Электрооборудование автомобиля. Особенности конструкции.
Электрооборудование автомобиля включает в себя источники
электрической энергии и потребители.
И с т о ч н и к а м и э л е к т р и ч е с к о г о т о к а называются
приборы или машины, которые преобразуют один из видов энергии в электрическую. На автомобиле источниками тока являются аккумуляторная батарея и генератор. Аккумуляторная батарея превращает химическую энергию в электрическую, а генератор механическую — в электрическую.
П о т р е б и т е л я м и э л е к т р и ч е с к о й э н е р г и и называются приборы, преобразующие электрическую энергию в другие виды энергии: световую, тепловую, механическую, химическую и др. К потребителям электроэнергии относятся системы зажигания и пуска двигателя, приборы освещения, световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительные приборы, а также электроприборы оборудования кузова (отопитель, стеклоочиститель, электровентилятор, прикуриватель, радиоаппаратура и др.).
Система освещения предназначена для обеспечения движения автомобиля в темное время суток. В нее входят фары (блок-фары),задние фонари, фонари освещения заднего номерного знака, фонари освещения салона и багажного отделения, лампы освещения моторного отсека и вещевого ящика.
Система световой сигнализации предназначена для предупреждения других участников движения об изменении направления движения автомобиля (при поворотах и маневрировании), о торможении автомобиля, а также об аварийной его остановке. В нее входят передние сигнальные фонари, которые могут быть частью блок-фар, задние сигнальные фонари, являющиеся частью задних фонарей, боковые повторители сигналов поворота, контрольные лампы в комбинации приборов, электронное реле-прерыватель и выключатели. Отражатели сигнальных фонарей поворота имеют оранжевый цвет, стоп-сигнала — красный.
Электрооборудование автомобиля «Газель» выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой» –кузовом и остальными агрегатами автомобиля, которые выполняют функцию второго провода. Бортовая сеть – постоянного тока, с номинальным напряжением 12 В. Для коммутации основных цепей автомобиля служит комбинированный выключатель зажигания, состоящий из контактной части и механического противоугонного устройства с замком. При неработающем двигателе все потребители питаются от аккумуляторной батареи через выключатель с дистанционным управлением, а после пуска двигателя – от генератора переменного тока со встроенным регулятором напряжения. При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается. Бортовая цепь автомобиля (кроме цепи стартера) питается через два плавких предохранителя. Цепь приборов освещения защищена предохранителем на 40 А, остальные цепи – 60 А. Оба предохранителя установлены в блоке, закрепленном на перегородке в моторном отсеке. Кроме того, каждая цепь всех потребителей электроэнергии дополнительно защищена предохранителями с меньшим током срабатывания. Они расположены в двух блоках под панелью приборов со стороны водителя.Номинальный ток предохранителей и защищаемые ими цепи указаны в таблице «Электрические цепи, защищаемые плавкими предохранителями». Нумерация предохранителей ведется слева направо, 8 А – черного цвета; 16 А – зеленого. Цепь стартера рассчитана на кратковременный большой ток и предохранителя не имеет.
Задние фонари, фонари освещения таблицы номерного знака, задний противотуманный фонарь*,боковые повторители указателей поворота
Задние фонари. На автомобиле установлены задние фонари, включающие
сигнал торможения, габаритный свет, указатели поворота, свет заднего хода и
противотуманный свет.
Конструкция и расположение секций фонаря показаны на рис. 2.
Для замены лампы необходимо изнутри кузова в верхней части отвернуть
винт крепления накладки боковины, снять ее и заменить перегоревшую лампу,вынув патрон из корпуса фонаря поворотом против часовой стрелки. Установка патрона и накладки производится в обратном порядке.
Рис. 8.1.39. Задний фонарь типа 2705-3716010, 2705-3716011
Фонари освещения таблицы номерного знака расположены в
подштамповке наружной панели задней двери с левой стороны (рис. 3).
Для замены перегоревшей лампы в фонаре освещения таблицы номерного
знака необходимо вынуть фонарь из посадочного места, отжав отверткой
защелку, повернуть патрон по часовой стрелке (со стороны рассеивателя),
вынуть патрон с лампой. После замены лампы установить фонарь в обратном
порядке.
Рис. 3. Фонарь освещения таблицы номерного знака:
1 – фонарь; 2 – прокладка; 3 –наружная панель задней двери; 4 – защелка
Задний противотуманный фонарь установлен в заднем буфере с левой
стороны, при этом секции противотуманных огней в задних фонарях не
подключены (рис. 4).
Для замены перегоревшей лампы в заднем противотуманном фонаре
необходимо снять рассеиватель, отвернуть два винта снаружи. После замены
лампы собрать фонарь в обратном порядке
Рис. 4. Задний противотуманный фонарь: 1 – противотуманный фонарь; 2 – винт; 3 – шайба; 4 – задний буфер
Боковые повторители указателей поворота встроены в корпуса наружных боковых зеркал. Источником света в них являются шесть свето-излучающих диодов (СИД),подключаемых через специальную электронную плату для защиты отимпульсных перенапряжений, которые могут возникнуть в бортовой сети автомобиля. СИД имеют срок службы, равный ресурсу авто-мобиля и замене не подлежат.