Характеристика велосипедного туризма.
Велосипедный туризм как особый вид путешествий появился еще в конце 19 века, вскоре после того, как велосипед принял тот вид, к которому мы привыкли. Первое серьезное путешествие из Чикаго в Сан-Франциско состоялось в 1896 году. Но особенно бурно велотуризм стал развиваться уже во второй половине 20 века после появления горного велосипеда (MTB), конструкция которого позволяет проходить большие расстояния по сложным трассам.
Велотуризм доступен людям практически любого возраста, так как в нём нагрузки легко дозируются. На велосипеде можно проехать по любой дороге и по тропинке, а так же по естественным преградам. В течение одного светового дня велотуристы проезжают 40-120 км.
Горный велосипед конструктивно более приспособлен к длительным путешествиям по пересеченной местности. Благодаря конструкции шин, форме протектора, специальной резине он способен преодолевать трудно проходимые грунты: песок, гравий, бездорожье. Комбинации скоростей позволяют подобрать оптимальный ритм движения на трассе и контролировать нагрузку. Специально разработанная геометрия рамы обеспечивает стабильность и надежность. Амортизационная вилка значительно уменьшает вибрацию и облегчает движение по неровному рельефу, а чувствительные тормоза позволяют затормозить в считанные секунды на спуске любой крутизны.
По сравнению с пешим туризмом, велосипедный - гораздо быстрее и интереснее, поэтому путешествия на велосипедах привлекают к себе многих. Те расстояния, которые невозможно пройти пешком, с легкостью преодолевает даже не очень опытный велосипедист. На велосипеде удобно отправляться в походы за город – это не требует больших физических нагрузок и подготовки. Можно взять с собой палатку и за пару дней объехать все лучшие места в округе - всю тяжесть рюкзака принимает на себя багажник велосипеда. Пейзаж при езде на велосипеде не успевает надоесть, а силы при этом расходуются в 3-4 раза меньше, чем у пешехода. Немногие знают, что на горном велосипеде можно кататься не только летом, но и зимой! У зимнего велотуризма становится все больше поклонников, ведь на снежных дорогах можно позволить себе более экстремальное катание.
При этом горный велосипед удобен не только для загородного внетрассового катания, но и для поездок по городским улицам. Эту его особенность давно заметили и оценили велосипедисты во многих городах. Лето – лучшее время для катания, потому что дни длинные и погода обычно хорошая.
2..2. Подготовка и организация велопохода
Подготовка и организация велопохода -при правильной организации и выборе маршрута велосипед служит для туриста удобным средством передвижения, позволяющий покрывать с меньшей затратой сил значительные расстояния и посвящать больше времени отдыху, ознакомлению с интересными объектами.
Современный велосипед и в случае необходимости его можно перевозить на всех видах транспорта. Для туристических походов велосипед необходимо оборудовать. Прежде всего он должен иметь седло, рассчитанное на длительное сидение, крепкие надёжные ободья, достаточно широкий и прочный задний багажник рассчитанный на вес велорюкзака.
Велосипед перед походом тщательно проверяется: надёжность тормозов, затяжку осевых гаек, световозвращателей… В групповое снаряжение добавляется специальный ремнабор для велосипеда. Также руководитель должен иметь права на вождение любого транспортного средства.
Обязательный элемент подготовки к многодневным походам- регулярные тренировки. Считается, что перед походом нужно наездить столько километров, сколько составляет весь поход.
Тактика похода
В первый день пути движение должно быть медленным, а протяжённость составлять не более 50-60 км. В следующие день два продолжается период походной аклиматизаци и расстояние постепенно возрастает достигнув максимума на 4-5 день .В день обычно едут 6-8 часов. В начале похода в роли направляющего выступает руководитель, чтобы задать темп езды.
В походе всегда должна быть установка на то чтобы маршрут проходить с небольшим опережением графика. Запас во времени нужен не только для непредвиденных обстоятельств, он благоприятно сказывается и на настроении группы.
Для перевозки и хранения клея и смазочных материалов следует пользоваться металлическими масленками с герметически закрывающимися крышками.
Обычную инструментальную сумку может заменить сшитый из брезента, или другой плотной и прочной ткани или клеенки наборник.
