Глава 10. Тестирование и регулировки автомобиля
После проведения всех регулировок, которые описаны в предыдущих главах этой книги, нужно провести дорожные испытания автомобиля, поскольку на практике поведение автомобиля может отличаться от теории. Например, если автомобиль имеет колеса с отрицательным схождением, предполагается, что на прямой автомобиль будет требовать определённого влияния со стороны водителя, он будет слегка «рыскать» по трассе. Но это небольшая плата за то, что при прохождении поворотов такой автомобиль будет стабилен «стоять как на рельсах».
Установка колес
Распределение веса автомобиля по осям (55% на передний мост и 45% на задний). |
До того, как приступить к тестированию автомобиля, желательно провести повторные проверки настроек автомобиля. Бессмысленно думать, что без этих проверок, на тестах все неприятности выявятся сами собой.
Установите автомобиль на ровный горизонтальный пол и установите передние колеса в положение прямолинейного движения (пока только визуально). Проверьте равенство длин рулевых тяг. Проверка такого рода слегка смахивает на шаманство, поскольку оба шаровых соединения рычага закрыты чехлами, однако оценка все же может быть проведена достаточно точно. При необходимости нужно отрегулировать длину тяг так, чтобы их длины были одинаковыми.
Несколько раз прокатите автомобиль вперед и назад примерно на 10 метров для установки подвески. Убедитесь в том, что автомобиль движется по прямой и не имеет тенденции к повороту. Закрепите рулевое колесо так, чтобы оно не могло вращаться. Доступным Вам способом измерьте схождение колес. В наиболее вероятном случае схождение колес с двух сторон будет не одинаковым. Удалите фиксатор рулевого колеса, слегка поверните руль до выравнивания схождения колес. Если правое колесо имеет большее отрицательное схождение (или меньшее положительное схождение) чем левое колесо, руль нужно повернуть влево и наоборот. Снова закрепите рулевое колесо и покатайте автомобиль вперед и назад. Проверьте равенство схождения колес.
После определения центрального положения рулевого управления при необходимости переставьте рулевое колесо на его шлицах так, чтобы центральное положение всегда легко распознавалось. В большинстве случаев рулевое колесо спортивного автомобиля имеет три спицы, установленные в положениях 2, 10 и 6 часов. Спица положения «6 часов» должна соответствовать центральному положению рулевого управления. Конечно, варианты установки метки центрального положения могут быть и другими, но легко распознаваемыми.
Когда автомобиль движется по прямой и ровной дороге рулевое колесо всегда остается в центральном положении (за исключением наличия заметного поперечного уклона дороги). Таким образом, метка центрального положения становится ориентиром для определения установки колес в положении прямолинейного движения.
Снова проверьте схождение колес, при необходимости отрегулируйте длину рулевых тяг. Проверьте соответствие величины схождения колес техническим требованиям. Поскольку в требованиях величина схождение дается с допуском, старайтесь устанавливать схождение ближе к минимальной границе. Для проверки отклика автомобиля на установленное схождение проведите три теста с нулевым схождением и с положительным (3 мм) и отрицательным (3 мм) схождением. Проведите три дорожных теста.
Итак, мы правильно установили рулевое колесо, схождение передних колес и длины рулевых тяг. Теперь нужно проверить установку колёс на стенде. Если автомобиль с зависимой задней подвеской, то мы должны получить 0 градусов схождения, что говорит о правильной установке заднего моста. Если прибор показывает что одно колесо имеет положительное схождение, а второе отрицательное, то ось установлена не перпендикулярно шасси и требуется регулировка. В противном случае возникает избыточная поворачиваемость автомобиля с одной стороны, когда заднее колесо с отрицательным схождением становится внешним по отношению к повороту и наоборот.
При независимой задней подвеске оба колеса должны иметь одинаковое схождение (настройку схождения задних колес лучше проводить на специальном оборудовании). Отрицательное схождение задних колес в независимой подвеске всегда ведет к плохим результатам: недостаточной поворачиваемости и подруливанию задних колес на неровной дороге. Причем подруливание очень часто бывает непредсказуемым и сбивает водителя с толку. Итак, устанавливаете положительное схождение колес независимой задней подвески. В среднем хорошие результаты достигаются при схождении в 3 мм (по 1,5 мм на каждое колесо).