Конструктивные особенности двигателя

СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫ

мемз-966в-966г

МОСКВА "ТРАНСпОРТ"1987

Глава1 ДВИГАТЕЛЬ

Конструктивные особенности двигателя

Двигатель МеМЗ-966В мощностью 27 л. с. и МеМЗ-966Г мощностью 28 л. с., сцепление и коробка передач

скомпонованы в единую конструкцию — силовой агрегат (рис. 1), крепящийся к автомобилю на трех опорах

(рис. 2).

Воздушный фильтр, генератор, прерыватель-распределитель, катушка зажигания, свечи зажигания, а также датчики давления и температуры, установленные на двигателе МеМЗ-966Г, взаимозаменяемы с установленны- ми на двигателе МеМЗ-968Н и в данной книге не рассматриваются.

Двигатели МеМЗ-966В и -966Г карбюраторные, четырехтактные, верхнеклапанные, V-образные рабочим объемом 0,887 л с уравновешивающим механизмом, имеют четыре отдельных цилиндра (рис. З и 4) . Охлаж- дение двигателей воздушное от осевого вентилятора, расположенного в развале цилиндров.

Двигатель модели МеМЗ-966Г имеет ряд существенных отличий от модели МеМЗ-966В. Для снижения тем- пературной напряженности в двигателе МеМЗ-966Г установлен вентилятор, работающий на нагнетание (см. 23, а), вместо вентилятора, работающего на отсос (см. рис. 23, б). Изменена конструкция терморегулирования (см. рис.25) и увеличена охлаждающая поверхность масляного радиатора за счет увеличения количества секций (см. рис. 21).

Разборка и сборка двигателя

Для разборки и сборки двигателя необходимо иметь поворотное приспособление для двигателя, ручную

таль или электротельфер грузоподъемностью 100. . .150 кг; динамометрический ключ с набором головок 13,

17,24, 32. 36 мм, комбинированные плоскогубцы, отвертку, торцовые ключи 10,12, 13, 17 мм. Перед разборкой необходимо тщательно очистить двигатель от грязи и масла и насухо протереть.

Разборка выполняется в следующей последовательности:

отвернуть гайки крепления поперечины передней опоры двигателя и гайки крепления картера сцепления к картеру двигателя, снять поперечину и отсоединить коробку передач от двигателя (на силовом агрегате МеМЗ-

966В перед отсоединением коробки передач нужно отвернуть четыре болта и снять крышку и прокладку

картера сцепления);

ослабить затяжку гаек стяжных хомутов правой и левой промежуточных выпускных труб и снять их. От- вернуть болты крепления брызговика к глушителю и к коллекторной трубе, а также гайки болтов фланцевых соединений крепления глушителя и коллекторной трубы к выпускным трубам, снять глушительи коллекторную трубу; отвернуть болты крепления брызговика к картеру двигателя и к воздухоотводящим кожухам и снять брызговик двигателя; снять стартер, отвернув две гайки его крепления к картеру;

установить двигатель на поворотное приспособление (рис. 33) ; снять воздушный фильтр, предварительно

отпустив хомут крепления воздухоподводящего патрубка к карбюратору, топливоподводящую трубку от

Конструктивные особенности двигателя - student2.ru топливного насоса к карбюратору и трубку вакуум-

.Рис. 33. Приспособ-; яениг для крепления , двигателя при раз-1 борке и сборке г

ного регулятора от распределителя зажигания к карбюратору; отсоединить провода от катушки зажигания, отвернуть болты и снять ее; отвернуть болты крепления воздухоотводящих кожухов и гайки крепления 1 выпускных труб и снять их;

^ отвернуть гайки крепления кронштейнов проводов высокого напряжения и снять провода;

отвернуть гайки крепления карбюратора, снять карбюратор и проставку; снять верхний кожух, впускной 1

трубопровод, вентилятор с генератором в сборе, масляный радиатор и уплотнительные резиновые кольца;

снять головки цилиндров в порядке, указанном в ; разд. "Снятие и установка головок цилиндров без снятия двигателя с автомобиля", и вынуть толкатели из 1 расточек картера с помощью проволоки диаметром

2 мм, загнутой на конце (загнутый конец проволоки 1 при этом вставляют в верхнее отверстие толкателя);

толкатели следует пометить рисками на нерабочем 1 торце с тем, чтобы при сборке поставить их на прежние i места. При монтаже нужно обратить внимание на нали-. чие цилиндрической проточки по наружному диаметру 1 для подвода масла у толкателей выпускных клапанов первого и третьего цилиндров;

Конструктивные особенности двигателя - student2.ru закрепить каждый цилиндр от произвольного подъема поршнем при проворачивании коленчатого вала,

крышки распределительных шестерен");

перевернуть двигатель на 180° и осторожно, стараясь не повредить прокладку, снять масляный поддон кар-