Организация движения
В колонне велотуристов головным едет наиболее опытный участник, знакомый с дорогой или лучше других предварительно изучивший ее. Чаще всего это руководитель группы. Он ведет учет пройденного расстояния (по счетчику) и поддерживает установленный режим движения. За ним едут менее сильные, Замыкает колонну сильный, опытный турист. У него ремонтные материалы, инструменты, аптечка. Он следит, чтобы не было отстающих, и оказывает помощь..
Связь по линии поддерживается установленными сигналами; при вынужденной остановке хотя бы одного участника останавливается вся группа. Во время движения соблюдаются следующие интервалы между велосипедистами: на нормальной дороге —2 — 3 м, на полевых и лесных дорогах —5 —6 м,-на особо сложных и мокрых участках, а также на спусках— 10.— 12 м.
После первых 20 — 25 минут движения делается общая остановка для проверки велосипедов и устранения обнаруженных недостатков в регулировке машины и упаковке багажа.
Привалы в пути в зависимости от рельефа местности, качества дороги и погоды устанавливаются разной продолжительности Если дорога хорошая, и ровная и ветер не мешает, целесообразно придерживаться такого режима: 27 минут езды —3 минуты пешком, 23 минуты езды — 2 минуты пешком, привал 5 минут. Если рельеф местности, состояние дороги и другие факторы заставляют часто сходить с велосипеда, можно двигаться 50 — 55 минут и 5 — 10 минут отдыхать. При сильном встречном ветре время движения пешком увеличивается за счет сокращения времени на остановки. Такие пешеходные паузы позволяют «размять» работавшие члены, восстановить правильную циркуляцию крови, ввести в норму ритм дыхания. Такой активный отдых лучше пассивного отдыха лежа или сидя.
Следует предостеречь от увлечения большими скоростями они не только требуют больших затрат физической энергии, но и невольно заставляют сосредоточивать все внимание на небольшом участке дороги перед колесом. Все остальное, часто очень интересное, ускользает от внимания велотуриста.
В конце дневного перегона пешеходные паузы можно увеличивать. В описанном режиме движения при скорости езды 12 км/час средняя скорость будет 10 км, а при 15 км/час— 12, 5 км.
В течение 6 — 7 чистых ездовых часов (больше ехать не следует) велотурист без труда может покрыть 80 — 90 км, в благоприятных условиях (ровный профиль, хорошее состояние дороги, попутный ветер)— до 100 -130км.
На мотовелосипеде следует соблюдать тот же режим движения и делать регулярные остановки, чтобы излишне не перегревать двигатель и не переохлаждать себя.
В горных районах с сильнопересеченным рельефом и в бездорожье нагрузка на ходовой день не должна превышать 30-40 км. Средняя скорость при этом будет колебаться от 5 до 15 км/час. А так как фактическое, «рабочее время» составит всего 4, 5 — 6 часов в день, то часовая скорость будет колебаться от 6, 5 до 17 км.
Вес багажа не должен превышать 10 кг для женщин и школьников 9 — 10-х классов и 16— 18 кг для мужчин.
Не менее 2/3 дневного перехода туристы должны проехать в первой половине дня, до большого привала.
Путешествуя в центральных и южных районах, целесообразно придерживаться следующего распорядка дня:
подъем в 5.30 — 6 часов; 10 — 15 минут утренняя зарядка, 10— 15 минут —туалет; затем завтрак и сборы в путь; дежурные поднимаются раньше и готовят завтрак (лучше приготовить его накануне, вместе с ужином, а утром подогреть). Начинать движение не раньше чем через О, 5 — 1 час после принятия пищи.
В 11 — 12 часов устраивается большой привал продолжительностью 4 — 5 часов для отдыха, обеда и намеченных мероприятий. Приходится он на самое жаркое время дня.
В северных районах слишком ранний подъем нецелесообразен: еще холодно и все мокро от росы. Из-за этого туристы будут отправляться в путь с мокрыми ногами, мокрыми палатками и вещами. Дневной привал соответственно можно делать короче, а все мероприятия проводить после остановки на ночлег (кстати, летние вечера на севере достаточно светлые, а местные жители в это время свободны от работы). Такого же режима можно придерживаться и в южных районах в пасмурную и прохладную погоду.
