Расчет сил, действующих на рабочее оборудование
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра мелиоративных и строительных машин
ДРЕНОУКЛАДЧИК ПОЛУНАВЕСНОЙ С МНОКОВШОВЫМ РАБОЧИМ ОРГАНОМ
Курсовой проект по мелиоративным машинам
ММ.36.87.09.014 ПЗ
Руководитель ассистент
________ Борисов А.Л.
Исполнитель студент
5к. 1гр. ф-та МСХ
спец. ТОМ и ВХР
_______ Скибский В.Л.
Горки 2009
Содержание.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КП.36.87.08.014.ПЗ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разраб. | Скибский В.Л. | Дреноукладчик полунавесной с многоковшовым цепным рабочим органом | Лит. | Лист | Листов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пров. | Борисов А.Л. | у | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БГСХА, ТОМиВХР 5 курс 1 группа (НИСПО) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н.контр. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зав.каф. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение Мелиорация земель в Республике Беларусь является важным фактором обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции. В сочетании с механизацией и химизацией сельского хозяйства, она обеспечивает повышение плодородия земель, наиболее рациональное использование сельскохозяйственных угодий, материально-технических и трудовых ресурсов. Мелиоративные земли составляют 32% всех сельскохозяйственных земель. На них сосредоточено производство 28% продукции растениеводства и 58% кормов.[1]. Согласно республиканской программы " Возрождения и развития села на 2005-2010 г."предусмотрено: в целях сохранения и создания в республике сети мелиоративных сооружений и их рациональной эксплуатации предусматривается следующее: планируется выполнить в 2005-2010гг. ремонтно-эксплуатационные работы по поддержанию в нормативном состоянии мелиоративных и сельскохозяйственных систем в объеме 975,1млрд. руб., провести агромелиоративные мероприятия на площади 184тыс. га. на сумму 131,6 млрд. руб., выполнить реконструкцию и восстановить мелиоративных систем на площади 300 тыс. га. на сумму 1112,9 млрд. руб. Всего на содержание мелиоративных и водохозяйственных объектов и восстановление мелиоративных фондов направлено 1302,8 млрд. руб. бюджетных средств. [1]. Для производства мелиоративных и водохозяйственных работ применяют строительные и мелиоративные машины. Интенсивное развитие строительного производства и сокращение сроков ввода в эксплуатацию новых объектов требуют ускоренного выполнения больших объемов земляных работ, на долю дреноукладчиков выпадает немало работ. Отраслью мелиоративного машиностроения проводится работа по усовершенствованию конструкций рабочих органов дреноукладчиков, улучшению технико-экономических показателей, повышению единичной мощности, гидрофицированию управления, увеличению надежности, увеличению ресурса в эксплутационных условиях, облегчению технического обслуживания и ремонта, улучшению условий труда машиниста и эргономических показателей. Основными целями данного курсового проекта является проектирование дреноукладчика полунавесного с многоковшовым цепным рабочим органом. Природно-климатические условия Республики Беларусь не позволяют вести интенсивное земледелие без улучшения водного режима на площади около 8 млн га потенциально плодородных, но заболоченных и переувлажненных земель. Из них 4,5 млн га наиболее пригодны для ведения сельского хозяйства. Все эти земли и составляют потенциальный сельскохозяйственный мелиоративный фонд Беларуссии. На основании вышесказанного можно заключить, что данная тема проекта весьма актуальна в условиях Республики Беларусь и необходимо вести работы по совершенствованию и развитию дреноукладчиков. