Основные сведения о лакокрасочных материалах

И их маркировка

Основные виды лакокрасочных материалов, применяемых для ремонтного окрашивания, — это грунтовки, шпатлевки и эмали.

Грунтовками называют лакокрасочные материалы, наносимые непосредственно на поверхность металла и характеризующиеся хорошей адгезией (сцеплением) как с металлом, так и с последу­ющими слоями шпатлевки и эмали.

Грунтовочные покрытия должны быть устойчивы к действию растворителей, повышенных температур (во время сушки после­дующих слоев покрытия), не должны размягчаться при нанесении

шпатлевки и эмали. Так как грунтовки содержат большое количе­ство неорганических противокоррозионных пигментов, они не дают блеска и после высыхания образуют матовую поверхность.

На практике часто используют двукратное или смешанное грун­тование, при котором сначала наносят слой грунтовки одного типа, а затем на него слой грунтовки другого типа. Общая толщина слоя грунтовки не должна превышать 25...40 мкм.

Шпатлевками называют лакокрасочные материалы, предназна­ченные для выравнивания поверхности перед нанесением верхних декоративных слоев эмали.

Эмали — это материалы, применяемые для верхнего (наружно­го) слоя лакокрасочного покрытия и образующие непрозрачные цветные пленки.

На этикетках лакокрасочных материалов обычно пишут «Эмаль», «Лак», «Краска», «Грунтовка» или «Шпатлевка», их цвет, а затем буквенно-цифровое обозначение из 4...6 индексов.

Буквы в обозначении определяют состав пленкообразующего вещества лакокрасочного материала, а цифры — его назначение.

Первая цифра указывает, для работы в каких условиях предназ­начено покрытие, например: 1 — атмосферостойкое; 4 — водо­стойкое (в том числе к горячей воде); 5 — специальное (например, светящееся); 6 — маслобензостойкое; 7 — химически стойкое; 8 — термостойкое.

В обозначении грунтовок после буквенного индекса пишут 0, а в обозначении шпатлевок 00.

Иногда после цифрового индекса в обозначении идут буквы, характеризующие цвет или особенности материалов (например, ГС — горячая сушка, ХС — холодная сушка, НГ — негорючая, М — для матовых покрытий).

Примеры обозначений:

Грунтовка ФЛ-03К — грунтовка на основе фенольной смолы, № 3, красная.

Грунтовка ВЛ-02 — грунтовка на основе поливинилбутираля, №2.

Шпатлевка ЭП-00-10 — шпатлевка эпоксидная, № 10.

Эмаль НЦ-11 — эмаль на основе нитроцеллюлозы для атмосфе­ростойких покрытий, фисташковая.

Лак КО-815 — лак на основе кремнийорганической смолы для термостойких покрытий.

Фосфатирование

Фосфатирование — процесс химической обработки стальных изделий с целью получения на их поверхности слоя не раствори­мых в воде фосфорно-кислых соединений.

В зависимости от требуемых свойств в автомобилестроении при­меняют три вида фосфатных покрытий:

грунтовочные противокоррозионные покрытия, наносимые перед окрашиванием, для улучшения защитных свойств и повы­шения адгезионной прочности лакокрасочных покрытий;

противокоррозионные покрытия для временной (при хранении) защиты деталей, работающих обычно в контакте с маслом и смаз­кой или подвергающихся относительно слабому коррозионному воздействию среды (пружины, крепежные изделия и т.д.);

антифрикционные покрытия, снижающие коэффициент тре­ния совместно работающих деталей.

Для фосфатирования используют фосфатирующие растворы, пасты, грунтовки.

Различают несколько видов фосфатирования: обычное (нормаль­ное), ускоренное, холодное и аморфное.

На автозаводах фосфатирование проводят растворами КФ-1 и КФ-12 при температуре

45..50 °С.

Концентрат КФ-1 имеет следующий процентный состав (по массе): окись цинка — 13,7; ортофосфорная кислота (87%-я) — 31,9; азотная кислота (57%-я) — 14,3; вода — 40,1.

При ремонтных работах реально проведение только холодного фосфатирования с использованием паст или растворов, которое отличается повышенным содержанием солей и соответственно более высокой кислотностью.

