Движение по осыпям и моренам

При движении по осыпи тело во избежание порезов и ранении об острые грани камней должно быть закрыто штормовой курткой и брюками.

Движение по осыпям сопряжено с опасностью камнепадов. Легче и безо­паснее двигаться по осыпи из слежав­шихся мелких или, лучше, крупных кам­ней. Последние, как правило, лежат проч­но, и по ним можно подниматься или спускаться, как по ступенькам. Но даже и на старой осыпи крупные камни могут съехать. Ногу надо ставить на камень ближе к склону, чтобы не нарушать ус­тойчивости опоры. Признаки слежав­шейся осыпи —более темная поверх­ность камней, приближающаяся по тону к окружающим скалам («загар»), и лишай­ники на камнях. Движение по прочной осыпи совершается прямо вверх или, с возрастанием крутизны, небольшими зигзагами по наиболее безопасным и удобным местам. Спускаются наискось или прямо вниз.

Интервалы между всеми туристами регулируются ведущим колонну. Если в

колонне возникают разрывы, ведущему необходимо остановиться.

Осыпи, расположенные на скальных основаниях или образованные движущи­мися ледниками, особенно опасны.

В туман и дождь опасность камнепа­дов резко увеличивается. В таких усло­виях идти на осыпь нельзя, а оказавшись на ней во время дождя, непрочно лежа­щие камни надо укреплять, откидывать в сторону или предупреждать, чтобы иду­щие сзади на них не наступали и за них не держались. Четко действующая, дис­циплинированная группа может под­няться даже по очень большой и опас­ной осыпи.

По осыпи, состоящей сплошь из мел­ких камней, спускаться можно довольно быстро, сползая вместе с ними. Если вниз начинает двигаться большая масса камней, следует быстро переместиться на соседний участок осыпи. Большие камни, которые прочно лежат среди пото­ка движущихся мелких, могут служить местом для отдыха. Непрочно лежащие большие камни опасны, так как их движе­ние может вызвать камнепад.

От камнепада следует укрыться за бижайшими скалами или крупными камнями. От большого количества мелких камней на открытом месте можно защититься рюкзаком, поднятым над головой.

Переправа через реки. Реки – это сильное течение, низкая температура воды, катящиеся по дну камни. Поэтому переправа через горные реки опасное мероприятие.

Основной способ - по камням, по клади, по навесной переправе. Для переправы через горные реки выбирают места из разливов или разделения на несколько рукавов, а также места, где скорость течения заметно снижается. Следует учитывать, что уровень воды зависит от погодных условий.

Любая переправа вброд должна начинаться с разведки (осмотр местности с целью определения типа возможной переправы, определения участка реки и берега, удовлетворяющих требованиям организации выбранного типа переправы, определения конкретного способа движения первых участников переправы или характера подготовительных работ, выбор типа страховки). После подготовительных работ (заброс верёвки, укладка промежуточных камней, укладка и укрепление бревна, подготовка опоры для натяжения перил при переправе над водой) начинается переправа. В простых случаях, когда переправляющегося грозит только купание, переправу можно производить вброд без страховки. Наиболее удобными способами в этом случае будут: 1) одиночный переход реки с опорой на шест, которым упираются в дно против течения; 2) шеренгой – лицом к течению, обнявшись за плечи или талию, при этом сверху по течению становится наиболее физически развитый турист; 3) по двое – лицом друг к другу, положив руки на плечи соседа и передвигаясь приставным шагом боком к течению; 4) кругом – взявшись за плечи.

Когда брод представляет опасность, переправляются с помощью двух верёвок, соблюдая меры предосторожности. Первым реку переходит наиболее опытный участник на страховке основной верёвкой, прикреплённой карабином у грудной обвязке на спине. Под углом около 90о к основной верёвки ниже по течению идёт к берегу вспомогательная верёвка, которой можно при необходимости быстрее подтянуть страхуемого к берегу. Страховку лучше организовывать через выступ, дерево или держать верёвку руками (2-3 человека).

Основная страхующая верёвка на момент когда вода собьёт переправляющегося с ног должна быть свободна. Иначе она не даст упавшему встать или плыть. Страховать следует так, чтобы основную верёвку можно было ослабить в любой момент, одновременно подтягивая его к берегу или выдавая верёвку, если течение несёт к противоположному берегу.

