Образец меморандума о взаимопонимании между авиакомпанией и ассоциацией пилотов относительно осуществления программы адп

1. Вспомогательная информация

Программа анализа данных полета, ПРОГРАММА АДП, формирует часть системы безопасности авиакомпаний. Информация, записанная во время полета, может содержать данные, необходимые для улучшения системы безопасности полета, а также существует возможность при несоответственном и неуместном ее использовании нанести вред отдельно взятому члену экипажа или компании в целом.

В данном документе содержится описание протоколов, которые дадут возможность получения большей пользы в обеспечении безопасности посредством полученных сведений. В то же время возникает необходимость компании в видимых результатах достижения безопасности и одновременно законного подхода со стороны сотрудников.

ПРОГРАММА АДП во всех отношениях соответствует установленной Инструкции № Х (SIN X) авиакомпаний, программе предоставления донесений об опасности. «Причина расследования любого несчастного случая или инцидента должна установить факты и причина для предотвращения дальнейших подобных ситуаций. Разделение ответственности и обязательств не является первоочередной задачей».

Данные задачи соответствуют намерениям и целям ИКАО Приложение 6 (Часть 1 Глава 3). «Программа анализа полетных данных должна вести политику ненаказания и предоставлять гарантии для защиты источника информации.

2. Общие цели

Долгое время авиакомпании и Ассоциация пилотов исключали возможность получения большой пользы от внедрения ПРОГРАММЫ АДП, работая в духе обоюдного сотрудничества по направлению к улучшению обеспечения безопасности. Строгие правила иногда могут препятствовать продуктивности. Поэтому те правила, которые включены в ПРОГРАММУ АДП, свободны для исследования новых путей посредством взаимного согласия, пониманием того, что данная программа – это программа обеспечения безопасности, а не дисциплинарная программа. Отсутствие жестких правил означает, что непрерывный успех данной программы зависит от обоюдного доверия, которое является ключевым моментом.

2.2. Главной задачей изучения сведений полета по программе является обеспечение безопасности полета. Следовательно, целью любого ремонтно-исправительного действия является получение и изучение максимальной информации для того, чтобы:

предотвратить повторение и

пополнить общие действующие знания.

2.3. Общей задачей является решение возникших проблем и переживаний, поднятых ПРОГРАММОЙ АДП, по возможности без установления личности членов экипажа. Тем не менее, возникают ситуации, когда анонимность не допускается и данный документ продолжает дальнейшее ведение протокола в соответствии с SIN X.

2.4. Признано и одобрено требование авиакомпаний постоянного контроля действий за расследованиями по ПРОГРАММЕ АДП. Это значит, что данный контроль будет вестись внутри авиакомпании (без занесения в дело личности члена экипажа), т.о. чтобы защищать потребности авиакомпании.

2.5. Следующей целью ставится донесение информаций о полете до внешней группы (CAA, FAA, университетов, производств и т.п.) для проведения научно-исследовательской работы по безопасности полета.

Ассоциацию пилотов информируют о каждой передаче данных. В случае, если данная информация окажется единственно полезной (напр., может быть привязана к определенному полету) авиакомпания признает конфиденциальность источника.

3.Устройство

Устройство и обязанность Группы Регистраций информации полетов определены в FCO Y.Члены группы встречаются один раз в месяц. Состав Группы:

Председатель Правления (Руководитель полетов по ПРОГРАММЕ АДП)

Представитель каждого отделения авиапарка

Представитель Отдела Регистраций информации полетов (Инженерно-технический работник)

Представитель Службы технической поддержки

Аналитик информации о полетах из Отдела по действующим полетам

Представители Ассоциации пилотов (2 человека по ближним перелетам и 1 человек по дальним перелетам)

Устройство и обязанности действующей Группы Регистрации информации действующих полетов определены в FCO Y. Члены Группы встречаются два раза в месяц. Состав Группы:

Председатель Правления (Руководитель полетов по ПРОГРАММЕ АДП)

Аналитик информации о полетах из Отдела по действующим полетам

Руководитель Отдела регистраций информации полетов (Инженерно – технический работник)

Руководитель Службы технической поддержки

Председатель Службы Безопасности

Представитель Группы Безопасности САА

Представитель Ассоциации пилотов.

4.Управление

4.1 Охват

Данная секция касается происшествий, обнаруженных в результате ежедневной деятельности ПРОГРАММЫ АДП.С момента когда пилот сделал рапорт по обеспечению безопасности в воздухе или доклад о каком-либо событии своему руководителю, ответственность за расследование ложится на организацию, хотя Группа поддержки ПРОГРАММЫ АДП может оказывать содействие. В данном случае обеспечивается анонимность пилота.

