Обеспечение грузовых перевозок на железнодорожном транспорте
Раздел 1.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Определение коммерческой характеристики станции
Вопрос 1. Какие станции относятся к погрузочным?
К погрузочным станциям относят станции на которых объём погрузки в большей мере преобладает над объёмом разгрузки (например станции на крупных угольных шахтах, рудниках и т.п.).
Вопрос 2. Какие станции относятся к разгрузочным?
К разгрузочным станциям относят станции на которых объёмы разгрузки преобладают над объёмами погрузки грузов (например крупные промышленные центры, крупные населённые пункты и т.п.).
Вопрос 3. Какие станции относятся к перегрузочным?
К перегрузочным станциям относят станции на которых в большей мере производится перегрузочные работы с одного вида транспорта на другой вид транспорта (припортовые станции) или перегрузка осуществляется из вагонов широкой колеи в вагоны узкой колеи и обратно.
Определение условий перевозки груза
Вопрос внизу
Вопрос 2. Какие грузы относят к сухогрузам?
К сухогрузам относят: грузы перевозимые в универсальных вагонах (крытые вагоны, полувагоны, платформы), так и в специализированном подвижном составе (вагоны-хоиеры, думпкары, транспортёры и т.д.)
Вопрос 3. Какие грузы относят к наливным?
К наливным грузам относят грузы перевозимые наливом в цистернах и бункерных полувагонах, специализированных контейнерах.
Вопрос 4. Какие грузы относят к живности?
К живности относят животных, птицу, рыбу и раков, пчел; перевозят живность в универсальных крытых вагонах или специализированном подвижном составе в сопровождении провод пика.
Составление заявки на перевозку грузов (ф. ГУ-12)
Вопрос I. Порядок подачи заявки на перевозку грузов.
Заявки на перевозки грузов представляются грузоотправителями в трёх экземплярах в Дорожный Технический Центр Фирменного Транспортного Обслуживания (ДТФТО) не менее чем за 10 дней до начала перевозок до даты предполагаемой погрузки при перевозках грузов в прямом и местном сообщениях, и не менее чем за 15 дней до даты предполагаемой погрузки при перевозках грузов на экспорт и в прямом смешанном сообщении.
Вопрос 2. Сроки выполнения заявки на перевозку грузов.
В заявке на перевозку грузов указывается срок ее действия, который не должен превышать 45 дней.
Вопрос 3. Порядок выполнения заявки на перевозку грузов.
Заявка должна быть согласована с перевозчиком, владельцем инфраструктуры, если погрузка осуществляется на путях не общего пользования, то заявка должна быть также согласована с владельцем такого нуги. Если заявка не может быть принята, то грузоотправитель в трёхдневный срок получает письменное уведомление с обоснованием отказа.
Маркировка грузовою места
Вопрос 1. Какие основные надписи ставят на грузовом месте? Основные надписи на грузовом месте должны содержать:
- полное или сокращённое наименование грузополучателя;
- полное наименование станции назначения;
- число грузовых мест в отправке и порядковый номер места в отправке (указывается дробью в числителе номер места в знаменателе число мест в отправке)
Вопрос 2. Какие дополнительные надписи могут ставить на грузовом месте?
Дополнительные надписи содержат:
- наименование пункта отправления с указанием станции отправления и перевозчика;
- железнодорожную маркировку, наносимую на каждое грузовое место при перевозке грузов мелкими отправками.
Вопрос 3. Что представляет собой железнодорожная маркировка?
Железнодорожная маркировка представляет собой дробь: числитель - марка перевозчика и через тире - число мест в отправке; знаменатель - код станции отправления согласно Тарифному руководству Л°4 (книга 2).
Вопрос 4. Манипуляционные знаки проставляемые на грузовом месте. Дать значение знаков.
Оформление комплекта перевозочных документов. Ведение книги приема грузов к перевозке
Вопрос I. Кто заполняет комплект перевозочных документов? Комплект перевозочных документов заполняет грузоотправитель.
