Раздел 2.10. Ремонт электрооборудования
Ремонт генератора
При повышенном шуме генератора (шум довольно звонкий, металлический), проверьте не ослаблены ли гайки шкива генератора. Если не помогает, обратитесь к специалисту: причина может быть в повреждении подшипников, межвинтовом замыкании, замыкании на "массу" обмотки статора.
При подсоединении аккумуляторной батареи, проверьте, не спутали ли вы полюсные штыри. Кроме того нельзя допускать отсоединения аккумулятора от сети при работающем двигателе и отключенных потребителях. Поэтому при техобслуживании генератора следует проверять исправность цепи заряда аккумулятора. В автомобилях "Москвич" надо следить за затяжкой проводов на клеммах амперметра, через который проходит электрическая цепь. При отсоединении аккумулятора выпрямительный блок генератора может выйти из строя.
Нельзя, чтобы провода касались корпуса регулятора напряжения. Лучше, если они находятся на расстоянии 3 см от него. Он сильно нагревается при работе, и их изоляция может повредиться.
Даже если вы собственноручно занимаетесь ремонтом, не снимайте крышку регулятора без надобности. Попадание под нее влаги приводит к загрязнению и пригоранию контактов. Крышка регулятора должна быть плотно прижата к корпусу, а прокладка между крышкой и корпусом должна хорошо изолировать воздушное пространство под крышкой.
Замена щеток генератора
Щетки генератора проверяют примерно после 50000-60000 км пробега (раз в 4 года). Чтобы их проверить не нужно демонтировать генератор.
Отсоедините кабель "-" от аккумулятора, затем отвинтите и осторожно снимите регулятор напряжения на обратной стороне генератора. Если изношенные щетки выступают из щеткодержателя менее чем на 5 мм, их следует заменить. Перед установкой регулятора с новым щеткодержателем на место необходимо продуть и протереть гнездо щеткодержателя от угольной пыли. Для замены щеток отпаяйте соединительные проводки. Если нужно, отполируйте контактное кольцо, очистите поверхность контактов и проверьте силу контактных пружин.
Затем припаиваем проводки, удерживая их пинцетом, чтобы по ним не поднималось олово. Изоляционная трубка проводка должна крепиться возле места пайки имеющейся петелькой. Установив новые щетки, проверьте, свободно ли они двигаются в держателе. Следующим этапом слегка прикрепите регулятор напряжения винтом, а потом с нажимом, но осторожно установите в конечное положение и плотно привинтите. Не забудьте после окончания работ присоединить кабель "массы" к аккумулятору.
Техническое обслуживание стартера
Основные неисправности стартера:
1. Якорь стартера не вращается или вращается очень медленно: плохой контакт во включателе, неплотные контакты или перегорели обмотки вспомогательного или тягового реле дистанционного управления стартером; неплотно прилегают щетки к коллектору; загустело масло в картере двигателя зимой (предполагается, что аккумуляторная батарея исправна). Способ устранения неисправности: сдать неисправные приборы в ремонт.
2. Якорь вращается, но шестерня привода не входит в зацепление с зубчатым венцом маховика: загрязнен или погнут вал инерционного привода, загустело масло на валу привода, поломка пружины или крепящих ее болтов; загрязнены и прилипли к стенкам канавок ролики муфты свободного хода. Способ устранения неисправности зависит от ее характера.
3. Шестерню привода заедает в венце маховика из-за изношенности зубьев венца. В этом случае надо включить прямую передачу и толкать автомобиль вперед и назад; если шестерня все же не выходит из зацепления, нужно снять стартер.
Для предотвращения неисправностей стартера техническим обслуживанием предусмотрены следующие работы:
а) удаление с корпуса пыли и грязи (ежедневно);
б) проверка прочности крепления стартера и плотности прилегания защитной ленты (при ТО-1 и ТО-2);
в) очистка от пыли и масла коллектора и щеток (при ТО-2);
г) смазка механизма включения и втулок вала якоря.
При техническом обслуживании стартер нужно снять и отдать электрику для проверки на стенде и устранения неисправностей щеток и коллектора.
Обслуживание АКБ
Ремонт аккумуляторных батарей выполняют после снижения ее фактической емкости до 70%.
Капитальный ремонт аккумуляторов типа СН не выполняют, их меняют полностью. Менять аккумуляторы необходимо не ранее, чем через 10 лет эксплуатации.
Для проведения капитального ремонта целесообразно приглашать специализированные ремонтные предприятия. Ремонт выполняют в соответствии с действующими технологическими инструкциями ремонтных предприятий.
В зависимости от условий работы АБ в капитальный ремонт выводят всю АБ полностью или ее часть.
Количество аккумуляторов, выведенных в ремонт врозь, определяют при условии обеспечения минимально допустимого напряжения на шинах постоянного тока для конкретных потребителей данной аккумуляторной батареи.
Капитальных ремонтов с заменой электродов, баков, крышек и др. фирменных аккумуляторов практически не предполагается, в случае неисправностей меняют полностью весь АЭ.
Если фактическая емкость фирменной АБ снизилась и составляет менее 80 % номинальной емкости, это означает, что срок службы аккумуляторной батареи исчерпанный и ее нужно менять.
Техническая документация.
На любую АБ нужно иметь следующую техническую документацию:
паспорт;
проектные материалы (исполнительские рабочие схемы электрических соединений аккумуляторных батарей и др.);
монтажные схемы размещения АБ;
материалы по приемке АБ из монтажа (протоколы анализа воды и кислоты, протоколы формовочного заряда, циклов разряда-заряда, контрольных разрядов, протокол измерения сопротивления изоляции аккумуляторной батареи, акты приемки);
инструкция предприятия по эксплуатации;
акты ремонта и соответствующие акты приемки;
протоколы плановых и внеплановых анализов электролита, анализов получаемой серной кислоты, анализов качества води (на содержимое примесей и др.);
экспертный вывод на вновь поставленные АЭ, отечественные и АЭ инофирм;
действующие государственные стандарты, технические условия на серную аккумуляторную кислоту и дистиллированную воду;
инструкцию по эксплуатации (или другую аналогичную техническую документацию) АБ фирмы (в соответствии с условиями поставки).
С момента введения аккумуляторной батареи в эксплуатацию на нее заводят журнал.
Вовремя проведения уравнительных зарядов, контрольных разрядов, следующих зарядов, измерение сопротивления изоляции аккумуляторной батареи записи измерений, параметров и других данных выполняются в журнале АБ или на отдельных листах (протоколах), которые подшиваются к журналу