Для фосфатирования стальных крупногабаритных изделий ис­пользуют пасты следующего состава, г на 1 л воды:

Ортофосфорная кислота (плотность 1,41)....................... 80...85

Цинковые белила (сухие).................................................. 15... 17

Натрий азотокислый ......................................................... 1,2

Тальк...................................................................................1500...3000

Грунтование

Грунтование — нанесение слоя лакокрасочного материала, не­посредственно контактирующего с подложкой.

Целью грунтования является улучшение сцепления основного покрытия с подложкой, а также дополнительное придание по­крытию противокоррозионных свойств.

Для грунтования применяют лакокрасочные материалы, назы­ваемые грунтовками. По составу они отличаются от эмалей повы­шенным содержанием пигментов и тем, что пигменты в них при­меняются преимущественно противокоррозионные.

Основные требования к грунтовкам — хорошая адгезия к ме­таллу и вышележащим слоям покрытия (эмалям и шпатлевкам) и высокие противокоррозионные свойства.

Адгезионная прочность грунтовочных слоев обратно пропорци­ональна их толщине, поэтому грунтовки наносят тонким слоем, хотя при большей толщине они имели бы гораздо лучшие защит­ные свойства.

Различают следующие виды грунтовок:

грунтовки с инертными пигментами, которые не взаимодей­ствуют с пленкообразующей основой и не влияют на коррозион­ный процесс (например, грунтовки ГФ-021, ФЛ-03КК, НЦ-081);

пассивирующие грунтовки, т.е. содержащие пассивирующие пигменты, например хроматы. Это грунтовки Ф-017, ФЛ-03Ж, КФ-030, а также свинцово-суричная грунтовка, часто использу­емая для защиты днища и крыльев автомобилей. Последнюю при­готавливают непосредственно перед употреблением, смешивая су­хой свинцовый сурик с натуральной олифой в соотношении 2:1 по массе, и наносят только кистью. Хранить ее можно при темпе­ратуре до 10°С не более 14 сут, при температуре от 11 до 20°С — не более 7 сут, при более высокой температуре — не более 3 сут;

протекторные грунтовки ПС-1 и ЭП-057, содержащие металли­ческий порошок с более отрицательным потенциалом, чем железо, обеспечивающий катодную защиту. Причем грунтовку ПС-1 приго­тавливают непосредственно перед употреблением, смешивая цин­ковую пыль с 10%-м раствором полистирола в ксилоле (из расчета 1,5 массовой части цинковой пыли на 1 массовую часть раствора).

Специально для защиты днища и крыльев автомобиля предназ­начена протекторная «Автогрунтовка цинконаполненная».

Протекторные грунтовки обеспечивают длительную защиту по­верхностей в жестких коррозионных условиях и позволяют свари­вать грунтованный металл;

фосфатирующие грунтовки, применяемые по стали, цинку, меди, алюминию и его сплавам, магниевым сплавам, олову и дру­гим металлам и представляющие собой двухкомпонентные соста­вы. Основным их компонентом является суспензия пигментов в поливинилбутиральном спиртовом лаке, а вторым — водно-спир­товой раствор ортофосфорной кислоты (кислотный разбавитель).

Шпатлевание

При использовании шпатлевок необходимо руководствоваться двумя основными правилами.

Во-первых, все шпатлевки (кроме эпоксидных и шпатлевок на основе ненасыщенных полиэфиров) можно наносить только на загрунтованную или окрашенную поверхность. Во-вторых, толщи­на слоя шпатлевки должна быть минимальной.

Предельная толщина шпатлевочного слоя определяется усад­кой материала, %:

Полиэфирные, эпоксидные шпатлевки................................ 0...0,1

Алкидные, пентафталевые...................................................... 2. .4

Нитрошпатлевки...................................................................... 10... 15

Большинство шпатлевок представляют собой густые пастооб­разные массы, удобные для нанесения шпателем. При этом любая шпатлевка должна удовлетворять следующим требованиям:

иметь минимальную усадку при высыхании;

консистенция ее должна быть такой, чтобы она легко сходила со шпателя, равномерно ложилась на поверхность и хорошо за­полняла дефекты;

высохший слой шпатлевки должен быть твердым (надрезаться ножом с большим трудом) и без пузырей и трещин;

слой шпатлевки после высыхания должен шлифоваться, при­чем не набухать и не выкрашиваться под действием воды при мок­ром шлифовании;

обладать хорошим сцеплением с грунтовочным слоем и с по­следующими слоями покрытия.

