Догадайся по описанию и объясни».

Если им провести по бумаге, то останется след — это карандаш; сидит за рулём, везёт людей — таксист, водитель; большой, круглый катится по полю, а за ним все бегают — футбольный мяч.

18.«Опиши профессию».Он говорит, когда надо пахать, сеять, убирать урожай — агроном; учит детей правильно выговаривать звуки и слова — логопед; учит читать и писать — учитель; играет на скрипке — скрипач.

Скороговорки и стихи

1.Хорошо, что есть на свете камень, глина и песок!

Хорошо, что есть на свете клещи, гвозди, молоток!

Нитки есть, и есть лопата — можно шить, и можно рыть!

Уважайте труд, ребята! Приучайтесь труд любить!

2.Летят опилки белые, летят из-под пилы:

Это плотник делает рамы и полы.

Топором, рубанком выстругивает планки, Сделал подоконники без сучка-задоринки.

3.Наша мама — трактористка, в поле трудится она.

Мы гордимся нашей мамой: маму знает вся страна.

4.Самолётом правит... лётчик, трактор водит... тракторист,

Электричку... — машинист, стену выкрасил... маляр,

Доску выстругал... столяр, в доме свет провёл... электрик,

В шахте трудится... шахтёр, в жаркой кузнице... кузнец.

Кто всё знает — молодец!

5.— Заходи, Валерка, в клеть!

Едем мы забой смотреть.

— Где? В какой поедем клети? — Но смеётся дядя Петя:

— Так шахтёры лифт зовут. Есть свои названья тут.

6.Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.

Перекрыть крышу пригласили Гришу.

7.А какой-то гражданин позвонил по 01.

В трубку крикнул он: «Кошмар!

Сильный очень здесь пожар!»

Мчат машины красные, и, обогнув бульвар,

Пожарники отважные спешат все на пожар.

8.Красок вспыхивал пожар в комнате просторной.

Помогал себе маляр песенкой задорной.

Как легко сновала кисть! Любовались мальчики.

Не закрашивались лишь солнечные зайчики.

9.Доктора не бойтесь, дети, он добрее всех на свете.

С ним давно знакома я: это мамочка моя.

10.Космонавт. Такого слова не было

Среди многих-многих тысяч слов.

Привезли его на землю с неба

Знаменитые Гагарин и Титов.

11.Смастерили мы ракеты, погрузили в них конфеты.

Дали старт, а взлёта нет — перегрузка от конфет.

Перегрузку вмиг мы съели, к пультам сели и взлетели.

12.К песчаному пляжу ночною порой

Прибило кораблик морскою волной.

А утром мальчишка играл там в песок

И этот кораблик увидел у ног.

И стать захотелось ему моряком,

В заморские страны уплыть с кораблём.

Но тут посмотрел он на берег родной

И крикнул: «А после вернуться домой!»

13.Слава лётчикам в полёте — тем, кто в небе, на работе!

Слава тем, кто у печей, — нет работы горячей!

Трактористу — слава в поле, а учительнице — в школе.

Труд твой тоже на виду. Слава честному труду!

14.Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать,

И на трапеции вертеться, и на канате танцевать.

15.Укротительница львов удивила малышей:

Укрощала льва и львицу — испугалась вдруг мышей.

16.Дрессировщики зверей, дайте сахару скорей!

Долго звери вас учили, чтоб награды им вручили.

17.Фокусник во фрак одет, факел превратит в буфет,

Фея выскочит оттуда. Фокус это или чудо?

18.Яков — терпеливый маленький садовник,

Яблони и груши вырастил в саду,

Ягоду малину, ягоду крыжовник —

Я на днях учиться к Якову пойду.

19.Каменщик строит жилища, платье — работа портного,

Но ведь портному работать негде без тёплого крова!

Каменщик был бы раздетым, если б умелые руки

Вовремя не смастерили фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку сшить сапоги поручает.

Ну а сапожник без хлеба много ль нашьёт, наточает?

