Коммерчески выгодные системы
Растущее число коммерчески выгодных систем донесений, функционирующих на персональном компьютере (ПК) и относительно недорогих; как оказалось, хорошо подходит для выполнения контроля систем компании. Эти серийные компьютерные программы, которые могут быть использованы для донесений о случаях и угрозе, относящихся к безопасности, включают в себя
все критерии: они собирают и хранят данные, выдают донесения, и могут быть использованы для
анализа тенденций изменения уровня безопасности и контролирования работы системы безопасности.
Далее приведены три примера таких систем:
Информационная Система БезопасностиBritishAirways(ВАSIS)была создана для летных экипажей как программа компании по донесениям о происшествиях. Эта программа, основанная на использовании ПК, была доведена до совершенства и стала практически стандартом для данной отрасли по сбору и контролю информации, касающейся безопасности. В настоящее время она используется более чем 100 авиакомпаниями и организациями, связанными с авиацией. Новые системы создаются, совместимыми с BASIS.
Некоторое количество модулей BASIS сейчас доступны, они охватывают широкий спектр действий, относящихся к предотвращению несчастных случаев. За дальнейшей информацией по BASIS, обращайтесь к http://www.winbasis.com.
INDICATE(Выявление Необходимых Защитных Средств в Гражданской Авиации) – это программа контроля безопасности разработанная в Австралии для обеспечения простого, экономичного, надежного способа фиксирования, контроля и донесения информации по угрозе безопасности.
Программное обеспечение INDICATE было создано в Microsoft Access и легко устанавливается на совместимых с Windows ПК. Оно обеспечивает логическую и последовательную методологию в донесениях и группирует угрозы безопасности; является простым и быстрым способом вынесения рекомендаций и ответов на донесения; обеспечивает базой данных, по которой отслеживаются и в которой записываются угрозы безопасности; является автоматизированным средством для создания донесений об угрозах безопасности, так чтобы они были доступны всем, кто в них заинтересован. Это также удобный механизм для проведения проверок по безопасности. Транспортное Бюро по Безопасности (Австралия), ATSB, проводит бесплатное установление данной компьютерной программы. За дальнейшей информацией по INDICATE обращайтесь http://www.atsb.gov.au.
Система Донесений Летного состава о Происшествиях(AIRS)была создана компанией Airbus Industries в помощь клиентам компании для установления их собственной конфиденциальной программы донесений. Она была разработана с целью повышения уровня понимания роли человеческого фактора при происшествиях.
AIRS фокусируется на сборе и осмыслении систематических нарушений, указанных в донесениях о происшествиях; а также на поведенческих аспектах. Аналитическая часть AIRS имеет своей целью обеспечение ответами на вопрос, «каким образом» и «почему» произошел тот или иной инцидент. В особенности, AIRS нацелена на повышение уровня понимания человеческого фактора, лежащего в основе происшествий.
Программное обеспечение AIRS позволяет сохранять стандартизированные данные о процедурах полета и действиях в салоне. Она совместима с BASIS и проста в использовании.
ПРОГРАММА АНАЛИЗА ДАННЫХ ПОЛЕТА (АДП)
ВВЕДЕНИЕ1
Программа АДП, которую иногда называют Контроль Данных Полета (КДП) или Обеспечение
Качества Воздушных Операций (ОКВО), предусматривает новый способ для определения возможного риска. Программа АДП является логическим дополнением полетных рисков, донесений о происшествиях (как описывалось ранее) и системы LOSA (как описывается далее).
1 Выдержано из OFSH 3.8
16-5
Что такое Программа АДП?
Первоначально основное использование звукозаписывающей аппаратуры во время полетов ставило целью помочь при расследовании происшествий, особенно тех, в результате которых погибали все члены экипажа. Позже оказалось, что анализ записанной информации также полезен для лучшего понимания серьезных инцидентов. При установленном доступе к записанным сведениям о полете, многое можно понять о безопасности полетов и о летных качествах корпуса самолетов и двигателей. Полученные ценные сведения о ежедневной деятельности очень полезны, т.к. рассматривают несчастные случаи и аварии в перспективе. В добавок, анализ неясных сведений мог бы помочь в распознании риска безопасности до того, как несчастный случай будет иметь место.
