Тема 5 Разработка маршрутов и формирование туров.
Цель лекции: Изучить основы разработки маршрутов и формирования туров
Вопросы лекции:
1. Проектирование туристского маршрута.
2. Этапы проектирования туристского продукта.
3. Встреча и обслуживание туристов.
Туристский маршрут должен быть хорошо спроектирован. При разработки турпакета необходимо учесть все особенности путешествия. Для этого, прежде всего, надо составить его краткое описание, а затем разработать документацию маршрута. В нее могут быть включены следующие разделы:
- вид туризма (познавательный, религиозный, спортивный деловой и т.д.);
- название тура, которое должно быть лаконичным, отражать содержание маршрута («Степные приключения», «Край водопадов», «Лучше гор могут быть только горы», «Памятники тысячелетий» и др.);
- циклы рекреационных занятий: основные, сопутствующие, дополнительные (например: познание, оздоровление, развлечения)
- информация о путешествии (регион, его особенности);
- контингент туристов, который может участвовать в туре (по возрастным, физиологическим, медицинским показаниям);
- схема маршрута с указанием пунктов остановки и услугами;
- состав услуг (питание, проживание, транспорт инвентарь, снаряжения);
- требования к обслуживающему персоналу (инструктору, переводчику, экскурсоводу…);
- технологическая карта маршрута;
- юридическая документация (договора, лицензии, разрешения, путевки и билеты);
- программа обслуживания по дням и часам;
- расчет стоимости тура;
- компенсация за несоблюдения условий путешествия;
- сезон проведения маршрута (зависит от времени года, сроков рыбалки и др.);
- расходы на разработку тура (калькуляция затрат)
- подготовка буклетов, альбомов, рекламы;
- срок разработки тура и лица, ответственные за его исполнение.
Эти этапы позволят администрации турпредприятия хорошо спланировать тур, причем каждый руководитель, исходя из возможностей, может дополнять другими разделами, работать над всеми этапами одновременно.
В зависимости от оказываемых услуг, их уровня, количества людей в группе или индивидуального обслуживания необходимо составить несколько вариантов калькуляций. Затем подготовленное путешествие поступает в продажу. Реализация туров осуществляется с помощью различных способов рекламы: через Интернет, телевидение, путем раздачи индивидуальных листовок - визиток, буклетов, объявлений на праздничных мероприятиях, в местах скопления людей, рассылки приглашений в различные населенные пункты Казахстана, СНГ и другие государства, путем связей с общественными организациями, на выставках, презентациях и других мероприятиях.
Встреча и обслуживание туристов.После реализации тура начинается следующий этап — подготовка к встрече группы. Определив день приезде туристов, необходимо написать заявки на транспорт, питание, проживание и другие виды обслуживания с указанием срока заявок и времени работы с группой или отдельными туристами. При подаче заявок необходимо оставлять второй экземпляр с подписью о приеме документа исполнителем в своей организации.
И, наконец, наступает момент встречи туристов. Различные туристские предприятия организуют это по-разному, но чаще всего группу встречает полномочный представитель, который непосредственно работает с туристами на протяжении всех дней. В зависимости от формы работы с туристами в выполняемых функций встречаю представитель называется: инструктором (лат. - организатор), если прием осуществляется на туристской базе. тургостинице, туркомплексе; руководителем туристской группы по приему иди инструктором, если прием осуществляется на предприятиях, не имеющих материальной базы, и может возникнуть много организационных вопросов; гидом экскурсоводом, который чаще всего работает с иностранными туристами, и выступает в качестве сопровождающего, переводчика и экскурсовода одновременно.
Прием и обслуживание туристов может происходить в различные сроки - от 1 до 20 дней и более. На один день приезжают туристские поезда, различные суда и транзитные путешественники. Такие группы наиболее просты в обслуживании, т.к., отпадает необходимость в размещении. Доля такой категории туристов в настоящее время у нас незначительна. Туристы при такой форме обслуживания считаются экскурсантами в соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации.
Встречающий туристов работник должен заранее проверить готовность всех служб к встрече группы, изготовить из плотного материала небольшой плакат, указав в нем название своей фирмы и встречаемой группы. Информация должна выглядеть эстетично. Для иностранных гостей надпись должна быть на родном для них языке и хорошо просматриваться издали. На место встречи необходимо прибыть за 30 минут запланированного рейсе. При встрече представитель организации должен убедиться, что туристы прибыли именно к ним, уточнить их количественный состав, напомнить приехавшему руководителю группы об оформлении брони обратных билетов, позаботиться о приеме багажа туристов и затем проводить группу к транспорту (автобусу, микроавтобусу, троллейбусу и т.д.). Представители обеих организации сверяют программу обслуживания, обговаривают изменения в ней, если таковые возникли.
Литература:
1. Квартальнов В.А. Туризм, экскурсии, обмены: современная практика. М.; 1993.
2. Маркетинг в туризме. Учебное пособие. Пер. с анг. -1996.
3. Морозова М. Особенности страхования гостиниц.//Азия ЭЖ, 1996, №42.
4. Лер О.Э. Страхование грузов как важное направления экономической деятельности. //Внешнеэкономическая деятельность в Казахстане, 1997, №3.
Обрайен Томас. Формы бизнеса в Казахстане. Предприниматель и право, 1997, №7 (68)