Стало быть, так и выходит: всё, что мы делаем,— нужно,

Значит, давайте трудиться честно, усердно и дружно!

(Ю. Тувкм)

20.Инженеру хорошо, а доктору лучше,

Я б детей лечить пошёл, пусть меня научат.

Я приеду к Пете, я приеду к Поле.

Здравствуйте, дети, кто у вас болен?

Как живёте, как животик?

Погляжу из очков на кончики язычков.

Поставьте этот градусник под мышки, детишки.

И ставят дети радостно градусник под мышки.

-Вам бы очень хорошо проглотить порошок

И микстуру ложечкой пить понемножечку.

Вам в постельку лечь поспать бы, вам — компрессик на живот,

И тогда у вас до свадьбы всё, конечно, заживёт.

Докторам хорошо, а шофёру лучше,

Я б в шофёры пошёл, пусть меня научат.

Фырчит машина скорая, летит, скользя,

Хороший шофёр — сдержать нельзя.

Только скажите, вам куда надо, —

Без рельсы жителей доставлю на дом.

Быть шофёром хорошо, а лётчиком лучше,

Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер:

«В небеса, мотор, вези, чтобы птицы пели».

Лётчику хорошо, а матросу лучше,

Я б в матросы пошёл, пусть меня научат.

У меня на шапке лента, на матроске якоря.

Я проплавал это лето, океаны покоря...

Сдавайся, ветер вьюжный, сдавайся, буря скверная,

Открою полюс Южный, а Северный — наверное!

(В. Маяковский)

Загадки

1.Вот на краешке с опаской, он нам крышу красит краской, У него в руках ведро, сам расписан он пестро.

2.Он и волк, и Дед Мороз, и смешит ребят до слез,

В прошлый раз был педагогом, послезавтра — машинист, Должен знать он очень много, потому что он... Кто он?

3.Зубастый зверёк грызёт со свистом дубок.

4.Толстый тонкого побьёт, тонкий что-нибудь прибьёт.

5.Без головы, а в шляпе, одна нога, и та без сапога.

6.Сам худ, голова с пуд.

7.Носик стальной, а хвостик льняной.

8.Держится подружка за одно ушко, Стёжкою одною всё бежит за мною.

9.Вместе с дворником шагаю, разгребаю снег кругом И ребятам помогаю делать горку, строить дом.

10.Я под мышкой посижу и что делать, укажу: Или разрешу гулять, или уложу в кровать.

11.Крупная гора, что ни шаг, то нора.

12.Хлопотун Егорка взялся за уборку,

Впляс по комнате пошёл, оглянулся — чистый пол.

13.То назад, то вперёд ходит-бродит пароход.

Остановишь — горе, продырявит море.

14.Ой ты добрый молодец, захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять!

— Отчего ж не подковать!

Вот гвоздь, вот подкова.

Раз-два — и готово!

Кто это ?

Отгадки: 1. Маляр 2. Артист. 3. Пила. 4. Молоток и гвоздь. 5. Гвоздь. 6. Молоток. 7, 8. Иголка с ниткой. 9. Лопата. 10. Градусник. 11. Напёрсток. 12. Веник. 13. Утюг. 14. Кузнец.

Пословицы и поговорки

1.Всякая работа мастера хвалит.

2.Дело мастера боится.

3.Хорошая работа два века живёт.

4.У плохого работника инструменты виноваты.

5.Новая метла хорошо метёт.

6.Ни один живущий на Земле человек не умеет всего.

7.Труд кормит, лень портит.

8.Рабочие руки не знают скуки.

9.Работай — сыт будешь, учись — умён будешь.

10.Работе время, а потехе час.

11.Портной без штанов, сапожник без сапог, а плотник без дверей.

12.Плотник — первый на селе работник.

13.Плох мастер, плоха и работа.

14.Плотника не шуба греет, а топор.

15.Повар и духом сыт бывает.

16.Не работа дорога — умение.

17.Учитель один не считает годин.

18.Рыбак рыбака видит издалека.

19.Пастуху дремать — так стада не видать.

