Проверка отрицательного развала
Измерение высоты расположения верхней точки колесного диска над полом. |
Установите мерительный угольник рядом с колесом. Измерьте расстояние от угольника до верхней (А) и нижней (В) точки колесного диска. Способ вычисления угла показан справа. |
Проверка развала колеса проверяется при установке автомобиля на ровном горизонтальном полу при заблокированных в положении прямолинейного движения передних колесах. Для проведения измерений потребуется большой мерительный угольник и металлическая линейка. Размеры угольника должны быть примерно 500×500 мм. Этого обычно достаточно для того, чтобы проводить измерения у верхней части колесного диска.
Перед началом измерений нужно вывесить оба колеса и прокрутить их на ступице для проверки отсутствия деформации диска, иначе результаты измерений будут неверными.
Опорные точки крепления нижних рычагов подвески должны быть расположены на одной высоте над полом. Если это не так, нужно приподнять шасси так, чтобы высоты точек крепления были выровнены. Если линия, проходящая через центры точек присоединения рычагов к шасси не параллельна полу, геометрия подвески неодинакова с двух сторон автомобиля, соответственно, и развал колес будет разный.
После регулировки высоты точек крепления рычагов подвески к шасси можно начать измерения развала. Для этого мерительный угольник устанавливается рядом с колесом по его центру. Поскольку шина в нижней части колеса всегда имеет деформацию, установить угольник вплотную к колесному диску не удается. Поэтому угольник прислоняется к краю шины, с помощью линейки измеряются расстояния от края угольника до верхней и нижней точки центрального диаметра колесного диска. Разница между двумя измерениями даст величину развала в единицах длины. Угол развала колеса определиться как арктангенс отношения разницы измерений к диаметру диска. Ввиду малости углов с достаточной точностью угол развала можно вычислить по следующей формуле:
φ = 180/π–Δl/D
Пример: пусть разница Δl двух измерений составляет 8 мм, диаметр диска Dравен 406 мм, тогда угол развала колеса (φ равен 1,12° (1°07'). Строго говоря, такой метод измерений не совсем точный, но из-за простоты измерений и без применения дорогостоящего оборудования он вполне пригоден для практических целей.
После измерений развала колеса в положении прямолинейного движения колесо поворачивают на 10 и 20 градусов в обе стороны и повторяют процедуру определения развала. Таким образом, Вы с помощью простых измерений получаете «информацию к размышлению» о качестве геометрии подвески. Развал колеса с изменением угла его поворота изменяется. Например, если колеса повернуть в направлении левого поворота, развал левого колеса должен уменьшаться, а развал правого — увеличиваться. Степень потери или приобретения развала при повороте колеса зависит от угла поворота и продольного и поперечного углов наклона оси поворота колеса.
Альтернативой данным измерениям может стать передача автомобиля на специализированную станцию, имеющее оборудование для регулировки углов установки колес, но обязательно нужно предупредить специалистов станции об условиях проведения измерений. Конечно, результаты измерений будут более точные, но качественные закономерности будут одинаковы при обоих способах измерений. Возможным преимуществом измерений развала с помощью специального оборудования будет более точное определение изменения развала по углу поворота колеса.
Первым делом нужно определить, является ли развал колес с обеих сторон одинаковым. Если нет, нужно провести необходимые регулировки. При положении колес для прямолинейного движения отрицательный развал передних колес не должен превышать 1,5 градуса, рекомендуемый диапазон отрицательного развала 0÷1,5 градуса.
Измерение схождения колес
На этом рисунке показан автомобиль с отрицательным схождением колес. Линии «А-В» — представляют собой центральною ось шины. Расстояние «А-А» меньше расстояния «В-В». Метод измерения схождения описан в тексте. |
На каждое колесо белым маркером наносится метка «А» примерно по центру колеса и посередине ширины шины (ошибки нанесения метки не критичны). После передвижения автомобиля вперед устанавливается высота «В», равная высоте «А» (точные пол-оборота колеса). |
Нанесение метки на протектор шины (точка А). |
После нанесения меток «А» на оба колеса автомобиль перекатывается вперед так, чтобы метки оказались спереди. После проецирования меток на пол определяется разность расстояний (схождение) между передними и задними метками. |
Все что нужно для проведения измерения схождения (опять-таки без применения сложного оборудования), это наличие ровного горизонтального пола, маркер с толщиной линии до 1 мм, рулетка и мерительный угольник.
Сначала с помощью рулетки нужно убедиться в одинаковой длине рулевых тяг с обеих сторон автомобиля. Это непременное требование: тяги всегда должныбыть равной длины. Любое изменение длины тяг не должно превышать четверти оборота регулировочной муфты с одной стороны. Максимально допустимая разность длины рулевых тяг составляет 1 мм. После проверки длины рулевых тяг установите колеса в положение прямолинейного движения и заблокируйте рулевое колесо.
Покатайте автомобиль назад и вперед на 1÷1.5 метра для установки подвески и шин. Нанесите на задней стороне протектора шин проверяемой пары колес (передней или задней) точно на середине высоты колеса метки длиной примерно 12 мм. Затем с помощью угольника перенесите эти метки на пол, отметьте проекции меток. Перекатите автомобиль вперед так, чтобы сделанные метки снова встали на середине высоты колеса, но уже спереди (т.е. колесо должно сделать точно половину оборота). Снова спроецируйте метку на пол, как в первом случае.
Откатите автомобиль назад и измерьте расстояния между парами передних и задних меток. Если расстояние между передней парой меток больше, чем между парой задних, автомобиль имеет отрицательное схождение, в обратном случае говорят о положительном схождении колес. Абсолютная величина схождения определяется как разница расстояний между парой задних меток и парой передних меток. После проведения регулировок обязательно проведите контрольное измерение схождения (перед этим удалите с пола и шин ранее нанесенные метки). При неспешной и тщательной работе точность измерения схождения колес указанным способом достаточно высока.
Естественно, существуют много способов измерений схождения колес с помощью специального оборудования. При наличии этого оборудования следуйте инструкциям изготовителя и тщательно выполняйте все условия проведения измерений. Преимущество применения специального оборудования в том, что с его помощью легче определить индивидуальное схождение колес относительно центральной оси автомобиля.