Шины для кругосветного путешествия


Отправляясь в кругосветку, на заднее ко-
лесо своего R80G/S установил Metzeler
МЕ88 (теперь МЕ880), а на переднее —
обычный Trial wing 101 от Bridgestone.
Они изнашивались одинаково.

Африку мы пересекли на одном ком-
плекте, а Южную Америку на другом. На
таких груженых до придела туристичес-
ких мотоциклах, как наши, шины с «ши-
шечками» попросту не нужны, потому
что дополнительная трековая устойчи-
вость требуется редко. Страх поломки в
незнакомом месте делает тебя осторож-
нее.

Более того, с высокой грузоподъем-
ностью даже при максимальном давле-
нии предельно разрешенная нагрузка на
шины для мотоцикла двойного назначе-
ния может быть превышена. У моего ап-
парата предельная нагрузка около 410 кг
при рекомендуемом максимальном дав-
лении 3,4 бар. Обнаружил, что при
3,4 бара при 50°С даже при высоких ско-
ростях давление не превышает 4,1 бар.
Это приемлемый диапазон изменения
давления при холодном и прогретом со-
стоянии шины. Во время езды при давле-
нии приблизительно 2,64 бар давление
при высокой температуре из за мягкости
каркаса шины поднимается очень высо-
ко. Идеальный диапазон изменения дав-
ления при холодном и горячем состоянии
шины около 0,5 бар. Также помни: чем
сильней нагревается шина, тем сильней
она изнашивается.

Меня много раз спрашивали, где в
Африке, Таиланде или Южной Америке
лучше покупать шины. Это извечная
проблема, поскольку тамошние мотопо-
крышки обычно небольшого размера
или плохого качества, а завозить продук-
цию именитых фирм просто невыгодно.
Думаю, лучшее решение этого вопро-

са — использовать шины, на которых ты
можешь доехать от одного цивилизован-
ного пункта А до другого цивилизован-
ного пункта В, и менять их в каждом
пункте.

Если это невозможно, шины можно
отправить по DHL и Fedex, но сборы мо-
гут удвоить стоимость, поэтому прежде
чем воспользоваться такой услугой, хоро-
шенько все просчитай. Многие путеше-
ственники покупают покрышки, где они
есть, и потом медленно и осторожно едут
до того места, где найдется следующий
«хороший» магазин шин.

Что касается споров по поводу беска-
мерных шин, за сорок лет поездок у меня
шины спускали много раз, и все камер-
ные. Но после одного случая...

Представь: едем вдвоем, скорость
110 км/час, высота 2400 м в Андах, вот
крутейший поворот, пропастью глубиной
600 м всего в 3 м от моих ног, и нет ограж-
дения... Едем на бескамерных! Трехдюй-
мовый винт мгновенно спустил шину, и
мы начали крутиться как юла, не рассчи-
тывая даже остаться в живых. Кончилось
тем, что шина отвалилась от обода, а винт
через боковину насквозь прошил ее. Все
обошлось... На переднем колесе теперь
перехожу на бескамерную шину и уста-
навливаю маятник и колесо R100GS, глав-
ным образом для того, чтобы мог исполь-
зовать исключительно бескамерные по-
крышки.

Бескамерные шины, в отличие от ка-
мерных, обычно мгновенно не сдувают-
ся, да и на ободе держатся лучше. Для ре-
монта в дороге нужно возить камеру — в
нее легче накачать воздух и установить
шину обратно в обод. И, конечно, можно
проехать некоторое расстояние, устано-
вив камеру в бескамерную шину.

Грант Джонсон

редко, но у тебя в голове всегда будет вертеться: если случится прокол
смогу ли вручную отремонтировать такую шину «на обочине»?

Тут есть секрет: для «отлипания»борта (отбортовки) и снятия шины
можно использовать боковуюподставку мотоцикла и побольше смазки,
а для обратной установки — «импульс быстрого высокого давления» от
баллона СО2 (и опять же смазку). И главное — дома попрактиковаться
в этих операциях на старых шинах, чтобы быть всегда готовым к «чер-
ному дню».

ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ 75

Давление в шинах и сползание шин

Установка хорошей шины это еще полдела. Для того чтобы от нее по-
лучить максимум возможного, нужно поддерживать оптимальное
давление.На шоссе с постоянной нагрузкой тебе, возможно, и не
придется его часто контролировать, но при езде по щебню и мягкому
песку ты заметишь, что давление может меняться. На рыхлом грунте
для поддержания такого же уровня тяги, как на твердой поверхности,
и сохранения управляемости машины требуется больший след про-
тектора и участок контакта. Но при низких давлениях шины мягче,
каркас гибче, что приводит их к нагреву. В этих условиях шины быст-
рее изнашиваются, вероятность прокола увеличивается, а дешевые
шины вообще расслаиваются.

Подержание правильного давления на разных поверхностях при
различной нагрузке — дело балансировки и эксперимента; и тут мо-
жет помочь инструкция изготовителя шины. Чем меньше груз и мяг-
че поверхность дороги, тем меньше давление, с которым можно ехать.
Ты будешь удивлен, насколько отличается езда с низким давлением в
шинах по грязи или мягкому песку, даже на обычных «городских»
шинах.



шины для кругосветного путешествия - student2.ru
шины для кругосветного путешествия - student2.ru

Манометр— важная вещь, и
ты должен взять в привычку еже-
дневно проверять при его помощи
давление, в идеале первым делом
по утрам, когда шины еще холод-
ные. Таким образом можно обна-
ружить небольшие проколы и
знать, что в такой ситуации лучше
делать. Но запомни одно: давление
должно быть высоким, сколько
возможно, и низким, сколько не-
обходимо.Оптимальное давление
в шинах зависит от несущей спо-
собности шины и перевозимого
груза. Оптимальное давление для
эндуро для бездорожья 1 бар, для
мягкого песка 0,67 бара и 1,33 бара
и более — для каменистой дороги.
На тяжелых туристических мото-
циклах лучше давление не менять
и не уделять пристального внима-
ния.

Кроме перегрева шин, езда с
низким давлением нужна для уве-
личения тяги при езде по глубокому
песку и грязи. Это может вызвать
«сползание» недокаченной шины
вокруг обода, особенно на заднем
колесе мотоцикла с двигателем вы

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКА МОТОЦИКЛА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

сокого крутящего момента (сползание передней шины при сильном тор-
можении не так страшно). На бескамерных шинах такой проблемы, ко-
нечно, нет, но внутренняя камера может начать крутиться вместе с
шиной, а «сосок» для накачивания остается на месте и может, в конце
концов, оторваться и вывести камеру из строя.

Поэтому для езды с низким давлением (обычно по песчаным пусты-
ням) для уменьшения сползания на оба обода нужно установить фикси-
рующие болты (на задний обязательно); их еще называют замками
обода. Фиксирующие болты прикрепляют борт шины к ободу; если та-
кой болт не установлен, в ободе нужно просверлить отверстие — это
сделать легко. Если выполнить отверстие чуть большего размера, уста-
навливать шину будет легче. По моим наблюдениям, замки обода КТМ
на всех мотоциклах самые легкие и функциональные.

Вместо фиксирующих болтов, которые помогают не всегда, мож-
но применить винты саморезы;их нужно ввинтить так, чтобы их кон-
чики лишь чуть касались борта шины и ограничивали скольжение
камеры. Два винта на каждой стороне обода со смещением 90° удер-
жат шины на своем месте. Они облегчат установку шин, хотя не каж-
дый рад необходимости сверлить обод. Саморезы нужно брать с
запасом, так как они часто теряются.

Следи за «сосками» для накачки. Если они начали «крениться», это
означает, нужно закрепить замок обода или сместить шину, так как
сползание может произойти даже при установленном замке. Гайка
снизу «соска» должна всегда быть чуть недокрученной,или ее можно
совсем не применять. Она полезны только при замене камер.