20.Пахарю земля — мать, а лентяю — мачеха.

21.Длинная нитка — ленивая швея.

22.По мастеру и закрой.

23.По нитке и до клубка доходят.

Животные

Домашние животные

1. Кошка— домашнее животное, живёт в доме вместе с людьми. У неё четыре лапы, на лапах когти, на мордочке усики. Тело кошки покрыто короткой или длинной шерстью; кошки бывают серые, белые, чёрные, рыжие, пёстрые и т.д. Питаются кошки мясом, молоком, рыбой; для них продаётся специ­альный корм. Молоко и воду лакают язычком.

Они быстро бегают, высоко прыгают, забираются на деревья при по­мощи когтей и прыгают вниз. Если кошка начинает падать с высоты вверх лапами, то в воздухе она всё равно перевернётся и приземлится на все четы­ре лапы. Кошка — ласковое животное, она ластится к человеку и мурлычет: «Мурр-мурр». Когда она хочет есть или выйти на улицу, то мяукает: «мяу». Детёныш кошки — котёнок. Он питается молоком матери.

Кошки приносят большую пользу: они ловят мышей. Мыши могут ис­портить продукты питания. Говорят, что кошки могут лечить. Они чувству­ют, что болит у хозяина, и ложатся на больное место. Кроме того, кошки успокаивают, улучшают настроение человека. Кошек нельзя обижать, они любят детей и с удовольствием с ними играют.

2. Собака— домашнее животное, живёт в конуре (будке) или в доме, где спит на специальном коврике.

У собаки четыре лапы, на лапах когти. Шерсть может быть длинной или короткой. Собаки питаются мясом, любят погрызть косточку; для них прода­ётся специальный корм. Воду они, как и кошки, лакают языком.

Собака быстро бегает; когда сердится — рычит или лает: «гав-гав!» Её детёныши — щенята (один — щенок).

Собаки бывают разной породы. Все они приносят пользу: охраняют дом, сторожат стада, помогают человеку на охоте и т. д. На Севере собак (специальных ездовых) запрягают в сани, они возят людей и поклажу. Есть такие собаки, которые спасают в горах людей, попавших в беду.

В любом случае собака — это друг человека, она готова отдать жизнь за своего хозяина, поэтому к ней всем детям надо относиться с любовью.

3. Корова— домашнее животное, живёт в сарае (хлеву) рядом с домом человека или на ферме. У коровы на четырёх ногах раздвоенные копыта, хвост метёлкой, вымя; на голове рога, но бывают и безрогие коровы — их называют ко­молыми. Тело покрыто короткой шерстью.

Летом коровы пасутся в стаде и щиплют зелёную травку, зимой пи­таются сеном (сухой травой). Всю зиму коровы живут в закрытых помеще­ниях, где их кормят и поят. Они громко мычат: «му-у!» Детёныш коровы — телёнок.

Корова даёт молоко. Её мясо называется говядина. Из молока делают масло, сметану, сливки, сыр, творог, кефир и др.

4. Овца, баранживут в овчарне. У барана на голове рога, загнутые вниз; у овцы рогов не бывает. На ногах у них раздвоенные копыта, тело покрыто густой шерстью. Их детёныш — ягнёнок (ягнята), шёрстка у него вся в колечках, кудря­вая. Питается молоком матери — овцы. Летом овец пасут пастухи (чабаны) в местах, где много травы. Стадо овец и баранов называют отарой. Они блеют: «бэ-э». Зимой питаются сеном.

Из овечьей шерсти шьют тёплые (стёганые) одеяла и валяют вален­ки; из шерстяной пряжи вяжут рукавицы, носки, перчатки и другие тёплые вещи.

5. Козаживёт вместе с овцами в овчарне. У козы на голове рога, есть короткий хвостик. У неё есть вымя, где находится молоко. Покрыты козы чаще короткой шерстью. В отличие от овец, коз не стригут. С них снима­ют специальной гребёнкой пух. Питаются они, как и овцы, летом — травой, а зимой — сеном. Но козы более беспокойные и непослушные: могут глодать кору деревьев, грызть молодые веточки, забраться в огород за капустой. За ними нужен при­смотр, как за шаловливыми детьми. Козы блеют: «ме-е».