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лист | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Аналитический обзор существующих конструкций В гражданском и промышленном строительстве необходимо выполнять большое количество работ , связанных с разработкой и перемещением миллиардов кубических метров грунта. Эта задача может быть успешно решена только с применением высокопроизводительных экскаваторов непрерывного действия в первую очередь для рытья траншей, каналов и прокладки дренажных систем. Экскаваторы непрерывного действия наряду с первичным двигателем и механическими передачами оборудованы гидравлическими приводами, в том числе с бесступенчатым регулированием скоростей, многомоторными электрическими приводами и автоматизированными системами управления. Рабочий процесс экскаваторов непрерывного действия обладает рядом особенностей, без знания которых не могут быть обеспечены правильная загрузка и высокая производительность машины . Цепные траншейные экскаваторы на базе гусеничных тракторов предназначены для рытья траншей под укладку водопроводных и канализационных труб, кабеля и других коммуникаций. Они представляют собой самоходные землеройные машины, которые обеспечивают непрерывное рытье траншей цепным наклонным рабочим органом в талых грунтах до III категории включительно с наличием каменистых включений размером до 200 мм. Таблица1.1Техническая характеристика экскаваторов-дреноукладчиков
Экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-202Б продольного копания на собственном шасси применяются в основном для строительства закрытого дренажа из керамических и пластмассовых труб, а также для рытья траншей под фундаменты или укладки водопроводных и других трубопроводов. Многоковшовый цепной экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-202Б(рис.1.1)состоит из ходового устройства 3,на которое опирается рама 1. На ней в передней части крепится двигатель 20и барабан 21для пластмассовых, в средней — кабина 19и коробка перемены передач 2,в хвостовой – пилон 17 и транспортер 4.К пилону и раме подвижно присоединяется рама 7 рабочего и дополнительного 13оборудования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лист | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На раме дополнительного оборудования закреплен кронштейн с датчиком 12автоматической следящей системы выдерживания заданного уклона дна траншеи.[2] Рисунок 1.1Экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-202Б 1-рама; 2-коробка перемены передач; 3-ходовое устройство; 4-транспортер; 5-гидроцилиндры управления рабочим оборудованием; 6-цепь; 7-рама рабочего оборудования; 8-очиститель бермы; 9-ковш; 10-трубоукладчик; 11-копирный трос; 12-датчик; 13-рама дополнительного оборудования;14-направляющее кольцо; 15-предохранительная муфта; 16-турасный вал; 17-пилон; 18-привод рабочего органа; 19-кабина; 20-двигатель; 21-барабан для пластмассовых труб Кинематическую схему экскаватора ЭТЦ-202Б (рис 1.2) можно условно разделить на основные функциональные части: коробка перемены передач А, ходоуменшитель Б, редуктор привода транспортера В, редуктор привода рабочего органа Г и механизм привода ходового устройства Д. При работающем двигателе и включенной главной муфте вращение от входного вала I передается через шестерни 1и 2 на первый промежуточный вал II. На нем со скользящей посадкой установлен блок шестерен 3и 5, через которые передается движение на второй промежуточный вал III. Благодаря разному диаметру шестерен 3и 5 частота вращения всех последующих валов может изменяться. Вращение на вал V привода ковшовой цепи может передаваться двумя путями: введением в зацепление скользящей шестерни 7 с шестерней 10через коническую пару 11, 12или введением в зацепление шестерни 7 с промежуточной шестерней 8-тогда вал Vполучает вращение через шестерни 9, 11 и 12,но в противоположном направлении. Таким образом, скользящая посадка шестерни 7 и промежуточная шестерня 8 позволяют реверсировать вращение всех последующих валов. Включение кулачковых муфт в и б может быть порознь и вместе. В первом случае при включенной муфте в движение от вала V передается через цепные передачи 33-34и 35-36 на турасный вал привода ковшовой цепи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лист | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Включение кулачковой муфты б приводит во вращение вал перемены передач VI. Рисунок 1.2. Кинематическая