ТЕМА 6. Производственная логистика

Вопрос 23. Предмет производственной логистики

Материальный поток на своем пути от первичного ис­точника сырья до конечного потребителя проходит ряд произ­водственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производ­ственной логистики.

Целью производственной логистики является оптимизация материальных потоков внутри предприятий, создающих матери­альные блага или оказывающих услуги. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике — их терри­ториальная компактность.

Участников логистического процесса в рамках производствен­ной логистики связывают внутрипроизводственные отношения.

К производственным логистическим системам можно отнести:

• промышленное предприятие;

• оптовое предприятие;

• узловую грузовую станцию;

• узловой морской порт.

Производственные логистические системы можно рассмат­ривать на макро- и микроуровнях. В первом случае производ­ственные логистические системы выступают в качестве элемен­тов макрологистических систем: Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков.

На микроуровне производственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношени­ях и связях друг с другом и образующих определенную целост­ность: закупка, склады, запасы, производство, транспорт, инфор­мация, сбыт и кадры. Эти подсистемы обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы.

Вопрос 24. Толкающие и тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике

Управление материальными потоками в рамках произ­водственных логистических систем может осуществляться дву­мя различными способами.

Первый вариант носит название «толкающая система» и представляет собой систему организации производства, в кото­рой предметы труда, поступающие на производственный учас­ток, непосредственно этим участком у предыдущего технологи­ческого звена не заказываются. Материальный поток «выталки­вается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством (рис. 15).

ТЕМА 6. Производственная логистика - student2.ru Покупатель

Заказ товара

Система управления, формирующая задание для всех отделов или цехов

ТЕМА 6. Производственная логистика - student2.ru

Рис. 15. Схема толкающей системы управления материальным потоком на производстве

Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым распространением вычислитель­ной техники. Эти системы позволили согласовывать и коррек­тировать планы и действия всех подразделений предприятия с учетом постоянных изменений.

Второй вариант организации логистических процессов на производстве носит название «тянущая система» и представ­ляет собой систему организации производства, в которой де­тали и полуфабрикаты подаются на последующую техноло­гическую операцию с предыдущей по мере необходимости (рис. 16).

При данном способе организации производства центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не уста­навливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена оп­ределяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным зве­ном производственной технологической цепи.

Тянущая система имеет некоторые преимущества перед тол­кающей, так как персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих раз­мер оптимального заказа, чем это могла бы сделать централь­ная система управления.

Заказ товара

ТЕМА 6. Производственная логистика - student2.ru

Заказ на материал Заказ на заготовки Заказ на детали

Материальный поток

Информационный поток

ТЕМА 6. Производственная логистика - student2.ru

ТЕМА 6. Производственная логистика - student2.ru Рис. 16. Тянущая система управления материальным потоком на производстве

Вопрос 25. Качественная и количественная гибкость производственных систем

Производство в условиях рынка может укрепить свои позиции лишь в том случае, если оно способно быстро реаги­ровать на изменение спроса. До 70-х гг. предприятия решали эту задачу за счет наличия на складах запасов готовой продук­ции. В настоящее время логистика предлагает адаптировать­ся к изменяющимся условиям за счет запаса производствен­ной мощности.

Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем.

Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия уни­версального обслуживающего персонала и гибкого производства.

Количественная гибкость может обеспечиваться за счет ре­зерва рабочей силы или резерва оборудования.

ТЕМА 7. Информационная логистика

Вопрос 26. Информационный логистический поток

Информационный поток — это совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, которые необходимы для управле­ния и контроля за выполнением логистических операций. Инфор­мационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом поток информа­ции может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

• опережающий информационный поток во встречном направ­лении содержит, как правило, сведения о заказе;

• опережающий информационный поток в прямом направле­нии — это предварительные сообщения о предстоящем при­бытии груза;

• одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных пара­метрах материального потока;

• вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза, разнообразные претензии или подтверждения. Информационный поток характеризуется следующими пока­зателями: источником возникновения, направлением движения, скоростью передачи и приема, интенсивностью потока и др.

Исходя из вышесказанного, управлять информационным потоком можно следующим образом:

• изменяя направление потока;

• изменяя скорость передачи информации;

• ограничивая или увеличивая объем потока информации.

Измеряется информационный поток количеством обрабаты­ваемой или передаваемой информации за единицу времени. Это может быть количество документов или количество единиц ин­формации, измеряемых в байтах.

Вопрос 27. Информационные логистические системы

Информационная логистическая система — это опреде­ленным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая ре­шение тех или иных задач по управлению движением матери­ального потока.

Информационные системы можно подразделить на две под­системы:

• функциональную;

• обеспечивающую.

Функциональная подсистема состоит из совокупности реша­емых задач, сгруппированных по признаку общности цели.

Обеспечивающая подсистема включает в себя следующие элементы:

• техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств для обработки и передачи информационных потоков;

• информационное обеспечение, которое включает определен­ные периодически обновляемые справочники (в том числе и нормативные документы), классификаторы, кодификаторы;

• программное обеспечение, позволяющее решать задачи уп­равления материальными потоками, обрабатывать тексты, получать справочные данные.

Формирование информационной системы — сложный и мно­гоплановый процесс, в котором используются достижения совре­менных информационных технологий, новейшие компьютерные системы. Это делает возможным успешное руководство произ­водственными процессами на основе применения адекватной информационной техники, методов и форм информационного обеспечения логистической системы в целом.

Вопрос 28. Классификация информационных систем

На уровне отдельного предприятия информационные системы можно классифицировать следующим образом:

• плановые;

• текущие;

• оперативные.

Плановые информационные системы создаются на админи­стративном уровне управления и служат для принятия долго­срочных решений стратегического характера. Среди задач, ре­шаемых плановой системой, могут быть:

• создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

• управление условно-постоянными данными;

• общее управление запасами;

• управление резервами и другие задачи.

Текущие информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения от­лаженной работы логистических систем.

Здесь решаются следующие задачи:

• детальное управление запасами (определение мест склади­рования);

• распоряжение внутрискладским транспортом;

• отбор грузов по заказам и их комплектование и другие задачи.

Оперативные информационные системы создаются на уров­не исполнителей. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении груза в данный момент и своевременно выдавать административные и управляющие воздействия на объект управления.

Вопрос 29. Принципы построения информационных систем в логистике

При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.

Наши рекомендации