Тема 8. Перевозки морским транспортом

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить конспект вопроса: Структура органов управления морским транспортом:

а) морской транспорт, его задачи;

б) торговое мореплавание, его особенности;

в) органы управления морским транспортом.

2. Подготовить конспект вопроса: Роль органов управления морским транспортом в организации перевозок:

а) полномочия федеральных органов исполнительной власти;

б) роль морских пароходств;

в) участие морских портов в организации перевозок.

План семинарского занятия

1. Понятие морской перевозки, организационно–правовые основы ее обеспечения:

а) понятие и особенности морской перевозки;

б) виды морской перевозки;

в) договор об организации морских перевозок грузов.

2. Договор морской перевозки груза.

3. Договор морской перевозки пассажира.

4. Договор морской буксировки.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

К семинарскому занятию

Согласно п. «и» ст. 71 Конституции Российской Федерации федеральный транспорт находится в ведении Российской Федерации, в отношении деятельности которого принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России (п. 1 ст. 76 Конституции). Таким образом, субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять правовое регулирование отношений, возникающих из торгового мореплавания.

Наряду с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации эти отношения регулируются также издаваемыми в соответствии с КТМ другими федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Законодательное определение договора перевозки груза применительно ко всем видам транспорта дано в п. 1 ст. 785 ГК РФ. В соответствии с этим общим определением в п. 1 ст. 115 КТМ с некоторыми отличиями сформулировано понятие договора морской перевозки груза. Эти отличия сводятся к двум уточнениям. В ст. 785 ГК говорится об обязанности перевозчика доставить вверенный, т.е. ранее переданный, врученный ему отправителем груз. Ясно, что в этом случае договор перевозки груза конструируется как реальный, т.е. такой, для заключения которого помимо соглашения сторон требуется передать груз перевозчику. Между тем договор фрахтования судна (чартер) не может быть признан реальным. Договор морской перевозки второго вида, т.е. перевозки по коносаменту, также не всегда является реальным. Следовательно, договор морской перевозки груза может быть как консенсуальным, т.е. таким, для заключения которого достаточно соглашения сторон, так и реальным. С учетом этого в п. 1 статьи 115 речь идет о доставке перевозчиком груза, который ему уже передал или передаст в будущем отправитель. Второе уточнение состоит в том, что в п. 1 ст. 785 ГК названы две стороны договора - перевозчик и отправитель. В соответствии с комментируемой статьей обязанность уплатить установленный фрахт лежит на отправителе или фрахтователе. В употреблении двух разных терминов применительно к одной из сторон договора получила отражение позиция российского законодательства по отношению к договору морской перевозки груза. Этот единый по своей природе договор разделяется на два вида.

Субъектный состав договора морской перевозки пассажира представлен перевозчиком и пассажиром.

Термином "перевозчик" обозначается любое морское пароходство или порт, которым или от имени которого заключен договор перевозки. В роли перевозчика может также выступать как собственник судна, так и фрахтователь, арендующий судно с экипажем (тайм - чартерный владелец) или без экипажа (бербоут - чартер).

В отличие от железнодорожного транспорта, перевозки на котором выполняются государственным публичным перевозчиком, на морском транспорте перевозки осуществляются перевозчиками различных организационно - правовых форм. Судовладелец, систематически, самостоятельно на свой риск занимающийся перевозочной деятельностью с целью извлечения прибыли, является предпринимателем и в таком качестве должен пройти необходимую регистрацию в форме индивидуального предпринимателя или учредителя предприятия соответствующей организационно - правовой формы.

Договор буксировки является разновидностью договора возмездного оказания услуг, предусмотренного главой 39 ГК. Сторонами договора выступают заказчик (владелец другого судна или плавучего объекта) и исполнитель (владелец буксира или буксирующего судна). Это консенсуальный, возмездный, двусторонний договор.

В соответствии с Законом о лицензировании на буксировку судов и иных плавучих объектов необходимо получить соответствующую лицензию.

КТМ различает два вида буксировки:

а) морская буксировка - буксировка судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние;

б) портовая буксировка - выполнение маневров на акватории порта (в том числе ввод судна в порт либо вывод его из порта).

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности морского транспорта?

2. Каковы полномочия федерального органа исполнительной власти в области управления морским транспортом?

3. В чем заключается роль морского пароходства в организации перевозок?

4. Каковы формы участия морских портов в организации перевозок?

5. Каковы особенности и виды морской перевозки?

6. В чем отличие большого каботажа от малого?

7. Как классифицируются договоры морской перевозки?

