Игры на закрепление написания заглавных букв
Имя — кличка».
Обучающий называет имена и клички, а дети определяют, что это: тя — имя девочки, Мурка — кличка кошки, Жучка — кличка собаки.
Определи название».
Умение отличать названия (имена собственные) от других слов. На- имер: река Волга — Волга; озеро Байкал, Чёрное море, город Ростов и др.
3.«Назови большую букву»:
а) в словах: гора Казбек — К, улица Николаева — Н, село Гизель — Г;
б) в предложениях: Сестра живёт в Москве. Примерный ответ: «Боль- я буква С — это начало предложения, М — название города».
Придумай клички животным».
Обучающий предлагает детям назвать собаку, кошку, корову...
Твой адрес».
Дети называют свой адрес: город, улицу, номер дома и квартиры; определяют, какие слова напишут с заглавной буквы.
Итак, работа над звукослоговым анализом и синтезом слов и предложений включает в себя усвоение в игровой форме и некоторых правил правописания: написание звукосочетаний ШИ, ЖИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ; заглавных букв в предложениях. Вызвано это простой необходимостью: невозможно обойтись без этих правил при чтении и «написании» предложений, особенно придуманных детьми самостоятельно.
В остальных случаях обучающий подсказывает написание слов, заметив, что об этом дети узнают в школе.
В процессе развития фонематического слуха и овладения звуковым анализом и синтезом слов и предложений впервые понимание детей переключается со смысловой стороны речи на звуковую. Уже в средней группе детей четырёх лет учат выделять гласный звук, но только в начале слова. Это связано с тем, что многие из них в этом возрасте затрудняются даже с помощью взрослых в усвоении абстрактных понятий: начало, середина и конец слова.
Вплотную заниматься звуковой стороной речи необходимо с детьми пятилетнего возраста.
Умение слышать и выделять все звуки в словах по порядку предупреждает в будущем замены, пропуски, перестановки букв, недописывание окончаний, позволяет избежать такого сложного нарушения письма, как дисграфия.
Обучение грамоте
Прежде чем научиться читать и писать, необходимо овладеть двумя главными умениями:
а) хорошо узнавать звуки речи в словах, отличать их в своей и в чужой речи от сходных, определять место звука в слове и последовательность звуков;
б) правильно делить слова на слоги и звуки, затем их снова соединять в слова, а последние соединять в предложения.
Решению этих задач посвящены два раздела: «Формирование фонематического восприятия» и «Звукослоговой анализ слов».
Определение каждой звуковой или слоговой трудности при обучении грамоте включает следующее: деление слов на звуки и слоги, работу с графической схемой — с фишками, затем с буквами, наконец, чтение. Звукослоговой анализ слов является первичным, а обучение грамоте — последующим звеном, хотя работа в обоих направлениях ведётся параллельно.
Знакомство с буквами следует начинать как можно раньше, сразу же после отработки первой группы звуков: А, О, У, Э, И, Ы, когда дети запоминают правильную артикуляцию, узнают звуки на слух или только по положению органов речи, произносят гласные с широко открытым ртом или молча артикулируют губами так, что другие отгадывают задуманный звук (см. раздел «Игры с гласными звуками»).
Только после этого дети знакомятся с теми же гласными буквами.
Буква Ы предлагается детям, если соблюдены два условия:
а) они уже правильно произносят звук Ы;
б) хорошо помнят букву И и владеют её артикуляцией.
Затем дети узнают согласные буквы в порядке алфавита, кроме Й, потом гласные Я, Ё, Ю, Е, наконец, И и Ь. С твёрдым знаком их не знакомят.
Основным наглядным пособием при обучении грамоте является наборное полотно с крупными печатными буквами, которое вывешивается перед всеми детьми.
Гласные на нём располагаются в два ряда. В первом в пяти кармашках — буквы А, О, У, Э, Ы, а в шестом кармашке — красная фишка с синим ободком, свидетельствующая о том, что эти буквы ставятся после твёрдых согласных. Во втором ряду — Я, Ё, Ю, Е, И, ав шестом кармашке — красная фишка с зелёным ободком, что указывает на постановку этих букв после мягких согласных.
Следующие ряды наборного полотна занимают согласные буквы в порядке алфавита и в конце — Й, Ь и Ъ. В таком же порядке они должны оставаться и в разрезных кассах: дети привыкают к месту расположения букв и быстро их находят.
Знакомство с гласными буквами основано на сходстве положения органов артикуляции с печатной буквой или отдельными её частями в момент произношения того же звука — подражания человеку или животному, звучанию предмета.
При знакомстве с буквой уточняем, на что она похожа (овал, трубочка, улыбка...) и из каких частей состоит: линии, идущие сверху вниз (стоячие), — палочки, а горизонтальные (лежачие) — перекладины, кружочки — овалы, они находятся вверху, внизу, справа, слева или с обеих сторон от палочки. Например, А состоит из двух палочек в форме шалашика, а в середине — перекладина.
Ознакомление с буквой заканчивается произношением соответствующего звука, причём правильная его артикуляция контролируется перед зеркалом.
На что похожи гласные буквы
А — «плач» Алёнушки; её рот открыт так же широко, как расставлены концы буквы А — ааа.
О— у ребёнка «болят зубы», он «стонет»: ооо; его губы по форме напоминают букву О.
У — гудок паровоза; дети гудят, открыв рот и вытянув губы трубочкой, их внимание обращается на форму буквы У, которая тоже вытянута и похожа на трубочку (кулёчек).
И — две вертикальные палочки изображают верхнюю и нижнюю губы в улыбке, рот приоткрыт; дети подражают крику жеребёнка: иии.
Э — лицо с опущенной нижней челюстью, даже виден во рту язык — у буквы Э в середине тоже видна волнистая перекладина; Э — отдалённое эхо.
Ы — опираясь на зрительный образ буквы И (рот открыт «на палец»), предложить детям открыть рот ещё шире, чтобы внутри был виден закруглённый конец языка, ведь и у буквы Ы, в отличие от И, внизу есть тоже закругление — овал; Ы — звукоподражание улетающему самолету.