схема экскаватора ЭТЦ-202Б: А-коробка перемены передач; Б-ходоуменьшитель; В-редуктор привода транспортера; Г-редуктор ковшовой цепи; Д-редуктор привода ходового устройства; I-вал-шестерня; II, III, VII, IX-промежуточные валы; IV-вал конической пары; V-вал привода ковшовой цепи; VI-вал перемены передач; VIII-поперечный вал механизма хода; X-промежуточный вал ходоуменьшителя; XI- входной вал ходоуменьшителя; XII-вал привода транспортера; XIII-входной вал редуктора привода транспортера; XIV, XV-промежуточные валы редуктора транспортера; XVI-выходной вал редуктора транспортера; а, б, в, г- кулачковые муфты; д-промежуточное соединение; 1-28-зубчатые колеса; 29-41 звездочки; 42-бортовой фрикцион. Поочередное введение в зацепление шестерен 13 и 14или 15и 16сообщает разные частоты вращения поперечному валу VIII механизма хода, от которого вращение передается через бортовые фрикционы 42и цепные передачи 37-38и 39-40 на ведущие колеса гусеничных лент ходового устройства. Совместное включение муфт бив обеспечивает одновременное передвижение экскаватора и движение ковшовой цепи. Перемещение кулачковой муфты гв сторону шестерни 22ведет повременному включению насоса НШ-50У-2 и передаче движения через вал XII привода транспортера через цепную передачу 29-30 редуктору В транспортера. На входном валу XIII редуктора установлена скользящая шестерня 23, передающая вращение на вал XV при введении ее в зацепление шестерней 25или через промежуточную шестерню 24. При этом в одном случае вал XV вращается по ходу часовой стрелки, в другом- против. Скользящая посадка блока шестерен 26, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лист | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 обеспечивает при включении шестерен 26, 25, и 28, 27 разные частоты вращения выходного вала XVI редуктора транспортера. Включение кулачковой муфты а вращения от вала XI гидромотора через зубчатые передачи 18-19 и 20-21 ходоуменшителя передается на вал VI перемены передач. Итак, мощность от двигателя, передаваемая на вал / коробки передач, может распределяться по четырем направлениям: 1) к механизму передвижения экскаватора Д — через шестерни 1, 2, 3, 4, 7, 10 (или 5, 6, 7, 8, 9), 11, 12, кулачковую муфту б и далее через шестерни 13, 14 (или 15, 16), 17 и вал VIII — транспортное передвижение экскаватора; 2) к механизму привода ковшовой цепи Г рабочего органа — через ту же кинематическую цепь до конической шестерни, 12 включительно и далее через включенную кулачковую муфту в и цепные передачи 33—34, 35—36. Такая кинематическая цепь обеспечивает две реверсивные скорости (передачи) движения ковшовой цепи; 3) к транспортеру через шестерни /, 2, 22 при включенной кулачковой муфте г через вал XII, цепную передачу 29—30 и редуктор В. Транспортер при этом получает две реверсивные скорости движения. 4) к механизму передвижения экскаватора Д — через шестерни /, 2, 22, включаемую кулачковую муфту г, гидронасос НШ-50-2, гидромотор 210.20, ходоуменьшитель Б, включенную кулачковую муфту а и через шестерни 13, 14 (или 15, 16), 17 и вал VIII. Таким образом, мощность от двигателя передается к ходовому механизму по двум кинематическим путям (пункты 1,4). В первом случае благодаря блокам шестерен 3, 5 и 13, 15, а также наличию промежуточной шестерни 8 обеспечиваются четыре реверсивные передачи I — зацепление шестерен 3—4, 13—14; II—3—4, 15—i III — 5—6, 13—14; IV — 5—6, 15—16. Они используются как транспортные. Во втором случае (пункт 4) имеется бесступенчатое регулирование рабочего хода экскаватора. Рабочее передвижение экскаватора, получаемое через кинематическую цепь ходоуменьшитель — шестерни 13—14, называете? первым диапазоном скорости (основным) —за 1 ч отрываете? траншея протяженностью 14—260 м. Второй диапазон скорости образуется при введении в зацепление шестерен 15—16. Он используется при разработке легких грунтов (сухого торфяника и др.). Длина траншеи, отрытой за 1 ч, составляет 34—620 м. Скорость рабочего передвижения в пределах каждого диапазона регулируете» количеством масла, подводимого к гидромотору. Экскаватор-дреноукладчик Д-965Б для строительства дренажа в зонах орошения представляет собой цепной траншейный экскаватор на гусеничном ходу, снабженный приспособлением для укладки дренажных труб в отрытую траншею с одновременной изоляцией стыков труб песчано-гравийной фильтрующей смесью и отвальным конвейером для одновременной полной обратной засыпки траншеи. Машина оснащена системой автоматического контроля выдерживания заданного уклона дрены.