Анализ компоновки автомобиля и определение параметров массы
Разрабатываем компоновочную схему автомобиля, определяем параметры массы, координаты центра тяжести порожнего и полностью груженого автомобиля, определяем развесовку собственной и полной массы автомобиля.
Основными весовыми техническими характеристиками для автомобиля являются: грузоподъемность, пассажировместимость, снаряженная масса, полная масса.
Снаряженная масса автомобиля , кг, ориентировочно определяют исходя из коэффициента тары автомобиля, q-коэффициента тары автомобиля рассчитывается по формуле:
(1.1)
где: Мопрот – снаряженная масса автомобиля, кг
Мгпрот - грузоподъёмность прототипа, кг
= 8400*0,91=7670 кг (1.2)
где: = 8400, кг – грузоподъёмность автомобиля
Полная масса автотранспортного средства состоит из снаряженной массы, массы груза (по грузоподъемности) или пассажиров (по числу мест), их багажа, водителя и другого обслуживающего персонала и рассчитывается по формуле:
(1.3)
После определения полной массы автомобиля ориентировочно назначаем массы основных узлов автомобиля на основании технической характеристики прототипа, и заполняем таблицу 2.1
Таблица 1.2 – Массы узлов и агрегатов
Узлы | mi, портотипа | Mi, кг расчётное |
Двигатель с оборудованием | ||
Радиатор | ||
Коробка передач | ||
Карданные валы | ||
Передний мост | ||
Средний мост | ||
Задний мост | ||
Колесо в сборе | ||
Топливный бак с топливом | ||
Кабина | ||
Водитель | ||
Кузов | ||
Груз | ||
Рама | ||
Неучтённые детали | ||
Полная масса автомобиля |
Массу неучтенных деталей принимаем таким образом, чтобы полная масса автомобиля была равна табличным или расчетным данным.
Предположив, что неучтенные детали равномерно распределены вдоль рамы, необходимо добавить их массу к массе рамы.
Разрабатываем чертеж общего вида автомобиля. На виде сбоку пунктирными линиями наносим очертания основных узлов и ориентировочно указываем их координаты центров тяжести, а также координаты центров тяжести водителя (пассажиров), перевозимого груза.
При нанесении координат центров тяжести, за начало оси "X" принимается передняя ось автомобиля, оси "Y" — уровень дорожного покрытия.
Зная координаты центров тяжести отдельных узлов, рассчитываем координаты центров тяжести порожнего и груженого автомобиля.
Координаты a и h рассчитываю по формулам:
(1.4)
(1.5)
Результаты расчётов заносим в таблицу 1.3:
Таблица 1.3 – Расчет центра тяжести для гружёного автомобиля
Узел | mi, кр | li, mm | mi*li кг*мм | hi, mm | mi*hi кг*мм |
Двигатель с оборудованием | -73 | -61831 | |||
Радиатор | -660 | -16500 | |||
Коробка передач | |||||
Карданные валы | |||||
Передний мост | |||||
Средний мост | |||||
Задний мост | |||||
Колесо в сборе | |||||
Топливный бак с топливом | |||||
Кабина | -117 | -67509 | |||
Водитель | -263 | -63120 | |||
Кузов | |||||
Груз | |||||
Рама | |||||
Неучтённые детали |
Зная положение центра тяжести, находим нагрузки на оси автомобиля в загруженном и порожнем состоянии:
(1.6)
(1.7)
где G1, G2, – нагрузки на переднюю и заднюю ось соответственно.
Рисунок 1.1. – Схема расположения центров масс агрегатов автомобиля
Подбор шин
Выбор шин осуществляется по следующим условиям:
- максимальной нагрузки на колесо;
-максимальной скорости движения автомобиля;
-размера обода автомобиля;
Нагрузку на одно колесо рассчитываем для каждой оси:
Н. (1.8)
Н.
Согласно выше проведённым расчётам по нагрузке на колёса выбираем колёса прототипа.
На КамАЗ-5320 предусмотрены шины – бездисковые, обод 7,0-20, крепление на 5 шпильках. Шины - 9.00R20 (260R508), мод. И-Н142Б, давление в шинах передних колес - 7,3; задних- 4,3.
Характеристики шины:
Рисунок протектора………………………………………………………………………универсальный.
Размер………………………………………………………………………………………………9.00R20
Модель…………………………………………………………………………………………….ИН-142Б
Ширина профиля, мм…………………………………………………………………………………..258
Наибольший диаметр, мм…………………………………………………………………………....1018
Максимально допустимая скорость …………………………………..…………………..…….90 км/ч.
Нормативный документ ………………………………………………ГОСТ 5513 ТУ 38 304-14-205-92
Определяем динамический радиус качения колеса по формуле:
, м (1.9)
где: - коэффициент деформации шины. =0.98,
м