Вопрос 2. Назначение накладной.
Накладная это важный юридический документ, который подтверждает договор перевозки и следует вместе с грузом до станции назначением, где выдаётся грузополучателю.
Вопрос 3. Назначение дорожной ведомости.
Дорожная ведомость - юридический документ подтверждающий факт перевозки грузов, который следует вместе с грузом до станции назначения, в ней расписывается грузополучатель, тем самым подтверждая, что груз получен. Дорожная ведомость остаётся в делах станции назначения.
Вопрос 4. 11азначение корешка дорожной ведомости.
Корешок дорожной ведомости - юридический документ подтверждающий приём груза к перевозке перевозчиком от грузоотправителя. Остаётся в делах станции отправления для статистической отчётности.
Вопрос 5. Назначение квитанции в приёме груза.
Квитанция в приёме груза выдаётся грузоотправителю в подтверждение того, что груз принят к перевозке.
Составление вагонного листа
Вопрос 1. Порядок отправления грузов со станции.
После включения гружёных вагонов в состав поезда вагонные листы поступают в товарную контору, где к каждому из них подбирают накладную и дорожную ведомость. Все документы из товарной конторы передают в станционный технологический центр (СТЦ), а на небольших станциях дежурному по станции. На основании вагонных листов составляют натурный лист поезда, потом документы пакетируют и готовый пакет с перевозочными документами вместе с натурным листом передают машинисту поезда.
Вопрос 2. Назначение и порядок пломбирования вагонов.
В целях предотвращения проникновения посторонних лиц в грузовые помещения вагонов (контейнеров) и обеспечения сохранности перевозимых грузов применяются запорно-пломби-ровочные устройства (ЗПУ).
Запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) представляют собой контрольные элементы, совмещённые в единую конструкцию с блокирующими устройствами. ЗПУ не должны допускать возможности снятия их с вагона (контейнера) без нарушения их целостности либо несанкционированного проникновения внутрь вагона (контейнера).
Вопрос 3. Мероприятия по улучшению грузоподъёмности вагонов.
Для улучшения использования грузоподъёмности и вместимости грузовых вагонов на станциях осуществляют комплекс различных мероприятий:
- уплотнённая погрузка массовых грузов выше бортов вагона;
- погрузка круглого леса и пиломатериалов с использованием ссуженной верхней части габарита;
- наращивание и обрешёчивание бортов платформ, полувагонов;
- прессование
- для улучшения использования грузоподъёмности вагонов применяются перевозка автомобилей в наклонном состоянии;
- комбинированная загрузка вагонов легко- и тяжеловесными грузами;
- рациональное размещение тарных и штучных грузов в крытых вагонах.
Оформление переадресовки груза
Вопрос 1. Что называется переадресовкой груза.
Переадресовкой груза называется изменение в перевозочных документах грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения.
Вопрос 2. Порядок оформления переадресовки груза.
Заявление о переадресовке перевозимого груза подаётся в письменном виде грузоотправителем в адрес руководителя разрешающего переадресовку груза.
Вопрос 3. Порядок обращения клиентов для организации переадресовки.
Грузоотправитель или грузополучатель для того, чтобы оформить переадресовку должен обратиться лично с заявлением либо передать его по факсу, телетайпу или телеграммой заместителю начальника железной дороги по региону дороги, в котором находится на данный момент груз.
Оформление досылки груза
Вопрос 1. Что называется досылкой
Досылкой считается досылаемая по назначению часть груза не отправленная по какой-либо причине в одном вагоне с основной партией груза перевозимого по одному перевозочному документу.
Вопрос 2. В каких случаях производится перегрузка из одного вагона в другой в пути следования. Правила перегрузки груза.
Перегрузка груза из одного вагона в другой производится, если дальнейшее следование вагона угрожает безопасности движения поезда и может привести к утрате, порче или повреждению груза, а исправить положение без разгрузки невозможно.
