Тема 8. Международная инфраструктура логистики
Особенности организации международных перевозок грузов различными видами транспорта. Виды международных транспортных операций. Технико-экономические особенности отдельных видов транспорта. Категории грузов. Организация доставки грузов морским, железнодорожным и автомобильным транспортом. Права и обязанности грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и экспедиторов. Логистические схемы и основные направления совершенствования международных перевозок грузов. Основная транспортная документация по перевозкам грузов различными видами транспорта. Информатизация и безопасность перевозок.
Вопросы:
1. Виды международных транспортных операций. Технико-экономические особенности отдельных видов транспорта
2. Категории грузов
3. Организация доставки грузов морским транспортом
4. Организация доставки грузов железнодорожным транспортом
5. Организация доставки грузов автомобильным транспортом.
Тема 9. Теория и практика тарифов в логистической системе
Сущность и классификация грузовых тарифов. Система грузовых тарифов на железнодорожном транспорте. Расчет грузовых тарифов на железнодорожном транспорте. Грузовые тарифы автомобильного транспорта.
Вопросы:
1. Сущность и классификация грузовых тарифов
2. Система грузовых тарифов на железнодорожном транспорте
3. Расчет грузовых тарифов на железнодорожнном транспорте
4. Грузовые тарифы автомобильного транспорта
Тема 11. Технологии осуществления международных логистических операций
Условия поставок. Инкотермс-2000. Сущность и классификация базисных условий поставок товаров. Цели разработки правил «ИНКОТЕРМС». Момент перехода риска. Обязанности продавца и покупателя по таможенной очистке, заключению договора страхования и договора перевозки. Способы транспортировки по «Инкотермс-2000».Формы международных расчетов. Государственное воздействие на внешнюю торговлю и логистику.
Вопросы:
1. Сущность и классификация базисных условий поставок товаров. Цели разработки правил «ИНКОТЕРМС».
2. Применение международных правил «ИНКОТЕРМС».
3. Транспортные условия торговых сделок
Тема 12. Платежно-расчетные отношения в международной деятельности
Организация платежно-расчетных отношений во внешнеэкономических связях. Способы платежа и формы расчетов. Расчеты аккредитивами, инкассо, банковскими переводами, чеками. Расчеты при рассрочках платежа.
Вопросы:
1. Организация платежно-расчетных отношений во внешнеэкономических связях. Способы платежа и формы расчетов
2. Расчеты аккредитивами
3. Расчеты инкассо
4. Расчеты банковскими переводами
5. Расчеты чеками
6. Расчеты при рассрочках платежа
Тема 14. Услуги как товар в международной логистике
Сущность международных логистических услуг. Определение понятий «услуга» и «сервис». Классификация услуг в рамках ВТО. Логистическая сервисная система.
Вопросы:
1. Сущность международных логистических услуг.
2. Определение понятий «услуга» и «сервис». Классификация услуг в рамках ВТО.
3. Логистическая сервисная система.
Тема15.Международные посреднические операции
Экономическая целесообразность использования посредников. Виды международных посредников. Положение посредников на рынке. Принципы вознаграждения посредников.
Вопросы:
1. Экономическая целесообразность использования посредников
2. Виды международных посредников
3. Положение посредников на рынке
4. Принципы вознаграждения посредников
Тема 16. Мировая валютная система
Валюты и их классификация. Валютные курсы и их виды. Факторы, определяющие валютный курс. Формы валютной политики. Валютные рынки.
Вопросы:
1. Валюты и их классификация
2. Валютные курсы и их виды
3. Факторы, определяющие валютный курс
4. Формы валютной политики
5. Валютные рынки
Тема 18. Логистическая концепция международной доставки грузов.
Интеграция в мировую логистическую сеть и характеристика транспортных коридоров Республики Беларусь. Перспективы развития логистики в Республике Беларусь. Логистика биржевых товаров
Вопросы:
1. Интеграция в мировую логистическую сеть и характеристика транспортных коридоров Республики Беларусь.
2. Перспективы развития логистики в Республике Беларусь
3. Логистика биржевых товаров
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
Курсовая работа выполняется студентами в соответствии с требованиями, предъявляемыми стандартом высшего образования по специальности «Логистика» к дисциплинам специализации, а также базовыми и рабочими учебными планами по специализациям 1-26 02 05 «Логистика»
Целью написания курсовой работы по курсу «Международная логистика» является закрепление и углубление теоретических знаний студентов в области маркетинга и сбыта, практическое изучение особенностей осуществления международной деятельности и логистики предприятий Республики Беларусь при осуществлении экспортной деятельности, взаимодействия с зарубежными партнерами.