[3]. Экскаватор-дреноукладчик Д-659Б(рис1.3). Тягач I сконструирован на базе узлов трактора Т-100М и роторного траншейного экскаватора ЭР-7АМ. Балки | |||||||
КП 36.87.08.014.ПЗ | Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата | |||
гусеничных тележек удлиненные, снабжены одиннадцатью опорными и тремя поддерживающими катками. Натяжные звездочки поставлены на подшипниках скольжения, оси их усилены; натяжные устройства винтовые. Гусеничные цепи собраны из тракторных элементов с траками шириной 720 мм. Рисунок 1.3 Экскаватор - дреноукладчик Д-659Б: 1-тягач, 2-привод рабочего органа, 3, 4-подвески отвального конвейера и рабочего органа, 5-подъемная рама, 6-трубоукладчик, 7-рабочий орган, 8, 10-отвальный и поперечный конвейеры, 9-гидросистема Основная рама тягача опирается на балки гусеничных тележек исостоит из двух лонжеронов, на которых жестко крепятся портал и установочная рама, и двух поперечных балок. Лонжероны заканчиваются траверсой с проушинами для присоединения штоков гидроцилиндров подъема рабочего органа. На задней поперечной балке расположены проушины для присоединения рычагов подвески рабочего органа. Рабочий орган 7 такой же, как у траншейного экскаватора ЭТУ-354. Для работы в грунтах с повышенной влажностью его рама со стороны рабочей ветви цепи соприкасается с днищами ковшей по всей ширине, что препятствует преждевременной разгрузке ковшей через заднюю кромку вдоль всей траектории движения к точке разгрузки. Рабочая цепь и звездочки приводного вала использованы от траншейного экскаватора ЭТУ.-354. Натяжение цепи производите перемещением приводного вала, укрепленного на специальной траверсе. Для предотвращения обрушения стенок траншеи рабочий орган сбоку закрыт специальными защитными листами. Поперечный конвейер 10 монтируют на установочной раме тягача. Дальность выброса грунта регулируют перемещением конвейера относительно установочной рамы. Приводной барабан конвейера футерован резиной. Роликоопоры рабочей ветви выполнены из набора "резиновых шайб двух диаметров, что обеспечивает | |||||||
КП 36.87.08.014.ПЗ | Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата | |||
их эластичность и увеличивает срок службы ленты. Лента конвейера снабжена накладками из клинового ремня, что предохраняет ее от сбега. От налипающего грунта конвейерная лента очищается установленными на барабанах очистителями. Для уменьшения габаритов машины поперечный конвейер можно складывать. Отвальный конвейер 8полностью засыпает отрытую траншею после укладки дренажа. Конвейер желобчатой конструкции, состоит из двух шарнирно соединенных секций — наклонной и горизонтальной, регулировка которых позволяет изменять длину и высоту конвейера, а также, дальность выброса грунта. Наклонная секция снабжена ограждением с эластичным воротником, образующим приемную часть. Рабочая поверхность ленты очищается специальными ролико-опорами, корпус которых изготовлен из прутков, свитых в спирали встречной навивки. Угол наклона конвейера в вертикальной плоскости регулируют винтовым раскосом и винтами. Положение отвального конвейера в горизонтальной плоскости изменяют установкой прокладок между плитами опорного кронштейна и плитами гусеничной тележки. При транспортировке машины на трейлере или по железной дороге отвальный конвейер демонтируют. Подъемная рама 5 — основной несущий и тяговый элемент трубоукладчика — крепится к проушинам, приваренным в траверсе рамы рабочего органа, и удерживается в заданном положении двумя жесткими тягами, устанавливаемыми с внутренней стороны. В проушинах подъемной рамы установлены гидроцилиндр опоры и тяги крепления