Грунтовые дороги в период распутицы
При движении автомобиля в период осенне-весенней распутицы мокрый чернозем и глина, находясь в пластическом состоянии, могут плотным слоем налипать на шины колес, забивая впадины между их грунтозацепами, вследствие чего автомобиль может буксовать, съезжать с дороги на спусках, скользить «юзом». В таких дорожных ситуациях экономия топлива достигается при движении автомобиля на низшей передаче, с малой скоростью, без остановок, без резких поворотов рулевого колеса, а также при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Чтобы автомобиль не заносило, управляемые колеса нужно направлять по проложенной колее. Преодолевать участок грунтовой дороги, частично или полностью залитый водой, надо по основной колее, просматриваемой за чертой брода.
Расход топлива при движении автомобиля по грунтовым дорогам в период осенне-весенней распутицы может быть существенно понижен за счет тщательной подготовки автомобиля к эксплуатации, ограничения массы буксируемого прицепа, применения специальных шин и приспособлений, уменьшающих буксование колес и повышающих проходимость автомобиля, равномерного распределения груза в кузове и др.
Высокая температура окружающей среды
При эксплуатации автомобиля в условиях жаркого климата снижается эффективность работы систем питания двигателя, охлаждения и смазочной и существенно возрастает расход топлива, а даже незначительные неисправности в системах охлаждения и смывочной вызывают образование паровых пробок в системе питания карбюраторного двигателя, которые приводят к частым его остановам и затрудненному пуску.
Для удаления паровых пробок нужно охладить двигатель, остановив автомобиль и накрыв топливный насос мокрой тряпкой. Но следует помнить, что такая мера помогает непродолжительное время, поскольку не устраняет основных причин перегрева. Поэтому при работе двигателя с перебоями необходимо найти и устранить причину перегрева.
Перевозка грузов
Для экономии топлива при перевозке грузов в автохозяйствах следует правильно выбирать марку автомобиля и равномерно распределять груз по объему кузова. Для перевозки грузов массой более 6 т целесообразно использовать дизельный автомобиль большой грузоподъемности. Это позволит сэкономить до 35 % топлива по сравнению с затратами топлива на перевозку данного груза автомобилем с карбюраторным двигателем.
При перевозке габаритного груза при сильном встречном ветре следует избегать высоких скоростей движения.
Расход топлива возрастает при перегрузке автомобиля, так как при этом ухудшается его разгон и больше времени затрачивается на движение на низших передачах. Особенно заметно увеличение расхода топлива при перегрузке автомобиля с гидромеханической передачей (на 5...8% больше, чем у автомобиля с механической передачей). Для существенного снижения расхода топлива перегруженного автомобиля желательно делать меньше остановок.
Следует иметь в виду, что движение автомобиля без нагрузки также вызывает перерасход топлива. Так, при пустом багажнике расход топлива увеличивается до 3 %, а при пустом прицепе — до 7%.
Определенной экономии топлива можно добиться при постановке автомобиля под погрузку или разгрузку. Опытный водитель перед длительной остановкой автомобиля обязательно оценит возможность подъезда к месту погрузки или разгрузки по кратчайшему расстоянию и с минимальным числом необходимых маневров.
Пуск и прогрев двигателя
Пуск двигателя, как известно, осуществляется на богатой топливной смеси и требует кратковременных непроизводительных затрат топлива. Надежный и быстрый пуск двигателя обеспечивает существенную экономию топлива.
Надежным считается пуск двигателя стартером с трех попыток продолжительностью по 10... 15 с каждая при использовании аккумуляторной батареи со степенью заряженности не менее 75 %, которая перед установкой на автомобиль (или вместе с автомобилем) находилась при температуре окружающей среды не ниже 18 °С.
Тщательная подготовка к пуску двигателя предусматривает:
проверку запаса топлива в баке автомобиля;
внешний осмотр всех систем двигателя;
проверку контрольно-измерительных приборов.
Пуск карбюраторного двигателя осложняется, если после длительной стоянки автомобиля в сыром помещении или на улице сильно увлажнились контакты прерывателя и свечи. В этом случае следует подкачать топливо топливным насосом в камеру карбюратора.
Пуск двигателя затягивается, если водитель переобогатил горючую смесь, неумело открывая воздушную заслонку или нажимая на педаль управления дроссельными заслонками. В этом случае надо подождать некоторое время, чтобы испарилась часть топлива, попавшего в цилиндры двигателя. Если это не помогло, следует выполнить продувку двигателя, открыв воздушную и дроссельную заслонки и прокрутив коленчатый вал от стартера (достаточно сделать две-три попытки), и подождать 5...7 мин.
Пуск дизеля при исправных аккумуляторной батарее и системе топливоподачи может быть затруднен ввиду следующих факторов:
попадания воздуха в систему топливоподачи;
большой вязкости топлива;
наличия льдинок в топливопроводах, фильтрах очистки топлива и сетке заборника в топливном баке.
Дизель после пуска может быстро остановиться вследствие засорения топливопровода или отверстия в крышке топливного бака, соединяющего его с окружающей средой, а также загрязнения фильтра тонкой или грубой очистки топлива.
Прогрев карбюраторного двигателя следует выполнять при минимальных устойчивых частотах вращения коленчатого вала двигателя в течение 1... 3 мин, а затем при средней частоте вращения в течение 3... 5 мин. Обычно карбюраторный двигатель прогревают на холостом ходу, при этом воздушная заслонка сначала непродолжительное время должна быть прикрыта на 3/4, а затем полностью открывается.
Перед началом движения автомобиля достаточно прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости (70...75 °С).
Карбюраторный двигатель устойчиво работает на холостом ходу при определенном количественном и качественном составе горючей смеси, приготовляемой в карбюраторе. При недостаточной подаче смеси или ее обеднении происходит остановка двигателя. При переобогащении смеси двигатель работает с повышенной частотой вращения коленчатого вала. И в том, и в другом случае возрастает расход топлива.
Дизель следует прогревать с отпущенной в течение 2...3 мин педалью подачи топлива при частоте вращения холостого хода. Затем надо повысить частоту вращения коленчатого вала при холостом ходе и продолжить прогрев в течение 3...5 мин или до тех пор, пока охлаждающая жидкость и смазочное масло не прогреются до 55... 60 °С. Как только двигатель начнет устойчиво работать на холостом ходу, можно начинать движение автомобиля с невысокой скоростью и постепенно ее повышать.