Тема 10 логистика складирования

41. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Современный крупный склад — это сложное техничес­кое сооружение, состоящее из многочисленных взаимосвязан­ных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потре­бителями. Учитывая вышеперечисленное, склад можно предста­вить как сложную систему. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня — логи­стической цепи, которая и формирует основные требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптималь­ного функционирования.

Основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выпол­нения заказов потребителей.

Ниже рассмотрены основные функции склада.

Преобразование производственного ассортимента в по­требительский в соответствии со спросом.Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей.

Складирование и хранение позволяют выравнивать вре­менную разницу между выпуском продукции и ее потреблени­ем, а также осуществлять непрерывное производство и снабже­ние. Хранение товаров необходимо также в связи с сезонным потреблением некоторых из них.

Консолидация и транспортировка грузов. Многие потре­бители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем контейнер», что значительно увеличивает издерж­ки по доставке таких грузов. Для сокращения транспортных рас­ходов склад может осуществлять функцию объединения неболь­ших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.

Предоставление различных услуг:

• подготовка товаров для продажи;

• проверка количества и качества товаров;

• транспортно-экспедиционные услуги и др.

Оказание клиентом некоторых дополнительных услуг обес­печивает высокий уровень обслуживания склада.

42. ОПЕРАЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ НА СКЛАДЕ

Логистические функции складов реализуются в процес­се осуществления отдельных логистических операций. Комплекс выполняемых складских операций на различных складах неоди­наков. Рассмотрим состав операций, выполняемых на складах предприятий оптовой торговли.

В целом состав складских операций представляет собой следующую последовательность:

разгрузка транспорта;

приемка товаров;

размещение на хранение (укладка в стеллажи, штабели);

отборка товаров из мест хранения;

комплектование и упаковка;

погрузка;

внутрискладское перемещение грузов.

Наиболее тесная взаимосвязь склада с остальными участни­ками логистического процесса имеется при осуществлении опе­раций с входными и выходными материальными потоками, т.е. при выполнении погрузо-разгрузочных работ. Технология выпол­нения этих работ зависит от характера груза, типа транспортно­го средства, а также от вида используемых средств механизации.

Следующей существенной операцией является приемка гру­зов по количеству и качеству. В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными

товарно-сопроводительных документов.

На складе принятый по количеству и качеству груз переме­щают в зону хранения. Товар со склада предприятия оптовой торговли может доставляться заказчику силами этого предпри­ятия. Тогда на складе необходимо организовать отправочную экспедицию, которая будет накапливать подготовленный к от­грузке товар и обеспечивать его доставку покупателям.

43. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА СКЛАДОВ В ЗОНЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Решения по развитию складской сети необходимо при­нимать на основе анализа полной стоимости, что означает учет всех экономических изменений, возникающих при изменении ко­личества складов в логистической системе.

Проблема определения оптимального количества заключа­ется в следующем: если количество складов на обслуживаемой территории меньше оптимального, то транспортные расходы по доставке товара потребителю будут большими. Если же коли­чество складов будет чрезмерно велико, то при снижении транс­портных расходов на доставку потребителям повысятся эксплу­атационные расходы на содержание складов, затраты на дос­тавку товаров на склады, а также затраты на управление всей системой распределения.

Поэтому для принятия решения об использовании оптималь­ного количества складов необходимо проанализировать зависи­мость некоторых факторов от числа складов.

1. Транспортные расходы. Расходы, связанные с достав­кой товара на склады, при увеличении их количества возраста­ют, расходы, связанные с доставкой со складов потребителям, снижаются. Суммарные транспортные расходы при увеличении числа складов, как правило, убывают.

1. Расходы на содержание запасов. Суммарный запас в распределительной системе при увеличении количества складов возрастает. Это происходит из-за увеличения страхового запаса (он необходим на каждом складе), а также из-за того, что потреб­ность склада в некоторых группах товара при уменьшении зоны обслуживания может оказаться ниже минимальных норм.

2. Расходы, связанные с эксплуатацией складского хо­зяйства и управлением складской системой. При увеличении количества складов расходы, связанные с их эксплуатацией и управлением, возрастают, но менее низкими темпами, чем рас­тет число складов. Причиной этого является эффект масштаба и компьютеризация системы управления.

3. Потери продаж, вызванные удалением склада от потре­бителей (в случае небольшого числа складов). При сокраще­нии количества складов среднее расстояние до обслуживаемых пунктов возрастает. Это означает, что потребителю сложнее са­мому приехать на склад и подобрать ассортимент. Следователь­но, потери продаж при увеличении числа складов снижаются.

