Параграф 5. Неоформленная перевозка пассажира, багажа и грузобагажа

66. Для обеспечения надлежащего соблюдения работниками поездных бригад требований, предусмотренных настоящими Правилами, перевозчиком ведется осмотр собственной хозяйственной деятельности (далее – осмотр), организуемый в соответствии с настоящими Правилами.
Осмотр поездов осуществляется уполномоченными лицами перевозчика (инспекторы, ревизоры, менеджеры по внутреннему надзору) на которых внутренним документом перевозчика возложен такой порядок осмотра.
Для обеспечения правильного использования средств организаций железнодорожного транспорта и соблюдения правил, регулирующих вопросы перевозок на железнодорожном транспорте, проводится соответствующий осмотр на предмет:
наличия и действительности у пассажиров проездных документов (билетов);
соблюдения пассажирами правил перевозок ручной клади;
правильности гашения проездных документов (билетов) проводниками вагонов;
выдачи проводником посадочного талона по электронному проездному документу (билету) путем сканирования 2D-кода;
обеспечения надлежащего содержания вагонов и качеством обслуживания пассажиров со стороны поездной бригады;
соблюдения пассажирами общественного порядка в поездах, на станциях (вокзалах) и исполнения ими, а также работниками железнодорожного транспорта требований настоящих Правил;
организации продажи проездных документов (билетов);
правильности выдачи и оформления в кассах перевозочных и проездных документов (билетов);
работы железнодорожных камер хранения ручной клади и багажных отделений;
порядка учета свободных и освобождающихся мест в поездах и передачей сведений о таких местах;
правильности пользования вагонами (служебными, почтовыми, вагон-ресторанами, арендованными и иными).
Производя осмотр, уполномоченные перевозчика лица, выявившие недостатки, принимают меры к их устранению.
При осмотре пассажирского поезда лицо, обнаруженное без проездного документа (билета) или с проездным документом (билетом), в котором данные о пассажире не соответствуют данным, указанным в документе, по которому был оформлен проездной документ (билет), за исключением случаев, предусмотренных в пункте 44 Правил, а также со льготным проездным документом (билетом) без документа, подтверждающего право на пользование им, либо с поддельным проездным документом (билетом), считается неоформленным.
67. В случае обнаружения неоформленного лица уполномоченными лицами перевозчика составляется акт о результатах осмотра в 3 экземплярах на безбилетный проезд, с неоформленного лица взыскивается в пользу перевозчика тариф равный десятикратной стоимости проезда за проследованное им расстояние от станции посадки и до станции, где функционирует билетная касса и будет произведена его высадка.
При этом оригинал квитанции об оплате стоимости проезда по форме ЛУ-9в согласно приложению 3 к настоящим Правилам вручается пассажиру, корешок квитанции об оплате остается у уполномоченных перевозчиками лиц в соответствии с внутренними правилами перевозчика.
В акте о результатах осмотра указываются:
1) дата, время и участок осмотра;
2) наименование уполномоченного перевозчика;
3) фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность лица (лиц), проводившего осмотр;
4) наименование проверяемого субъекта, номера и сообщения пассажирского поезда;
5) фамилия, имя, отчество (при его наличии) поездной бригады (старшего проводника, директора вагона ресторана, приемосдатчика багажного вагона, проводника служебного вагона), присутствовавших при проведении осмотра, дата рождения, место жительства, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер, место работы;
6) сведения о результатах осмотра, в том числе о выявленных нарушениях;
7) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом о результатах осмотра поездной бригады (старшего проводника, директора вагона ресторана, приемосдатчика багажного вагона, проводника служебного вагона) присутствовавших при проведении осмотра, их подписи или отказ от подписи;
8) подпись лица (лиц), проводившего осмотр.
К акту о результатах осмотра прилагаются при их наличии документы или их копии, связанные с результатами осмотра.
В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам осмотра, поездная бригада и присутствовавшие при проведении осмотра излагают их в письменном виде.
Один экземпляр акта выдается начальнику поезда, второй – направляется в пункт формирования поезда, третий остается у уполномоченного лица перевозчика (инспектора, ревизора, менеджера по внутреннему надзору).
68. Неоформленное лицо подлежит высадке на ближайшей железнодорожной станции, где функционирует билетная касса.
