Соотношение доходов и расходов на перевозки грузов

Соотношение доходов и расходов на перевозки грузов характеризует возможности АТП выполнять перевозки грузов рентабельно и с меньшими затратами. Исходим из принципа меньших издержек по отношению к доходам. Поэтому в качестве оценочного показателя предлагается соотношение доходов и расходов.

Если соотношение доходов и расходов АТП составляет 1,3 и более это свидетельствует об экономичной работе АТП, производительном использовании транспортных средств и рентабельной работе предприятия. Следовательно, и конкурентоспособность АТП с позиции данного показателя является высокой и может быть оценена коэффициентом =1. Уменьшение этого соотношения приводит к соответствующему снижению конкурентоспособности АТП по данному показателю, а если соотношение доходов к расходам менее 1, т. е. расходы превышают доходы, предприятие следует признать неконкурентоспособным.

Коэффициент конкурентоспособности определяется по формуле:

, (5)

где - доходы АТП за определенный период, руб;

- расходы АТП за тот же период, руб.

1,3 - соотношение доходов и расходов при коэффициенте конкурентоспособности 1.

Расходы определяются по следующей формуле

, (5.1)

где - сумма всех переменных расходов, а также расходы на з/п водителей (с начислениями), накладные расходами АТП за определенный период, руб;

- среднесуточный пробег, км;

- списочное количество автомобилей, ед;

- коэффициент использования парка;

- количество дней в году (принимаем 300 дней).

Уровень конкурентоспособности АТП в зависимости от соотношения доходов и расходов определяется по табл. 4.

Таблица 4

Уровень конкурентоспособности в зависимости от соотношения

Доходов и расходов

Показатели Конкурентоспособность Неконкурентоспособность
высокая средняя
, % 1,3 и 1,25-1,28 более 1,24 - 1,00 Менее 1,00
1 (0,90 - 0,98) 0,95 - 0,76 0,45

4.6. Количество видов перевозок, выполняемых автотранспортным

предприятием

В условиях рынка высокий уровень специализации автотранспортного предприятия необходим как основа для выполнения перевозок на высоком качественном уровне. Рыночные условия и транспортный рынок подвержены различным, в т.ч. значительным колебаниям спроса на транспортную продукцию. Поэтому, с целью сглаживания негативных последствий рынка, автотранспортные предприятия должны заниматься и другими видами перевозок (междугородными международными и др.) или другими видами деятельности, например, транспортно-экспедиционным обслуживанием и т.п.

В методике предусмотрена зависимость коэффициента конкурентоспособности АТП от количества видов осуществляемых перевозок, которые для целей настоящей методики имеют следующую классификацию:

- внутригородские и пригородные перевозки товаров народного потребления;

- перевозки грузов самосвалами;

- внутриобластные перевозки;

- междугородные перевозки;

- международные перевозки.

Наибольший коэффициент конкурентоспособности =1 имеют АТП. которые осуществляют 3 и более видов перевозок, меньшее количество видов перевозок снижает коэффициент конкурентоспособности (табл. 5).

Таблица 5

Показатели конкурентоспособности АТП в зависимости от количества

выполняемых видов перевозок (видов деятельности)

Количество видов перевозок 3 и более
0,6 0,8

Наши рекомендации