тера;

вывернуть датчик температуры масла из масляного картера (рекомендуется пользоваться торцовым ключом)

; снять цилиндры и поршни с шатунами (см. разд. "Снятие и установка цилиндров и поршней в сборе с шатунами с двигателя, снятого с автомобиля) ;

зафиксировать маховик от проворачивания (рис. 35), отвернуть болты крепления кожуха сцепления и снять сцепление в сборе (перед снятием проверить четкость меток на кожухе сцепления и маховике) ;

отвернуть болт маховика, снять шайбу маховика, ввести оправку между картером двигателя и маховиком и,

отжимая маховик оправкой, снять его с коленчатого вала;

снять распределительный и балансирный валы (см. разд. "Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизма^) и упорную шайбу колончатого вала; отвернуть четыре гайки крепления передней опоры и болт II (см. рис. 6) крепления сред-j ней опоры и вынуть его;

установить картер в сборе с коленчатым валом на стол пресса и, уперев шток пресса через проставку из мягкого металла в торец коленчатого ваЛа (но не на i •штифты) со стороны маховика, выпрессовать колен-

1.чатый вал с опорами из картера, после чего снять пе-1 реднюю опору с коленчатого вала; отвернуть болты 6,

1 соединяющие половинки средней опоры, и снять среднюю опору с вкладышами с коленчатого вала; ввести отвертку под манжету коленчатого вала и, поджимая, 1 выпрессовать ее, снять маслоотражательные шайбы (ес-

>ли манжета пригодна к дальнейшей эксплуатации и не 1 подлежит замене, ее снимать не следует) ;

< выпрессовать задний подшипник коленчатого вала; для этого отогнуть ус стопорной шайбы, вывернуть болт ': и снять стопор 10 (см. рис. 5) ; вывернуть датчик давления масла и трубку маслоизмерителя.

Конструктивные особенности двигателя - student2.ru Рис. 35. Стопорение маховика от проворачивания: 1 — стопор; 2 — маховик

После полной разборки двигателя необходимо тщательно промыть все детали, осмотреть их и замерить де-

тали основных сопряжений.

Выполнив необходимый ремонт и подготовив необходимые запасные части, можно приступать к сборке двигателя, начиная с установки коленчатого вала. Установка коленчатого вала и сборка двигателя выполняются в последовательности, обратной разборке.

Сборка двигателя имеет ряд особенностей, с учетом которых рекомендуется следующий порядок работы:

тщательно протереть в картере расточки под опоры коленчатого вала. Установить половинки средней опоры на коленчатый вал так, чтобы, если смотреть на коленчатый вал со стороны носка с лыской, отверстие для подвода смазки к средней коренной шейке было с левой стороны (см. рис. 6); при этом отверстие под стяжной болт II крепления средней опоры должно быть снизу;

Pm. 34. Крепление цилиндров на картере коленчатого вала: 7 — шпилька крепления головки цилиндров; 2

— гайка; 3 - трубка; 4 -цилиндр

установив трубки 3 диаметром 14х1 мм длиной 80 мм на одну из шпилек 1 крепления головок цилиндров и закрепить их гайками 2 (рис. 34) ; снять крышку распределительных шестерен (см. разд. "Снятие и установка



Рис. 36. Запрессовка средней опоры коленчатого вала: 1 — оправка; 2 - средняя опора; А — метки на средней опоре и картере коленчатого вала для совмещения масляных каналов

наметить рисками на внутренней перегородке картера и на торце средней опоры оси отверстий подвода смазки к средней опоре (рис. 36). В случае, если манжета коленчатого вала не была снята с картера, направить маслоотражательную шайбу малого диаметра так, чтобы при постановке коленвала она стала на посадочную шейку под маховик. Проверить правильность установки пружины в манжете коленчатого вала;

установить картер на стол пресса торцем со стороны маховика. Ввести в картер коленчатый вал в сборе со средней опорой и совместить риски на картере и средней опоре. Установить технологическую оправу 1 на то-

рец коленчатого вала (со стороны лыски на шейке) и запрессовать опору в гнезде картера (см. рис. 36) .Уста-

новить на шпильки картера переднюю опору коленчатого вала, запрессовать на место и закрепить ее гайками;

вставить болт (см. рис. 6) крепления средней опоры и затянуть гайку. Проверить легкость проворачива-]шя коленчатого вала в коренных подшипниках. Коленчатый вал должен проворачиваться от легкого усилия руки;

установить распределительный и балансирный валы (см. разд. "Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизма");

установить маслоотражательные шайбы 30, 31 (см. рис. 3) и запрессовать манжету коленчатого вала (если она была предварительно снята), пользуясь приспособлением, показанным на рис. 37, смазать рабочую кромку манжеты смазкой Литол-24;