Дневной переход следует заканчивать за 1,5 — 2 часа до наступления темноты, чтобы иметь возможность засветло устроиться на ночлег, осмотреть, почистить и, если надо, отремонтировать велосипед, выкупаться или умыться и отдохнуть до сна. Без крайней необходимости откладывать ремонт машины на следующий день нельзя. Как на продолжительных, так и на малых привалах после небольшой разминки нужно заняться велосипедом и лишь потом приступать к еде и отдыху.
Установленные графиком нормы и время передвижения могут быть нарушены из-за проколов шин, мелких, а иногда и крупных поломок велосипеда или двигателя, неблагоприятных условий погоды. В любом случае без уважительных причин график похода нарушать нельзя, иначе это приведет к тому, что намеченные мероприятия не будут выполнены или для них потребуется дополнительное время.
Через каждые 4 — 5 ходовых дней устраивается дневка.
Техника движения
Самые удобные для езды — асфальтированные и бетонированные дороги. Но на них наиболее интенсивное автомобильное движение. Это требует от велотуристов дисциплинированное и, выдержки, привычки спокойно реагировать на проносящиеся рядом автомобили. Ехать надо по самой кромке шоссе в один ряд, не допуская выезда из строя и обгона едущих впереди туристов, не «зевать», так как можно легко соскочить с твердого полотна дороги на мягкую песчаную обочину.
Дороги с булыжным покрытием— самые трудные и неприятные, особенно если булыжник крупный. На них сильно трясет, а в мокрую погоду они еще и скользкие. В этом случае лучше ехать по обочине или пешеходной тропе, обычно идущей вдоль дороги.
Хороши для велосипеда исправные грейдерные дороги, покрытые гравием или щебенкой. Правда, в сухую погоду они немного пыльны. Однако на некоторых из них встречается выбитая автомобилями «гребенка» (напоминает мелкие волны на поверхности воды). Ехать по такой «гребенке» хуже, чем по булыжнику: на скорости велосипед прыгает и сильно бьет, отчего ноги соскакивают с педалей. Иногда «гребенку» засыпают гравием или песком без укатки; тогда ехать еще труднее.
Качество грунтовых дорог без специального покрытия зависит от качества грунта и погоды. После длительных дождей они почти не проезжи для велосипеда, а в сухую погоду очень пыльны. Автомобили оставляют на них глубокие колеи, затрудняющие передвижение на велосипеде. В низинах они, как правило, заболочены. Через мелкие протоки редко бывают мостики, чаще броды.
Лесные дороги часто покрыты толстым мягким слоем лесного отпада (хвоя, старая листва, шишки), затрудняющего движение. Много выступающих корней. В низинах дороги заболочены, нередки и мелкие броды. В сосновых лесах встречаются песчаные участки, не пригодные ~ для езды на велосипеде; в этом случае приходится передвигаться пешком. Однако езда лесом приятна, особенно в жаркую или ветреную погоду.
Пешеходные тропы обычно хорошо утоптаны, но извилисты и узки. Езда по ним требует навыка и уверенности. Часто такая тропа проходит среди густого подлеска, между камнями, кочками, пнями и другими препятствиями, о которые можно зацепиться или удариться на ходу педалями. Иногда тропинки резко переходят в крутой спуск, за которым следует брод или переправа по бревну или кладкам.
Серьезное препятствие для движения— ремонт дорог. В это время дорога наполовину сужена, завалена песком, щебнем. Чаще ремонтируемую дорогу просто закрывают, и тогда необходим
объезд в несколько километров, иной раз по тяжелой временной дороге.
Подъемы и спуски требуют особого внимания. Брать с ходу имеет смысл только короткий и некрутой подъем. Длинные, затяжные подъемы, даже и не очень крутые, лучше пройти пешком.
На спусках развивать сравнительно большую скорость можно только когда дорога хорошая и далеко просматривается. В остальных случаях надо с самого начала плавно (без рывков) притормаживать и ехать осторожно, с интервалом 10—12 м, особенно если дорога с крутыми поворотами, ограниченным обзором и интенсивным движением. Следует помнить, что в низинах грейдерных и грунтовых дорог скапливается песок, смываемый туда дождями, а сами низины часто заболочены или разбиты; кроме того, здесь почти всегда построены мосты, у въезда на которые, как правило, большие выбоины и ухабы, а иногда неуплотненная подсыпка.
