Кафедра трубопроводного транспорта

Существует множество способов транспортировки нефти и газа.

1) Авиационный

2) Водный

3) Автомобильный

4) Железнодорожный

5) Трубопроводный

А) Надземный

Б) Наземный

В) Подземный

Г) Морской

Наиболее эффективным среди перечисленных, является трубопроводный транспорт.

(+)

- Возможность повсеместной укладки трубопровода.

- Низкая себестоимость транспортировки.

- Сохранность качества благодаря полной герметизации трубы.

- Меньшая материало- и капиталоёмкость.

- Полная автоматизация операций по наливу, перекачки, транспортировки и сливу.

- Малочисленность персонала.

- Непрерывность процесса перекачки.

- Относительно малое отрицательного воздействия на окружающую среду.

(-)

Главным недостатком данного вида транспорта является его узкая специализация.

Трубопровод – это магистраль из стальных труб диаметром до 1500 мм. Укладывают на

глубину до 2,5 метров. Нефтепроводы оснащены оборудованием для обезвоживания и

дегазации нефти, оборудованием для подогрева вязких сортов нефти. На газопроводах -

установки для осушения газа, для одоризации (придание газу резкого запаха) ираспределительные станции. Для поддержания необходимого давления устанавливают

специальные перекачивающие станции. В начале магистрали – головные, затем через

каждые 100 – 150 км. - промежуточные. В состав сооружений трубопроводного

транспорта входят перекачивающие станций, резервуарные парки, компрессорные

станции, газоперекачивающие агрегаты и газораспределительные станции.

На полигоне, который мы посетили, нам представили следующие оборудывание:

- Магистральный насос предназначен для транспортирования по магистральным

трубопроводам нефти.

- Предохранительный клапан - защищает оборудование от недопустимого давления

посредством сброса избытка рабочей среды и прекращает сброс при давлении закрытия и

восстановления рабочего давления.

- Затвор обратный - служит для предотвращения обратного потока среды.

- Скребок очистной - предназначен для очистки внутренних поверхностей

трубопроводов от парафиносодержащих отложений, мусора, металлических предметов и

продуктов коррозии.

- Герметизатор - предназначен для перекрытия внутренней полости трубопровода с

целью предотвращения выхода горючих газов, нефти и ее паров при ремонтных работах с

вырезкой участков трубы.

- Машина для безогневой резки труб - предназначена для резки труб диаметром от

219 до 820 мм и от 325 до 1420 мм лезвийным режущим инструментом с одновременной

разделкой кромок под сварку. Применяется для выполнения работ по вырезке дефектных

участком трубопроводов и линейной арматуры при истечении нефти без избыточного

давления и предварительного опорожнения трубы.

7. Московский нефтеперерабатывающий завод.Московский нефтеперерабатывающий завод был введён в эксплуатацию в 1938

году. В первые годы эксплуатации на завод в качестве сырья поступал мазут из Баку. В

годы Великой Отечественной войны завод не прекратил выпускать продукцию и

поставлял топливо на фронт. После чего был награждён боевым орденом Великой

Отечественной войны.

За время существования было осуществлено 4 реконструкции, а с приходом в 2009

году ОАО «Газпромнефть» началась самая масштабная реконструкция завода, которая

продлится до 2020 года.

Установленная мощность завода — 12,15 млн тонн в год.

Предприятие занимает ведущие позиции в производстве высокооктановых бензинов

и дизельных топлив, обеспечивая порядка 40% потребностей Московского региона в

нефтепродуктах.

Выпускаемая продукция завода:

- Бензины автомобильные неэтилированные с улучшенными

экологическими свойствами АИ-80 ЭК, АИ-92 ЭКп, АИ-95.

- Топливо для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин.

- Бензин прямой перегонки экспортный (нафта).

- Топливо дизельное. Летнее Л-0,2-6262

-Топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами.

- Топливо для реактивных двигателей;

- Топливо нефтяное. Мазут;

- Битумы нефтяные дорожные вязкие;

- Сера техническая газовая;

- Газы углеводородные сжиженные топливные;

- Фракция бутан-пропиленовая;

- Фракция бутан-бутиленовая, марка В;

- Топливо дизельное ЕВРО;

- Сырьё для производства вязких дорожных битумов.

Атмосферно-вакуумная установка АВТ-3Атмосферно-вакуумная установка АВТ-3 предназначена для переработки обезвоженной и

обессоленной нефти с целью получения продуктов первичной перегонки: компонента

прямогонного бензина, компонента топлива для реактивных двигателей, компонентов

«летнего» и «зимнего» дизельного топлива, атмосферного газойля, вакуумного газойля,

мазута, гудрона.

Мощность установки ЭЛОУ-АВТ-3 3,6 млн. тонн в год. Режим работы установки -

непрерывный, с межремонтным пробегом 2 года. Номинальная производительность

установки ЭЛОУ-АВТ-3 по сырой нефти - 625т/час.

Атмосферная перегонка предназначена для отбора светлых нефтяных фракций -

бензиновой, керосиновой и дизельных, выкипающих до 360°С, потенциальный выход

которых составляет 45-60% на нефть. Остаток атмосферной перегонки - мазут.

Процесс заключается в разделении нагретой в печи нефти на отдельные фракции

в ректификационной колонне - цилиндрическом вертикальном аппарате, внутри которого

расположены контактные устройства (тарелки), через которые пары движутся вверх, а

жидкость - вниз. Предусматривается подвод тепла в нижнюю часть колонны и отвод тепла

с верхней части колонны, в связи с чем температура в аппарате постепенно снижается от

низа к верху. В результате сверху колонны отводится бензиновая фракция в виде паров, а

пары керосиновой и дизельных фракций конденсируются в соответствующих частях

колонны и выводятся, мазут остаётся жидким и откачивается с низа колонны.

Вакуумная перегонка предназначена для отбора от мазута масляных дистиллятов на

НПЗ топливно-масляного профиля, или широкой масляной фракции (вакуумного

газойля) на НПЗ топливного профиля. Остатком вакуумной перегонки является гудрон.

Необходимость отбора масляных фракций под вакуумом обусловлена тем, что при

температуре свыше 380°С начинается термическое разложение углеводородов (крекинг), а

конец кипения вакуумного газойля - 520°С и более. Поэтому перегонку ведут при

остаточном давлении 40-60 мм рт. ст., что позволяет снизить максимальную температуру

в аппарате до 360-380°С.

Установка гидроочистки бензина каталитического крекинга.На ОАО «Газпромнефть-МНПЗ» эксплуатируется установка, предназначенная для

гидроочистки бензина каталитического крекинга, введенная в эксплуатацию в 2012 году.

Объект предназначен для выпуска бензина со сверхнизким содержанием серы, полностью

удовлетворяющего нормам Евро-5, что соответствует концентрации серы не более 10

ppm.(10млг/1кг)

Сущность гидроочистки бензина каталитического крекинга заключается в разделении

исходной широкой фракции бензина на легкую и тяжелую фракции с последующей

гидроочисткой тяжелой фракции в присутствии катализатора и смешением легкой

фракции с гидроочищенной тяжелой фракцией. Процесс гидроочистки тяжелой фракции

проводят при температуре 200-320°С, давлении 1,0-3,5 МПа, объемной скорости подачи

сырья 1-10 ч

-1 в присутствии катализатора, содержащего 8-19% МоО3 и 2-6% СоО и/или

NiO, остальное - Al2О3.

Производительность 1,2 млн т/год, а получаемое на установке топливо соответствует

стандарту Евро-5, содержание серы в нём снижено в 15 раз по сравнению с бензином 3-го

экологического класса.

Наши рекомендации