В процессе написания курсовой работы студенты должны научиться самостоятельно работать с литературными источниками, обобщать и анализировать теоретический и практический материал по исследуемым проблемам. Одной из основных задач курсовой работы является развитие у студентов способностей анализировать деятельность предприятий по сбыту продукции, выявлять возможные направления ее совершенствования, используя при этом все элементы комплекса маркетинга.
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями методических рекомендаций.
1.ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.
1.1 Выбор и утверждение темы курсовой работы
С целью определения темы курсовой работы следует ознакомиться с перечнем тем, приводимых в настоящих рекомендациях в разделе 2.
Критерии выбора тему курсовой работы:
· Имеющийся опыт разработки данной проблемы или смежных с ней в процессе написания научных работ (курсовых работ, рефератов, тезисов на конференции и т.д.) по другим дисциплинам;
· Актуальность выбранной темы для объекта анализа;
· Связь (если имеется) с практической деятельностью студента заочной формы обучения;
· Достаточная проработка данной темы в отечественной и зарубежной литературе.
Студент по согласованию с руководителем имеет право выбрать тему курсовой работы, не указанную в перечне.
Объектом анализа обязательно должно быть производственное предприятие.
Студент обязан согласовать тему курсовой работы с руководителем. Для этого в установленные сроки студент обязан предоставить руководителю для рассмотрения:
· Примерный план курсовой работы;
· Поставленные цели и пути их достижения;
· Перечень аналитического материала, доступного для студента;
· Описание схемы и методов проведения исследования;
· Список возможных литературных источников по теме
Окончательная формулировка темы курсовой работы определяется исходя из предоставленного материала студентом совместно с руководителем.
Запрещается выполнять курсовые работы по темам, которые не согласованы с руководителем и не утверждены на кафедре.
Дублирование тем курсовых работ у студентов не допускается. Если к определенному сроку студент не выбрал тему, она ему назначается лектором.
1.2 Структура, содержание и объем курсовой работы.
Курсовая работа состоит из титульного листа, содержания, введения, трех глав, заключения, необходимых для анализа приложений и списка использованных источников.
Титульный лист оформляется в соответствии с приложением 1, содержание – в соответствии с приложением 2 настоящих рекомендаций.
Во введении курсовой работы обосновывается актуальность исследуемой проблемы, цель работ, предмет и объект исследования.
В соответствии с требованиями главы курсовой работы могут не разбиваться на параграфы.
В первой (теоретической) главе работы студенту, используя литературные источники отечественных и зарубежных авторов обобщить накопленный опыт в области исследования, необходимо раскрыть сущность и содержание исследуемого понятия, определить его место и роль в сфере сбытовой деятельности предприятия.
Во второй (практической) главе работы, которая должна быть написана на материалах конкретного производственного предприятия, студенту необходимо: во-первых, дать краткую организационно – экономическую характеристику объекта анализа (производственного предприятия). Во-вторых, рассмотреть особенности какого-либо элемента сбытовой деятельности, характерные для исследуемого объекта, либо вопросы организации и управления сбытом на производственных предприятиях. Результаты анализа должны быть обобщены в виде таблиц, графиков и соответствующих выводов по исследуемой проблеме.
В третьей главе курсовой работы студенту необходимо на основании проведенного исследования разработать рекомендации по совершенствованию сбытовой деятельности предприятия, которые должны носить практический характер, быть тесно увязанными с исследуемым объектом и соответствовать сложившейся на предприятии ситуации.
Заключение курсовой работы должно содержать краткие выводы из каждой главы и предложения (тезисно) по совершенствованию деятельности исследуемого объекта.
Приложения должны оформляться в том случае, если таблицы и графический материал имеют объем свыше одной страницы. В других случаях необходимые для анализа фактические данные помещаются по тексту работы с соответствующими комментариями к ним.
Список использованных источников должен содержать лишь те источники, которые непосредственно использовались при написании и на которые имеются ссылки в работе.
Объем курсовой работы не должен превышать 40 страниц машинописного текста (без приложений) при интервале печати не более 1,8.
1.3 Оформление курсовой работы
Курсовая работа оформляется на писчей бумаге формата А4 односторонней печатью.
Нумерация страниц должна быть единая по всей работе.
В курсовой работе обязательна ссылка на источник при использовании заимствованных из литературы данных, выводов, цитат, формул и т.п., а также под каждой таблицей и иллюстрацией. Номер источника по списку необходимо указывать сразу после упоминания в тексте, проставляя в квадратных скобках порядковый номер источника в списке используемых источников и страница, на которой находится данная выдержка, например [12, с. 57].
Если из литературного источника заимствовалась таблица либо графический материал, то наряду с номером источника и страницей указывается номер таблицы или графического материала.