Крутые повороты на спусках надо проезжать на малой скорости, в противном случае при резком торможении возможны заносы велосипеда, удары о дорожные ограждения, наезды и столкновения. Резкое торможение и крутые повороты на мокрых, песчаных и Грязных дорогах приводят обычно к заносу велосипеда и падению.
Во время движения по дорогам надо особенно опасаться грузовых автомобилей с сеном или длинномерными грузами (доски, трубы, сортовой металл), выступающими далеко за пределы кузова; обгоняя, водитель автомашины незаметно для себя может сбить велосипедиста.
Съезды на обочине дороги требуют осторожности, так как часто подсыпка к кромке дороги бывает очень рыхлой и колесо сразу же вязнет, а велосипедист падает.
Броды (даже мелкие) с ходу переезжать не следует: грунт может оказаться мягким и вязким. Лучше перенести велосипед на руках, не замочив ходовых частей (втулки, каретку, педали).
При пересечении больших выбоин, канав, рвов, глубоких колей, выступающих корней деревьев нужно предохранять велосипед от резких нагрузок, привставая на педалях на полусогнутых ногах и перенося тяжесть тела сначала-на заднее, а затем на переднее колесо, держа шатуны в горизонтальном положении.
В горах большую опасность представляют наезды участки пути, заваленные камнями, упавшими деревьями. На участках, проходящих по оползневым склонам, необходимо с велосипеда сойти и двигаться пешком, соблюдая осторожность, так как возможно падение камней.
Учитывая все дорожные Неожиданности, турист должен уметь пользоваться всеми способами посадки на велосипед и схода с него.
При объезде пней, больших камней, кочек, муравейников шатуны надо держать в горизонтальном положении, чтобы избежать падения при ударе шатунами о препятствие. Когда подобные препятствия расположены часто, для успешного их объезда нужен хороший глазомер и опыт. Ехать надо медленно и осторожно.
С наступлением темноты и при густом тумане езду нужно прекращать. Если все-таки передвигаться необходимо, следует идти пешком, освещая путь фонарями, подавая звуковые сигналы И соблюдая необходимую осторожность. Во время затяжных ливней и дождей движение прекращается.
Организация ночлегов
Если остановки на ночлег предусмотрено делать в населенных пунктах, нужно заранее списаться с местными организациями о подготовке помещения или высылать в каждом случае вперед квартирьеров - 2 - 3 сильных велосипедистов. Этим можно избежать ненужной потери времени, всегда возникающей, если даже небольшая группа становится на ночлег без предварительной подготовки. Если группа обеспечена палатками, вопрос о ночлеге решается просто (см. раздел «Пешеходный и горный туризм»).
Если планом предусмотрена остановка в попутном городе для осмотра достопримечательностей или посещения музеев всего на один день, на ночлег лучше становиться в сельской местности (или организовать бивуак), не доезжая до города 10—12 км. В этом случае группа может прибыть к началу работы нужного ей учреждения. Покончив с делами, в тот же день можно выехать дальше, чтобы засветло прибыть к месту следующего ночлега.
Велосипеды устанавливаются рядом с палатками одной компактной группой: к первому велосипеду прислоняется второй, так, чтобы заднее колесо второю было рядом с передним колесом первого, и т. д. В ненастную погоду машины можно укрыть клеенкой или плащ-палаткой. Для сохранности велосипеды следует запирать специальными замками или между стойками багажников крайних велосипедов протянуть тонкую цепочку и на ее концы навесить висячий замок.
Организация безопасности
Кпричинам, чаще всего приводящим к срыву задуманного мероприятия и авариям, относятся: недостаточная подготовленность и недисциплинированность туристов; несоблюдение ими правил езды на неодинаковых дорогах и различном рельефе местности; неправильное поведение участников путешествия при неблагоприятных метеорологических условиях.
Неудовлетворительная техническая подготовка, плохое знание машины и недосмотр, неумение определить и устранить то или иное повреждение могут закончиться аварией.
Путешествие может быть сорвано из-за недостаточного опыта руководителя, плохого знания маршрута, переоценки собственных сил и недооценки трудностей пути, для преодоления которых у них не окажется ни опыта, ни знаний.
Ослабление внимания на «легких» участках и длинных спусках может повлечь наезд на впереди едущего товарища, различные виды транспорта и дорожные ограждения.