Следующий список дает руководства к действиям по расследованию в соответствии с ПРОГРАММОЙ АДП. Это не означает, что расследование будет исчерпывающим и не предотвратит последующих действий для достижения соглашений между авиакомпанией и Ассоциацией пилотов, которые могут возникнуть в соответствии с общими целями, описанными ранее.

Наиболее подходящие действия в той или иной ситуации обсуждаются и принимаются авиакомпанией, представляемой Руководителем полетами по ПРОГРАММЕ АДП и представителем программы Fleet FDA и Ассоциацией пилотов, представляемой лицом из Ассоциации, имеющим непосредственное отношение к делу. Руководитель авиапарка может предложить проведение дополнительных процедур. Он направляет свое прошение представителю программы FLEET FDA, который в свою очередь советуется с Руководителем полетами по ПРОГРАММЕ FDA и представителем Ассоциации пилотов, имеющим отношение к данному разбирательству.

4.2.1. Ассоциации пилотов может быть предложено проведение телефонного опроса, касающегося данного происшествия. Телефонный звонок может послужить похвалой в сторону хорошо-контролируемой ситуации, а так же получить более подробную информацию о происшествии и причинах, послужить напоминанием соответствующих стандартов действующей процедуры.

Правление авиапарка может задавать пилотам специфические вопросы или затрагивать темы, касающиеся дела во время таких телефонных переговоров. В данной ситуации анонимность пилота сохраняется, а запись переговоров передается авиакомпании в соответствии Секции 5 данного соглашения.

Ассоциации пилотов может быть предложен непосредственный контакт с пилотом, у которого количество пришествий выше среднего уровня; провести беседу с пилотом и узнать причины. Снова, Правление авиапарка может задавать пилотам специфические вопросы или затрагивать темы, касающиеся данного дела, во время телефонных переговоров. В данном случае анонимность пилота сохраняется и запись переговоров передается в соответствии Секции 5 данного соглашения.

Получение информации, изложенное в пунктах 4.2.1. и 4.2.2., может означать, что закрытие прений не будет произведено без дальнейшего расследования. Примеры возможных действий :

Регистрация ASR –см. 4.2.4.. Предложение пилоту обратиться непосредственно к правлению авиапарка. – см. 4.2.5.

Требование к пилоту пройти тренинг для получения определенной аккредитации.- см. 4.2.6.

В случае, если данное происшествие в правомочиях ASR, но никто не был зарегистрирован, Ассоциации пилотов может быть предложено произвести регистрацию одного или нескольких пилотов. Т.о. регистрацию обстоятельств данного происшествия можно трактовать как регистрацию, происшедшую непосредственно сразу после происшествия.

Ассоциации пилотов может быть предложено пригласить пилота на беседу с правлением авиапарка. В случае согласия пилота, ему засчитается непроизведенный им доклад на происшествие.

Итак, п.10.1. SIN X гласит «Это не есть нормально, когда политика авиакомпании устанавливает дисциплинарные взыскания в ответ на предоставление донесений о каком – либо происшествии, угрожающем безопасности».

Запись данной беседы отсылается пилоту, а копия остается в авиакомпании в соответствии с Секцией 5 данного документа.

Пилоту может быть предложено пройти дополнительный тренинг и засчитать его необходимостью после консультации с Правлением авиапарка. Авиакомпания проводит тренинг, Ассоциация пилотов поддерживает дальнейшую связь с пилотом.

Запись любого тренинга отсылается пилоту, а копия остается в авиакомпании в соответствии с Секцией 5 данного документа.

Если происшествие влечет за собой серьезные последствия, становится причиной катастрофы, Ассоциации пилотов будет предложено раскрыть анонимность пилотов. Ассоциация пилотов осознает, что это проводится в интересах безопасности полетов, и не может смириться с безрассудными, небрежными и даже опасными действиями пилота и соглашается на данное требование.

Снятие анонимности производится Представителем старшей Ассоциации пилотов после консультации с Председателем Ассоциации пилотов.

О снятии анонимности пилота извещает представитель старшей Ассоциации пилотов и предлагает ему\ей сопровождение представителем Ассоциации пилотов на последующие интервью.
Если между организациями по перелетам и Ассоциацией пилотов не достигается соглашения касательно чрезвычайного происшествия на получение правомочий по снятию анонимности, то последнее слово остается за избираемым кандидатом. Как правило, это может быть Глава Службы Безопасности авиакомпании, который поддерживается Ассоциацией пилотов и каждый год вновь подтверждает эту приемлемость.

Преднамеренное невнимание Программы СДП.

Если обнаруживается, что пилот преднамеренно игнорирует Программу СДП авиакомпании, его расценивают как:

В случае, если нарушение Программы СДП не подвергает опасности воздушное средство и пассажиров, то опрос пилота производится представителем Ассоциации. Анонимность в данном случае сохраняется. Пилоту отправляется письмо с предупреждением о снятии анонимности при возникновении повторной операции.

