Тема 7. Перевозки воздушным транспортом

Задание для самостоятельной работы

1. Составьте таблицу или схему, раскрывающую роль органов управления гражданской авиацией в организации воздушных перевозок:

а) полномочия федерального органа исполнительной власти в области управления гражданской авиацией по организации воздушных перевозок;

б) роль региональных управлений Службы воздушного флота МТ РФ;

в) участие аэропортов в организации воздушных перевозок.

План семинарского занятия

1. Понятие гражданской авиации, ее роль в воздушных перевозках:

а) назначение и задачи гражданской авиации;

б) виды гражданской авиации;

в) государственное регулирование в области гражданской авиации;

г) сертификация и аттестация в области гражданской авиации;

д)воздушные суда и их виды; государственная регистрация и учет гражданских воздушных судов;

е) авиационные предприятия и эксплуатанты, их правовой статус.

2. Договоры воздушной перевозки груза, пассажира.

3. Договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер).

Рекомендации по выполнению задания и подготовке

К семинарскому занятию

Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного Кодекса РФ, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором.

Структура управления воздушным транспортом и воздушными перевозками, общие принципы его осуществления регламентируются Воздушным кодексом РФ, принятым в 1997г., Положением о Федеральном агентстве Воздушного транспорта, Федеральными Правилами использования воздушного пространства.

По договору воздушной перевозки перевозчиком признается так называемый эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки (ст. 100 ВК). В свою очередь, под эксплуатантом понимаются гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК).

Говоря о предмете договора фрахтования транспортного средства, прежде всего необходимо привести то определение, которое дано в Гражданском кодексе РФ.

Так, предмет договора фрахтования определен в ст. 787 ГК РФ, согласно которой по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Однако, несмотря на то, что Воздушный кодекс РФ был принят более чем на два года позже ГК РФ (19.02.1997 г.) ВК РФ дает свое толкование предмета договора фрахтования - воздушного чартера. Так, согласно ст. 104 ВК РФ по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.

Как уже не раз отмечалось в юридической литературе, редакция ст. 104 ВК РФ является не вполне удачной, поскольку в ней происходит смешение двух различных самостоятельных гражданско-правовых конструкций - договора фрахтования и договора аренды воздушного судна. Когда ст. 104 ВК РФ говорит об обязанности фрахтовщика предоставить фрахтователю одно или несколько воздушных судов, то имеет место договор аренды воздушного судна.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль воздушного транспорта в экономике страны?

2. В чем состоит государственное регулирование в области перевозок воздушным транспортом?

3. Каков правовой статус авиационных предприятий и эксплуатантов?

4. В чем заключается участие аэропортов в организации воздушных перевозок?

5. В чем сущность и особенности воздушной перевозки грузов?

6. Какие существуют виды воздушной перевозки грузов?

7. Какова правовая природа договора воздушной перевозки грузов?

8. Каковы особенности и значение договора воздушной перевозки грузов?

9. Кто может быть стороной договора воздушной перевозки грузов?

10. Каковы права и обязанности сторон договора воздушной перевозки грузов?

11. Какова правовая природа договора воздушного чартера?

12. В чем отличие договора об организации перевозки от договора перевозки воздушным транспортом?

13. Каков порядок заключения договора об организации воздушной перевозки груза?

14. Какова структура грузовой накладной?

15. Каковы основные обязанности перевозчика при осуществлении воздушной перевозки грузов?

16. Какие обязанности возложены на пассажира воздушного судна?

17. В каких случаях перевозчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки груза?

18. Каковы общие принципы ответственности по обязательствам, вытекающим из договора воздушной перевозки?

Задачи

Задача 1.

Пассажир Семенов, обратившись в кассу аэрофлота за 25 часов до отправки рейса №620 Ростов-Москва, заявил об отказе от полета и просил вернуть ему стоимость авиабилета, который он сдает. Кассир объяснила Семенову, что в соответствии с Правилами воздушной перевозки, разработанными авиакомпанией «Донские авиалинии», при отказе пассажира от полета с уведомлением об этом перевозчика позднее чем за 32 часа до отправки воздушного судна, он имеет право получить уплаченную сумму с удержанием сбора в размере 40% этой суммы.