Лицо, обнаруженное с поддельным или не принадлежащим ему проездным документом (билетом), высаживается начальником поезда и передается сотрудникам линейной полиции, о чем им составляется акт произвольной формы.
69. В случае выявления уполномоченными лицами перевозчика у пассажира неоформленной излишней ручной клади или багажа, производится их взвешивание посредством сертифицированных весов, на основании чего на ответственность проводника вагона или начальника поезда (старшего проводника) составляется акт о результатах осмотра и с пассажира взыскивается в пользу перевозчика десятикратный тариф (провозная плата) по квитанции об оплате стоимости провоза по форме ЛУ-9в.
70. Пассажир, ошибочно севший в поезд не того направления, которое указано в проездном документе (билете), производит высадку на ближайшей станции, где функционирует билетная касса.
При этом начальником поезда (старшим проводником) составляется акт (в двух экземплярах), который дает право пассажиру возвратиться до основной станции посадки без оплаты проезда. Один экземпляр акта выдается пассажиру, второй – направляется на станцию формирования поезда для принятия мер в отношении проводника, производившего посадку пассажира.
Начальник вокзала или дежурный по вокзалу оказывает содействие пассажиру в возвращении его на основную станцию посадки пассажира.
Высадка пассажиров из поезда на станциях, где отсутствует билетная касса, не допускается.
71. В случае предъявления пассажиром проездного документа (билета), вызывающего сомнения (наличие исправлений, помарок и подчисток) в их действительности, уполномоченные лица перевозчика устанавливают размеры уплаченной пассажиром суммы, место приобретения проездного документа (билета), личность пассажира и место его жительства и составляют акт (в 3 экземплярах) с указанием обоснованной причины составления акта. Проездной документ (билет), как дефектный, изымается и прикладывается к двум экземплярам акта для расследования и принятия мер, третий экземпляр акта вручается начальнику поезда для дальнейшего следования пассажира.





Параграф 6. Порядок и условия предоставления
постельных принадлежностей и других услуг в поездах

72. В пути следования пассажиры пользуются постельными принадлежностями только с полным, чистым, сухим и неиспорченным комплектом постельного белья, выдаваемым проводником вагона. Использование постельных принадлежностей без комплекта белья, выданного проводником вагона, не допускается. Использование личного постельного белья не допускается.
Количество постельного белья, выдаваемого в рейс для пассажирских поездов, а также нормы расходов на стирку, химическую чистку, дезинсекцию постельных принадлежностей и мягкого съемного инвентаря определяются в соответствии с нормами.
Требования к состоянию и условиям предоставления постельных принадлежностей регулируются настоящими Правилами.
Проводник вагона доставляет комплекты постельного белья на места пассажиров и по завершении поездки убирает их за 30 минут до прибытия пассажира на станцию назначения или пересадки. Уборка комплектов постельного белья производится проводником во всех типах вагонов независимо от сообщения и категории поезда.
На все предметы постельных принадлежностей необходимо нанесение даты начала эксплуатации.
В случае загрязнения комплекта постельного белья пассажиром, проводник вагона по просьбе пассажира производит замену комплекта постельного белья за дополнительную плату, установленную перевозчиком.
Сбор за предоставление пассажиру комплекта постельного белья устанавливается перевозчиком.
В случае выдачи загрязненного, влажного или сырого постельного белья, пассажир незамедлительно, с момента вскрытия комплекта постельного белья, может вернуть его проводнику вагона для замены на другой комплект постельного белья без дополнительной платы.
В этом случае составляется акт в трех экземплярах с участием пассажира, которому выдано данное постельное белье и проводника вагона или начальника пассажирского поезда.
В акте указывается факт выдачи пассажиру загрязненного постельного белья, данные пассажира, указанные в его проездном документе (билете). Один экземпляр акта выдается пассажиру, второй остается у проводника вагона или начальника пассажирского поезда, третий – предоставляется в пункт формирования поезда для выяснения причин наличия загрязненного постельного белья и принятия мер в отношении лиц, допустивших данное нарушение.
Пассажир на основании выданного ему акта может обратиться с жалобой в уполномоченный орган.
