Педагогический потенциал экскурсионно-краеведческой деятельности
Люди никогда не устанут путешествовать по Земле, им никогда не надоест узнавать и любить её, землю, на которой они живут – этот многоцветный, многоголосый, невообразимо пёстрый мир природы.
Сначала «путешествия» были вызваны необходимостью добывания пищи, затем стал преобладать познавательный характер. Со временем интересы Человека Путешествующего расширились. Появился интерес культурный, не преследующий научных целей, не ведущий к открытиям для общества, но приносящий открытия для самого себя. К любопытству объективному добавился интерес субъективный – узнать, понять, проверить, усовершенствовать себя, людей посмотреть и себя показать.
Современные путешествия по организации деятельности делятся на два направления: плановый и самодеятельный (спортивно-оздоровительный).
Плановый туризм предполагает организацию экскурсий и путешествий профессионалами с учётом требований заказчика на самом высоком организационном, методическом и научном уровне с предоставлением самых комфортных условий.
Для детей туристические экскурсии и путешествия – способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой. Для педагогов – это средство лучше узнать своих воспитанников и активнее влиять на их развитие, т.е. ещё одно средство решения их педагогических задач. Своих целей учитель достигает быстрее и легче через удовлетворение потребностей детей, интереса к путешествиям.
Экскурсионно-краеведческая деятельность детей и подростков относиться к видам деятельности, интенсивно развивающим в её участниках такие качества, как ответственность, самостоятельность, уважение прав человека, интерес к окружающим и к собственной стране, чувство привязанности к родному краю, его истории, природе, людям.
Организация туристско-экскурсионного обслуживания школьников может стать широким каналом, связывающим задачи обучения с задачами стимулирования саморазвития личности, обеспечивает занятость значительного количества детей в учебное и каникулярное время.
Концепция туристско-краеведческой деятельности была разработана коллективом авторов во главе с А. А. Остапцом-Свешниковым. Основные её положения:
- освоение окружающего мира средствами туристско-краеведческой деятельности осуществляется по принципу расширяющейся и углубляющейся спирали: от своей семьи, дома – к родному краю и другим регионам отечества; от созерцания-ознакомления – к научному исследованию действительности;
- функционирование подсистемы воспитательного воздействия: туристско-краеведческих традиций, законов, правил и норм, воспитание на истории, культуре и природе своей Родины;
- открытость, гибкость, вариативность системы, демократичность её построения (доступность любому учителю и ученику).
Воспитание в процессе туристско-краеведческой деятельности строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям. В то же время участие в экскурсиях и путешествиях позволяет учащимся познакомиться с прошлым и настоящим разных народов, их национальными традициями. Непосредственное соприкосновение с местным населением, его обычаями, знакомство с бытом, историей, культурными особенностями позволяют решать вопросы межнационального воспитания подростков.
В процессе туристско-краеведческой деятельности расширяется сфера общения учащихся, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопление положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка.
Важным преимуществом краеведческой деятельности является преодоление разрыва между знаниями и нормами поведения и практикой применения их в условиях общежития. Кроме того непосредственный контакт с объектом исследования позволит сформировать сопричастность, личностное отношение к культурному или историческому факту, не даст воспитать по выражению А. С. Макаренко «…циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг только объект для глазения».
В настоящее время школьное краеведение превратилось из методического приема в общепедагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого школьного предмета со знаниями и навыками, приобретёнными в результате практического исследования родного края. Осуществляя краеведческий принцип преподавания основ наук, учитель способствует перерастанию знаний учащихся в убеждения.
В процессе сбора материалов по истории, экологии Оренбуржья дети учатся общаться с людьми, выделять главное и наиболее интересное, обрабатывать и анализировать полученные сведения.
Богатейший учебный и воспитывающий материал дают экскурсии учителям начальных классов. Работая над темами «Времена года» они знакомят малышей с природой родного края, учат их наблюдать и беречь её.
Невозможно изучать географию без походов и экскурсий. Полностью на краеведческом материале изучается «География Оренбургской области». Особенно полезны экскурсии для городских школьников, которые наглядно знакомятся с такими понятиями, как «рельеф», гидрография», «почва» и др.
Использование краеведения в процессе изучения литературы даёт возможность соотнести личность писателя (А. С. Пушкин, С. Т. Аксаков, В. И. Даль и др.), его героев и описываемых событий с определённой местностью и исторической эпохой, пробуждает интерес к судьбе писателя.
Краеведческий принцип преподавания возможно использовать на уроках химии (производство местных промышленных предприятий – Оренбургский газоперерабатывающий завод, Оренбургский гелиевый завод и др), математики (расстояние от Оренбурга до населённых пунктов и границ области, площади Бузулукского бора и Оренбургского степного заповедника, статистические данные по населению, производству промышленной и сельскохозяйственной продукции, потреблению и др.), биологии (местная типичная и редкая флора и фауна, проблемы загрязнения окружающей территории).