Семенов предъявил претензию к авиационной компании, с требованием возвратить ему стоимость неиспользованного билета. В обоснование своего требования он привел выдержку из руководства по организации продажи билетов и бронирования мест на внутренних рейсах СССР, текст которого вывешен в кассовом зале аэропорта. В соответствии с данным руководством пассажир имеет право отказаться от полета с уведомления об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправления воздушного судна и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.

Авиакомпания отказалась удовлетворить требования пассажира, подчеркнув, что в действующих правилах перевозки пассажиров, изданных авиакомпанией, закреплены иные условия расторжения договора воздушной перевозки пассажира в одностороннем порядке, чем в Руководстве. Они были доведены до сведения Семенова кассиром аэропорта.

То прав в данном споре? Вправе ли авиакомпания устанавливать свои правила воздушной перевозки пассажиров?

Задача 2.

30 июня 2007г. акционерное общество «Темп» предъявило претензию авиакомпании « Домодедово» о возмещении ущерба, причиненного недостачей груза, доставленного перевозчиком в пункт назначения 2 ноября 2006г.

не получив письменного ответа, представитель акционерного общества обратился за разъяснениями к заместителю генерального директора авиакомпании. В беседе должностное лицо авиакомпании «Домодедово» указало на тот факт, что грузополучатель утратил право на предъявление претензии, так как пропустил шестимесячный срок давности.

3 августа 2007г. АО «Темп » обратилось с иском в арбитражный суд. Однако судья возвратил исковое заявление, мотивируя свое решение тем, что в суд не были представлены документы, подтверждающие соблюдение досудебного ( претензионного) порядка спора с ответчиком.

Правомерны ли действия авиакомпании «Домодедово»? Какие документы должны быть представлены в арбитражный суд для подтверждения соблюдения претензионного порядка урегулирования спора?

Задача 3.

При посадке в самолет контролер потребовала от пассажирки Дементьевой билет на ребенка. Дементьева заявила, что ребенок малолетний и на него билет не требуется. Разъяснив суть действующего правила о бесплатном провозе только одного ребенка в возрасте до 2 лет, контролер потребовал предъявить свидетельство о рождении ребенка. Из документа следовало, что сыну Дементьевой исполнилось 3 года и 5 месяцев. Пассажирке было предложено оплатить проезд сына по установленному льготному тарифу.

В связи с отказом Дементьевой оплатить проезд ребенка из-за отсутствия денег авиакомпания расторгла договор с пассажиркой в одностороннем порядке, отказав в возврате суммы, уплаченной Дементьевой за билет.

В претензии, предъявленной авиакомпании, Дементьева потребовала вернуть ей стоимость билета, возместить ущерб, причиненный срывом заключения коммерческого договора из-за опоздания на деловую встречу, а также возместить причиненный моральный вред.

Правомерны ли требования, предъявленные в претензии?

Задача 4.

При получении груза, перевезенного авиакомпанией «Воздушные линии», торговое предприятие обнаружило нарушение его упаковки и недостачу товара на сумму 650000руб.

На требование возместить причиненный ущерб представитель авиакомпании, согласившись с фактом причинения грузополучателя ущерба, предложил торговому предприятию составить обоснованную претензию и направить ее руководству авиакомпании.

Через неделю претензия была направлена в адрес дирекции авиакомпании заказным письмом. В ответе на претензию авиакомпания указала на отсутствие правовых оснований для рассмотрения требований грузополучателя по существу. Факт несохранности груза должен быть подтвержден коммерческим актом, однако такой документ составлен не был.

Правомерны ли действия авиакомпании?

Задача 5.

В аэропорт г. Тюмени поступил скоропортящийся груз – клубника. Из-за метеорологических условий он был доставлен с просрочкой более двух суток. Вследствие этого ягоды полностью сгнили, и грузополучатель – АО «Плюс два» отказалось от его получения. Одновременно грузополучатель потребовал составления аэропортом коммерческого акта, но тот, ссылаясь на отсутствие своей вины, настаивал на приемке груза АО «Плюс два».
Дайте правовую оценку сложившейся ситуации.