трубоукладчика. Подъемная рама оканчивается щитком, к которому крепится зачистной нож. На боковых плоскостях подъемной рамы закрепляют защитныелисты, предохраняющие от попадания грунта между подъемной ра- мой и трубоукладчиком. Для предотвращения деформаций листов при обрушении грунта на подъемной- раме установлены распорные клети. . Трубоукладчик 6является подвижной опалубкой, предохраняющей зону укладки дренажных труб от попадания грунта с поверхности и стенок траншеи, и обеспечивает укладку дренажных труб на требуемую глубину по заданному продольному уклону с одновременной круговой изоляцией их фильтрующим материалом. Трубоукладчик оснащен загрузочным лотком, съемными щитками (в зависимости от глубины закладываемого дренажа), площадкой для оператора, ограждением и решеткой. Собранный трубоукладчик состоит из трех отсеков. В переднем отсеке расположены дуговые направляющие для спуска дренажных труб на дно траншеи. Средний отсек служит емкостью для фильтрующего материала (песчано-гравийной смеси). Фильтрующий материал в него загружают автосамосвалами через проем в верхней секции. Для отделения крупных грунтовых и каменистых включений загрузочный проем перекрыт решеткой. Для сохранения постоянной высоты загрузки фильтрующего материала при изменении глубины траншеи стенки верхней секции среднего отсека выполнены в виде отдельных частей, снимаемых | |||||||
КП 36.87.08.014.ПЗ | Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата | |||
по мере уменьшения глубины траншеи. Средний отсек имеет специальный дефлектор, который обеспечивает круговую обсыпку спускаемых труб песчано- гравийным фильтром. Толщина слоя засыпки регулируется планировщиком, установленным в нижней части смотрового отсека. Задний отсек смотровой, служащий для контроля качества укладки дренажных труб. Привод всех механизмов экскаватора - дреноукладчика Д-659Б механический (рис.1.4). Двигатель 5, муфта сцепления трактора Т-100М, дополнительная трехскоростная коробка передач 4, тракторная коробка 3 передач и задний мост 2 вынесены вперед. Рисунок 1.4. Кинематическая схема экскаватора-дреноукладчика Д-659Б: 1-конечная трансмиссия, 2-задний мост, 3-коробка передач трактора, 4- дополнительная коробка передач, 5-двигатель, 6-привод лебедки, 7-9-редукторы отбора мощности, привода рабочего органа и конвейера, 10-приводной вал рабочего органа Редукторы конечной трансмиссии 1, унифицированные с экскаватором ЭР-7АМ, развернуты вперед по ходу машины, а связь между бортовой передачей и редукторами конечной трансмиссии, установленными на тележках гусениц, осуществлена посредством зубчатых муфт. Первичный вал коробки передач 4 получает движение от двигателя через муфту сцепления и соединен карданным валом с первичным валом тракторной коробки передач 3. При работе через дополнительную коробку передач могут быть получены двенадцать скоростей движения (три передачи в дополнительной коробке и четыре передачи в тракторной). При работе экскаватора-дреноукладчика Д-659Б используют первые шесть рабочих скоростей согласно техническим данным, приведенным выше. Привод рабочего органа и конвейеров осуществлен через редуктор 7 отбора мощности, от которого через карданный вал вращение передается редуктору 8 | |||||||
КП 36.87.08.014.ПЗ | Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата | |||
привода рабочего органа, установленному на портале тягача. От полуосей редуктора 8 через двухзвенную цепную передачу движение передается на приводной нал 10 рабочего органа. Равномерное распределение нагрузки на обе двухзвенные цепные передачи достигается благодаря дифференциальному механизму, установленному в редукторе привода рабочего органа. Трансмиссию привода рабочего органа от перегрузок при работе защищает дисковая фрикционная муфта предельного момента. С левой полуоси редуктора 8 через цепную передачу момент передается на редуктор 9 привода конвейера.