Курсовая работа обязательно должна содержать таблицы и графический материал, отражающий состояние и тенденции развития исследуемого вопроса. Таблицы, графический материал, список использованных источников и приложения должны быть оформлены в соответствии с рекомендациями.
Руководитель имеет право не принимать на проверку курсовые работы выполненные и оформленные вне соответствии с требованиями методических рекомендаций.
1.4 Контроль выполнения и порядок защиты курсовой работы
На консультации руководителем студенты обязаны предъявлять курсовые работы для текущего контроля за ходом их выполнения.
Итоговый контроль осуществляется в процессе ее защиты. Защита курсовой работы должна быть осуществлена до начала экзаменационной сессии студентов дневной формы обучения и до экзамена по курсу «Международная логистика» у студентов заочной формы обучения. Дату защиты курсовой работы устанавливает руководитель с учетом учебной нагрузки студентов.
Курсовая работа студента дневной формы обучения должна быть зарегистрирована на кафедре, а студента заочной формы обучения в деканате и на кафедре. Курсовая работа студента заочной формы обучения должна быть сдана на проверку до начала сессии. Срок проверки курсовой работы – 10 дней. Руководитель обязан проверить курсовую работу, в письменной форме изложить замечания по ней и предоставить студенту ее либо на доработку с целью устранения замечаний, либо для подготовки к защите. В случае признания работы неудовлетворительной (например, ввиду отсутствия практического материала, либо не соответствия объекта анализа курсу «Промышленный маркетинг», либо по каким то другим объективным причинам) студент обязан переработать работу и затем предоставить ее на повторное рецензирование руководителю с обязательным предъявлением предыдущего варианта работы и первой рецензии.
Курсовая работа защищается комиссии в составе двух – трех преподавателей, один из которых является руководителем работы.
На защиту студент представляет курсовую работу и рецензию руководителя на нее.
В процессе защиты студент должен свободно владеть излагаемым в курсовой работе материалом, кратко изложить суть исследуемой проблемы и полученные в ходе анализа результаты, выводы и рекомендации.
1.5 Оценка курсовой работы
Курсовая работа оценивается по десяти балльной системе. Студентам, которые не явились на защиту курсовой работы в установленный срок, в ведомости проставляется отметка «неявка». Студенты не защитившие курсовые работы до экзамена к экзамену по данной дисциплине не допускаются.
Основные критерии оценки курсовой работы:
· Актуальность выбранной темы курсовой работы, наличие связи с практической деятельностью производственных предприятий;
· Использование достаточного количества литературных источников отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме, а также использование периодической печати и Интернет-ресурсов;
· Доскональность исследования;
· Использование законодательной базы в области исследования;
· Использование экономико-математических методов анализа и прикладных программ;
· Аргументированность выводов и рекомендаций;
· Наличие достаточного количества таблиц и графического материала;
· Правильность и полнота ответов студента во время защиты курсовой работы.
V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО «МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛОГИСТИКЕ»
1. Современный международный рынок и логистика.
2. Предпосылки становления и развития международной логистики в Беларуси.
3. Логистика в системе современных международных экономических связей.
4. Логистика и конкурентоспособность предприятия на международном рынке.
5. Логистическая модель международного рынка.
6. Логистическая концепция фирмы в условиях глобализации бизнеса.
7. Логистическая инфраструктура региона, страны.
8. Оптимизация логистических каналов международного товародвижения.
9. Логистический сервис и конкурентоспособность предприятия на международном рынке.
10. Логистика мирохозяйственных связей предприятия.
11. Логистическое управление транснациональных компаний.
12. Современная концепция логистического управления международным бизнесом.
13. Информационные системы в международной логистике.
14. Эффективность создания и функционирования глобальных логистических систем.
15. Логистика на уровне международных экономических отношений.
16. Международные транспортные коридоры в экономике стран.
17. Информационные потоки в системе материально-технического обеспечения предприятий и их рационализация.
18. Направления совершенствования управления информационными сетями товаропотоков.
19. Эффективность стандартизации и упорядочения документооборота товаропроводящей сети.
20. Основные направления расширения комплекса услуг в информационных системах.
21. Повышение эффективности функционирования информационных сетей и систем.
22. Пути повышения эффективности логистических систем
на промышленных предприятиях.
23. Управление цепями поставок при производстве и реализации (конкретного вида) продукции.
24. Логистическая система в розничной торговле (региональный, локальный уровни).
25. Анализ и проектирование логистических каналов распределения продукции предприятии на международном рынке.
26. Анализ и планирование логистических издержек канала распределения на международном рынке
27. Организация мониторинга и контроля над функционированием логистического канала распределения на международном рынке.