Детёныш козы — козлёнок (козлята). Козлята очень любят играть, прыгать, бодаться лбами, особенно когда у них начинают расти рожки.

Коза даёт молоко, густое и вкусное, напоминающее сливки. Её моло­ко даже полезнее, чем коровье. Из козьего пуха прядут пряжу и вяжут пу­ховые платки, свитера, кофты, шапочки, варежки, носочки и много дру­гих мягких тёплых вещей.

6.Свиньяживёт в свинарнике. Шея у неё толстая, короткая, ноги то­же короткие, на них раздвоенные копыта, на мордочке пятачок, которым на любит рыть землю, поэтому её морду и называют рылом. Маленькие лапки покрыты густыми ресницами, а тело — щетиной. Пятачком свинья отыскивает корм и при этом хрюкает: «хрю-хрю». Детёныш её — поросёнок. Обычно у свиньи рождается по десять и бо­лее поросят.

Из свинины делают ветчину, из щетины изготавливают зубные, одёж­ные и обувные щётки.

7.Лошадьживёт в конюшне. У неё на ногах только по одному копыту; чтобы они не стирались, лошадей подковывают. Кузнец на каждое из копыт прибивает по подкове. Хвост длинный. Есть длинные волосы и на шее — грива и ещё чёлка между ушами. Покрыты лошади короткой блестящей шерстью; за ними ухаживают конюхи, которые их моют и чистят щёткой.

Как и коровы, лошади питаются летом травой, а зимой — сеном. Но чтобы они были сильными, им следует давать зерно — овёс.

Детёныш лошади — жеребёнок, питается молоком матери. Лошади громко ржут: «иго-го». В сёлах лошадей запрягают в повозки, на которых люди ездят и пере­возят разные грузы. На лошадях можно ездить и верхом.

8. Кролик— домашнее животное, живёт в крольчатнике. У него длин­ные стоячие уши, на мордочке усики, хвостик короткий, передние лапки короткие, а задние — длинные. На лапках когти. Покрыт пушистым серым или белым мехом.

Питаются кролики морковкой, капустой, свёклой, зерном, травкой; любят погрызть и корочку хлеба.

Ходить они не могут, только прыгают, отталкиваясь задними лапами. Детёныш крольчихи — крольчонок.

Люди разводят кроликов для получения мяса и меха. Мясо кролика — крольчатина, по вкусу напоминает куриное. Из кроличьего меха шьют шапки, воротники, шубы.

Вьючные и рабочие животные

В местах, где бывает много снега, где мало железных дорог, а посёлки расположены в сотнях километрах друг от друга, для поездок в другие горо­да, сёла, для тяжёлых работ и перевозки грузов люди используют разные машины: тракторы, вездеходы и др. Раньше этих машин не было, их заменя­ли животные: ездовые собаки, олени, ослы, буйволы, яки, верблюды и др. Человек приручил диких животных и использует их для тяжёлого труда.

1. Ездовые собаки— лайки. Их запрягают в лёгкие сани — нарты, которымиуправляет каюр. Зимой на собачьих упряжках перевозят грузы, на них люди ездят в гости из одного посёлка в другой. Летом они тянут лодки охотников против течения вдоль берегов рек.

В нашей стране лайки помогают жителям Севера, где зима — очень длинная и снежная, а лето — короткое.

2. Северные оленитоже живут на Севере и используются наряду с ез­довыми собаками. У оленей большие ветвистые рога, на шее — грива. Но­ги у них высокие, стройные, с раздвоенными копытами, что помогает им охранять устойчивость на снегу зимой и на болотах летом. Тело покрыто густ серой (или бурой) шерстью, защищающей их от зимних холодов.

Копытами олени разгребают снег, где находят свой любимый корм — мох ягель. Пасутся они крупными стадами. Детёныш оленухи — оленёнок. питается молоком матери.