установить бумажную прокладку толщиной 0,1 мм и маховик на штифты коленчатого вала. Зафиксировать маховик от проворачивания (см. рис. 35), поставить стопорную шайбу болта маховика, завернуть болт маховика и затянуть его. Перед постановкой болта маховика на двигатель необходимо заполнить полость подшипника со стороны резьбовой части болта тугоплавкой смазкой № 158 ТУ 38101320—7 2 в количестве не более 2. . .3 г. При установке маховика необходимо учитывать, что штифты на коленчатом валу расположены не сим- метрично;

установить на передний конец коленчатого вала опорную шайбу (см. рис. 9) , сегментные шпонки 12 и поста-

Рис.37. Оправка для установки манжет коленчатого вала: 1 и 3— винты; 2 — гайка.

К оправке прилагаются два сменных винта 1 и 3- При установке манжеты маховика следует пользоваться винтом 3 (резьба М27 х 1,5), а при установке манжеты корпуса центрифуги — винтом 1 (резьба М18-Х 1,5)

вить шестерню распределительного вала 9, шестерню привода балансирного механизма 10, ведущую шестерню привода масляного насоса II, маслоотражатель 13, корпус центрифуги 14. Ввернуть бо^т центрифуги

16 и затянуть его;

Конструктивные особенности двигателя - student2.ru проверить осевое перемещение коленчатого вала, для чего вставить щуп между опорным буртом под- шипника передней опоры с буртом щеки коленчатого вала, при отжатом коленчатом вале (рис. 38). Осевое перемещение коленчатого вала должно быть в пределах 0,15. . .0,25 мм — этим контролируется правильная по- садка опор. При нормальной установке коленчатого ва-

Конструктивные особенности двигателя - student2.ru Конструктивные особенности двигателя - student2.ru

йе. 38. Проверка осевого перемещения коленчатого вала: А — осевое перемещение, равное 0,15. . .0,25 мм

Jia малое осевое перемещение может быть в результате заниженной длины коренного подшипника передней

опоры, увеличенное перемещение бывает обычно вследствие износа опорного бурта коренного подшипника передней опоры или опорного торца передней опоры;

проверить торцевое биение маховика на двигателе, для чего:

установить перемычку 2 (рис. 39) с индикатором наустано-почную плиту 5 с контрольной стойкой 3, задать натяг 0,5. . . 1,0 мм и установить стрелку индикатора на нуль. Установить приспособление для проверки торцевого биения маховика на шпильки картера, закрепить его и проверить биение торца махо-пика, которое должно быть не более 0,30 мм на максимальном диаметре;

убедившись в правильности установки коленчатого вала, следует отвернуть болт и снять корпус центрифу-

При снятии штанг толкателей их следует пометить, чтобы при сборке установить на место, не нарушая при-

работку штанг с толкателями и болтами коромысел.

Установку головок цилиндров следует выполнять в обратной последовательности, при этом:

Конструктивные особенности двигателя - student2.ru проследить за концентричным совмещением кожухов штанг с отверстиями под толкатели и под сливную трубку в картере для обеспечения надежного уплотнения, при необходимости отрихтовать кожухи;

ги;

установить крышку распределительных шестерен, (см. разд. "Снятие и установка крышки распредели-

тельных шестерен") . При установке крышки распределительных шестерен проверить укладку резинового уп-

Конструктивные особенности двигателя - student2.ru лотнительного кольца на трубку маслоприемного фильт-

Рис. 40. Сжатие пружин с шайбами оправкой и крепление их скобами: ^ 1 — оправка; 2 — скоба; 3 и 5—

Конструктивные особенности двигателя - student2.ru шайбы; 4 - пружина

Рис. 39. Приспособление для проверки биения торца маховика и для регулировки положения пяты рычагов сцепления: 1 — контрольная стойка пяты сцепления; 2 — перемычка с индикаторами; 3 - контрольная стойка торца маховика; 4 — зажимная гайка; 5 — установочная плита

pa (на двигателе МеМЗ-966В при установке вентилятора нужно отрегулировать смещение его шкива относи-

тельно шкива крышки центрифуги, смещение допускается не более 1,5 мм) ;

установить масляный радиатор, обращая особое внимание на правильность установки резиновых уплотни- тельных колец 7 на трубки масляного радиатора (см. рис. 21), во избежание перекоса и перекрытия отверстий в картере коленчатого вала, а также на равномерность затяжки гаек в обеспечение надежного уплотнения;

установить сцепление (см. разд. "Разборка и сборка сцепления").

После окончательной сборки двигателя необходимо проверить его комплектность и еще раз легкость вра-

щения коленчатого вала.

Ремонт системы смазки

Ремонт системы смазки заключается главным образом в устранении течи, в обнаружении и ликвидации

причин падения давления в системе смазки, в проверке состояния узлов и элементов системы смазки при пол-

ной разборке двигателя.