8. В каких случаях заключается договор об организации морской перевозки грузов?

9. Какие существуют виды морской перевозки груза?

10. Какова правовая природа договора морской перевозки груза?

11. Какова структура и элементы договора морской перевозки груза?

12. Кто может быть стороной договора морской перевозки груза?

13. Что является предметом договора морской перевозки пассажира?

14. Каковы особенности и виды договора морской буксировки?

15. В каких случаях заключается договор фрахтования судна (чартер)?

16. В чем отличие коносамента от чартера?

17. В чем заключается подготовка груза к перевозке?

18. Каковы обязанности грузоотправителя по упаковке и маркировке груза?

19. Кто несет ответственность за правильное размещение, крепление и сепарацию грузов на судне?

20. Каковы полномочия перевозчика по определению времени отправки судна в плавание?

21. Кто и когда производит оплату морской перевозки груза?

22. Каковы правовые последствия уведомления перевозчика о невозможности войти в порт назначения?

23. Как действуют стороны при несохранности груза?

Задача 1.

Мурманское морское пароходство в предусмотренные договором сроки не подало лесогруз «Таймыр» под погрузку лесных материалов, подлежащих доставке в порт Калининград. В этой связи грузоотправитель – производственное объединение «Северлес» предъявило к пароходству требование об уплате штрафа за невыполнение условий договора. Пароходство претензию отклонило и представило документы о том, что подача судна была задержана ввиду «тяжелой ледовой обстановки».
Объединение обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с пароходства штрафа. «Затруднения в подаче судна, вызванные ледовой обстановкой, - отметил истец, - не рассматриваются в действующем законодательстве в качестве оснований освобождения перевозчика от ответственности за невыполнение условий договора. При применении современных технических средств пароходство имело возможность обеспечить подачу лесогруза под погрузку. Следует отметить, что другие суда в этот же период были поданы пароходством к причалу».
Дайте заключение по возникшему спору. В каких нормативных актах установлены основания освобождения перевозчика и отправителя от ответственности за невыполнение условий договора морской перевозки?

Задача 2.

ОАО «Аэрон» получило груз с недостачей, в связи с чем обратилось к пароходству и грузоотправителю с иском о взыскании стоимости недостающего места оборудования, доставленного по накладной. К исковому заявлению были приложены:а) накладная с отметкой о выдаче груза 24 июля 2003г.;
б) акт приемки оборудования по количеству от 25 июля 2003г.;в) заявка на выдачу коммерческого акта от 23 декабря 2003г.;г) жалоба на отказ от выдачи коммерческого акта от 25 декабря 2003г.Какое решение должен принять арбитражный суд?

Задача 3.

В адрес Мурманского ЖБИ был отгружен цемент прямым смешанным железнодорожно-водным сообщением. Однако груз получателю выдан не был, в связи с чем грузополучатель предъявил претензию, а затем и иск к пароходству о взыскании стоимости утраченного груза. Пароходство претензию отклонило со ссылкой на непредставление коммерческого акта, а исковые требования не признало по мотиву несоблюдения истцом претензионного порядка урегулирования спора.Дайте заключение по настоящему делу.

Задача 4.

Новороссийское объединение «Агропромсервис» обратилось с иском к пароходству о взыскании стоимости недостающей соли, упакованной в пакеты. Согласно коносаменту к перевозке было принято 170 мест. В пункте назначения получателю было выдано 80 мест. На недостачу груза получатель потребовал составления коммерческого акта. Однако пароходство в этом ему отказало, ссылаясь на то, что груз принимался к перевозке по погрузочному ордеру отправителя и что запись в коносаменте о количестве мест не должна приниматься во внимание. Объединение в установленном порядке обжаловало действия перевозчика и обратилось в суд.Какое решение необходимо принять по настоящему спору?

Задача5.

В адрес ОАО «Дальторг» был отгружен контейнер с товаром за пломбами грузоотправителя. При вскрытии контейнера установлена подмочка товара, что подтверждено актом приемки и актом общей формы. Согласно акту общей формы подмочка товара могла произойти только снизу. Вместо деревянного пола в контейнере положен лист металла, не приваренный к основанию. Между листом и стенками контейнера имелись зазоры. В связи с неисправной перевозкой грузополучатель предъявил иск к пароходству и грузоотправителю о возмещении ущерба от подмочки товара.Кто будет нести ответственность при разрешении данного спора?Изменится ли решение, если исходя из актов будет установлено, что подмоченные места находились под крышей контейнера? При осмотре контейнера обнаружена пробоина треугольной формы, края пробоины загнуты вниз, сверху наложена заплата, которая сварена по периметру.Первый вариант: качество сварочного шва плохое, по всей его длине есть отверстия; второй: отверстия как изнутри, так и снаружи не просматриваются; третий – непровар шва образовался из-за нарушения технологии сварочных работ, носил явный характер и имелся у контейнера до погрузки в него груза отправителем.

