Основные приёмы техники в водном туризме
(на примере похода на байдарках )
Посадка в байдарку. В начале в байдарку садится задний гребец (второй), а затем передний (первый). Первый гребец придерживает байдарку за фальшборта пока второй не сядет. Потом первый гребец кладёт весло одной лопастью на фальшборт перед сиденьем первого гребца, а другую на берег. В это время второй гребец придерживается за берег рукой или веслом.
Посадка в байдарку с воды. При этом оба гребца кладут вёсла поперёк байдарки на фальшборта. Посадка производится в той же последовательности. При посадки первого гребца, второй придерживается веслом за дно.
Отчаливание байдарки с последующим разворотом на 180о. Перед посадкой гребца судно кормой всегда должно быть направлено против течения.
Наиболее простой способ разворота - дугообразный гребок, начинающийся от носа или кормы. Этот гребок тем эффективней, чем дальше от байдарки движется лопасть.
Техника гребли вперёд на байдарках принципиально не отличается от применяемой в спортивной гребле.
Зачаливание на слабой струе с разворотом байдарки на 180о. Передний гребец короткими дугообразными гребками гребёт с одной стороны, задний табанит тыльной стороной весла с противоположной стороны.
Прохождение песчаных мелей и перекаты. Мели и перекаты для байдарок опасностей не представляют. Их преодолевают по наиболее глубокому месту (тёмный цвет воды).
Прохождение через волны на открытых водоёмах. При высоте волн 0,5 м и наличии фартука на байдарке и средств непотопляемости начинающие туристы могут проходить их вблизи подветренного берега с интервалом между байдарками не более 15-20 м. При более высокой волне лучше зачалиться.
Прохождение быстрин. Они удобны для движения. Но на попоротах необходимо быть внимательным. Во - избежание навала байдарки на вогнутый берег следует заранее сходить с середины потока и прижиматься к выпуклым участкам берега.
Прохождение зарослей. Нависшие над водой кусты, подмытые деревья часто служат причиной оверкиля (переворота). Поэтому на быстрых реках следует подальше держаться от навального (вогнутого) берега.
Прохождение завалов. Завалы образуются в результате нагромождения упавших деревьев. В данных местах лучше заранее зачалиться, а затем обнести байдарку.
Прохождение через мосты. Проходят, как правило под наиболее высоким пролётом, подходя к мосту на малой скорости. Под старыми, низкими мостами лучше не проходить. Следует опасаться старых устоев, топляков, свай. Осторожно следует проходить под мостами, пересекающими реки под острыми углами. Здесь есть вероятность навала на устой.
Прохождение через паромные переправы. Проходят в соответствии с положением парома. Либо посередине реки над тросом, либо под тросом у высокого берега.
Прохождение через шлюзы, плотины, запани, лесные заторы, молевой сплав. Эти препятствия туристы-водники должны обносить, заранее пристав к берегу.
Ход против течения. На спокойной реке идут на вёслах. Отдельные мелководные быстрины и каменистые перекаты преодолевают с помощью проводки вброд. На длинных аналогичных участках, а также при низкой температуры воды применяют проводку байдарок бечёвой (турист идёт по берегу и ведёт на бечёве байдарку).
Прохождение каменистых перекатов. Их проходят на небольшой скорости, направление следует держать в центре треугольника, образованного сходящимися струями потока, где глубины больше, а русло чище.
Прохождение порогов. Порог - это участок реки с большим падением и скоростью воды, осложнённый многочисленными камнями и стоячими валами от сходящихся струй. Лучше все пороги просмотреть с берега.
При прохождении порогов с большим количеством камней в русле приходится маневрировать между ними. Для этого надо заднему гребцу притабанивать со стороны препятствия, а переднему делать гребки с другой стороны, стремясь как бы обтечь камень корпусом байдарки, при этом всё время просматривая дальнейший путь.
Длинные пороги следует проходить отрезками по 200-300 м с промежуточными чалками, с предварительной разведкой с отметкой мест чалок и страховки.
Стоячие валы в порогах нужно проходить по возможности носом, перпендикулярно или под углом, близким к прямому. При этом крутые валы необходимо преодолевать на скорости, а пологие можно без неё. Если есть возможность, линию стоячих валов лучше проходить по краю, где они ниже. При гребле в стоячих валах лопасть следует погружать в гребень вала, а не во впадину между ними.
Прохождение прижимов. При прохождении прижимов следует держаться края струи, дальнего от прижима. Основные приёмы: прохождение на положительной скорости по краю струи, дальнему от прижима, с последующим разворотом байдарки на 180о, а также прохождение по тому же краю струи на отрицательной скорости. В этом случае оба гребца табанят, строго следя, чтобы угол атаки между направлением струи и кормой байдарки всегда был острым (10-15о, в зависимости от ситуации). Тот же приём можно выполнить развернув байдарку носом против течения. В этом случае гребцы гребут вперёд, здесь угол атаки будет уже междуносом байдарки и направлением струи. В обоих случаях поток сам отталкивает байдарку от прижима.
Очень опасны прижимы с подсосом под скалу. Прижимы с отбойной струёй всегда позволяют избежать навала на скалу.
Прохождение быстротока. Для пересечения быстротока применяется траверс. Его осуществление более возможно, когда байдарка движется носом против течения. Скорость течения в быстротоке максимальная у середины реки, минимальная у берега, что необходимо учитывать, начиная траверс под минимальным углом к течению.
Прохождение через улов. При выходе з улова на струю, напротив, не следует разгонять байдарку. Достаточно, чтобы нос подхватила струя. Тогда разворот произойдёт за счёт разницы скоростей воды в основной и "улововой" струях. При этом оба гребца креном внутрь поворота и обратным гребком страхуют байдарку от переворота.