Подведем итог

Выбрать шины для длинного путешествия трудно, потому что придет-
ся проехать тысячи миль по разным типам дорог. В основном прихо-
дится выбирать между такими качествами, как медленный износ,
надежность при езде по шоссе, но плохим сцеплением на грязи (это у
обычных городских шин). Или между покрышками эндуро с обычным
шоссейным рисунком и с быстро изнашивающимися (и еще худшим
сцеплением с дорогой и плохим прохождением поворотов, особенно в
дождь) шинами с «зацепистым» рисунком для езды по грязи типа ТКС
и МТ21.

Какую бы шину ты ни выбрал, она обязательно должна иметь ми-
нимум четыре слоя;все другое предназначено для легких «неподрес
соренных» грузов и на ухабистых дорогах будет легко прокалываться.
Регулярно проверяй давление в шинах и состояние боковин. Замечай
любые порезы и проверяй, не увеличиваются ли они (чаще при более
низком, «прогибающим» боковины, давлении в шинах). Записывай
значения допустимой нагрузки и имей в виду, что на дорогах с плохим
покрытием они могут быть превышены.

И хорошо запомни «золотое правило»: если какая бы ни было ши-
на для кого то хорошо подходит в одной ситуации, то она наилучшая
только для него, даже если ты на такой совершенно не можешь ехать.
В конечном счете, все это зависит от маршрута, стиля езды, мощности,

ПРОКОЛЫ 77

веса мотоцикла и твоих приоритетов, хотя при спокойной манере езды
на шоссе и осторожной и чуткой езде по бездорожью (особенно по ка-
менистым местам) будет меньше проколов, износа и седых волос на го-
лове.

ПРОКОЛЫ

Среди всех поломок в дороге проколы — самое частое явление. Ты
должен быть уверен в собственном умении починить проколотую ши-
ну. С появлением «услуг для мотоциклистов» многие даже для ремон-
та проколов стали вызывать «техничку», а когда я был молодым, мы
все умели латать шины собственными силами.

Практикуйся дома,чтобы, когда случится неизбежное, ты уве-
ренно справился с этой проблемой. Необходимость срочного ремонта
в глуши может, конечно, расстроить; и чем лучше ты подготовлен к та-
кой работе, тем меньше ошибок по
рассеянности (забыл затянуть гайку
колеса, оставил инструменты на
обочине) будет допущено (в про-
шлый раз при замене шины каким
то образом в покрышке была
оставлена монтировка!).

Не используй быстродействую-
щие аэрозоли — они пачкаются, не
надежны, а бывает, и лопаются при
перевозке. Хотя я ими никогда не
пользовался, говорят, что такие
жидкости для заклеивания проко-
лов,как Slimeили Ultraseal(в Вели-
кобритании), чудесно заделывают
мелкие проколы, балансируют и ох-
лаждают шину. Определенное коли-
чество этой жидкости заливают шины для кругосветного путешествия - student2.ru
через ниппель «соска»; и когда шина

или камера накачена, давление и центробежная сила будут выдавли-
вать жидкость через проколотую дырку, где она мгновенно затверде-
вает и закрывает дырку.

Если такой метод не по душе, лучший способ отремонтировать
прокол — поставить новую камеру без защемления; хотя с некоторы-
ми комбинациями шин и ободов это сделать весьма затруднительно.
Защищай насос от пыли и грязи, не потеряй его, независимо, электри-
ческий он или ручной. Насос может оказаться самой важной вещью в
некоторых ситуациях!

Если не смог отремонтировать прокол, набей шину кусками ма-
терии и тем, что есть под рукой, чтобы она по форме хотя бы отда-
ленно напоминала прежнюю. Если хорошо постараться, можно
продолжить путь без особых трудностей; если же шина повреждена
или начала расслаиваться на части, лучше ее выбросить и ехать даль-
ше на ободе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКА МОТОЦИКЛА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ


Наши рекомендации