Перевозка дополнительного топлива

Очевидно, что без топлива никуда не уедешь, но спроси себя, действи-
тельно ли нужен мотоциклу дополнительный большой бак?В мире су-
ществует мало мест, где потребуется запас бензина больше чем на
300 км по безлюдному шоссе, а это составляет всего 16,6 литров.

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКА МОТОЦИКЛА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ


перевозка дополнительного топлива - student2.ru

перевозка дополнительного топлива - student2.ru

перевозка дополнительного топлива - student2.ru

Другое дело долгие поездки по
бездорожью, где расход топлива
может непредвиденно возрасти,
как, например, в Сахаре. Там дей-
ствительно потребуется дополни-
тельное топливо.

перевозка дополнительного топлива - student2.ru

Для большинства мотоциклис-
тов идеальный пробег — 400 км,
что доводит общий расхода топли-
ва до 22 литров. Кроме удорожа-
ния (стоимость некоторых
специальных баков из Германии
доходит до $ 2800!), подумай еще и
о дополнительном весе 45 л, что
является практически максималь-
ной емкостью для большинства
мотоциклов. На Desert Riders нам
удалось найти довольно недоро-
гие 40 литровые баки XR600 для
XR650L, но наши мотоциклы ста-
ли с ними менее устойчивыми в
условиях бездорожья, хотя нам
действительно нужен был такой
объем и даже больший.

Покупка мотоцикла KLR650
или КТМ Adventure с удобного
размера баками является баналь-
ным ответом, почему эти мотоцик-
лы так популярны. Просто одной
проблемой меньше, которую надо
решать или на которую надо тра-
тить деньги. А в случае крайней необходимости, когда может понадобить-
ся дополнительное топливо, тебя выручит пластмассовая 5 10 литровая
канистра, при этом она практически ничего не весит (см. фото).

ТОПЛИВНЫЕ БАКИ 63


перевозка дополнительного топлива - student2.ru

Большие баки из пластика
или сплава

перевозка дополнительного топлива - student2.ru

Хотя такие и подороже, но в случае
необходимости бак большего разме-
ра и вместимостью 40 литров лучше,
чем загромождать пространство
20 литровыми металлическими ка-
нистрами. Пластиковые бакисоче-
тают в себе прочность, легкость и
продолжительность срока службы, а
также виброустойчивость и, при не-
обходимости, возможность их ре-
монта. Сплавы выглядят лучше, но
чтобы бак был прочным, нужно, что-
бы его стенки были толстыми, а это
утяжелит мотоцикл больше, чем ты
рассчитываешь.

перевозка дополнительного топлива - student2.ru

Большой бензобак хорош тем,
что с ним вес топлива размещается
близко к центру тяжести мотоцик-
ла, и не в ущерб общему равнове-
сию, хотя поначалу так не кажется.
Фирма Acerbis делает большое ко-
личество пластиковых баков для
спортивных мотоциклов, a IMS и
Clarke восполняют этот пробел для
США и Австралии. У большинства
этих баков не очень большая ем-
кость — от 20 до 25 литров, но есть и
весьма вместительные — напри-
мер, 45 литровый бак для GS BMW.
Стоит он астрономическую сум-
му — $ 900, но может при желании
подойти некоторым мотоциклистам
(и возможно, при наличии топлив-
ного насоса).

Боковые баки(см. фото) это
более аккуратная альтернатива
вечно клацающим на ухабах кани-
страм, и их немалая емкость со-
ставляет до 10 литров на каждой
стороне. Но такие баки дорогие, и
прилаживать их тоже непросто, хо-
тя и необязательно использовать
только для топлива (можно, напри-
мер, и для воды).

Если на мотоцикле можешь найти место для канистр, не отвергай их,
так как по цене и практичности им равных нет. В Европе можно найти

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКА МОТОЦИКЛА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

перевозка дополнительного топлива - student2.ru

списанные со старых военных скла-
дов баки по цене $ 10, да и новые не-
намного дороже. В любом случае,
это надежные и прочные контейне-
ры для топлива.

