Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами

(производственной базой и подвижным составом)

Конкурентоспособность АТП зависит от состояния производственной базы и соответствия парка подвижного состава условиям перевозок. Поэтому в качестве основных показателей, определяющих конкурентоспособность АТП выбраны:

- соотношение между активной частью (подвижным составом) основных производственных фондов и основными производственными фондами, относящимися непосредственно к производственной базе АТП. В качестве критерия с учетом отечественного и зарубежного опыта рекомендуется величина 40 %, характеризующая оптимальную величину удельного веса производственной базы к основным производственным фондам (ОПФ);

- средняя грузоподъемность автомобильного парка. По этому показателю рекомендуется сравнить фактические данные по отчету за определенный период с экспертными оценками рациональной величины средней грузоподъемности парка с учетом его специализации.

При удельном весе производственно-технической базы 40 и более процентов к основным производственным фондам конкурентоспособность АТП принята наивысшей и оценивается коэффициентом = 1.

Коэффициент конкурентоспособности АТП рекомендуется определять по формуле

, (6)

где ПТБ - стоимость производственно-технической базы, руб,

ОПФ - стоимость основных производственных фондов, руб,

40 - удельный вес ПТБ в ОПФ при коэффициенте конкурентоспособности 1.

Уровень конкурентоспособности АТП с позиции обеспеченности производственной базой рекомендуется оценивать по табл. 6.

Таблица 6

Уровень конкурентоспособности АТП в зависимости

от уровня развития производственной базы

Показатели Конкурентоспособность Неконкурентоспособность
высокая средняя
Удельный вес ПТБ в ОПФ, % 40 и более 36 - 39 35 - 20
0,9 - 0,99 0,88 - 0,5

При удельном весе производственной базы в основных производственных фондах менее 20 % предприятие следует считать неконкурентоспособным поэтому фактору и оценить коэффициентом = 0,45.

Конкурентоспособность АТП рекомендуется оценивать также с позиции соответствия, грузоподъемности парка его рациональному уровню.

При этом фактическую среднюю грузоподъемность ( ) рекомендуется определять, по отчетным данным, а рациональную - на основе экспертной оценки, по группам специализации автомобилей по формуле:

, (7)

где - средняя грузоподъёмность рационального парка;

, , , , - средняя рациональная грузоподъемность соответственно бортовых автомобилей, самосвалов, фургонов, цистерн и прочих автомобилей;

, , , , - среднесписочное количество соответственно бортовых автомобилей, самосвалов, фургонов, цистерн и прочих автомобилей.

Например: Асс = 30, Асп = 20, значит Аб = 10 шт., остальные Ас = 5, Аф = 5, Ац = 10 штук. Данные по бортовым автомобилям, самосвалам, фургонам и прочих автомобилей определяются по справочнику НИИАТ (при ± 10 % по грузоподъемности).

Если фактическая средняя грузоподъемность парка ( ) совпадает с рациональной ( ), то следует считать, что АТП имеет парк, соответствующий условиям перевозок и, следовательно, вполне конкурентоспособно, а коэффициент конкурентоспособности = 1.

При несоответствии фактической средней грузоподъемности парка рациональной коэффициент конкурентоспособности АТП снижается пропорционально величине несоответствия: а именно если < , то . Тогда > , то .

При соответствии фактической средней грузоподъёмности парка рациональной менее чем на 50 % автотранспортное предприятие по данному показателю следует признать неконкурентоспособным и оценить коэффициентом = 0,45.

Совокупный коэффициент, характеризующий обеспеченность АТП ресурсами определяется по формуле

. (8)

Общая конкурентоспособность автотранспортного предприятия определяется по формуле

. (9)

Если в результате интегральной оценки составит величину от 0,8 до 1 АТП, следует считать высоко конкурентоспособным, при от 0,5 до 0,79 - средней конкурентоспособности, менее 0,5 - неконкурентоспособным.

В конце выполненных расчетов необходимо сделать выводы и дать рекомендации по улучшению конкурентоспособности автотранспортного предприятия.

Заключение

Контрольная работа студентов заочного обучения является одной из форм самостоятельной работы, в которую также входит изучение лекционного материала. Положительная оценка работы является основание для допуска к зачету по дисциплине.

Практические занятия

№п/п Темы занятий
Оценка конкурентоспособности изделия по техническим параметрам
Оценка конкурентоспособности изделия по экономическим параметрам
Определение интегрального показателя конкурентоспособности анализируемого изделия по отношению к образцу

Библиографический список рекомендуемой литературы

1. Соловьев, Б. А. Маркетинг: учебник для вузов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов ; РЭА им. Г. В. Плеханова.– М. : ИНФРА-М, 2010 .– 336 с. ­– (Высшее образование).– Библиогр.: с. 335.– ISBN 978-5-16-003647-2 (в пер.)

2. Маркетинг : учебник для вузов / Н. М. Кондратенко [и др.] ; под общ. ред. Н. М. Кондратенко .– М. : Юрайт, 2011 .– 541 с.: ил .– (Основы наук) .– Дар Изд-ва "Юрайт" ТулГУ: 1325384 .– Библиогр.: с. 539-540 .– ISBN 978-5-9916-1026-1 (Изд-во Юрайт) .– ISBN 978-5-9692-1055-4 (ИД Юрайт)

3. Жилкина, А. А. Маркетинг и ценообразование: учебно-метод. пособие / А. А. Жилкина, Н. Г. Аснович; М-во образования Республики Беларусь, БНТУ, Междунар. ин-т дистанцион. образования, Каф. "Информ. технологии в управлении" .– Минск : БНТУ, 2011 .– 199 с. : ил. – Дар БНТУ ТулГУ: 1330197 .– Библиогр. в конце кн. – ISBN 978-985-525-514-8.

Периодические издания

1. Журнал «Маркетинг».

2. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом».

Интернет-ресурсы

1. http://www.4p.ru – сайт по теории и практике маркетинга.

2. http://www.7st.ru – сетевой журнал о маркетинге и рекламе.

3. http://www.manager.ru – сайт о менеджменте, маркетинге и рекламе.

4. http://www.marketolog.ru – сетевой журнал о маркетинге и рекламе.

Приложение 1

Пример оформления титульного листа для КРЗ

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

Политехнический институт

Наши рекомендации