Редуктор 9 закреплен на специальном кронштейне портала тягача и имеет реверс, рычаг включения которого расположен на самом редукторе. Дополнительная коробка передач 4, редуктор отбора мощности7 и редуктор 8 привода ротора использованы от экскаватора Ф-7АМ . Поперечный конвейер приводится от выходного вала редуктора 9 посредством цепной передачи, отвальный конвейер—от входного нала редуктора 9 через карданный вал и цепную передачу. Экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-406 для строительства дренажа в зонах орошения представляет собой цепной траншейный экскаватор на гусеничном ходу, снабженный приспособлением для укладки дренажных труб в отрытую траншею с одновременной изоляцией стыков труб песчано-гравийной фильтрующей смесью и отвальным конвейером для одновременной полной обратной засыпки траншеи. Машина оснащена системой автоматического контроля выдерживания заданного уклона дрены.[3]. Экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-406(рис.1.5). В конструкции тягача 1 использованы узлы трактора Т-130. Для уменьшения удельного давления на грунт опорная площадь гусениц увеличена за счет удлинения гусеничного хода и увеличения ширины башмаков. Рисунок 1.5. Экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-406: 1-тягач, 2-грунтоуловитель, 3-подвеска отвального конвейера, 4, 9-поперечный и отвальный конвейеры, 5, 7-привод поперечного конвейера и рабочего органа, 6-гидроцилиндр подъема рабочего органа, 8-подъемная рама, 10-трубоукладчик, 11-рабочий орган. | |||||||
КП 36.87.08.014.ПЗ | Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата | |||
Рабочий орган 11цепной ковшовый. Натяжение ковшовой цепи производится перемещением приводного вала. Ковши арочного типа с режущим периметром полукруглой формы снабжены съемными зубьями. От налипшего грунта они очищаются очистителем, закрепленным на приводном валу. Подъем, опускание и поворот рабочего органа осуществляются с помощью гидроцилиндров. Подъемная рама 8 крепится к проушинам рамы рабочего органа и удерживается в заданном положении жесткими тягами. К раме 8 с помощью тяг крепится трубоукладчик 10, служащий для предохранения зоны работ от попадания грунта и позволяющий укладывать дренажные трубы на необходимую глубину по заданному продольному уклону с одновременной круговой изоляцией их фильтрующим материалом. Трубоукладчик 10 состоит из трех отсеков. В переднем отсеке расположены направляющие для опускания дренажных труб на дно траншеи; средний отсек служит емкостью для песчано-гравийной фильтрующей смеси, задний — для контроля качества укладки труб. Поперечный конвейер 4 транспортирует грунт к отвальному конвейеру. Лента конвейера очищается от грунта очистными роликами и очистителями, установленными на барабанах конвейера. Конвейер можно перемещать с помощью гидроцилиндра, что позволяет изменять дальность транспортирования грунта. Отвальный конвейер 9 полностью засыпает траншею после укладки труб. Для очистки ленты конвейера от грунта на заднем барабане конвейера установлен очиститель, а снизу — очистные ролики. Грунтоуловитель 2 ограждает узлы машины от попадания грунта, высыпаемого ковшами рабочего органа, и состоит из переднего щита, лотка и двух стенок. Щит удерживается в рабочем положении с помощью гидроцилиндров. Привод всех механизмов экскаватора ЭТЦ-406 гидравлический, привод транспортного передвижения — механический (рис1). В трансмиссии ходового устройства экскаватора использована коробка передач 4, задний мост 3 и бортовые редукторы трактора Т-130. Между бортовыми редукторами трактора и ведущей звездочки 1 гусеничной цепи установлены дополнительные бортовые редукторы 2. Гидравлический привод механизмов экскаватора осуществляется от насосов 18—22, установленных на редукторе 23. В трансмиссии ходового устройства экскаватора использована коробка передач 4, задний мост 3 и бортовые редукторы трактора Т-130. Между бортовыми редукторами трактора и ведущей звездочки 1 гусеничной цепи установлены дополнительные бортовые редукторы 2. Гидравлический привод механизмов экскаватора осуществляется от насосов 18—22, установленных на редукторе 23. Привод рабочего передвижения выполнен от гидромотора 17 через ходоуменьшитель 16. В приводах рабочего органа 12, поперечного 9 и отвального 13 конвейеров | |||||||