28. Повышение эффективности логистического канала распределения на международном рынке.
29. Реорганизация логистических каналов распределения.
30. Экономическая эффективность использования прямых смешанных перевозок грузов.
31. Транспортные издержки потребителей и затраты транспорта при осуществлении процесса перевозки грузов.
32. Повышение эффективности и конкурентоспособности различных видов транспорта.
33. Снижение трансакционных издержек в процессе логистической деятельности.
34. Управление международными цепями поставок.
35. Интеграция Республики Беларусь в международное логистическое пространство.
36. Логистическая система экспортно-импортных операций на предприятиях и ее совершенствование.
37. Организация деятельности международного логистического посредника.
38. Совершенствование международной логистической деятельности на предприятии.
39. Построение логистической системы распределения продукции (товаров) на предприятиях оптовой торговли.
40. Управление на макроуровне работой торговой сети в Беларуси и прогнозирование ее развития
41. Совершенствование управления сбытовыми запасами предприятия
42. Таможенно-тарифное регулирование в процессе сбыта продукции
43. Продвижение продукции на межфирменном рынке (сектор b2b).
44. Рекламная стратегия как комплекс мероприятий, направленных на продвижение продукта или услуги.
45. Стратегии продвижения продукта в сети Интернет.
46. Организационные структуры управления международной деятельностью фирмы.
47. Транспортное обеспечение международной логистики.
48. Транспортное обеспечение международных связей региона.
49. Проектирование логистических каналов на зарубежных рынках.
50. Международные транспортные коридоры: деятельность, требования, источники инвестирования, формирование инфраструктуры.
51. Формирование логистической системы региона в условиях интеграции в мировую экономику.
52. Современные тенденции развития банковского обслуживания участников международной деятельности
53. Современные тенденции в развитии международной торговли.
54. Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь со странами СНГ в условиях интеграции.
55. Влияние интеграционных процессов на эффективность экспортных операций.
56. Глобализация и либерализация внешнеторговых режимов стран в современной мировой экономике.
57. Управление международной деятельностью предприятия
58. Торговые барьеры и протекционизм в международной логистике.
59. Влияние социокультурной среды на международный бизнес.
60. Международные стандарты упаковки и маркировки экспортируемого товара.
61. Роль ярмарок и выставок в продвижении товаров в международной деятельности.
62. Создание интегрированных маркетинговых систем коммуникации при продвижении товаров на внешний рынок.
63. Структура менеджмента грузоперевозок в Беларуси и его совершенствование на основе транспортно-логистических центров
64. Возможности применения опыта интегрированной логистики и управления цепями поставок Европейского Союза в Беларуси
65. Экономические, социальные и территориальные конкурентные
66. преимущества Беларуси: оценка и стратегии развития
67. Проблемы и перспективы внедрения логистических систем на белорусских организациях
68. Организация логистической цепи внешнеэкономической деятельности.
69. Международные рынки транспортных услуг
70. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности.
71. Формирование системы логистики как инструмента повышения
72. конкурентоспособности предприятия
73. Формирование логистической системы региона в условиях интеграции в мировую экономику
74. Стратегия выхода белорусских авиакомпаний на международный рынок пассажирских авиаперевозок
75. Организация и повышение эффективности международных автомобильных перевозок
76. Организация международных железнодорожных перевозок Республики Беларусь и оценка их эффективности.
77. Практический опыт внедрения систем электронного бизнеса и упрощения торговых процедур во внешнеэкономической деятельности в Беларуси
78. Опыт использования Интернет-ресурсов в продвижении белорусских товаров
79. Факторинг в сфере информационных технологий: возможности и перспективы
80. Использование интернет-технологий в целях поиска источников финансирования инновационной деятельности
81. Интернет-торговля услугами: мировой опыт и перспективы для Беларуси
82. Роль информационных технологий в усилении конкурентных преимуществ страховых компаний Беларуси (аналогично для других отраслей сферы услуг)
83. Влияние международной среды деятельность организации
84. Менеджмент иностранных и совместных организаций в Беларуси
85. Пути вхождения отечественных фирм в международный бизнес
86. Лизинг в системе международных отношений
87. Особенности функционирования ТНК в Беларуси
88. Проблема лидерства в различных культурах управления с учетом динамики поколений (сравнительный анализ выбранных стран с Беларусью)
89. Теория и практика западноевропейского менеджмента и ее применимость на белорусских организациях
90. Организация за рубежом белорусских торговых домов и эффективность их функционирования
VI. ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Задания самостоятельной работы оформляются в виде эссе или реферативной работы по предложенным направлениям. Работа оформляется в соответствии с методическими рекомендациями и сдается на кафедру в срок определенный преподавателем.