Для перевозки грузов оленей запрягают в лёгкие санки — нарты. В бескрайних снежных просторах они безошибочно находят дорогу к жилью. Кроме перевозки грузов олени полезны ещё и тем, что дают вкус­ное молоко, а из их меха и кожи шьют одежду и обувь.

3. Осёл— горное животное. Его характерные особенности: небольшой рост, длинные уши, короткая стоячая грива на шее. На ногах, как у лошади, по одному копыту, хвост метёлкой. Животное покрыто корот­кой темно-серой шерстью. Ослы не переносят холода, поэтому живут тёплых странах; у нас их можно встретить на Кавказе.

Питаются они грубым кормом: кустарником, бурьяном, репейником. Ослы — спокойные, но упрямые животные. Когда рассердятся, лягаются. Ревут очень громко: «иа-иа». Детёныш ослицы — ослёнок, питается молоком матери.

Осёл хоть и мал ростом, но очень сильный: он может по узкой тропинке подняться в гору с тяжёлой ношей туда, где не пройдёт ни одна лошадь. На осликах ездят верхом, запрягают их в коляску.

Ослы отличаются от лошадей не только низким ростом, но и другими особенностями: стоячей гривой, гладким хвостом с кистью длинных волос на конце; они не образуют табунов, держатся поодиночке, от ночлега дале­ко не уходят и т.д.

4. Буйволы— неуклюжие животные с толстой серой кожей, покрытой короткой грубой шерстью. Живут они в тёплых странах, холодов е переносят. Рога у них загнуты назад и приближены к шее.

Буйволы питаются жёсткими болотными травами — осокой, камы­шом, тростником. Они хорошо плавают.

Используют буйволов на полях при обработке земли, для перевозки грузов; иногда на них ездят верхом. Буйволы полезны не только как рабочий скот, они дают жирное и сладкое молоко, из которого получают прекрасное масло. Кроме того, люди используют в пищу и буйволиное мясо.

5. Якихорошо приспособлены к жизни в горах Тибета, поднимаются а высоту до шести километров; другие домашние животные на такой высоте задыхаются от недостатка кислорода.

Шерсть у яков — длинная, свисает по бокам туловища в виде густой бахромы. Она предохраняет животных от холода, служит хорошей под­стилкой при лежании на снегу и на обледенелых скалах.

Як незаменим для переноски тяжёлых грузов на неприступных гор­ных перевалах. Кроме того, самки яков дают жирное молоко; из шкур этих животных выделывают кожу, а из их шерсти ткут ткани.

6. Верблюды— домашние животные, жители пустынь и сухих степей. ни бывают двух видов: двугорбые — имеют петую шерсть, приспособле­ны к жизни в пустынях с суровыми зимами; одногорбые — покрыты редкой шерстью и живут в тёплых странах.

Высокие сильные ноги верблюдов заканчиваются ороговевшими по­душечками, что позволяет им передвигаться по горячему песку, не прова­ливаясь и не обжигаясь. Такие же наросты есть на коленях и на животе, что предохраняет эти части тела от ожогов, когда животные ложатся на песок. Густые длинные ресницы защищают глаза от попадания в них песка, особенно во время сильных ветров. Морды их похожи на овечьи, губы раздвоенные, шея длинная, согнутая, что помогает им доставать корм с земли. В еде верблюды неприхотливы: летом пасутся в степи, едят всё, даже колючие и сорные растения, а зимой довольствуются соломой.

Характер у них спокойный. Но если с верблюдом плохо обращаются, он начинает плеваться, даже может лягаться, как лошадь. При нападении хищника верблюд наносит сильные удары передними ногами. Детёныш верблюдицы — верблюжонок, питается молоком матери.

Все верблюды приспособлены для длительных переходов по пустын­ной местности, когда кругом нет ни пищи, ни воды. Переходы могут про­должаться несколько дней, в это время их организм поддерживает силы за счёт накопленного в горбах жира. Если путешествие долгое и в пути встре­тится солёная вода, то верблюдица сама напьётся и людей напоит: её мо­локо, добавленное в солёную воду, делает его вполне пригодным для питья. Добравшись до воды после длительного перехода, верблюд за нес­колько минут выпивает до десяти вёдер воды.