После перегрузки составляют новый перевозочный документ, в котором указывают прежний номер вагона, а также составляют новый вагонный лист. Перегрузку производят на специально выделенных путях станции установленных для переработки данного груза. Под перегрузку обычноподают вагоны одноготипа с перегружаемым вагоном. Вагон должен быть одинаковой грузоподъёмности и полезным объёмом кузова, чтобы после перегрузки не было остатка и не возникла необходимость в досылке груза.
Вопрос 3. В каких случаях осуществляют досылку груза.
Досылки возникают при перегрузке вагонов, если невозможно загрузить в один вагон всю партию груза из-за недостаточной его грузоподъёмности или вместимости, при обнаружении грузов или части груза без документов, грузов ошибочно не отправленных с основной партией, в порту перевалки после отгрузки всей партии, остатка груза, в случае отцепки в пути следования вагона или группы вагонов от маршрутной или групповой отправки в следствие неисправности.
Вопрос 4. Порядок оформления досылки груза.
Досылка отдельных мест или части груза оказавшегося без документов проводится по дорожной ведомости. Досылка всего груза оказавшегося без документов производится поновым перевозочным документам. В этих случаях в качестве грузоотправителя в перевозочных документах указывается начальник станции, осуществляющий досылку, а грузополучателем начальник станции назначения. Досылка вагона или группы вагонов отцепленных в пути следования от маршрутной или групповой отправки оформляется досылочной дорожной ведомостью и составлением вагонных листов, с которыми такой вагон следует на станцию назначения,
Оформление документов по прибытии и выгрузке груза. Ведение книги прибытия и книги выгрузки
Вопрос I. Виды информации о подходе поездов и грузов. В чём суть разных видов информации.
Станция получает и передаёт грузополучателям два вида информации: предварительную и точную.
Предварительную информацию руководство станции получает из территориального управления дороги вместе с заданием на смену. Предварительная информация содержит данные о предстоящем прибытии поездов и вагонов на 12 часов вперёд с каждого направления с выделением вагонов следующих под выгрузку на данную станцию.
Точная информация поступает по каналам связи в виде телеграммы натурного листа (ТНГЛ). Маневровый диспетчер в течение всей смены получает с сортировочной станции информацию о прибытии на эту станцию поездов на которые получена предварительная информация, согласовывает с ДСП сортировочной станции и поездным диспетчером время отправления поезда с сортировочной станции и выверяет ТНГЛ на поезд.
Вопрос 2. Порядок приёма перевозочных документов и грузов на станции назначения.
Перевозочные документы на гружёные вагоны прибывшие под выгрузку поступают в СТЦ где проводится натурная проверка наличия и соответствия документов, вагонов и грузов.
Закончив натурную проверку, оператор СТЦ при необходимости вносит изменения в ТНГЛ и уточняет данные в сортировочном листе составленном заранее на основании ТНГЛ.
После этого оператор СТЦ на всех накладных, дорожных ведомостях и вагонных листах ставит календарный штемпель с датой фактического прибытия груза, в вагонном листе дополнительно указывается номер поезда и время прибытия.
Вопрос 3. Порядок регистрации перевозочных документов и грузов на станции назначения.
После проставления штемпелей в документах, документы регистрируются в Книге сдачи перевозочных документов формы ГУ-48. По каждой отправке с указанием номера вагона и номера накладной. Дорожные ведомости и накладные передают в центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) (товарную контору), а вагонные листы - на грузовой район или пункты выгрузки на местах не общего пользования. Документы на сборные вагоны прибывающие для сортировки передают в контору грузосортировочной платформы. О сдаче документов в книге расписывается работник СТЦ, а о приёме документов -работник ЦФТО или грузосортировочной платформы.
Вопрос 4.Порядок уведомления грузополучателей о прибывающих грузах.
Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня следующего за днём прибытия груза. При этом порядок и способ уведомления устанавливаются начальником станции. Этот порядок может быть изменён по предложению грузополучателя. При установлении способа уведомления следует исходить не только из местных условий, но и из гарантированности как передачи уведомления, так и его получения. Для обеспечения приёма уведомлений грузополучателем определяются ответственные по приёму уведомлений лица организации и номера телефонов.
факсов и телексов, которые в письменной форме сообщаются начальнику станции. Передача уведомлений одновременно регистрируется на станции в Книге уведомлений о прибытии груза (форма ГУ-2) с обязательным проставлением даты и времени передачи уведомления.
Оформление перевозки грузов мелкими отправками
Вопрос I. Порядок заполнения накладной на мелкую отправку.
При заполнении накладной на мелкую отправку указываются следующие данные:
- в графе «Род вагона» указывается в каком вагоне везётся груз (крытый, платформа, полувагон и т.п.);
- в графе «Лг° вагона» указывается восьмизначный номер вагона;
- в графе «Грузоподъёмность» указывается грузоподъёмность вагона;
- в графе «Кол-во осей» указывается сколько осей в вагоне;
- указывается номер накладной;
- вид скорости;
- станция, дорога, код станции отправления;
- станция, дорога, код станции назначения;
- отправитель и его код OKI К);
- получатель и его код ОКНО;
- почтовый адрес отправителя;
- почтовый адрес получателя;
- плательщик и его код ОКНО;
- указывается объём кузова вагон или длина рамы платформы;
- указываются знаки отправителя, род упаковки, количество мест, наименование груза, общая масса в кг;
- в разделе тарифные отметки: тарифная схема, вид отправки, количество км, провозная плата и другие сборы;
- способ определения массы;
- в графе «За правильность внесённых сведений в накладную отвечаю» указывается должность и фамилия заполнявшего накладную;
- с обороной стороны накладной ставятся календарные штемпели и другие отметки.
Вопрос 2. Особенности заполнения комплекта перевозочных документов на мелкую отправку.
При перевозке грузов мелкими отправками в разделе «Тарифные отметки» в графе «Вид отправки» указывается мелкая; в графе «Марка ж.д.» указывается железнодорожная маркировка.
Вопрос 3. Виды сборных вагонов и контейнеров. В зависимости от назначения груза сборные вагоны и контейнеры подразделяют на следующие категории:
- прямые сборные вагоны, контейнеры, загружаемые мелкими отправками нескольких грузоотправителей на одну станцию без сортировки груза в пути следования. При полной загрузке они наиболее эффективны, так как обеспечивают быструю доставку, ускорение оборота, лучшее использование грузоподъемности вагонов и контейнеров и сохранность груза;
- перегрузочные сборные вагоны, загружаемые мелкими отправками, одного или нескольких грузоотправителей назначением на разные станции с сортировкой в пути следования. Эти вагоны следуют на грузосортировочные платформы для сортировки и последующего направления грузов на станции назначения;
- сборно-раздаточные секционные вагоны или платформы с закрепленными на них контейнерами, обращающимися на участках, ограниченных смежными грузосортировочными станциями. Они предназначены для развоза и сбора мелких отправок с промежуточных станций.
Вопрос 4.Назначение и порядок работы грузосортировочных платформ.
Для сортировки грузов, перевозимых мелкими отправками в сборных вагонах, в крупных узлах и па сортировочных станциях создают грузосортировочные платформы. Грузосортировочные платформы могут занимать боковое или островное положение относительно железнодорожных путей. Погрузочно-разгрузочные пути могут быть тупиковыми или сквозными.
Грузосортировочные платформы ангарного типа с вводом путей внутрь здания строят по типовым проектам на среднесуточную переработку от 12 до 114 вагонов. В торцовой части предусматриваются складские площади для приема-выдачи местных грузов, а также зарядная станция и помещение конторы. К торцовой части должен быть подъезд автомобильного транспорта.