Тесты контроля знаний

Тест 1.

В каких из перечисленных случаях перевозчик не вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки:а) отказ пассажира, грузовладельца выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;б) наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов и веществ;в) отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка;г) отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого не превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа.

Тест 2.

В каком случае грузополучатель вправе отказаться от получения груза по договору воздушной перевозки:а) в случае нарушения срока доставки груза более, чем на 7 дней;б) в случае, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением;в) в случае, если будет установлена недостача груза более, чем на 50% от количества груза, указанного в накладной;г) во всех перечисленных случаях.

Тест 3.

Укажите неверное утверждение в отношении ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки:а) перевозчик несет ответственность за несохранность груза и багажа после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять;б) перевозчик несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что несохранность этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира;

в) перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки;
г) перевозчик не несет ответственность за несохранность груза и багажа, если докажет, что объявленная стоимость груза и багажа превышали их фактическую стоимость

Тест 4.

Воздушная перевозка пассажира включает в себя период:а) с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром;б) с момента приобретения пассажиром воздушного судна билета и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром;в) с момента вступления пассажира на борт воздушного судна и до момента, когда пассажир покинет воздушное судно под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика;г) с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир покинет воздушное судно под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика.

Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты

1. Гражданский кодекс РФ (ред.06.12.2007) гл. 40, 41 // СЗ РФ. - 1996. - № 5.

2. Воздушный кодекс РФ от 19.07.97 г. (в ред. 08.07.99 г.) // СЗ РФ. - 1997. - № 12.

3. Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2200–1 «О защите прав потребителей» // ВСНД и ВС РСФРС. - 1992. - № 15.

4. ФЗ от 08.01.1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» // СЗ РФ. - 1998. - № 2.

5. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта РФ» // Российская газета. – 2004, 10 августа. - № 169.

6. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 396 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» // Российская газета. – 2004, 11 августа. - № 170.

7. Постановление Правительства РФ от 24.01.1998 г. № 85 (ред.26.01.2007) «О лицензировании деятельности в области гражданской авиации» // СЗ РФ. - 2004. - № 32.

8. Постановление Правительства РФ от 23.06.2007 г. № 397 «О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок» // СЗ РФ. - 2007. - № 27.

9. Приказ Минтранса РФ от 25.07.2007 г. № 104 «Об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» // Российская газета. – 2007, 17 августа.

Судебная практика

1. Решение Верховного Суда РФ от 29.04.1998 № ГКПИ 98-110 «Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконными правил перевозки пассажиров, багажа, грузов на воздушных линиях СССР» // Консультант Плюс.

2. Письмо ВАС РФ от 21.08.1992 № С-13/ОП-204 (ред. от 30.06.1993) «О практике разрешения хозяйственных споров, вытекающих из перевозок грузов» // Вестник ВАС РФ. - 1992. - № 1.

Литература

1. Брагинский М.И., Витрянский М.И. Договорное право. К.4. - М.: Статут, 2003.

2. Вороницина Г.С. Организация перевозок и коммерческая эксплуатация гражданской авиации. - М., 1988.

3. Грязнов В.С., Малеев Ю.Н. Правовые основы международного воздушного сообщения. - М., 1987.

4. Ерпылева Н.Ю. Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права // Адвокат. - 2003. - № 2,3.

5. Залесский В.В.О защите прав пассажира в отношениях с транспортной организацией-перевозчиком // Право и экономика. - 2000. - № 9.

6. Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации / под ред. О.Н. Иванова, А.М.Симонова. - М., 2004.

7. Остроумов Н.Н. Правовое регулирование воздушного транспорта. - М., 1989.

8. Пиджаков А.Ю., Аксаметнов О.И. Договор фрахтования вместимости воздушного судна // Транспортное право. - 2004. - № 2.

Наши рекомендации