Благодаря своей силе и выносливости эти животные могут перено­сить на спине большие тяжести. Верблюды не только передвигаются по пескам, но и переходят вброд мелкие реки и переплывают глубокие. Верб­люды полезны тем, что дают молоко; верблюжья шерсть мягкая, как пух, из неё изготавливают одеяла, вяжут свитера и другие тёплые вещи.

7. Ламы— родичи верблюдов, у них на груди и ногах тоже есть мозоли. Голова ламы похожа на верблюжью, но у лам нет горбов и приспособлены они к жизни в горах. Тело их покрыто густой длинной шерстью, которая предохраняет от охлаждения на высотах.

Ламы — послушные вьючные животные. Их шерсть, мясо и молоко широко используются жителями горных областей.

8. Лось— таёжный великан. Рост в холке составляет свыше двух метров. Его сильные многоразветвлённые рога имеют форму гнезда, копыта на ногах широко расставлены, способны расходиться в стороны и не дают животному погрузиться в трясину. Покрыты лоси короткой шерстью. При нападении волков лось наносит сокрушительные удары передними копы­тами. Питается листвой, корой деревьев, кустарниками и травами. Лосиха приносит весной два-три лосёнка. Лосята питаются молоком матери.

Живут лоси не стадами, а семьями; они хорошо приручаются и обитают на лосиных фермах. В неволе привыкают ходить в упряжке, на них можно ездить и верхом; лось легко передвигается в условиях таёжно­го бездорожья. Ещё они полезны тем, что дают жирное и целебное моло­ко, лосиное мясо употребляется в пищу человеком.

9.Слон— по своей величине и массе тела среди животных занимает первое место, его вес доходит до семи с половиной тонн. У него вместо оса — длинный хобот, которым он достаёт фрукты с деревьев и другой корм и кладёт его в рот. Изо рта торчат два огромных бивня; своими боль­шими ушами слон машет, отгоняя насекомых. Подошвы толстых ног покрыты ороговевшими пластинками.

Несмотря на свой огромный рост и вес, слон быстро передвигается, прекрасно плавает.

Слоны редко живут в одиночку, хорошо дружат, узнают друг друга, со­обща защищают детёнышей. Неуживчивым и раздражительным обычно бывает больной слон. Он уходит из стада; возможно, его изгоняют другие слоны. У слонов почти нет врагов: носорог, второй гигант Африки, всегда спешит уступить ему дорогу.

Люди научились приручать этих сильных животных. В Индии слоны и сейчас нередко являются надёжным транспортным средством, без кото­рого невозможно обойтись. Тяжёлый груз слон переносит не только на спине; своим хоботом перетаскивает большие брёвна и аккуратно склады­вает в указанное человеком место.

В нашей стране мы можем увидеть слонов в зоопарке или цирке.

Дикие животные

1. Тигр— хищное животное. Это большая кошка, шкура у нее полоса тая. Тигр очень сильный и хитрый: прячется в рыжей густой траве, выжи­дая добычу, а завидев её, выскакивает, одним ударом лапы сбивает огромного быка с ног. Тигр быстро бегает и хорошо лазает по деревьям. Детёныш тигрицы — тигрёнок.

2. Лев— хищное животное, с огромной мохнатой гривой (у львицы гривы не бывает) и большими когтями на лапах. Как и тигры, львы питаются другими животными. Лев — сильное животное, его считают царём всех зверей. Детёныш львицы — львёнок.

Львы живут стаей, вместе охотятся и отдыхают, а львята могут сосать молоко любой матери. Лев — вожак, охраняет стаю.

Лев не создан для быстрого бега: к своей добыче он долго подкрады­вается и нападает, только если уверен в успешной атаке.