Металлическая канистра вме-
щает 20 литров, когда заполнена в
вертикальном положении. В этом
случае остается пузырь воздуха
ниже ручек, который не надо за-
полнять (наклоняя канистру назад),
разве уж когда совсем отчаянное
положение. Воздушный пузырь,
так же как вмятины с боков, помогают канистре противостоять давле-
нию при расширении бензина. При нагреве и тряске обрати внимание,
что открывать канистру надо очень медленно (дизайн крышки позволя-
ет это сделать), чтобы топливо не выплеснулось из за возникшего внут-
ри небольшого давления.

Зажимгорлышка канистры позволяет удобнее фиксировать ее во
время долива топлива, но эти зажимы часто не очень хорошо держат, и
топливо подтекает. Воронкас широким горлом требует в два раза мень-
ше времени для этой процедуры, но пластиковую негнущуюся воронку
трудно компактно уложить в багаж. Если не использовать разрезанную
бутылку из под воды, то я предпочитаю виниловые детали, которые
можно сжимать, чтобы быстрее наполнять канистру. Сами канистры
служат годами. Я еще ни разу не видел, чтобы потек сварной шов, хотя
крышки могут протекать. Можно либо купить запасные крышки, либо
вставить туда трубочку и зажать ее по отверстию, чтобы не текло.

Как сделать собственный бак

Пусть алюминийи стоит дорого, но он все же популярен при изготовле-
нии обычных баков, только потому что он мягкий и из него легко сотво-
рить всевозможные объемные формы. С тех пор как такой
самодельный бак стал причиной преждевременного завершения путе-
шествия по Сахаре, такой фактор, как внешняя эстетика этого узла для
меня перестал существовать. Все таки сплав плохо справляется с вибра-
циями как от двигателя, так и от дорожной тряски. Что то можно закле-
ить или заварить с помощью сварочного аппарата (т. е., кто пользуется
канистрами из сплава, должен на всякий случай возить его с собой, так
как в дикой местности сварки не найти).

Если ты все таки остановился на алюминиевом баке, удостоверься,
что его форму и вес хорошо поддерживают снизу специальные крепеж-
ные пластины на «хребте» рамы мотоцикла. Я встречал людей, которые
пользовались баками, сделанными собственными руками из кевлара,
но они служили недолго. Хотя они и легкие, но чтобы сделать их как сле-
дует, нужны дополнительные затраты.

Недорогая альтернатива увеличению емкости для топлива это замена
оригинального вместилища большим стальным баком со старого мотоцик

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ 65

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ

перевозка дополнительного топлива - student2.ru Сиденья легких внедорожников не только
узкие, но часто, в силу своей жесткости, не
приспособлены для комфортного продол-
жительного пребывания за рулем. У старых
мотоциклов наполнитель «подушки» седла
даже бывает промят. Есть способ их укре-
пить, не обивая заново. Аккуратно сними
виниловое по-
крытие, оно обыч-
но прикреплено к
пластиковой ос-
нове сиденья. За-
тем вырежи как
можно больший
кусок поролона,
не разделяя весь
массив вцелом,
возьми вырезан-
ный кусок более
твердого напол-
нителя из обивоч-
ного материала и
утрамбуй в это пространство. Возможно, то
же самое захочется проделать и со спинкой
сиденья, пока этим занимаешься. Затем
прикрепи опять виниловое покрытие и на-
слаждайся новым сиденьем.

Или, как это популярно в Австралии
или Германии, покрой сиденье мягкой ов-
чиной, либо прикрепи ее сверху, либо
брось как коврик. Если направляешься в
Тунис, то там можно приобрести подобную
пушистую подстилку за 20 динаров.

• Привари более широкий упор к оконча-
нию боковой подставки. Трехдюймовый
квадратный кусочек стали лучше поддер-
жит мотоцикл на мягкой земле.

• Маленький экранчик из оргстекла, при-
крепленный к пластиковой части фары, не

перевозка дополнительного топлива - student2.ru весит почти ниче-
го, а избавит тебя
от ветра, не ухуд-
шив видимости.
Сначала сделай
трафарет из кар-
тона или гнущей-
ся пластмассы,
укрепи и попро-
буй проехаться.
Избегай соблазна
вырезать боль-
шой экран, кото-
рый, скорее всего,
треснет. И помни,

что вариант из 3 — 5 мм оргстекла должен
иметь козырек на верхнем крае, чтобы на-
правлять ветер по вверх головы.