Тесты контроля знаний

Тест 1.

К какому понятию относится данное определение: "Определенное количество дней, в течение которых морское судно может находиться в распоряжении фрахтователя (отправителя, грузополучателя) под погрузкой или выгрузкой груза":
а) контрсталийное время;
б) демередж;
в) сталийное время;
г) диспач.

Тест 2.
Укажите период ответственности морского перевозчика за несохранность груза:
а) с момента подачи заявки на перевозку груза до момента прибытия морского судна в порт назначения;
б) с момента составления коносамента и до момента составления акта выполненных работ;
в) с момента подачи нотиса о готовности морского судна до момента выдачи груза грузоотправителю;
г) с момента принятия груза к перевозке до момента его выдачи грузополучателю.

Тест 3.

При морской перевозке груз считается утраченным, если он не был выдан в порту выгрузки лицу, управомоченному на его получение:
а) в течение 30 календарных дней по истечении срока выдачи груза;
б) в течение 60 календарных дней по истечении срока выдачи груза;
в) в течение 4 месяцев с момента предъявления груза к перевозке;
г) в течение 60 календарных дней с момента предъявления перевозчику коносамента.

Тест 4.
Укажите является ли навигационная ошибка в морском праве основанием для возмещения перевозчиком причиненного грузовладельцу ущерба:
а) навигационная ошибка, вызвавшая несохранность груза, не влечет обязанности перевозчика возместить ущерб грузовладельцу;
б) навигационная ошибка, вызвавшая несохранность груза, влечет обязанность перевозчика возместить ущерб грузовладельцу, если не докажет, что этот ущерб причинен не по его вине;
в) навигационная ошибка, вызвавшая несохранность груза влечет обязанность перевозчика возместить ущерб грузовладельцу;
г) навигационная ошибка, вызвавшая несохранность груза, не влечет обязанности перевозчика возместить ущерб грузовладельцу, если последний докажет отсутствие своей вины.

Тест 5.

Подберите соответствующее понятие к данному определению: "Договор, по которому судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и владение на определенный срок неукомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания":
а) тайм - чартер;
б) чартер;
в) бербоут - чартер;
г) коносамент.

Тест 6.
К какому понятию относится данное определение: "Убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности с целью предохранения от опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии - судна, фрахта и перевозимого судном груза":
а) частная авария;
б) контрибуционная стоимость;
в) общая авария;
г) диспаша.

Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты

1. Гражданский кодекс РФ (ред.06.12.2007) гл. 40, 41 // СЗ РФ. - 1996. - № 5.

2. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 // СЗ РФ. - 1999. - № 18.

3. Приказ Минтранса РФ от 21.04.2003 № ВР-1/п «Об утверждении правил безопасности морской перевозки грузов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003 № 4835) // Российская газета. – 2003, 12 ноября - № 229.

Литература

1. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к кодексу Российской Федерации об административных нарушениях. - М.: Статут, 2002.

2. Брагинский М.И., Витрянский М.И. Договорное право. К.4. - М., 2003.

3. Калинина И.А. Общая авария как специфический институт морского права // Право и экономика. - 2001. - № 4.

4. Калинина И.А. Российское морское право: оформление общей аварии // Журнал российского права. - 2003. - № 2.

5. Калпин А.Г. Основные условия договора фрахтования судна и практика их применения. - М., 1984.

6. Косовская В.А. К вопросу определения понятия договора морской перевозки груза // Транспортное право. - 2002. - № 3.

7. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / Под ред. Г.Г. Иванова. - М.: Спарк, 2000.

8. Липовский В.Б. Тайм–чартер в системе договоров фрахтования // Транспортное право - 2005. - № 3.

9. Лукшин И.В. Особенности договорных правоотношений, регулирующих торговое мореплавание // Транспортное право. - 2006. - № 3.

10. Юридический справочник по торговому мореплаванию / Под ред. А.С. Кокина. - М., 1998.

11. Маковский А.Л. Правовое регулирование морских перевозок грузов. - М., 1961.

12. Семенов А.В. Некоторые вопросы правового регулирования коносамента как доказательства договора морской перевозки грузов // Транспортное право. - 2001. - № 1.

Наши рекомендации