В качестве средств механизации для сортировки мелких отправок применяют электропогрузчики.
Для ускорения процесса формирования сборных вагонов и обеспечения четкой работы по сортировке мелких отправок площадь платформы разделяют на участки (секции), число которых должно соответствовать числу назначений плана формирования. Каждому участку (секции) присваивается порядковый номер с указанием наименования станции, на которую формируется вагон. Участки с грузом для местного назначения располагают таким образом, чтобы был обеспечен удобный подъезд и минимальный пробег погрузочно-разгрузочных машин и автомобилей.
В конторе грузосортировочной платформы устанавливается шкаф с ячейками (документотека) для подборки и временного хранения перевозочных документов. На каждой ячейке согласно сетевой разметке указывают код станции назначения, код станции, на которой расположена грузосортировочная платформа или участок обращения сборно-раздаточного вагона.
Оформление перевозки грузов в контейнерах
Вопрос 1. Что называется грузовым транспортным контейнером .
Грузовым контейнером называется единица транспортного оборудования mногократного использования, имеющая конструкцию, которая обеспечивает сохранную перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта (без промежуточной выгрузки), оборудованная приспособлением для ускорения погрузки, выгрузки и перегрузки.
Вопрос 2. Виды транспортных контейнеров.
По своему назначению контейнеры подразделяются на универсальные и специализированные.
Универсальные контейнеры предназначены в основном для перевозки тарно-штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и .мелкоштучных грузов.
Специализированные контейнеры предназначены для транспортирования ограниченной номенклатуры или грузов отдельных видов (рудных концентратов, минеральных удобрений, химических наливных грузов, опасных, скоропортящихся продуктов и др.).
Вопрос 3. Что называют контейнерной транспорт ной системой.
Контейнерная транспортная система - это комплекс технических средств, технологических процессов и организационных мер, экономических и правовых нормативов, обеспечивающих эффективную перевозку грузов.
Оформление перевозки домашних вещей
Вопрос 1. Какие грузы относят к домашним вещам для личных (бытовых) нужд.
Грузами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, считаются принадлежащие отдельным гражданам (физическим лицам) предметы и вещи квартирной обстановки, домашнего обихода и личного пользования как новые, так и бывшие в употреблении (холодильники, стиральные машины, пианино, рояли, мебель, компьютеры, книги, одежда, обувь, посуда, телевизоры, музыкальные центры, инструменты и т.п.). К этим грузам относятся также коляски, велосипеды, мотоциклы, мотороллеры, автомобили.
Вопрос 2. Правила упаковки и транспортировки домашних вещей.
Грузоотправитель обязан подготовить груз для перевозки таким образом, чтобы обеспечивалась безопасность движения, сохранность груза, вагонов и контейнеров.
Мотоциклы, велосипеды, холодильники, стиральные машины упаковывают в деревянные ящики или обрешетки. Бензин из мотоциклов и автомобилей должен быть слит, а аккумуляторы отключены. Шкафы, диваны устанавливают в обрешетку с мягкой прокладкой между стеклом или зеркалом и упаковкой. Полированные стенки кроватей, стульев, кресел и другой мебели обшивают или помещают в деревянную обрешетку, стулья связывают по несколько штук и обвертывают мягким материалом. Телевизоры, музыкальные центры, компьютеры, одежду, белье, посуду и другие кухонные принадлежности упаковывают в ящики, тюки, сумки, корзины, чемоданы, обшивают тканью и крестообразно обвязывают цельной веревкой.
На грузовых местах с зеркалами, стеклом и другими хрупкими предметами грузоотправитель делает надпись «Осторожно, хрупкое!» или наклеивает соответствующий манипуляционный знак. На все тарные и штучные грузы грузоотправитель обязан нанести транспортную маркировку.
Вопрос 3. Правила приёма домашних вещей к перевозке.
