Что в салате?» «Приготовим борщ».

Сравни суп и борщ».

Что нужно?»

22. «Магазин».Ребёнок говорит, что он хочет «купить», но фрукт или овощ получает лишь после того, как даст его подробное описание.

24. «Лото».У взрослого маленькие карточки с изображением овощей и фрук­тов, у детей — большие. Для разнообразия ведущий вместо названия даёт описание. Ребёнок угадывает, получает карточку и накрывает свой рисунок.

Скороговорки и стихи

1.Словно белые мячи, кочаны капусты.

Мячик, мячик, подскачи, видишь, в сумке пусто.

2.У Егора огород, там есть редька и горох.

Рядом огород Федоры, там на грядке помидоры.

3.Пришёл Прокоп — кипел укроп, ушёл Прокоп — кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

4.В огороде — лук, бобы, в лесу — ягоды, грибы.

А в саду зелёный хмель, лей-ка, дождик, дольше лей!

5.В огороде Фёкла ахала и охала:

Уродилась свёкла не на грядке, около.

Жаловалась Фёкла: «Заблудилась свёкла».

6.В огороде за забором поспевают помидоры,

Держатся за колышки, греются на солнышке.

7.Мы делили апельсин: много нас, а он — один.

8.Кабачок-толстячок лёг на грядку — и молчок.

Он лежит на грядке с мая, головы не поднимая.

9.В небо лук стрелу пускает, лето целое стреляет.

Ни в кого он не попал и с досады горьким стал.

10.Тётя тыква, тётя тыква очень к солнышку привыкла

И твердит одно и то же: «На меня оно похоже!»

11.Знают все, что не игрушка огородная петрушка,

Хоть подружкам рядом с ней жить на грядке веселей.

12.Во дворе на яблоньке яблоко растёт.

«Созрей скорее, яблочко, упади мне в рот».

Раскраснелись яблоки, падать им пора.

«Упади же, яблоко!» — я твержу с утра.

Будет это яблоко сладкое, как мёд...

Я лежу под яблоней, открываю рот.

И упало яблоко... Но попало в нос —

Ничего не вижу я целый день от слёз.

13.Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.

Ох! Вот овощи спор завели на столе —

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свёкла? Ох! Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.

Ох! Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла.

Ох! И суп овощной оказался неплох!

Загадки

1.Вверху зелено, внизу толсто и красно,

Прочно в землю вросло.

2.За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая..

3.Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

4.Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.

5.Круглый бок, жёлтый бок, сидит в грядке колобок.

6.Показался жёлтый бок, только я не колобок,

Не из мягкого я теста, прикажи — не тронусь с места.

Приросла к земле я крепко. Назови меня! Я ...

7.Как надела сто рубах, захрустела на зубах.

8.Сто одёжек, и все без застёжек.

9.Заплатка на заплатке, и ни одного стежка.

10.И зелен, и густ на грядке вырос куст, Покопай немножко: под кустом ...

11.Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.

12.Свежие — зелёные, а зимою в бочке — жёлтые, солёные.

13.Золотая голова тяжела, велика, только шея тонка.

14.Раскололся тесный домик на две половинки.

И посыпались оттуда бусинки-дробинки.

15.Синий мундир, жёлтая подкладка, а сама-то сладка.

16.Круглая печка с красными угольками.

17.Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой, На солнце почернела я, и вот теперь я спелая.

18.Щёки розовы, нос белый, в темноте сижу день целый.

А рубашка зелена, вся на солнышке она.

19.В огороде стоит, ничего не говорит,

Сам не берёт и воронам не даёт.

Отгадки: 1. Свёкла. 2-4. Морковь. 5, 6. Репка. 7-9. Капуста. 10. Кар­тошка. 11. Лук. 12. Огурцы. 13. Тыква. 14. Горох. 15. Слива. 16. Гранат. 17. Вишня. 18. Редиска. 19. Пугало.

Пословицы и поговорки

1.Всякому овощу своё время.

2.Кто хочет съесть плод, должен залезть на дерево.

3.От вербы груши не родятся.

4.Яблоки от яблони недалеко падают.

5.Корень горек, а плоды сладки.

6.Картофель хлебу подспорье.

7.Капусту садить — спине досадить.

8.Лук семь недугов лечит,

А чеснок семь недугов изводит.

Дом и его части

Строить — это одно из любимых занятий детей, особенно мальчиков. Они строят домики и дороги, даже целые города из кубиков, палочек, спичек, песка, глины, снега и т.д.

Раньше дома строились из естественных материалов: дерева, камня и глины; затем на заводах стали изготавливать кирпичи. Каменщики из них строили дома. Чтобы больше и быстрее строить, придумали плиты из железа, стекла и бетона и других материалов.