На основании вышеприведенных зависимостей минимизиру­ются общие затраты и соответствующее им количество складов.

44. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ СКЛАДА НА ОБСЛУЖИВАЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ

Задача размещения складов может формулироваться как поиск оптимального решения или как поиск решения, близ кого к оптимальному. Наукой и практикой выработаны методы решения задач обоих видов. Рассмотрим их более подробно.

1.Метод полного перебора. Задача выбора оптимально­го месторасположения склада решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров с помощью методов математического программирования. Однако этот метод является достаточно трудоемким, и количество переменных растет по экспоненте по мере увеличения масштабов сети.

2. Эвристические методы. Менее трудоемкими являются субоптимальные или близкие к оптимальным методы. К таким относят эвристические методы. В их основе лежит человечес­кий опыт и интуиция. Метод базируется на предварительном отказе от большого количества очевидно неприемлемых вари­антов. Опытный специалист-эксперт анализирует транспортную сеть региона, и непригодные варианты исключаются из задания. Для оставшихся спорных вариантов расчеты выполняются по

полной программе.

3. Метод определения центра тяжести системы распре­деления. Данный метод основан на вычислении центра тяготе­ния склада к определенным потребителям, т.е. распределитель­ный склад будет располагаться в определенной точке ближе к крупным покупателям.

Для применения этого метода необходимо нанести на карту

района обслуживания координатные оси и найти координаты точек, в которых размещены потребители материального пото­ка, например магазины. Координаты центра тяжести грузовых потоков, т.е. точки, в которых может быть размещен склад, оп­ределяются по формулам

n n

Х склад=∑ Гр*Хi/ ∑ Грi

i=1 i=1

n n

Y склад=∑ Гр*Yi/ ∑ Грi

i=1 i=1

где Гр, — грузооборот i-го потребителя; Xi, Уi — координаты i-го потребителя; n — количество потребителей.

Точка территории, обеспечивающая минимум транспортной работы по доставке, в общем случае не совпадает с найденным центром тяжести, но находится недалеко. Подобрать приемле­мое место для склада позволит последующий анализ возмож­ных мест размещения в окрестностях найденного центра тяже­сти.

45. Выбор между организацией собственного склада и использованием услуг наемного

Логистическая цепь может быть организована с исполь­зованием собственных складов или складов общего пользова­ния. Выбор между организацией собственного склада и исполь­зованием для размещения запаса склада общего пользования относится к классу задач «сделать или купить».

Методика принятия решения представлена на рис. 22. График функции 2 строится на основании рыночных цен за хранение товаров на наемном складе.

Затраты, руб./год

тема 10 логистика складирования - student2.ru

Грузооборот, т/год

Усланные обозначения:

Z — зависимость затрат по хранению товаров на наемном складе от объема грузооборота

F1 — зависимость затрат на грузопереработку на собственном складе от объема грузооборота

F2 — зависимость условно-постоянных затрат собственного склада от объема грузооборота

Fз = F1, + F2 — зависимость суммарных затрат на хранение товаров на собственном складе от объема грузооборота

Гб — грузооборот «безразличия», т.е. грузооборот, при котором расходы по хранению на собственном и на наемном склада равны

Рис. 22. Принятие решения о пользовании услугами наемного склада

График функции F2 параллелен оси X, так как принимаем, что условно-постоянные затраты (Спост) не зависят от грузооборота. Они включают расходы на аренду складского помещения, амортизацию техники, оплату электроэнергии, заработную плату управленческого персонала и специалистов.

Вопрос об использовании собственного склада возникает, ели объемы грузооборота выше Гб. Решение принимается на основе сопоставления разности затрат по использованию собственного и наемного складов с капитальными вложениями, необходимыми для организации собственного склада.

ТЕМА 11 ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

46. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

В последнее время большинство логистических опера­ций во всем мире осуществляется в логистических центрах. Раз­личают два типа логистических центров:

• региональные;

• логистические центры предприятий.

Региональные логистические центры имеют второе, более точное название — «мультимодальные грузовые терминалы». Как правило, это крупные хорошо оснащенные предприятия, предназначенные для оказания услуг другим предприятиям. Спектр их услуг обычно очень широк, поэтому региональные логистические центры имеют большое число различных подраз­делений, предназначенных для их оказания. Региональные ло­гистические центры обычно специализируются на массовой пе­реработке грузов по заказам различных компаний.