Оглавление I

1лава1 ДВИГАТЕЛЬ

Конструктивные осооеннос1идыи1а1ел» ..••••^• •••••••• а Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизм . з i Система смазки. . ..........•••• •••••••• ••••••••-20 Система вентиляции картера. .............. ........ .26

Система охлаждения и терморегулирования. ............26 Система питания ................. ....... ...... ..32 Стартер.

.................... .....•• ........... 38 Определение технического состояния двигателя ..........42 Определение тяговых качеств автомобиля ..............44 Проверка экономических качеств автомобиля ...........45 Определение расхода масла ............ •••••• •••••• 46 Проверка компрессии в цилиндрах двигателя ...........47 Проверка технического состояния двигателя по шумности

в работе .................•••••••• ......••• 4^ Проверка технического состояния стартера .............52 Ремонт двигателя

...............- .....- • ••""" ^ Снятие и установка силового агрегата ................•&& Разборка и сборка двигателя

...........•••• ...... ^-5° Особенности снятия и установка некоторых узлов и деталей

двигателя ................. . .........•••••-65 Ремонт кривошипно-шатунного механизма .............79 Ремонт газораспределительного и балансирного

механизмов ................-•• ...-•• ...... 95 Ремонт системы смазки ..............••••••-•••••• ^^ Ремонт системы охлаждения. .............. ......... 1^ Ремонт системы питания ..............•••••••••••• 1^ Ремонт стартера.

.................••••••••••••••• ^^ Приработка двигателя ...............•••••••••••••

Глава 2 СЦЕПЛЕНИЕ

Конструктивные особенности сцепления ...............135 Ремонт сцепления ...............................141

ГлаваЗ

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ И ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА С ДИФФЕРЕНЦИАЛОМ Конструктивные особенности коробки передач и главной

передачи с дифференциалом ................•••• 150 Ремонт коробки передач и главной передачи с дифференциалом.

Приложения. : •. • 1. Возможные неисправности силового агрегата, их причины и способы устранения.. ...... ....... ...... ..\. 173 " Нпминапм^ыервчмерьт пррпртьньтричногы чазоры и натяги ' в основных сопряжениях....................... 185

3. Применяемые масла и смазки...........'.......... 201

4. Момент затяжки резьбовых соединений.............. 201

5. Основные данные для регулировки и контроля и заправочные емкости .............................. .". . •' 2в2

&. Перечень подшипников и манжет, установленных на силовом агрегате......'......... : ... .................. 208 7.

Установка двигателя МеМЗ-966Г в Роторные отсеки автомобилей ЗАЗ-966 ,-965 различных модификаций........... 20,5 Список литературы.............................. 207

Производственное издание ,

СтрюкНиколай Николаевич

Автомобили "Запорожец": силовые агрегаты МеМЗ^ббВ, -966Г

Технический редактор Н.И.Первом . Корректор-

вычитчик С. М- Лобова " Корректор^/. В.

Каткова' ИБ №3573

Подписано в печать 19.08.87.Т- 00655. Формат^84х108 1/32. Бум. офсетная №1. Гарнитура

СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫ

мемз-966в-966г

МОСКВА "ТРАНСпОРТ"1987

Глава1 ДВИГАТЕЛЬ

Конструктивные особенности двигателя

Двигатель МеМЗ-966В мощностью 27 л. с. и МеМЗ-966Г мощностью 28 л. с., сцепление и коробка передач

скомпонованы в единую конструкцию — силовой агрегат (рис. 1), крепящийся к автомобилю на трех опорах

(рис. 2).

Воздушный фильтр, генератор, прерыватель-распределитель, катушка зажигания, свечи зажигания, а также датчики давления и температуры, установленные на двигателе МеМЗ-966Г, взаимозаменяемы с установленны- ми на двигателе МеМЗ-968Н и в данной книге не рассматриваются.

Двигатели МеМЗ-966В и -966Г карбюраторные, четырехтактные, верхнеклапанные, V-образные рабочим объемом 0,887 л с уравновешивающим механизмом, имеют четыре отдельных цилиндра (рис. З и 4) . Охлаж- дение двигателей воздушное от осевого вентилятора, расположенного в развале цилиндров.

Двигатель модели МеМЗ-966Г имеет ряд существенных отличий от модели МеМЗ-966В. Для снижения тем- пературной напряженности в двигателе МеМЗ-966Г установлен вентилятор, работающий на нагнетание (см. 23, а), вместо вентилятора, работающего на отсос (см. рис. 23, б). Изменена конструкция терморегулирования (см. рис.25) и увеличена охлаждающая поверхность масляного радиатора за счет увеличения количества секций (см. рис. 21).

Наши рекомендации