• Поэкспериментируй с разными формами
и разной высотой так, чтобы щиток работал
эффективно. Теперь хитрость: над откры-
тым огнем размягчи оргстекло, затем слег-
ка изогни, что придаст ему прочность и ог-
раничит турбулентность. Не торопись, де-
лай все медленно и в перчатках. Как только
кривизна получится вертикальной, добавь
наверху козырек, который как бы добавля-
ет несколько дюймов к высоте экрана.
Скругли края и сделай любые нужные из-
гибы, в последнюю минуту перед тем как
просверлить отверстия для крепления.

перевозка дополнительного топлива - student2.ru Хороший способ следить за положе-
нием дроссельной заслонки и соответст-
венно за расходом топлива — это нацара-
пать отметку на корпусе ручки и самой ру-
коятке. Сделай
одну отметку,
когда дроссель
закрыт, а дру-
гую, когда пол-
ностью открыт.

Особенно на
небольших мото-
циклах, когда ты

едешь при лобовом ветре или взбираешься
на длинный подъем, обнаружишь, что все
время пытаешься полностью открывать
«газ». Это не поможет двигаться быстрее,
но расход топлива уж точно возрастет.

Мотоциклы ХТ600 имеют два карбюра-
тора: для режимов, когда дроссель открыт
мало, и CV типа (с вакуумным рязряжени
ем) для «полного газа». И опять. Если отме-
тишь на застежке точку, где вступает в рабо-
те второй карбюратор (просто почувству-
ешь это, если медленно открывать заслон-
ку), то сможешь все время ездить только на
одном карбюраторе в экономном режиме.

перевозка дополнительного топлива - student2.ru • Застал врасплох дождливый или холод-
ный климат? Вырежи из пластиковой 5 ли-
тровой бутылки защитные чехлы для рук,
еще лучше — для
рычагов, для них
очень хорошо
подходит гор-
лышко бутылки.
Результат — теп-
лые руки и сухие
перчатки.

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКА МОТОЦИКЛА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

ла и установка его на нужном месте. Более хитрый способ — это увели-
чить стандартный стальной бак,приварив к нему дополнительные отде-
ления, или даже приварив еще один бак на срезанный оригинальный бак.
На стр. 40 показано, как увеличилась емкость стандартного 23 литрового
бака, когда к нему с двух сторон приварили по половинке 20 литровой ме-
таллической канистры, увеличив, таким образом, емкость до 40 литров.

Этот последний способ, конечно, что называется тяп ляп, но его пре-
имущество в том, что сохраняются оригинальные точки крепления, хотя
и следует предусмотреть дополнительные или укрепляющие конструк-
ции,и конечно, любая сварка должна проходить так, чтобы не подтекало
топливо, или в месте сварки должно быть резиновое уплотнение.

перевозка дополнительного топлива - student2.ru

Защита картера
и другая защита

Чем длиннее поездку планируешь,
тем лучше нужно защитить мото-
цикл от мелких падений, ударов
дорожных камней и аварий. На
многих моделях используются фа-
бричные поддоны или противо-
ударные пластины, но некоторые
из них недостойны так называть-
ся. Неплохо себя зарекомендовали
пластмассовые поддоны на BMW
650 и V Strom и Transalp, а у
Dominator и Africa Twin прочные массивные алюминиевые кожухи.
Если собираешься ездить по бездорожью, то советую поддон из спла-
ва 4 мм толщиной.Его легко изготовить или переделать из других. В
одном из путешествий по пустыне два мотоцикла получили трещины
в двигателе от торчащих камней, притом что у одного даже была хоро-
шая широкая защитная пластина. Убедись, что поддон закрывает дви-
гатель снизу полностью, включая помпу и шланги.

На мотоциклах BMW цилиндры и нижние трубки не подвержены
низким ударам, хотя, как на любом мотоцикле, маслоотстойник все рав-
но нуждается в защите, потому что если налететь на камень днищем, то

перевозка дополнительного топлива - student2.ru

можно запросто его пробить. На
этих аппаратах возможно проще
заделать пробоину, чем вертикаль-
ную трещину на обычном япон-
ском мотоцикле. Как то в поле я
замазывал трещины химической,
уплотняющей металл пастой (хо-
лодная сварка) — неплохо иметь с
собой такую.

Защитные протекторы для рук
и рычагов— это полезная штука на
любом мотоцикле. Разбитый рычаг
путешественнику может испортить


Наши рекомендации