Перевозка грузов осуществляется в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов. При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен предъявить на станции отправления накладную, заполненную в порядке, предусмотренном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.
Грузоотправитель вместе с накладной, в которой указана объявленная ценность, предъявляет станции отправления опись на перевозку грузов с объявленной ценностью формы ГУ-112. В описи на перевозку грузов с объявленной ценностью грузоотправитель обязан указать объявленную ценность каждого места. При предъявлении для перевозки по одной накладной грузов неодинаковой ценности грузоотправитель указывает в описи отдельной строкой их отличительные признаки, количество мест и ценность. Опись на перевозку грузов с объявленной ценностью составляется в трех экземплярах. Один экземпляр описи возвращается грузоотправителю, второй вкладывается в вагон,контейнер либо в одно из грузовых мест (при перевозке грузов мелкой отправкой), а третий экземпляр остается в деле железнодорожной станции отправления.
Оформление перевозки смерзающегося груза групповой отправкой
Вопрос I. Условия перевозок навалом и насыпью.
Грузы, требующие защиты от атмосферных осадков и распыления (например цемент, минеральные удобрения, апатит, гипс, мел), перевозятся насыпью в вагонах-хопперах (цементовозах, минералловозах, аппатитовозах) и в других специализированных крытых вагонах. Грузы, не требующие защиты от атмосферных осадков (например руда, уголь, флюсы, песок, щебень, гравий, торф, шлаки) перевозятся насыпью в открытом железнодорожном подвижном составе и в специализированных вагонах.
Грузы, перевозимые навалом и требующие защиты от атмосферныхосадков, загрязнения (например бахчевые культуры, овощи и другие) перевозятся в крытых вагонах. Грузы, перевозимые навалом, не требующие защиты от атмосферных осадков (например дрова, камни природные, металлы черные) перевозятся в открытом подвижном составе и в специализированных вагонах. Перевозка грузов навалом в крытых вагонах допускается только с установленными грузоотправителем дверными заграждениями. Для заграждения дверных проемов вагонов могут применяться щиты, доски, горбыли, заграждения из других плотных материалов, а также затаренные грузы.
Вопрос 2. Средства профилактики смерзающихся грузов.
Эффективное средство для предохранения груза от смерзания при устойчивых морозах - предварительное промораживание многократным пересыпанием (перелопачиванием). К числу других предохранительных мероприятий относятся пересыпка груза негашеной известью, древесными опилками, хлористым кальцием, поваренной солью, равномерное обрызгивание их массы, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими жидкостями - ниогрином и северином, растворами хлористого кальция и поваренной соли.
Внесение в массу груза необходимых профилактических средств, в том числе покрытие жидкостями и растворами стен и пола полувагонов и платформ, должно производиться способом (преимущественно механизированным), обеспечивающим равномерное перемешивание этих средств с насыпным грузом, равномерную послойную пересыпку, тщательное обрызгивание маслами, ниогрином, северином.
Вопрос 3. Условия перевозки смерзающихся грузов
До предъявления к перевозке грузов, подверженных смерзанию, грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажности до безопасных пределов, установленных ГОСТ, техническими условиями на продукцию. Если это невозможно, грузоотправитель применяет профилактические средства. В тех случаях, когда примененные средства профилактики оказались недостаточно эффективными, грузополучатель обязан принять меры по восстановлению сыпучести груза в пункте выгрузки.
Выбор профилактических средств грузоотправителем зависит от рода груза, технологии выгрузки и последующего использования или переработки груза потребителем. Выбранные средства профилактики не должны отрицательно влиять на подвижной состав, а также на качество и свойства перевозимого груза, предусмотренные соответствующими ГОСТ или техническими условиями на продукцию. Выбранные грузоотправителем средства профилактики согласовываются с грузополучателем.
