Гласные буквы во втором ряду
С буквами Я, Е, Ю, Е, И дети знакомятся после отработки в игровой форме мягких и твёрдых согласных звуков, а также их дифференциации на слух и в произношении. Затем они узнают, что пять гласных в первом ряду ставятся после твёрдых согласных, а пять гласных во втором — после мягких согласных. Я — стоя перед детьми, изобразить букву Я: поставить правую руку в бок, а правую ногу — в сторону — получится буква Я. «Изобразим все вместе» (дети делают то же самое).
-Кто так сделал? — Я...Я...
-Правильно, это буква Я.
Ё — ёлка, точки над буквой — как игрушки на новогодней ёлке; это буква Ё. В начале слова ёлка тоже буква Ё.
Ю — юла, у юлы большой животик, как и у буквы Ю, и начинается слово юла с буквы Ю.
Е - ем что-то вкусное, нижняя челюсть опущена, виден во рту язык; в слове ем первая буква - Е.
И — с этой буквой знакомились раньше.
Игры со всеми гласными буквами
Обозначь мягкость».
Я буду называть буквы, стоящие после твёрдых согласных, а вы — после мягких: А—Я, У—Ю, О—Ё, Э—Е, Ы—И.
Назови парный звук».
Я назову букву, а вы — её пару: О—Ё, Я—А, Е—Э, У— Ю, И—Ы, Ё—О и др.
Догадайся и назови пару».
По немой артикуляции губ дети догадываются и произносят пары гласных: губы овалом — О, Ё; в улыбке — Ы, И. Находят буквы на наборном полотне.
Назови слог с парным звуком».
а) МА-МЯ; ТО-ТЁ, ПЫ-ПИ и т. д.;
б) чередование слогов с мягкими и твёрдыми согласными нарушается: СА-СЯ, СЁ-СО, СЮ-СУ, СЫ-СИ, СЕ-СЭ.
Что напишем?»
Я назову слог, а вы — звуки. Найдите соответствующие буквы:
MA — М, А (ребёнок находит буквы, все читают);
МЯ — М, Я (пишут и читают).
-Почему написали букву Я?
Потому что согласный звук в слоге МЯ произносится мягко — Мь, а мягкость обозначает буква Я.
Что получится?»
-Я назову две буквы, а ты — слог: Л, А — Л А; Л, Я — ЛЯ и др.
Выводы:
а) если согласные звуки произносятся мягко, то после них пишутся гласные буквы Я, Ё, Ю, Е, И;
б) если же при чтении эти буквы стоят после согласных, то последние читаются мягко;
в) после твёрдых согласных ставятся буквы первого ряда (гласные А, О, У, Э, Ы ), мы слышим твёрдые звуки и произносим их так же.
Прочитай правильно».
Берётся любая согласная буква на наборном полотне и подставляется попеременно к гласным первого и второго рядов, а дети читают: ЗА — ЗЯ, ЗО - ЗЁ, ЗУ - ЗЮ, ЗЭ - ЗЕ, ЗЫ - ЗИ.
Буквы можно подставлять, не соблюдая порядка.
Подставь и прочитай».
Игра аналогична предыдущей, но теперь всё делает ребёнок.
Напиши слог».
Вызываются двое детей, один пишет слог с твёрдым согласным, другой — с парным мягким.
Читай правильно».
Детям показывают подготовленные из печатных букв слоги, а они читают.
Какую букву напишешь?»
Я назову слово, а вы — букву: воз — О, вёз— Ё, ряд - Я, рад — А, лоб — О, клюв — Ю и т. д.
Замени букву».
Ребёнок составляет из букв слово, например лук, потом заменяет гласную букву парной и читает — люк (см. слова в разделе «Мягкие и твёрдые согласные»).
Последними детям дают буквы Й и Ь.
И — в отличие от И при чтении нельзя петь, так как этот звук не образует слога, потому и называется И краткий, т. е. короткий, непоющий звук.
Ь — это не звук, только буква, она пишется лишь для обозначения мягкости согласных в конце слов и слогов: соль, маль-чик.
В школе дети нередко путают буквы И—Й, поэтому следует обратить особое внимание на сравнение этих звуков и букв.
Сначала дети отвечают на вопрос, на что похож знак над буквой Й; после многих вариантов приходят к выводу, что он напоминает перевёрнутую трубку на телефонном аппарате.
-А будет ли тогда работать телефон?
-Нет.
-Вот и звук Й нельзя петь, ведь в букве Й есть такой знак; если же он отсутствует, то это И, а звук И образует слог, его можно петь.
Затем обучающий подходит к ребёнку и спрашивает:
-Чьи это буквы? — Мои [маи].
-Сколько слогов в этом слове?
-МА-И, два слога.
-Какие гласные мы слышим? -А, И.
-А теперь вспомним последний месяц весны.
-Май.
-Сколько слогов в этом слове?
-Один слог, гласный А.
-Чем различаются слова на слух: мои [маи] и май ? (Сравниваются их слоговой, звуковой и буквенный составы.)
Примерный ответ: «В слове мои — два слога, в слове май — один; в слове мои — два гласных звука, один согласный — М, в слове май — один гласный, два согласных — М, Й; в конце слова стоит Й (краткий), этот звук не образует слога».
Игры на закрепление И и Ь
Один — много».
Мой стол — мои столы; урожай — урожаи. Сарай, герой, бой.
Узнай звук И в словах».
Мой, доить, дойка, мойка, лей, герои, майка, читай, бои, рисуй...
Что получится?»
Если соединить буквы: А, Й — АЙ; О, Й — ОЙ; Э, Й — ЭЙ. Можно проанализировать эти слова (слоги, звуки, буквы).
Напиши и сравни».
Дети составляют из букв слова: бой — бои, герой — герои и другие, затем слова сравниваются, анализируются.
Где мягкий знак?»
Дети показывают зелёную фишку или мягкую игрушку, как только услышат мягкий согласный в конце слова: нос, лось, мать, кот, дом, семь и др. (Мягкость согласного звука в конце слова обозначается буквой Ь.)
Найди разницу».
Дети составляют слова из букв, затем сравнивают их по написанию и по значению. Слова: кон — конь, мол — моль, угол — уголь, дал — даль, был — быль, жал — жаль, цел — цель и др.
Отбери и напиши».
Дети отбирают картинки, названия которых пишутся с b на конце, и «пишут» их из букв.
8.«Раздели „соседей"».
Цель: правильно делить на слоги слова, в которых первый слог заканчивается на Ь: галъ-ка, конь-ки, мальчик, пальчик, больно...
Ь потерялся».
— Напишем галька без мягкого знака, что получится?
— Галка.
— Чем различаются эти слова? Почему?
Что в конце слова?»
Различение на слух и правильное написание в конце слов букв Й, И, Ь.
Примерные слова: моль, мел, бой, мои, сараи, день, лань, дай...
Придумай слово».
Подобрать слова с Ь в конце слова; с Ь в середине слова; Й (кратким) в конце или середине слова; со звуком И в конце слова.