Дата2 найти поставки для соответствующего способа перевозки

Таблица 6. Подведение промежуточных итогов

Задание
Определить средний оклад и сумму всех окладов в каждом отделе
Определить количество и средний возраст сотрудников в каждом отделе
Определить количество мужчин и женщин на предприятии и средний оклад мужчин и женщин
Определить минимальный и максимальный оклад в каждом отделе
Определить среднюю оценку в каждой группе по каждому предмету
Определить количество студентов в каждой группе и на каждом факультете
Определить количество экзаменов, сданных каждым студентом, и средний балл студента
Определить, сколько оценок Отлично, Хорошо, Удовлетворительно и Неудовлетворительно в каждой групп по каждому предмету
Определить, сколько часов отводится на каждый предмет в каждой группе
Определить, сколько сотрудников на каждой кафедре и сколько на каждой кафедре ассистентов, доцентов и профессоров
Определить общую нагрузку в часах и нагрузку по видам занятий для каждого преподавателя
Определить, сколько предметов ведет каждый преподаватель, и подсчитать его общую нагрузку в часах
Определить, на какую сумму каждый менеджер провел сделок и на какую сумму каждый менеджер провел сделок с каждым клиентом
Определить общую сумму сделок каждого менеджера, а также сумму поставок и продаж, проведенных каждым менеджером
Определить, сколько каждого товара поставлено и отпущено
Определить, какое количество товара поставил и закупил каждый клиент
Определить общее количество поставленной продукции от каждого поставщика, а также количество поставленной продукции каждым способом перевозки
Определить количество поставленной продукции каждым способом перевозки и среднюю стоимость транспортных расходов
Определить транспортные расходы для каждого способа перевозки, а также транспортные расходы каждого поставщика
Определить общую стоимость перевозимого товара от каждого поставщика и стоимость перевозимого товара каждым способом перевозки

Таблица 7. Функции для анализа списка

Задание
Подсчитать средний оклад мужчин старше 50 лет
Подсчитать минимальный оклад у женщин, работающих в отделе Отдел
Подсчитать количество человек, принятых на работу после даты Дата
Подсчитать количество сотрудников отдела Отдел
Подсчитать количество студентов, обучающихся на факультете Факультет
Подсчитать, сколько студентов группы Группа по предмету Предмет оценку Оценка
Подсчитать средний балл в группе Группа по предмету Предмет
Подсчитать средний балл студента Фамилия по всем предметам
Подсчитать, сколько курсовых работ у группы Группа
Подсчитать общую нагрузку преподавателя Преподаватель
Определить, сколько лекционных курсов у преподавателя Преподаватель
Подсчитать, какой объем времени отводится преподавателю Преподаватель на проведение курсовых работ
Определить, на какую сумму был поставлен товар Товар от клиента Клиент
Определить, на какую сумму был отпущен товар Товар клиенту Клиент
Определить среднюю цену, по которой поставлялся товар Товар
Определить максимальную цену, по которой был продан товар Товар
Определить общую стоимость товара, перевозимого от поставщика Поставщик способом перевозки Способ_перевозки
Определить среднюю стоимость транспортных расходов для поставщика Поставщик
Определить среднюю стоимость транспортных расходов для способа перевозки Способ_перевозки
Определить максимальную стоимость товара, перевозимого от поставщика Поставщик

Таблица 8. Проверка вводимых значений

Поле Вид сообщения об ошибке
Отдел: список значений Останов
Пол: список значений Предупреждение
Дата рождения Сообщение
Оклад: неотрицательное число Останов
Факультет: список значений Предупреждение
Оценка: список значений Сообщение
Дата сдачи экзамена Останов
Дата рождения Предупреждение
Ученая степень: список значений Сообщение
Должность: список значений Останов
Факультет: список значений Предупреждение
Вид занятий: список значений Сообщение
Менеджер: список значений Останов
Вид сделки: список значений Предупреждение
Количество Сообщение
Дата Останов
Способ перевозки: список значений Предупреждение
Количество поставленной продукции Сообщение
Дата поставки Останов
Общие транспортные расходы Предупреждение

4.2. Пример получения индивидуального задания

Предположим, вы записаны под номером 5 в списке преподавателя, тогда из табл. 2 вы должны выбрать: №5; Деканат (Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Группа, Факультет, Предмет, Дата сдачи экзамена, Оценка); Значения поля Оценка: Отлично, Хорошо и т.д.

Сортировку следует проводить в два этапа, поэтому из табл. 3 сначала выбирать задание №5 для сортировки по 4-м и более полям: Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Факультет, а затем задание №5 для сортировки в особом порядке: Факультет.

Для поиска информации с помощью автофильтра из табл. 4 выбрать запрос №5: Отобразить информацию о студентах групп Группа1 и Группа2 по предмету Предмет с оценками Хорошо и Отлично.

Для поиска информации с помощью расширенного фильтра из табл. 5 выбрать запрос №5: Найти информацию о студентах факультетов Факультет1 и Факультет1, сдавших экзамены в период с Дата1 по Дата2.

Для подведения промежуточных итогов из табл. 6 выбрать задание №5: Определить среднюю оценку в каждой группе по каждому предмету.

Для анализа списка с помощью функций из табл. 7 выбрать задание №5: Подсчитать количество студентов, обучающихся на факультете Факультет.

Для проверки вводимых значений из табл. 8 выбрать поле и вид сообщения об ошибке №5: Факультет: список значений; Предупреждение.

Рекомендуемая литература

1. Гарнаев А. Ю. Использование MS Excel и VBA в экономике и финансах. - СПб: БХВ, 1999.

2. Маликова Л. В., Пылькин А. Н. Практический курс по электронным таблицам MS Excel. - М.: Горячая линия - Телеком, 2004.

3. Каганов В. И. Компьютерные вычисления в средах Excel и MathCad. - М.: Горячая линия - Телеком, 2003.

4. Столяров А. М., Столярова Е. С. Excel 2002. - М.: ДКМ Пресс, 2002.

5. Уокенбах Д. Подробное руководство по созданию формул в Excel 2002.: Пер. с англ. - М.:Издательский дом "Вильямс",2002.

Наши рекомендации