КП 36.87.08.014.ПЗ | Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата | |||
использованы гидромоторы 10, 7 и 15, а также планетарные редукторы 11, 8 и 14. Рисунок 1.6. Кинематическая схема экскаватора-дреноукладчика ЭТЦ-406: 1-ведущая звездочка гусеничного хода; редукторы; 2-дополнительный бортовой, 8, 11, 14-планетарные привода поперечного конвейера, рабочего органа и отвального конвейера, 23-привода насосов; 3-задний мост трактора; 4-коробка передач трактора; 5, 18-22-насосы; 6-двигатель; гидромоторы привода: 7- поперечного конвейера, 10-рабочего органа, 15-отвального конвейера, 17-рабочего передвижения; 9, 13-поперечный и отвальный конвейеры; 12-рабочий орган; 16- ходоуменьшитель. | |||||||
КП 36.87.08.014.ПЗ | Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата | |||
2.Описание принципа действия принятой конструкции Исходя из параметров полученных с заданием на курсовое проектирование принимаем, в качестве аналога, экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-202Б. Укладка дренажа производится следующим образом. Экскаватор подъезжает к месту начала будущей траншеи и ориентируется по ее оси, которая отмечается вешками. Рабочий орган приподнимается гидроцилиндрами 5(рис1.1) и снимается с упоров. Включается привод ковшовой цепи 6, рабочий орган опускается цилиндрами 5 и заглубляется в грунт при минимальной скорости передвижения экскаватора. Движущиеся ковши 9 при этом разрабатывают грунт, забирают его и подают на ленточный транспортер 4, который может выгружать грунт на правую или левую сторону по ходу экскаватора. Для очистки ковшей от грунта на турасном валу 16, приводящем в движение ковшовую цепь с ковшами 9, установлен очиститель ковшей.[4]. После заглубления рабочего органа на требуемую глубину ускоряется рабочий ход экскаватора и прикапывается траншея длиной, несколько превышающей длину трубоукладчика 10. Затем с помощью гидроцилиндра трубоукладчик опускается на дно траншеи и производится ее дальнейшая прокладка. Рабочий ход экскаватора осуществляется от гидромотора, установленного под коробкой перемены передач 2. Гидромотор через ходоуменьшитель и коробку перемены передач вращает бортовые фрикционы, которые посредством цепных передач приводят во вращение ведущие звездочки ходовой части 3. При укладке керамических дренажных труб в траншею, рабочий находящийся на берме траншеи рядом с трубоукладчиком 10, подает по направляющему желобу трубоукладчика трубки, предварительно разложенные вдоль будущей траншеи. Рабочий, находящийся в трубоукладчике 10, контролирует укладку трубок и производит обкладку их стыков фильтрующим материалом (стеклохолст, мох). Кроме того, трубоукладчик предохраняет находящегося в нем рабочего от обрушивающего грунта и образует на дне траншеи желобок для точной укладки трубок. В случае укладки пластмассовых дренажных труб бухта трубы одевается на барабан, устанавливаемый на передней части экскаватора, и труба пропускается через направляющие кольца, установленные над кабиной, рабочим органом и трубоукладчиком, и изолируется двумя лентами (подстилающей и покрывающей) стеклохолста, уложенного трубоукладчике. При укладке труб, поставляемых виде плетей, трубы предварительно раскладываются вдоль траншеи и затем пропускаются в трубоукладчик сквозь направляющие кольца. Для прижатия трубы ко дну сзади трубоукладчика устанавливается прижимной ролик. Укладка дренажных труб ведется на заданной глубине с заданным уклоном. Для поддержания требуемых глубины и уклона параллельно оси | |||||||
КП 36.87.08.014.ПЗ | Лист | ||||||
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата | |||
траншеи на определенной высоте и с определенным уклоном натягивается проволока 11, на которую ложится щуп датчика следящей системы. При отклонении глубины копания от требуемой щуп датчика поворачивается, замыкает, контакты датчика и дает сигнал экскаваторщику о необходимости изменения положения рабочего органа или электрогидросистема экскаватора автоматически изменяет положение рабочего о |