73. Во всех категориях поездов международного и межобластного сообщения, кроме фирменных, допускается включение в схему поезда по усмотрению перевозчика не менее одного вагона-ресторана ресторана (вагона-кафетерия, вагона-буфета) для организации питания в пути следования поезда.
Во всех категориях поездов международного и межобластного сообщения, кроме фирменных, допускается включение в схему поезда по усмотрению перевозчика не менее одного вагона-ресторана (вагона-кафетерия, вагона-буфета) для организации питания в пути следования поезда.
В составе фирменного поезда предусматривается наличие вагона-ресторана.
Товары, подлежащие ветеринарному контролю, используемые для нужд вагонов-ресторанов должны сопровождаться ветеринарно-сопроводительными документами.
Порядок и условия оказания услуг при предоставлении питания в пассажирских поездах устанавливаются перевозчиком в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к транспортным средствам для перевозки пассажиров и грузов, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 240 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11049).
74. Перевозчик может организовать предоставление пассажирам в пути следования (в зависимости от категории поезда, вагона) дополнительные сервисные услуги, такие как:
1) информирование по внутрипоездной связи;
2) радио и видеовещание;
3) заправка постели по желанию пассажира;
4) услуги сейфа;
5) выдача свежей прессы;
6) хранение скоропортящихся продуктов питания в холодильнике (при наличии холодильника);
7) разогрев пищи в микроволновых печах (при наличии микроволновой печи);
8) доставка блюд в купе работниками вагона-ресторана по желанию пассажира (при наличии в составе поезда вагона-ресторана);
9) продажа сувенирной и сервисной продукции, в том числе обеспечение чайной продукцией;
10) прочие сервисные услуги.
75. В пассажирских поездах курение разрешается в специально отведенных местах (нерабочих тамбурах).
В дизель и электропоездах, в поездах «Talgo» курение не разрешается.
76. В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья пассажиров торговля в пассажирских поездах, включая пригородные поезда, осуществляется в порядке, установленном перевозчиком.
77. Предоставление пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда, в вагонах повышенной комфортности и в фирменных поездах осуществляется в соответствии с порядком, определяемым перевозчиком.
В составы фирменных поездов и поездов повышенной комфортности не допускается включение купейных и спальных вагонов с неисправной системой кондиционирования воздуха либо ее отсутствием.
Во всех составах пассажирских поездов исправность кондиционирования воздуха в вагонах (если предусмотрено заводской конструкцией вагона) обязательна.
В случае неисправности системы кондиционирования воздуха в вагоне проводником вагона или начальником пассажирского поезда о данном факте сообщается в соответствующую организацию, уполномоченную на проведение восстановления и ремонта оборудования в вагоне для принятия оперативных мер по устранению данной неисправности.
В этом случае составляется акт в трех экземплярах с участием пассажира (в случае его обращения), следующий в данном вагоне для подтверждения факта неисправности и проводника вагона или начальника пассажирского поезда. В акте указывается факт неисправности кондиционирования воздуха в вагоне и причины неисправности (если данные причины известны).
Один экземпляр акта остается у проводника вагона или начальника пассажирского, второй – предоставляется в пункт формирования поезда для выяснения причин неисправности и принятия мер в отношении лиц, допустивших данное нарушение. Третий – предоставляется лицу, уполномоченному на проведение восстановления и ремонта неисправного оборудования в вагоне.
78. При организации услуги по перевозке пассажиров скоростными поездами (экспресс-перевозка) остановка поезда производится преимущественно на крупных железнодорожных станциях с высоким пассажиропотоком и время в пути следования затрачивается значительно меньше, чем в альтернативных пассажирских поездах.

Параграф 7. Порядок оформления и
проезда организованных групп пассажиров

79. Письменная заявка от организованной группы пассажиров, организованной группы детей на резервирование мест в поездах принимается от физических и юридических лиц не менее чем от 45 до 1 суток до отправления поезда при наличии мест.
Заявки от юридических лиц, заверенные печатью и (или) штампом юридического лица принимаются на фирменных бланках.
В заявке указываются: наименование юридического лица, количество мест, номер поезда, тип вагона, дата выезда, станция отправления и станция назначения. В заявке от физического лица помимо прочего указывается цель поездки и реквизиты руководителя группы.