Для извлечения пользы из данных достижений, авиакомпании устанавливают системы с целью реабилитации и возможностью анализа записываемых сведений во время полета. Не смотря на дискуссии, авиационная промышленность медленно перенимает практику установленного уже порядка анализа записанных полетных данных в поддержку программ безопасности своих компаний. Сегодня, скорее чем просто реакция на серьезные происшествия, у руководства появился другой способ для определения угрозы безопасности и уменьшения сопутствующих рисков
В данном руководстве Программу Анализа Данных Полета (АДП) можно определить как:
Действующая и ненаказательная программа для сбора и анализирования сведений, полученных в обычных полетах, для улучшения характеристик экипажа, установленных процедур, летного тренинга, процедур контроля летного движения, навигационных служб, эксплуатационного содержания воздушного средства и его конфигурации.
Любая Эффективная Программа АДП требует сотрудничества с группой пилотов. Очень важно достичь соглашения для дальнейших процессов, касающихся ненаказательных аспектов данной программы. Как правило, эти детали оговариваются заранее и включаются в соглашение между Правлением и экипажем.
Выгоды программ АДП
Сегодня Программы АДП все чаще и чаще используются для контроля и анализа воздушных операций и технических данных. Программа АДП является логическим компонентом продуманной системы безопасности управления, особенно для крупных авиакомпаний. Успешные программы поддерживают соблюдение правил стандартных операционных процедур, сдерживают нестандартное поведение и повышают безопасность полета. Они могут выявлять неблагоприятные тенденции в процессе полета и таким образом содействовать расследованию происшествий, нежели тех, которые имели серьезные последствия. Анализ данных полета используется для выявления превышений полетных параметров и определения нестандартных процедур, слабых сторон в системе УВД и аномалий в эксплуатационных качествах самолета. АДП учитывает контроль за большим количеством аспектов профиля полета, такими как соблюдение правил предписанного взлета, набора высоты, полета, снижения, прибытия, приземления и СОП. Специфические аспекты полетных операций могут быть проверены либо ретроспективно, для определения проблемных зон, либо проактивно, до представления операционной перемены, либо позже, для определения ее эффективности.
Во время анализирования происшествия, сведения с записываемого устройства сравнивают со сведениями FLEET PROFILE, таким образом облегчая анализ систематических аспектов происшествия. Может случится, что параметры полета с происшествием незначительно отличаются от других полетов, и, возможно, служат признаком для изменений в действующей технике или подготовке. Например, было бы возможно определить является ли скрип в хвостовой
части самолета при посадке единичным или симптоматическим явлением дальнейшей труднорешаемой проблемы, такой как яркое искрение при посадке или неуместный удар при управлении.
16-6
Программы контроля двигателя требуют автоматизированного анализа сведений, полученных при использовании записывающей аппаратуры во время полета, для получения более достоверного анализа. Ценность сведений о состоянии двигателя, зашифрованных вручную, ограничена в точности, своевременности и достоверности. Использование звукозаписывающей аппаратуры помогает получить более точный анализ за короткий период времени, таким образом увеличивая возможность предотвращения чрезвычайной ситуации. Также возможно проведение контроля над другими аспектами,, касающихся корпуса самолета и систем.
Таким образом, Программы АДП предлагают широкий спектр потенциальных применений для безопасности управления, улучшения в операционной продуктивности и экономии. Общие сведения, полученные в результате многих полетов, могут быть полезны при:
а) Определении операционных норм для ежедневных исполнений;
б) Опознании небезопасных отклонений;
в) Облегчении сертификации оборудования и СОП;
г) Опознании операционного риска в специфических действующих процедурах, авиапарках, домицилии, аэропортах, процедурах УВД т т.д.;
д) Контроле эффективности специфических действий по безопасности;
е) Поддержке программ ОКВО и проверок безопасности;
ж) Сокращении текущих расходов и расходов на техническое обслуживание;
з) Поддержании учебных процедур; и
и) Обеспечении техническими измерительными приборами.