Если нарушение Программы СДП подвергает опасности воздушное средство и пассажиров Ассоциация пилотов потребует снятия анонимности в соответствии с п. 4.3.

В случае, если пилоты отказываются сотрудничать с Ассоциацией пилотов в отношении достижения соглашения, авиакомпания требует от ассоциации пилотов взятия ответственности за контакт с пилотом на себя, а также все последующие процедуры.

Ассоциацией пилотов будет сделано напоминание данному пилоту из инструкции SIN X « В случае, если сотрудник не предоставляет донесение, которое послужило возникновению угрозы для обеспечения безопасности, он\она будут разоблачены и подвергнется дисциплинарным взысканиям».

1. 5.Закрытие дела

Большинство происшествий согласно ПРОГРАММЕ АДП не настолько серьезны, чтобы служить оправданием к дальнейшим разбирательствам, такие дела «закрываются». Те происшествия, которым требуются дальнейшие разбирательства определяются как «открытые». Когда расследование доведено до конца требуют позитивного закрытия.

Запись и регистрация всех событий, требующих разбирательств, хранится в авиакомпании. Во время разбирательства каждого такого происшествия ведется запись до момента окончания ведения дела.

Записи хранятся в Базе данных авиакомпании.

Ни одной записи не сохраняется в личном деле пилота.

Правлением авиапарка каждому задействованному в деле пилоту направляется письмо, за исключением ситуации если дело, связанное с одиночным происшествием, курируется представителем Ассоциации пилотов по телефону.

Данное письмо регистрирует исходное соглашение, последующие беседы и\или разбирательства, а также все виды на будущее.

Содержание записей в Базе данных ПРОГРАММЫ АДП:

В каждом деле о происшествии в Базе данных отображается следующая информация:

Запись любого телефонного опроса пилота

Запись любого опроса Правлением компании

Копия письма пилоту

Запись дополнительного тренинга пилота

Возможный другой документ, имеющий отношение к разбираемому делу.

В записи не встречается никакой информации, указывающей на личность пилота.

Доступ Правления Организации перелетов к Базе данных ограничивается только пометкой «закрытого» или «открытого» дела. Содержание записи остается недосягаемой. Происшествия не связываются с конкретным полетом или пилотом.

Руководитель полетами по ПРОГРАММЕ АДП имеет доступ к текущим делам и может связать отдельное происшествие и пилота, используя 5-значный код в ПРОГРАММЕ АДП. Но личность пилота установить невозможно.

Доступ представителя Ассоциации пилотов к Базе данных аналогичен доступу Руководителя полетами за исключением наличия декодирующей программы для установления личности пилота посредством 5-значного кода.

В обязанности Руководителя полетами входит вычисление пилотов, имеющих более одного правонарушения за допустимый период времени и доведение полученной информации до сведения Руководства авиакомпании.

Запрос информации по обеспечению безопасности (ИОБ)

6. 1Информация о 15 первых и 15 последних минутах каждого полета хранится в базе данных, известной как ИОБ. Данная Информация доступна только Руководителю полетами если, и только если:

ASR был зарегестрирован в данный период времени полета

Капитан экипажа дал согласие на просмотр данной информации

Для того, чтобы просмотреть данные в ИОБ, Руководителю полетов необходимо зарегистрироваться в системе для получения доступа к информации. Причина указывается в каждом случае. Представители Ассоциации пилотов могут прослеживать эти действия.

Сохранение информации

7.1 О каждом происшествии в ПРОГРАММЕ АДП сохраняется необработанная информация о полете, которую можно просмотреть в виде схемы или анимации.

Здесь также сохраняется информация, которая определяет полет (по дате и регистрации) и пилота (по 5-значному коду ПРОГРАММЫ АДП), недоступная для прочтения членами Руководства организации полетов и FPD

Данная информация необходима для анализа происшествия и анонимного контроля индивидуальных достижений пилота на протяжении определенного периода времени.

Более того, в данной Базе данных сохраняются некоторые необработанные сведения о каждом полете, как описывалось в Секции 6.

Компания не сохраняет информацию дольше, чем это необходимо и в любом случае удаляет всю информацию о полетах и все средства для идентификации полета и членов экипажа в течение 2 лет после полета.

О происшествиях, имевших место более 2 лет назад, информация сохраняется в Базе данных, но сведения о полетах и членах экипажа удаляются.

8. Доступ представителей Ассоциации пилотов к конфиденциальной информации

Для выполнения своих обязательств представителям Ассоциации пилотов необходим доступ к конфиденциальной информации авиакомпании, подчиненной Акту о защите информации.

По предварительной договоренности представитель должен подписать Соглашение о неразглашении, где точно определены условия, по которым можно использовать данные сведения. Нарушение условий данного Соглашения приводит к отстранению Группы ПРОГРАММЫ АДП и может послужить причиной дисциплинарного взыскания.