Разновидностью шпатлевок являются грунтошпатлевки. Обычно это составы на основе эпоксидных смол и в отличие от большинства других шпатлевок их можно наносить непосредственно на металл.

Лучшим материалом для выправления дефектов автомобильных кузовов на сегодня являются двухкомпонентные полиэфирные шпатлевки. Они легко разравниваются, практически не дают усад­ки и позволяют за один прием нанести слой толщиной 2...3 мм. Продолжительность их отверждения при комнатной температуре 5...60 мин.

В России освоен выпуск полиэфирной шпатлевки ПЭ-00-85 марок А и Б белого цвета. Марка А предназначена для выравнива­ния поверхностей, подвергающихся возможному (при сушке) воз­действию температуры до 120°С в течение трех часов. Марка Б предназначена для выравнивания поверхностей с возможным пос­ледующим воздействием температуры до 135 °С в течение одного часа.

Нанесение и сушка эмалей

Нанесение верхних слоев лакокрасочного покрытия — эмали имеет целью улучшить его защитные функции, придать красивый внешний вид либо специальные свойства, например способность светиться, противостоять обледенению и т.д.

Первый нанесенный слой эмали называют выявительным, так как на нем отчетливо выделяются все дефекты зашпатлеванной поверхности. После сушки выявительного слоя проводят оконча­тельное выправление всех мелких дефектов поверхности с помо­щью шпатлевки. Зашпатлеванные места высушивают и шлифуют.

Затем наносят еще несколько слоев эмали. При ремонтном окра­шивании желательно использовать лакокрасочные материалы на основе того же пленкообразующего, которое было нанесено на заводе-изготовителе.

Эмали, предназначенные для окрашивания автомобилей, име­ют большую и разнообразную цветовую гамму, а покрытия из них обладают повышенным блеском и сохраняют декоративный вид при длительной эксплуатации в различных климатических условиях.

Эмаль МЛ-197 предназначена для окрашивания загрунтован­ной и зашпатлеванной поверхности кузова и деталей в салоне лег­кового автомобиля. Покрытия, выполненные этой эмалью, стойки к перепаду температур, удару, истиранию и обладают хорошими декоративными свойствами. В условиях умеренного климата они сохраняют защитные свойства не менее трех лет.

Эмаль МЛ-1110 обладает хорошими защитными свойствами в различных атмосферных условиях, влаго- и водостойкостью, по­вышенным блеском.

Для сушки эмалей МЛ-197 и МЛ-1110 можно применять меди­цинский рефлектор с бесцветной лампой.

Эмаль МЛ-12 может быть использована для ремонтного окра­шивания, но по декоративным качествам она уступает эмалям МЛ-1110 и МЛ-197.

Эмаль МЛ-152 специально предназначена для ремонтной под­краски небольших участков. Покрытия, выполненные этой эма­лью, стойкие к перепаду температур от —50 до +50°С, а также к действию минерального масла и бензина. При первичном окраши­вании эмаль наносят в два слоя, по старой краске — в один. Для сушки можно применять рефлектор.

Эмаль МЛ-1121 рекомендуется применять вместо эмалей МЛ-12 и МЛ-1110. Покрытия, выполненные этой эмалью, имеют повы­шенный блеск, хорошие физико-механические и защитные свой­ства. Наносить ее нужно по загрунтованной поверхности способом «мокрую по мокрому».

Покрытия из эмали МЛ-1198 обладают металлическим эффек­том, имеют хорошие механические и защитные свойства. Эта эмаль выпускается серебристого, золотистого и сине-зеленого цветов, поставляется вместе с лаком МЛ-198.

Эмаль МЛ-1195 однопигментная. Покрытия из этой эмали ре­комендуются для эксплуатации в условиях умеренного и холодно­го климата.

Наши рекомендации