Люди разных профессий принимают участие в строительстве зда­ний. Архитектор составляет проект будущего дома; инженеры и рабочие за­готавливают разные металлические и другие конструкции. Их доставляют на строительную площадку специальными машинами и поездами. Здесь монтажники собирают (монтируют) из них целые секции квартир. Свар­щики сваривают (соединяют) их между собой. Крановщики на высоких подъёмных кранах поднимают готовые части квартир на верхние этажи. Верхолазы-монтажники их устанавливают; от них требуется большое мужество, выдержка, ловкость, смекалка и умение. Кровельщики кроют крыши. Всех, кто строит дом, называют строителями.

В обустройстве дома принимают участие водопроводчики, сантехники, штукатуры, паркетчики. Плотники из дерева делают двери, паркет, окон­ные рамы, подоконники, пороги, плинтусы и др. Слесарь врезает в двери замки; стекольщик вставляет стёкла в рамы.

Далее к работе приступают отделочники: маляры, плиточники, обойщи­ки. Их работа — внутреннее оформление помещения, квартиры (интерьер).

Какие же бывают дома? Кирпичные, блочные, деревянные (в дерев­нях); одноэтажные и многоэтажные. Любой городской дом имеет один или несколько подъездов; в больших домах — много квартир. Каждая комната в квартире имеет своё назначение: в спальне люди спят; в столо­вой — завтракают, обедают и ужинают; в кухне — готовят пищу; в гостиной — принимают гостей; в детской — играют дети. Ещё в квартире есть ван­ная и санитарная (туалет) комнаты, прихожая (коридор), балкон или лоджия.

Части комнаты: четыре стены, четыре угла, полы (могут иметь разное покрытие — паркет, линолеум), потолок, окна (рамы, форточка, стекло), подоконник, двери, порог, плинтусы. Комната может быть покра­шена или оклеена обоями. На кухне и в ванной комнате стены могут быть покрыты кафелем; балкон и лоджия — открытые или застеклённые.

При выходе из квартиры человек оказывается на площадке, с верх­них этажей спускается по ступенькам лестницы или на лифте.

Во дворах домов обычно растёт много зелени: трава, цветы, деревья и кустарники. Зелёные листья выделяют кислород, и людям легче ды­шится; от жары летом можно укрыться в тени под деревом.

Дети должны бережно относиться к любым насаждениям: не ломать кусты и ветки деревьев, не топтать траву, принимать активное участие в сохранении окружающей природы, а дома — помогать родителям сле­дить за чистотой и порядком.

Приятно отдохнуть в таком дворе и в такой квартире!

План рассказа о доме

1. Из чего построен дом?

2. Сколько в нём этажей, подъездов?

3. Внешний вид дома.

4. Описание вашей квартиры.

5. Части комнаты, отделка (обои, побелка, лак, кафель...).

6. Из квартиры во двор.

7. Описание двора.

8. Твоё участие в сохранении чистоты и окружающей природы.

Примерный словарь

Существительные: дом, двор, этаж, ступеньки, лестница, подъезд, площадка, квартира, комната, столовая, гостиная, спальня, кухня, коридор, прихожая, лоджия, стены, углы, потолок, рамы, форточка, ручка(окна, двери),шпингалет, подоконник, порог, плинтусы; кирпич, бетон, дерево, кафель, штукатурка, обои, побелка, паркет, линоле­ум, стекло, вход, выход, крыша, труба, кислород.

Глаголы: строить, красить, закрывать, открывать, подниматься, вхо­дить, выходить, позвонить, спускаться, ремонтировать, застеклить, по­крыть(крышу), штукатурить.

Прилагательные: большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий, новый, старый, кирпичный, каменный, бетонный, блочный, деревянный, одно­этажный, многоэтажный, открытый, застеклённый(балкон, лоджия).

Дидактические игры

1. «Что над головой?»(Потолок, крыша, труба.)

2. «Что под нами?»(Пол, другие этажи, подвал, погреб.)

3. «Какая комната?»Моем руки — ванная комната, обедаем — столовая и т. д.

4. «С улицы— в квартиру».Подъезд, лестница, ступеньки, перила, лифт, площадки, дверь, звонок.

5. «Что мы делаем?»Коридор — в коридоре (или в прихожей) мы одеваемся, когда выхо­дим на улицу, и обуваемся; а когда приходим домой, там вешаем одежду на вешалку; гостиная — ...

6. «Отдели прихожую от площадки».Для этого нужна дверь и под дверью — порог.

7. «Что между полом и стеной?»(Плинтус.)

Какая в квартире отделка?»

Твоя помощь маме».

Из чего строят дома?»

11. «Дострой дом».Ребёнку предлагаются картинки с недостроенными домами. Ему пред­стоит объяснить, чего не хватает.

Наши рекомендации