Тема 6 Общая характеристика транспортного обслуживания туристов

Цель лекции: Ознакомиться с общей характеристикой транспортного обслуживания туристов

Вопросы лекции:

1. Транспортные путешествия.

2. Классификация транспорта в туризме.

3. Автомобильный транспорт.

4. Авиатранспорт.

5.Морской транспорт

Транспортные путешествия рассматриваются как самостоятельный вид туризма. Транспортные путешествия – это путешествия организованных групп туристов при наличии путевок (ваучеров) по разработанным маршрутам с использованием различных транспортных средств. Они классифицируются по ряду основных признаков:

-способу передвижения на маршруте;

-виду используемого транспорта;

-построения трассы маршрута;

-продолжительности путешествия;

-сезонности и др.

Наибольшей популярностью пользуются автобусные, авиационные и железнодорожные путешествия.

Туристское транспортное путешествие, как правило, реализуется несколькими видами транспорта: железнодорожный + автобусный (легковой автомобиль), авиационный + автобусный и т.д.

Наиболее мобильный вид транспорта – автобус и легковой автомобиль используются как на самостоятельном маршруте, так и в виде трансферного транспорта по доставке туристов из аэропорта (вокзала) в гостиницу и обратно.

При планировании своего путешествия турист учитывает такие факторы, как скорость доставки до цели поездки, комфорт путешествия, стоимость, возможность остановки в пути следования, условия питания, уровень шума, вибраций, условия дня сна и отдыха, возможность широкого обзора во время поездки, наличие неблагоприятных экологических факторов и, конечно – безопасность.

1. По приоритетам эти требования распределяются в такой последовательности:

2. безопасность путешествия;

3. стоимость и наличие различных льгот;

4. комфортабельность

5. скорость доставки;

6. прочие факторы.

7. Чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему набору требований.

Перевозка туристов воздушным транспортом осуществляется как чартерными, так и рейсовыми самолетами.

В настоящее время авиационные перевозки осуществляют около 400 авиакомпаний. Казахстанские туристы пользуются услугами как национальных, так и зарубежных перевозчиков. Наряду с отечественными самолетами (АН-26, ТУ-154, ИЛ-86, ЯК-40 и др.) в ряде казахстанских авиакомпаний на условиях аренды или лизинга работают самолеты типа «Боинг», аэробусы А-310 и т.д.

В туристских целях широко используются вертолеты и другие летальные аппараты: дирижабли, воздушные шары, парапланы, дельтапланы и т.д.

В зависимости от условий комфорта, питания и других факторов места в самолетах подразделяются на следующие классы:

- первый класс (F);

-бизнес-класс (C)

- экономический класс (Y)

- прочие виды.

Туристские авиационные путешествия реализуются не регулярной, сезонной или разовой основе.

В рамках национальных перевозчиков или отдельных авиакомпаний установлены различные льготы для туристов:

- сезонные;

- корпоративные;

- для пассажиров с детьми;

- групповые;

- для молодоженов и т.д.

Особой популярностью у туристов пользуются льготные карты IAPA (Международная Ассоциация пассажиров авиалиний), ETN (Европейская сеть туризма) и др.

Владельцам таких карт обеспечены льготы на авиабилеты некоторых авиакомпаний (DELTA, SAS), льготы по оплате гостиницы (от 10 до 40%) в 4000 лучших отелей мира, льготы по оплате автомобиля, взятого на прокат (30 %), возобновление утерянных перевозочных документов, предоставление залов VIP в аэропортах, страховка и т.д. /2/.

Некоторые авиакомпании с целью привлечения туристов предоставляют льготы в зависимости от налета часов (баллов) на самолетах данной компании.

Перевозка туристов на внутренних водных артериях производится специализированными речными (в ряде случаев река-море) комфортабельными теплоходами вместимостью 250, 300 и 400 пассажиров. Каюты подразделяются на одноместные, двухместные, 3-4 местные и семейные.

Теплоходы данного класса оборудованы всеми атрибутами комфорта и отдыха: мягкой удобной мебелью в каютах, кондиционерами, холодильниками, мини-баром; к услугам пассажиров солярии, рестораны, бары, сауны, музыкальные салоны, видео-кинозалы.

На морских международных линиях работают многопалубные высококомфортабельные круизные суда, вместимостью от 96 до 788 пассажиров.

К вышеперечисленным атрибутам комфорта здесь следует добавить оборудованные бизнес-классы для семинаров и симпозиумов, бассейны, лифты, спортивные комплексы, возможность приема на борт туристов с автомобилем, телефонизацию, комплексы бытовых услуг и т.д.

Водные туристские путешествия и экскурсии осуществляются также на других транспортных средствах: речных «трамваях», яхтах, подводных лодках, парусниках, катамаранах, лодках, байдарках, плотах и др.

В железнодорожном туристском сообщении используются специализированные туристские составы, работающие как в графиковом, так и в специальном режиме движения. Как правило, они состоят из 12 пассажирских вагонов, 2-3 вагонов ресторанов, вагона-клуба и т.д.

Литература:

1. Исмаев Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. Высшая школа по международному туризму-М., 1996.

2. Качанов B.C. Система управления качеством туристского экскурсионного обслуживания. Уч. пособие. М., 1988.

3. Квартальное В.А. и др. Управление персоналом в условиях акционирования: хозяйственный аспект. М., 1990.

4. Квартальнов В,А, Туризм, экскурсии, обмены: современная практика. М.; 1993.

Наши рекомендации