Отрицательно повлияют на исход путешествия плохое или недостаточное снаряжение при поездках в малонаселенные районы, техническая неисправность велосипеда, ненадежность отдельных его частей, слабость конструкции багажников отсутствие второго тормоза при движении по сложному рельефу, недостаток запасных частей и материалов.
Плохое обеспечение продуктами и невозможность их приобретения в малонаселенных местах неизбежно принудят уменьшить дневной рацион питания. ,В результате может оказаться, что физическая нагрузка в пути станет непосильной для участников. В пути безопасность туристов зависит от соблюдения ими следующих правил: на первых порах нельзя ехать полуобнаженными: возможны солнечные ожоги. В солнечные жаркие дни недопустима езда без головных уборов;
при плохой видимости (туман, моросящие осадки) движение можно продолжать только пешком, ни в коем случае не допуская ухода в сторону или отставания кого-либо из участников;
во время дождей беречься простудных заболеваний. Даже при хорошей, непромокаемой одежде ноги у туристов все равно будут мокрыми. Если дождь очень сильный и видимость сильно ограничена, движение немедленно прекращать. В горных районах в дождь возможны обвалы, оползни, камнепады и повреждения дорожных сооружений, поэтому двигаться дальше в такую погоду не следует;
в грозу в первую очередь надо найти безопасное укрытие и поставить велосипеды подальше от людей. Под высокими деревьями укрываться нельзя.
Ремонт велосипеда в пути
Наиболее часты в пути проколы камеры заднего колеса. В случае медленной утечки и ( нее воздуха следует подтянуть муфточку вентиля и, если обнаружится дальнейшая утечка, вынуть золотник, заменить на нем вентильную резину, собрать зентиль и вновь накачать камеру. Если воздух продолжает выходить, камеру снять и искать прокол.
Для ремонта проколотой камеры надо снять колесо, извлечь камеру при помощи лопаточки конусного ключа, найти место прокола, зачистить его наждачной бумагой, дважды смазать зачищенное место тонким слоем резинового клея, просушивая каждый раз в течение 5 — 8 минут. Потом предварительно зачищенную и также дважды смазанную клеем заплату наложить на прокол и прижать ладонями или каким-либо грузом. 'Затем накачать камеру,- опустить* ее в воду или проверить на слух герметичность, насухо вытереть, припудрить тальком и, выпустив воздух, без морщин и перекосов уложить в покрышку, убедившись при этом, что в покрышке нет острых предметов, вызвавших прокол, и положение бандажной ленты (флипера) на ободе правильно.
Камеры время от времени следует присыпать тальком, так как в жаркую погоду и при продолжительной езде они от нагревания прилипают к покрышкам.
Покрышка заднего колеса от большой
нагрузки изнашивается быстрее. Для равномерного износа ее следует в середине сезона с заднего колеса переставить на переднее. Монтируя покрышки, избегать повреждения камер монтажными ключами, а также защемления их между бортами покрышек и ободами колес.
При нарушении регулировки каретки (что бывает сравнительно редко) надо затянуть до упора правую чашку, отпустить контргайку, завернуть левую чашку в корпус каретки, установить нужный зазор в подшипниках и вновь закрепить ее контргайкой.
При ослаблении крепления шатунов следует, сделав упор под шатуны, забить клинки медным или деревянным молотком и затянуть до отказа их гайки.
При нарушении регулировки задней втулки отпустить гайки и левую контргайку. Затем ключом, надетым на квадратный конец оси, повернуть последнюю до необходимого зазора в подшипниках. Закрепив конус в этом положении контргайкой и затягивая гайки, следить, чтобы колесо было установлено правильно по отношению к 1 перьям вилки и стойке и сохранялось минимальное провисание цепи. Правый конус должен быть туго затянут до упора оси,поэтому им нельзя пользоваться при регулировании подшипников втулки.
Обнаружив тяжелый ход передней втулки, следует отпустить гайку со стороны! нарушившего нормальное положение конуса, установить его, зафиксировав гайкой' колеса, сохранив равные зазоры между ободом и перьями вилки.
Потрескивание во втулках, педалях или каретке свидетельствует о неисправности шарикоподшипников. В этом случае надо разобрать узел, в котором слышно потрескивание, и промыть его. При обнаружении расколотого шарика заменить его новым (лучше весь комплект шариков). При поломке, трещине, сильном износе деталей их следует заменять.