Перевозчик может принять к перевозке смерзающиеся грузы без применения профилактических мер при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием перевозимого на таких условиях груза и обеспечение его своевременной выгрузки. При этом в накладной грузоотправитель делает отметку «С согласия получателя - без профилактики».
В случае прибытия груза в смерзшемся состоянии, происшедшим в результате нарушения грузоотправителем профилактических мер или условий отгрузки смерзающихся грузов, согласованных с грузополучателем в договоре поставки, грузополучатель составляет с участием представителя перевозчика акт общей формы. В акте подтверждается факт прибытия груза в смерзшемся состоянии, а также указывается размер внесенной грузополучателем платы за пользование вагонами за период времени, связанного с выгрузкой такого груза.
Оформление перевозки зерновых грузов
Вопрос 1. Какие грузы относят к зерновым.
I [о своему назначению зерновые грузы подразделяют на три основные группы: злаковые (пшеница, рожь, овес, ячмень, рис, гречиха и т.д.); зернобобовые (горох, соя, фасоль, чечевица и т.д.); масличные (семена подсолнечника, льна, конопли, клещевины и т.д.).
К продуктам переработки зерна относятся мука, крупа, отруби и отходы мукомольного производства.
Вопрос 2. Какие показатели учитывают при перевозке зерна. Как они оцениваются.
Основными показателями, характеризующими качество зерна являются: объемная масса, влажность, общая стекловидность, клейковина, содержание примесей.
Объёмная масса определяется как масса зерна в единице объёма. В зависимости от влажности зерновые грузы делятся на четыре группы: сухие, средней сухости, влажные и сырые. Об
щая стекловидность и клейковина определяются в процентах, чем выше процент, тем качественнее зерно. Засоренность зерна посторонними примесями оценивается в процентах как отношение массы примесей к общей массе зерна. Примеси могут быть сорные и зерновые.
Вопрос 3. Как оценивается качественная характеристика зерновых грузов.
Качественная характеристика каждой партии отгружаемых зерновых грузов и продуктов их переработки приводится в сертификатах качества Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации. Их имеется шесть форм. Форма 1 выдается представителями государственной хлебной инспекции на перевозку зерна, форма 2 выдается для муки, форма 3 выдается на крупы, форма 4 - на комбикорма, форма 5 -на зерно в международном сообщении, форма 6 - на комбикорм в международном сообщении.
Вопрос 4.Условия перевозки зерновых грузов.
Зерновые грузы, отруби и отходы мукомольного производства перевозятся насыпью в вагонах-хопперах для зерна (вагонах-зерновозах). Кроме зерна в вагонах-зерновозах перевозятся также крупы (гречневая, манная, кукурузная, овсяная, перловая, полтавская), дерть (крупнодробленое зерно), пшено, рис (крупа), сечка (овсяная, рисовая, ячменная и др.), смесь зерновая, толокно, хлопья (кукурузные, овсяные, пшеничные, рисовые) и др. Мука перевозится насыпью в вагонах муковозах.
Зерновые грузы и продукты их переработки, поставляемые на экспорт, в районы Крайнего Севера, города Москву, Санкт-Петербург, военным организациям и приравненным к ним категориям потребителей, для производства детского питания, при перемещении государственного резерва, а также поступающиепо импорту, подвергаются государственному контролю с выдачей на них сертификатов качества Государственной хлебной инспекции (формы 1, 2, 3, 4, 5, 6) в зависимости от вида продукции и сообщения.
При отсутствии у грузоотправителя указанных сертификатов зерно и продукты его переработки к перевозке по указанным направлениям не принимаются.
Значительная часть продуктов переработки зерновых грузов перевозится в мешках в крытых вагонах. Муку и крупу перевозят в мешках стандартной массы 50, 80 кг.