При переправе вброд с шестом необходима прочная палка длиной не ниже человеческого роста, прикреплённая коротким концом верёвки к страховочным верёвкам или к грудной обвязке. Двигаться нужно несколько против течения, сильно упираясь шестом в дно выше по течению. Палку при этом следует держать широко расставленными руками. При передвижении всё время соблюдать две точки опоры. Ноги и шест нельзя в воде поднимать высоко. Необходимо предварительно ощупывать дно, ища прочную опору.

Переправившись на другой берег, турист закрепляет там основную верёвку за дерево или выступ. Организуются перила для переправы остальных участников. Высота перил должна быть не ниже уровня груди человека, стоявшего в реке. Двигаться по перилам желательно против течения. При переправе вброд по перилам участник пристёгивается карабином к страховочной верёвке спереди. Размер петли с карабином для самостраховки должен быть таким, чтобы во время движения можно было идти откинувшись на прямых руках. При этом следует держаться двумя руками за натянутые перила, идти приставным шагом. Переправляться необходимо ниже по течению относительно перил. Последний отвязывает перильную верёвку и переправляется сам как первый участник. По перилам переплавляются только по одному участнику.

По клади (уложенное дерево, бревно)переправляются через узкие реки и ручьи и заболоченные овраги. На бревне обрубают лишние ветви, гнилую кору, мешающие движению. Скользкую часть ствола посыпают песком. Перед укладкой бревна к дальнему концу прикрепляют сдвоенную верёвку, которая используется ведущим как временные перила. На другом берегу он натягивает верёвку на уровни груди несколько сбоку от бревна выше по течению реки для прохода участников. Страховка обеспечивается репшнуром с карабином, скользящим по перилам, и вспомогательной верёвкой, с помощью которой при срыве с бревна упавшего туриста подтягивают к берегу. При длинной и «зыбкой» клади рюкзаки транспортируются отдельно. После прохода участников, кроме последнего, перила переустраивают (сдвоенную верёвку обводят вокруг дерева ли камня, а одинарную закрепляют «удавкой» с выдёргивающимся концом), чтобы вытянуть их на берег после перехода замыкающего

Навесные переправы наводят через реки, овраги, каньоны, трещины. Переправляются по туго натянутой одинарной или сдвоенной верёвке на скользящих по не карабинах или по мосту из жердей, подвешенных на репшнурах к двум параллельно натянутым верёвкам. При больших пролётах натягивают две верёвки, каждая из которых крепиться отдельно с дополнительными опорами на берегах из шестов, камней и т. п. Верёвку на противоположный берег забрасывают так, чтобы она зацепилась за камень (пень, ствол), либо переносят, переправляясь вброд, вплавь, с начало только вспомогательную верёвку, а затем с её помощью вытягивают основную. Переправу натягивают с помощью карабинов, схватывающих узлов или жумаров. Переправляющиеся пристёгиваются к натянутой верёвке двумя карабинами: от переднего скрещения грудной обвязки и от «беседки». К переднему карабину привязывают середину вспомогательной верёвки, с помощью которой участников переправы и их рюкзаки перетягивают на другой берег. Все рюкзаки транспортируют отдельно от участников. После переправы большинства участников и грузов верёвки переналаживают, чтобы снять их после перехода последнего участника. Иногда на опасных участках горных рек для дополнительной страховки организуют спас. Пост в 20-30 м от места переправы ниже по течению, на ожидаемой линии сн

Соревнования. Соревнования по велотуризму проводятся в целях проверки готовности туристов к походу, совершенствования навыков управления велосипедом и техники прелдаления препятствий, а так же для обмена опытом. Соревнования обычно проводятся по четырём видам – преодоление полосы препятствий (ППП), фигурное вождение, триал и ралли.

Наиболее распространённый и зрелищный – это ППП. В него входят: переправа через реку с велосипедом вброд и по бревну, замена «неисправной» детали велосипеда, подъём и спуск по склону, езда по песку и осыпи и т. п.

Длина дистанции по фигурному вождению не менее 100 м (10 этапов). Этап – выполнение фигуры (коридор, качели, круг, восьмёрка, ворота, колея, зигзаг, кольцо, змейка, стоп-линия).

Велоралли проводятся на велосипедах любого типа, кроме велосипедов с прямой передачей, в 1 ли 2 дня.

Наши рекомендации