Логистические центры компаний очень многообразны. Их структура зависит от профиля и размеров предприятия. На мел­ких предприятиях это может быть небольшая группа специали-стов-логистиков и 2-3 компьютера. На крупных фирмах это под­разделения с многочисленным штатом и значительным количе­ством техники, объединенной в локальную сеть с выходом в Интернет. Главная трудность создания логистических центров заключается в остром дефиците высококвалифицированных кад­ров. По этой причине многие предприятия, особенно небольшие, предпочитают не создавать собственные центры, а пользовать­ся услугами региональных логистических центров.

47. СОСТАВ ТИПИЧНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Ядром логистического центра является его информаци­онно-аналитический центр, который осуществляет управление псеми информационными, финансовыми и материальными потоками, циркулирующими в нем.

Другими основными подразделениями логистических центров являются:

• крупные складские помещения, оборудованные приспособле­ниями для погрузки, разгрузки и комплектации грузов;

• открытые контейнерные площадки;

• железнодорожная станция, обеспечивающая подачу вагонов

непосредственно к разгрузочным площадкам складов и кон­тейнерным площадкам;

• морской или речной порт;

• площадка для ожидания разгрузки и погрузки автомашин;

• парк авто- и электропогрузчиков, обеспечивающих перевозку

контейнеров международного стандарта;

• парк кранов, которые используются для судов, не приспособ­ленных для горизонтального способа погрузки;

• административное здание со вспомогательными помещениями;

• служба связи;

• служба безопасности, обеспечивающая сохранность матери­альных ценностей и безопасность как сотрудников логисти­ческих центров, так и их клиентов, и др. Региональные логистические центры не всегда имеют пол­ный перечень перечисленных подразделений. В зависимости от конкретных условий, уровня спроса часть из них может отсут­ствовать.

48. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ В РОССИИ

В 1998 г. в Санкт-Петербурге образовался Транспорт­ный логистический центр, при содействии которого предполага­лось сократить время прохождения груза через пограничные пе­реходы в 2 и более раза. Учредителями данного центра явля­ются Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга, региональные таможенные структуры и Ассоциация пользователей электрон­ной передачи данных (ПЭПИ). Организационно-правовая поддер­жка работы этого центра обеспечивает программа совместных работ организаций Министерства транспорта РФ и Государствен­ного таможенного комитета РФ по вопросу упрощения процедур таможенного оформления внешнеторговых грузов по интермо­дальным линиям на базе электронных технологий и предвари­тельного декларирования.

В России сейчас формируются два крупнейших логистичес­ких центра:

• Санкт-Петербургский логистико-терминальный центр «Шушары» мощностью до 3 млн т/год или около 2,5 млрд долл. това­рооборота, стоимость 2,5 млрд долл., площадь —100-110 га, предполагаемый срок окупаемости — 6,5-8 лет. Примыкает к Московскому шоссе, находясь на пересечении железнодорож­ных путей и автодорог в непосредственной близости порта Санкт-Петербург и аэропорта Пулково;

• «Московский терминал». Его значение определяется ролью в девятом и втором (по европейской классификации) интермо­дальном коридоре. Программа логистического центра «Мос­ковский терминал» на 10-летний период оценивается а 2,5 млрд долл. при сроке окупаемости в 5,6 года. Предполагае­мая чистая прибыль — 7,5 млрд долл.

Планируется также строительство следующих логистических центров:

• в Республике Татарстан. Республика Татарстан расположена на пересечении крупных транспортных путей и поэтому явля­ется удачным местом для размещения логистического цент­ра. Судоходные пути по Волге и Каме связывают его со мно­гими городами России. В республике находится стратегичес­ки важный перекресток железнодорожных магистралей;

• в порту Находка. Через этот порт проходят значительные по объему грузопотоки. На настоящий момент выполнено техни­ко-экономическое обоснование, разработан проект и начато строительство. Стоимость проекта сравнительно невелика, так как уже имеется хорошо оборудованный порт и железнодо­рожная станция. Основные проблемы связаны с формирова­нием информационно-аналитического центра;

• в Ростове-на-Дону. Данный центр предназначен для обслу­живания большей части Юга России.

Базой для создания регионального логистического центра может служить любой региональный вычислительный или ин­формационный центр любого вида транспорта, терминала, экс­педитора при соблюдении следующих условий:

• наличие платежеспособных пользователей, нуждающихся в комплексном информационном сопровождении внешнеторго­вой перевозки;

• наличие линий связи или узлов для выхода в сеть и подклю­чения пользователей;

• наличие коллектива программистов, администраторов, базы

данных;

• взаимодействие с национальными логистическими центрами для обмена логистическими данными и др.

49. ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ В МИРОВУЮ ЛОГИСТИЧЕСКУЮ СЕТЬ

Одним из основных приоритетов внутренней и внешней политики России в современных условиях является ускоренная интеграция ее торгового и транспортного комплексов в мировое логистическое пространство, создание благоприятных условий для свободного перемещения товаров, услуг, капитала, рабочей силы. На решение этих задач нацелены президентские програм­мы («Дороги России», «Внутренние водные пути России»), фе­деральные целевые программы («Возрождение Волги», «Возрож­дение торгового флота России»), «Комплексная программа раз­вития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2005 гг.», «Концепция государственной транспортной политики Российской Федерации», ряд соглашений о сотрудни­честве России со странами СНГ в области транспорта и энерге­тики, Меморандум Комиссии ЕС и Правительства Российской Федерации об открытии международного судоходства по внут­ренним водным путям России.

В 1994 г. на Второй Общеевропейской конференции по транс­порту, состоявшейся на острове Крит, определены девять трансъевропейских коридоров между западом и востоком Евро­пы. Достигнутые результаты в реализации девяти Критских ко­ридоров рассмотрены на третьей Общеевропейской конферен­ции по транспорту в Хельсинки в июне 1997 г. и на Междуна­родной Евроазиатской конференции по транспорту в мае 1998 г. в Санкт-Петербурге.

Наиболее приоритетными направлениями развития комбини­рованных перевозок являются:

• направление север-юг: Балтика (Санкт-Петербург и окружаю­щие порты) — центр (Москва и прилегающие области) — Чер­ное море (Ростов-на-Дону, Новороссийск, Туапсе);

• направление запад-восток: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород с выходом в Сибирь и Юго-Восток;

• направление южное: волго-донский транспортный коридор, соединяющий регионы Черного, Азовского и Каспийского мо­рей.

Основная логистическая задача, реализуемая международ­ными транспортно-логистическими системами, — согласование режимов производства и потребления с сервисным режимом подачи транспортных средств, пограничной и таможенной раз­работкой, хранением, переработкой и распределением продук­ции.

ТЕМА 12 ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

50. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ

МАТЕРИАЛЬНЫМ ПОТОКОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Успешное управление материальными потоками на предприятии возможно лишь в случае выделения соответ­ствующей функции. В настоящее время постоянно изменяю­щаяся ситуация создает объективную потребность у компа­ний в создании службы логистики, отсутствие которой приводит к бессистемности и несогласованности в закупках, хранении, ценах, запасах, плохой организации складского хозяйства.

Реализация функции управления материальными потоками исторически сложившихся структурах управления показана на рис.23.

Принципиальный недостаток данной структуры заключается в том, что перечисленные на рисунке группы логистических опе­раций соединены в материалопроводящую функцию по классическому, а не по системному методу. Логистическая функция распределяется по различным службам. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рацио­нальной организации совокупного материального потока, прохо­дящего через предприятие.

Логистический подход предусматривает управление все­ми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо выделить специальную логистичес­кую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с постав­щиком и заканчивая доставкой покупателю готовой продукции.

Структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии представлена на рис. 24.

Данная структура позволяет выделить на предприятии единую функцию управления сквозным материальным потоком.

тема 10 логистика складирования - student2.ru

Рис. 23. Традиционная система управления материальными потоками на предприятиях

тема 10 логистика складирования - student2.ru

Рис. 24. Структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии

51. УПРАВЛЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОЦЕССОВ В ЛОГИСТИКЕ

В традиционно организованных системах управления материальными потоками основным показателем при выборе по­ставщика чаще всего является цена. Логистическая организация, продолжая отдавать должное цене поставляемых товаров, тем не менее основной акцент переносит на время исполнения за­каза.

Поставщик, не осознающий фактора времени процесса и не имеющий системы, способной удовлетворить временные потреб­ности быстро изменяющихся рынков, проигрывает в конкурент­ной борьбе.

Цепь логистической службы состоит в поиске возможностей для сокращения разрыва времени исполнения заказа. Этого можно достигнуть двумя путями:

• уменьшением времени на совершение операций у поставщи­ка по всей логистической цепи;

• увеличением цикла заказа покупателя посредством получе­ния более раннего извещения о его потребности, в том числе и с помощью улучшенного прогноза спроса.

В условиях сокращения жизненного цикла продукта, измен­чивого спроса и постоянного давления конкурентов возможность гибкого временного реагирования является определяющим ус­ловием успеха.

В настоящее время рынки являются «времячувствительными», поэтому поиски решений в области сокращения времени логистических процессов являются актуальными.

Наши рекомендации