Для того, чтобы связаться с членами экипажа, допустившими происшествие, (см. Секцию 4), представителю Ассоциации пилотов потребуется:

16-38

- Идентификация полета (дата, регистрация, номер рейса);

- Способность определить членов экипажа данного рейса и возможность связаться с ними; и

- Электронная копия, содержащая информацию о данном рейсе и возможность считать ее.

Авиакомпания обеспечивает каждого представителя ноутбуком, с перезагруженным программным обеспечением, для того, чтобы соответствовать установленным требованиям:

- Определение полета производится посредством передачи информации через электронную почту от Группы ПРОГРАММЫ АДП;

- Определение членов экипажа и их контактных данных происходит посредством дистанционного подхода к системе планирования членов экипажа Ассоциацией пилотов; и

- Информация о полете передается через электронную почту и становится доступной при пользовании перезагруженного программного обеспечения.

Для определении пилота по его\ее 5-значному коду ( см. п.4.2.2.), представитель Ассоциации пилотов обеспечивается декодирующим диском, для использования его в Базе данных.

Для окончания работы в данной ПРОГРАММЕ АДП, представитель Ассоциации пилотов возвращает ПК и декодирующий диск авиакомпании. Снятие копии с данного программного обеспечения не допускается.

Подписано в интересах авиакомпании: Подписано в интересах Ассоциации пилотов:

_____________________________________ _______________________________________

Имя _________________________________ Имя:___________________________________

Дата:________________________________ Дата:__________________________________

Приложение 4 к Главе 16

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА БЕЗОПАСНОСТЬ САЛОНА8

На рабочую обстановку и окружение в кабине членов экипажа влияет целый ряд человеческих факторов. Для развития программы безопасности кабины экипажа рассмотрим наиболее распространенные человеческие факторы:

Управление ресурсами экипажа (УРЭ). С возрастающим количеством сотрудников члены экипажа должны работать как единая команда. Тренинг команды по данной программе включает в себя:

а) Навыки общения и межличностных отношений.Нерешительность в общении может послужить возникновению чрезвычайной ситуации во время полета. Необходима вежливая самоуверенность для эффективного сотрудничества.

б) Знание ситуации.Поддержание точного восприятия окружающей обстановки требует умения задавать вопросы, навыков проверки, обработки и модернизации восприятия.

в) Решение возникших проблем, навыки принятия решений и оценкамогут стать решающим фактором в возникновении чрезвычайной ситуации во время полета, а также экстренной эвакуации.

г) Лидерство \ Последовательность. Если во время полета присутствующие требуют хорошо-организованного командования, члены экипажа должны с уважением относится к руководству полета и беспрекословно выполнять команды в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Усталость.Нарушение суточного ритма организма в связи с перелетами через несколько часовых поясов и другие нарушения норма сна являются неотъемлемой часть работы экипажа. Усталость может сильно подорвать реакцию в экстренной ситуации.

Требуется максимум внимания во время взлета и посадки, когда особенно ощущается усталость, накопленная за длительный рабочий период.

Факторы личности. От членов экипажа требуется умение в управлении, различные по типу характера. В дополнение, культурные отличия могут влиять на исход во время экстренной ситуации, не только среди пассажиров, но и в кабине пилотов.

Перенапряжения и стресс.Обязанности членов экипажа различаются во многом, особенно во время длительных рейсов. Умение совладать со стрессом в результате перенапряжения и скукой является основным для поддержания сознания и умственной остроты во время возникновения чрезвычайной ситуации.

Компетентностьили функция пережитого опыта. Является жизненноважной для достижения максимальной эффективности. Сложные повторяющиеся ситуации, возникающие в результате перемены одного воздушного средства на другое, могут подвергнуть риску в затруднительной ситуации и возможно неподходящее изменение характера.

Дизайн оборудования.Во время проведения проверок по технике безопасности особое внимание нужно уделять дизайну оборудования, которое может подвергнуть риску исполнение точных обязанностей экипажем (прочность материалов, досягаемость, удобство в использовании).

________________________________

8 Для более глубокого понимания человеческих факторов, влияющих на безопасность членов кабины экипажа, см. Руководство по спецподготовке и тренировке человеческих факторов (Док. 9683) и Справочник по проверке безопасности и путеводитель по человеческим факторам(Док. 9806).

Приложение 5 к Главе 16.

ОТЧЁТ БОРТПРОВОДНИКОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ9

Программа компании о передаче рапорта о происшествиях должна включать в себя обеспечение соглашений по безопасности бортпроводников. По необходимости, данные доклады могут быть строго конфиденциальны. Информация, которая должна быть освещена обслуживающим персоналом:

Наши рекомендации