Гласные буквы во втором ряду

С буквами Я, Е, Ю, Е, И дети знакомятся после отработки в игровой форме мягких и твёрдых согласных звуков, а также их дифференциации на слух и в произношении. Затем они узнают, что пять гласных в первом ряду ставятся после твёрдых согласных, а пять гласных во втором — после мягких согласных. Я — стоя перед детьми, изобразить букву Я: поставить правую руку в бок, а правую ногу — в сторону — получится буква Я. «Изоб­разим все вместе» (дети делают то же самое).

-Кто так сделал? — Я...Я...

-Правильно, это буква Я.

Ё — ёлка, точки над буквой — как игрушки на новогодней ёлке; это буква Ё. В начале слова ёлка тоже буква Ё.

Ю — юла, у юлы большой животик, как и у буквы Ю, и начинается слово юла с буквы Ю.

Е - ем что-то вкусное, нижняя челюсть опущена, виден во рту язык; в слове ем первая буква - Е.

И — с этой буквой знакомились раньше.

Игры со всеми гласными буквами

Обозначь мягкость».

Я буду называть буквы, стоящие после твёрдых согласных, а вы — после мягких: А—Я, У—Ю, О—Ё, Э—Е, Ы—И.

Назови парный звук».

Я назову букву, а вы — её пару: О—Ё, Я—А, Е—Э, У— Ю, И—Ы, Ё—О и др.

Догадайся и назови пару».

По немой артикуляции губ дети догадываются и произносят пары гласных: губы овалом — О, Ё; в улыбке — Ы, И. Находят буквы на наборном полотне.

Назови слог с парным звуком».

а) МА-МЯ; ТО-ТЁ, ПЫ-ПИ и т. д.;

б) чередование слогов с мягкими и твёрдыми согласными наруша­ется: СА-СЯ, СЁ-СО, СЮ-СУ, СЫ-СИ, СЕ-СЭ.

Что напишем?»

Я назову слог, а вы — звуки. Найдите соответствующие буквы:

MA — М, А (ребёнок находит буквы, все читают);

МЯ — М, Я (пишут и читают).

-Почему написали букву Я?

Потому что согласный звук в слоге МЯ произносится мягко — Мь, а мягкость обозначает буква Я.

Что получится?»

-Я назову две буквы, а ты — слог: Л, А — Л А; Л, Я — ЛЯ и др.

Выводы:

а) если согласные звуки произносятся мягко, то после них пишутся гласные буквы Я, Ё, Ю, Е, И;

б) если же при чтении эти буквы стоят после согласных, то последние читаются мягко;

в) после твёрдых согласных ставятся буквы первого ряда (гласные А, О, У, Э, Ы ), мы слышим твёрдые звуки и произносим их так же.

Прочитай правильно».

Берётся любая согласная буква на наборном полотне и подставляется попеременно к гласным первого и второго рядов, а дети читают: ЗА — ЗЯ, ЗО - ЗЁ, ЗУ - ЗЮ, ЗЭ - ЗЕ, ЗЫ - ЗИ.

Буквы можно подставлять, не соблюдая порядка.

Подставь и прочитай».

Игра аналогична предыдущей, но теперь всё делает ребёнок.

Напиши слог».

Вызываются двое детей, один пишет слог с твёрдым согласным, дру­гой — с парным мягким.

Читай правильно».

Детям показывают подготовленные из печатных букв слоги, а они читают.

Какую букву напишешь?»

Я назову слово, а вы — букву: воз — О, вёз— Ё, ряд - Я, рад — А, лоб — О, клюв — Ю и т. д.

Замени букву».

Ребёнок составляет из букв слово, например лук, потом заменяет гласную букву парной и читает — люк (см. слова в разделе «Мягкие и твёр­дые согласные»).

Последними детям дают буквы Й и Ь.

И — в отличие от И при чтении нельзя петь, так как этот звук не образует слога, потому и называется И краткий, т. е. короткий, непоющий звук.

Ь — это не звук, только буква, она пишется лишь для обозначения мяг­кости согласных в конце слов и слогов: соль, маль-чик.

В школе дети нередко путают буквы И—Й, поэтому следует обратить особое внимание на сравнение этих звуков и букв.

Сначала дети отвечают на вопрос, на что похож знак над буквой Й; по­сле многих вариантов приходят к выводу, что он напоминает перевёрну­тую трубку на телефонном аппарате.

-А будет ли тогда работать телефон?

-Нет.

-Вот и звук Й нельзя петь, ведь в букве Й есть такой знак; если же он отсутствует, то это И, а звук И образует слог, его можно петь.

Затем обучающий подходит к ребёнку и спрашивает:

-Чьи это буквы? — Мои [маи].

-Сколько слогов в этом слове?

-МА-И, два слога.

-Какие гласные мы слышим? -А, И.

-А теперь вспомним последний месяц весны.

-Май.

-Сколько слогов в этом слове?

-Один слог, гласный А.

-Чем различаются слова на слух: мои [маи] и май ? (Сравниваются их слоговой, звуковой и буквенный составы.)

Примерный ответ: «В слове мои — два слога, в слове май — один; в слове мои — два гласных звука, один согласный — М, в слове май — один гласный, два согласных — М, Й; в конце слова стоит Й (краткий), этот звук не образует слога».

Игры на закрепление И и Ь

Один — много».

Мой стол — мои столы; урожай — урожаи. Сарай, герой, бой.

Узнай звук И в словах».

Мой, доить, дойка, мойка, лей, герои, майка, читай, бои, рисуй...

Что получится?»

Если соединить буквы: А, Й — АЙ; О, Й — ОЙ; Э, Й — ЭЙ. Можно проанализировать эти слова (слоги, звуки, буквы).

Напиши и сравни».

Дети составляют из букв слова: бой — бои, герой — герои и другие, затем слова сравниваются, анализируются.

Где мягкий знак?»

Дети показывают зелёную фишку или мягкую игрушку, как только услышат мягкий согласный в конце слова: нос, лось, мать, кот, дом, семь и др. (Мягкость согласного звука в конце слова обозначается буквой Ь.)

Найди разницу».

Дети составляют слова из букв, затем сравнивают их по написанию и по значению. Слова: кон — конь, мол — моль, угол — уголь, дал — даль, был — быль, жал — жаль, цел — цель и др.

Отбери и напиши».

Дети отбирают картинки, названия которых пишутся с b на конце, и «пишут» их из букв.

8.«Раздели „соседей"».

Цель: правильно делить на слоги слова, в которых первый слог закан­чивается на Ь: галъ-ка, конь-ки, мальчик, пальчик, больно...

Ь потерялся».

— Напишем галька без мягкого знака, что получится?

— Галка.

— Чем различаются эти слова? Почему?

Что в конце слова?»

Различение на слух и правильное написание в конце слов букв Й, И, Ь.

Примерные слова: моль, мел, бой, мои, сараи, день, лань, дай...

Придумай слово».

Подобрать слова с Ь в конце слова; с Ь в середине слова; Й (кратким) в конце или середине слова; со звуком И в конце слова.

Наши рекомендации