3. Волк— хищное животное средней полосы, живёт в логове, которое страивает в труднодоступном для человека месте. Внешне похож на соба­ку, шерсть у него серая; он быстро бегает. Волки охотятся на оленя, крупных животных только стаями, а поодиночке — на мелких зверей.

Детёныш волчицы — волчонок, малыши-волчата похожи на щенят.

4. Лиса— хищное животное, ростом больше кошки, но меньше собаки, живёт в норе; на лапках когти, длинный пушистый хвост — краса гордость лисы. Тело её покрыто пушистым чёрным, серым, коричневым или рыжим мехом. У неё очень хорошее чутьё: по следам она находит мелких зверей — мышку, ежа, зайца. Когда лиса нападает на ежа, он быстро сворачивается в клубочек, подставляя свои колючки. Но если рядом есть водоём, то хитрая лиса зака­тывает ежа в воду, где он вынужден развернуться, чтобы не задохнуться.

Лиса любит полакомиться курочкой, поэтому часто забирается в ку­рятник; часть добычи она отдаёт лисятам.

Люди охотятся на лису: из её шкуры шьют красивые воротники, тёп­лые меховые шапки и шубы.

5. Бурые медведи— большие (часто огромные) хищные животные, покрыты густой коричневой шерстью, на лапах длинные когти. Они хоро­шо лазят по деревьям и плавают, питаются мелкими животными, растени­ями, очень любят ягоды и мёд.

До зимы косолапый накапливает подкожный жир; находит укромное местечко — яму от вывороченного с корнем дерева, дно её прикрывает листьями, ветками и ложится спать в эту берлогу. Там он спит всю зиму. К весне просыпается худой, голодный, злой — лучше в это время ему не по­падаться.

Белые медведиживут на Севере, где очень холодно. Они больше бу­рых, тело белого медведя покрыто толстым слоем жира и толстой шкурой с длинной щетиной, под которой растёт густая шерсть.

Белые медведи питаются тюленями, морскими птицами и рыбой, а в короткое полярное лето — ещё и ягодами.

С наступлением долгой полярной зимы они забираются под утёсы или глыбы льда. От их дыхания пещера изнутри покрывается льдом и со­храняет тепло. Там у них родятся два-три медвежонка.

7.Жираф— травоядное животное с длинной шеей и длинными передними ногами. Это позволяет ему дотягиваться до верхних веток деревьев и объедать листья. На ногах раздвоенные копыта; головка маленькая, двумя небольшими наростами в виде рожек, хвост тонкий, с кисточкой а конце. Жираф покрыт короткой шерстью пятнистого цвета.

Детёныш у жирафы — жирафёнок.

8.Кенгуру— травоядное животное с длинными задними и короткими передними ногами и длинным, сильным хвостом. Когда кенгуру объедает листья с деревьев или предчувствует опасность, то встаёт на задние ноги, для равновесия упирается в землю хвостом.

На животе самки кенгуру есть сумка. Появившийся очень маленький кенгурёнок самостоятельно переползает к маме в сумку, где живёт и пита­ется, пока не подрастёт.

Убегая от опасности, кенгуру отталкивается задними ногами и делает высокие и длинные прыжки.

Живут кенгуру в тёплых странах.

9. Белкаживёт в дупле дерева. У неё длинный пушистый хвост, передние лайки короче задних. Коготками она держит шишки, орехи и грызёт их. Тело её покрыто серым или рыжим мехом. Когда белка прыгает с дерева на дерево, хвост выполняет роль руля: она прыгает вправо — хвост поворачивает налево, и наоборот.

К зиме белка запасает орехи, шишки, грибы и другие плоды. Белка не кричит, а цокает «ц-ц-ц». Детёныш у неё — бельчонок.

10. Черепахаимеет сильно выгнутый твёрдый хребтовый панцирь. Любители животных нередко держат черепах дома, кормят салатом, оду­ванчиками, клевером, тёртой морковью, сладкими фруктами, замоченным в молоке белым хлебом и варёным рисом; один-два раза в неделю дают ей говядину.