К заявке прикладывается в трех экземплярах пофамильный список группы пассажиров с указанием реквизитов их документов (номер документа, для несовершеннолетних граждан - дата рождения) и руководителя группы.
На заявках организация, производящая резервирование мест, проставляет отметку о приеме заявки. При недостатке мест в поезде и вагонах, указанных в заявке, с согласия заявителя предоставляются места в другом поезде или вагонах.
Если в заявке содержится просьба о предоставлении отдельных вагонов, оплате подлежат все места в вагоне независимо от количества проезжающих пассажиров.
За резервирование мест в поездах для перевозки организованных групп пассажиров, организованных групп детей взимается сбор в размере, установленном перевозчиком. При отказе от выделенных мест полученный сбор не возвращается.
В случае замены перевозчиком типа вагона или категории поезда без согласования с заявителем и отказа пассажира в связи с этим от поездки сбор подлежит возврату.
80. В течение 15 рабочих дней после резервирования мест, но не позднее 10 суток до отправления поезда лицо, подавшее заявку, приобретает зарезервированные проездные документы (билеты), оплатив стоимость проезда.
Если в установленный срок проездные документы (билеты) не оформлены, заявка аннулируется, и места передаются для продажи, полученный сбор не возвращается.
В случае предъявления заявки на проездные документы (билеты) менее чем за 10 суток до отправления поезда, стоимость проезда оплачивается в течение одних суток с момента предъявления заявки. Заявителю не менее чем за 7 суток до отправления поезда допускается внести изменения в пофамильный список организованной группы пассажиров, организованной группы детей путем подачи письменного заявления с описанием обстоятельств изменений.
При оплате стоимости проезда по безналичному расчету на расчетный счет перевозчика оформление проездных документов (билетов) производится в срок, установленный перевозчиком, но не позднее одних суток до отправления поезда.
В случае отказа от групповой поездки по собственной инициативе возврат платежей за неиспользованные проездные документы (билеты) осуществляется в соответствии с пунктом 262 настоящих Правил.
81. При оформлении проездного документа (билета) по групповой заявке в нем указывается фамилия руководителя группы и реквизиты его документа. На двух экземплярах списка организованной группы пассажиров, организованной группы детей ставится отметка пункта оформления проездного документа (билета). Один экземпляр списка остается в пункте оформления проездного документа (билета), а второй экземпляр предъявляется руководителем группы проводнику вагона при посадке в поезд.
В случае замены руководителя группы по уважительным причинам (болезнь, травма, увольнение, отстранение от работы) в допустимые настоящими Правилами сроки, в том числе за сутки или в день отправления поезда проездной документ не переоформляется.
В данном случае, в адрес уполномоченного лица перевозчика направляется письменное заявление с просьбой о замене руководителя с приложением подтверждающих документов (справка из организации здравоохранения, копии приказа об увольнении), а также копия документа удостоверяющего личность нового руководителя для получения согласия (визы) уполномоченного лица перевозчика на замену руководителя группы.
В случае достоверности прилагаемых к письменному заявлению подтверждающих документов, уполномоченное лицо перевозчика согласовывает замену руководителя группы.
82. Оформление проезда пассажиров по групповой заявке производится на одном бланке проездного документа (билета) в каждый вагон. В исключительном случае (командировочные) допускается оформление проездного документа на каждое место на отдельном бланке.
83. Оформление проездных документов (билетов) лицам, следующим с организованной группой детей, должно производиться строго на основании групповой заявки.
84. При посадке организованной группы пассажиров, организованной группы детей руководитель группы предъявляет списки, проездной документ (билет) и оригиналы документов пассажиров, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил.
Проводник вагона при посадке пассажиров в вагон проверяет проездной документ (билет) и сличает с оригиналом документов пассажиров на соответствие фамилии, инициалов или имени, отчества, указанных в проездном документе (билете), списку организованной группы пассажиров, организованной группы детей.
В случае замены руководителя группы по уважительным причинам (болезнь, травма, увольнение (отстранение от работы)) в допустимые настоящими Правилами сроки, в том числе за сутки или в день отправления поезда, проводнику вагона к проездному документу (билету) предоставляется письмо о смене руководителя с согласием (визой) уполномоченного лица перевозчика на замену руководителя группы.

Наши рекомендации