ТРЕБОВАНИЯ ИКАО
Распознавая возможность предотвращения несчастного случая, ИКАО предлагает условия для назначения Программы АДП частью программы управления безопасности оператора. Операторы крупных авиакомпаний, уполномоченные управлять международными коммерческими воздушно-транспортными операциями, ответственны за выполнение ненаказательной Программы АДП, которая содержит соответствующие гарантии для защиты источника(ков) информации. Возможно получение ряда услуг от подрядчика для управления программой.
От 1 января 2005 г., оператор самолета с превышением максимальной массы, разрешенной для взлета, на 27 000 кг должен установить и сохранить Программу АДП как часть своей программы безопасности полета и техники безопасности ИКАО Приложение 6 Часть 1 Глава 3 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ АДП
Символично, сведения АДП используются сегодня в следующих пяти сферах:
а) Выявление нарушений;
16-7
б) Принятая система мер;
в) Расследование нарушений;
г) Продление пригодности самолета к полету; и
д) Общая база данных (или полный анализ безопасности).
Выявление нарушений
Первоначально Программа АДП может быть использована для выявления нарушений или безопасных происшествий, таких как отклонение от ограничений в ручном управлении во время полета, стандартных операционных процедур, или хорошего летного мастерства. Ряд центральных событий (обычно поставляемых продавцами программного обеспечения АДП при договоренности с оператором \ производителем и т.д.) устанавливает основные сферы интересов операторов.
Пример:Высокая скорость вращения при старте, предупреждение о потере скорости, предупреждениеGPWS, нарушение клапана ограничения скорости, быстрое приближение, высокое \ низкое наклонное планирование, жесткая посадка.
Программа АДП обеспечивает полезной информацией по безопасным происшествиям, которая дополняет сведения, изложенные в докладах экипажа.
Пример:Заниженное приземление, экстренное снижение, остановка двигателя, плохой взлет, повторный заход на посадку, предупреждениеTCASилиGPWS, неисправная работа систем и др.
Компании могут видоизменять ряд центральных событий (в соответствии с соглашением, заключенным с пилотами авиакомпании) для того, чтобы отчитаться за нестандартные ситуации, имевшие место быть, или СОП, к которым они прибегли.
Пример:Избежать досадных и неуместных отчетов о несоответствии стандартных маршрутов вылета по приборам
Они могут дать характеристику новым событиям (с согласия пилотов) для обращения к специфическим проблемным сферам.
Пример:Запрещение использования конкретных деталей закрылков для продления их срока действия.
Следует быть чрезмерно осторожным для того, чтобы избежать нарушения, и члены экипажа не делают попыток пилотировать по шаблону АДП, также как и следовать СОП. Такие действия могут привести к еще более серьезным последствиям.
Принятая система мер
Информация, полученная во время всех, а не только выборочных, полетов, сохраняется в Базе данных. Сохраняется выбор мер, что является достаточным для того, чтобы дать характеристику каждому полету и принять во внимание сравнительный анализ широкого ряда операционного разнообразия. Тенденции могут быть определены до того, как они становятся статистически значимыми цифрами в анализе событий. Экстренные направления и тенденции контролируются до того, как пусковые сигналы ассоциируются с нарушениями.
Примерыконтролируемых параметров: вес при взлете, регулировки закрылок, температура, вращение и скорость вращения при старте против назначенных скоростей; максимальный наклон самолета относительно поперечной оси и положение в воздухе во время вращения, нарушение скорости складывания шасси; высота и время
16-8
Примерысравнительного анализа: наклон самолета относительно поперечной оси с высокой против низкой массы во время взлета; заход на посадку при хороших против плохих погодных условий; посадка на короткой против протяженной посадочной полосе.