Есть сухопутные черепахи, они откладывают яйца в тёплом влажном песке, а через четыре-пять месяцев появляются черепашата.

А есть черепахи, живущие в реках. Питаются они мелкими водными животными и водорослями. Самка откладывает на берегу восемь—десять яиц. Появившиеся черепашата сами бегут к воде; это самые опасные мину­ты в их жизни, так как многие из них оказываются добычей животных и птиц.

Все сухопутные и пресноводные черепахи небольшие, их панцирь достигает тридцати сантиметров в длину. Водятся они и в нашей стране.

Но есть и большие черепахи, панцирь которых достигает одного мет­ра в длину, а вес — до двухсот килограммов. Живут они сто — сто пятьдесят лет, всю жизнь проводят в океане, при плавании машут ластами, как птица крыльями. Один раз в два-три года выходят на берег для кладки яиц.

Всего откладывается по сто — сто пятьдесят довольно крупных (пять сантиметров в диаметре) яиц. Черепашата появляются через полтора-два месяца.

Люди охотятся на черепах из-за вкусного мяса и яиц.

План рассказа о животных

1. К какой группе относится животное?

2. Где живёт?

3. Части тела. Чем оно покрыто?

4. Чем питается?

5. Повадки животного. Как оно передвигается?

6. Как кричит?

7. Детёныши животного.

8. Какую пользу оно приносит?

Примерный словарь

Существительные: названия животных и их детёны­шей; ферма, конура, хлев, свинарник, овчарня, конюшня, дупло, берлога, логово; лапы, копыта, когти, подушечки, подкова, грива, чёлка, щётка, рыло, пятачок, усы, рога, бивни, хобот, клыки, холка, панцирь, сумка(кенгуру):шерсть, пух, щетина; стадо, пастух, пастбище, сено, репейник, бурьян, овёс, вьюк, кладь, упряжка, нарты.

Глаголы: бегать, прыгать, ползать, рычать, мяукать, мурлыкать, свернуться (в клубочек), сторожить, охранять, запрягать, навьючить, лягаться, хрюкать, ржать, лаять, мычать, скакать, оттолкнуться.

Прилагательные: злой, умный, хитрый, мягкий, жёсткий, кудрявый, длин­ный, короткий, тонкий, толстый, мозолистый, укромный, передние, задние, ветвистые, полосатый, пятнистый, крупные, мелкие(животные, яйца), хищные, травоядные.

Наречия: внутрь, назад, вниз, вверх, быстро, медленно, галопом.

Дидактические игры

1. «Кто где живёт?»На молочной ферме, в коровнике — коровы; в дупле — белка, в норе — мышка, лиса; в пустыне — верблюд, в овчарне — овцы, в логове — волки, на Севере — белые медведи, олени.

2. «Назови домик».Взрослый называет животное, а ребёнок — где оно живёт: собака — в конуре, лошадь — в конюшне, кошка — в доме, свинья — в свинарнике.

3. «У кого какие ноги, лапы?»верблюда — ноги с подушечками...

4. «Чей хвостик?»Хвост колечком — у свиньи; длинный, можно расчёсывать — у лошади; с метёлкой на конце — у коровы, жирафа; длинный, упирается в землю — у кен­гуру; короткий, торчит вверх — у козы; длинный, пушистый — у лисы, белки.

5. «Какой хвостик?»У льва — длинный, гладкий, тонкий...

6. «Кому принадлежит?»Хобот — слону, грива — лошади, льву, ослу, зебре; сумка — кенгуру, усы — кошке, зайцу, тигру.

7. «Опиши животное».У свиньи — толстая короткая шея, пятачок, рыло, хвост колечком, ко­роткие ноги, раздвоенные копыта.

8. «Чья шуба?»Густая длинная шерсть — у овцы, барана; щетина — у свиньи; белый или серый мех — у зайца, мягкая пушистая шерсть — у козы, верблюда.

9. «Какая шуба?»У ёжика — колючки, у медведя — густой мех, у черепахи — панцирь.

Наши рекомендации