При необходимости в зависимости от вида перевозимого зернового груза грузоотправитель обязан предъявить ветеринарное свидетельство (при перевозке на корм скоту), сертификат, удостоверяющий отсутствие в грузах карантинных организмов, при перевозке семенного зерна грузоотправитель обязан к перевозочным документам приложить удостоверение о кондиционности семян или сертификат на семена зерновых, зернобобовых, крупяных и других культур установленной формы.
Оформление перевозки скоропортящихся грузов
Вопрос 1. Условия перевозки скоропортящихся грузов Условия перевозки скоропортящихся грузов зависят от следующих факторов:
- Тип груза (замороженный, подмороженный, охлаждённый, термически обработанный);
- Время года, когда планируется перевести груз;
- Расстояние перевозки;
- Срок доставки груза.
В зависимости от этих условий происходит выбор подвижного состава для перевозки конкретного груза. Некоторые скоропортящиеся грузы требуют перевозки с сопровождением или на особых условиях, что также влияет на выбор подвижного состава.
Если необходимо соблюдение температурного режима, вентилирование для обеспечения сохранности перевозимого груза, выбирают автономный рефрижераторный вагон либо если это крупная партия груза - пятивагонную рефрижераторную секцию. Когда груз не требует вентиляции, но необходимо соблюдать температурный режим в определённых допустимых пределах, то может быть выбран вагон-термос или контейнер-термос. Также допускается перевозить скоропортящиеся грузы в крытых вагонах, если это не повлияет на качество перевозимого груза.
Вопрос 2. Порядок подготовки и размещения грузов в вагоне.
При выборе способа перевозки скоропортящегося груза грузоотправитель должен учитывать продолжительность его перевозки, а также наиболее неблагоприятный для обеспечения сохранности качества груза период года в разных климатических зонах нахождения железных дорог следования.
В зависимости от периода года, термической подготовки и вида подвижного состава и контейнеров, скоропортящиеся грузы перевозят с охлаждением, без охлаждения (с вентилированием или без), с отоплением, утеплением (определяется перевозчиком).
При выборе способа перевозки скоропортящегося груза грузоотправитель должен учитывать расчетный срок доставки, срок транспортабельности, а также наиболее неблагоприятный для обеспечения сохранности и качества груза период года в разных климатических зонах по предполагаемому направлению следования. В рефрижераторных вагонах при перевозке грузов обеспечивается соблюдение заданного температурного режима.
Вопрос 3. Документы, оформляемые при перевозке.
При предъявлении грузов к перевозке вместе с перевозочными документами грузоотправитель представляет станции отправления документ о качестве груза (удостоверение, сертификат качества), датированный днем погрузки в вагон, контейнер.
При перевозке плодоовощей грузоотправителем дополнительно прикладываются документ о содержании токсикантов в продукции растениеводства и соблюдении регламентов применения пестицидов.
При перевозке продуктов и продовольственного сырья животного происхождения грузоотправителем дополнительно прикладывается ветеринарное свидетельство формы № 2 или 3 на грузы при транспортировке по территории Российской Федерации и стран СНГ. Ветеринарными справками формы № 4 сопровождаются грузы, перевозимые в пределах района (города). На грузы, вывозимые на экспорт, пограничные ветеринарные пункты выдают ветеринарный сертификат формы № 5 взамен ветеринарного свидетельства, выданного Госветслужбой района (города).
При отгрузке плодоовощей, живых растений, семенного и посадочного материала из зон, объявленных под карантином, грузоотправителем дополнительно прикладывается карантинный сертификат, удостоверяющий отсутствие в грузах карантинных организмов или фитосанитарный сертификат (при экспортных, импортных и транзитных перевозках таких грузов) в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов.
Оформление перевозок грузов в сопровождении
Вопрос 1. Особенности оформления перевозки грузов в сопровождении.
При постоянном сопровождении проводники обязаны предъявить перевозчику паспорта и командированные удостоверения. В накладной, грузовой квитанции и дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о том, что груз следует в сопровождении проводников с указанием количества проводников, их фамилий, имени, отчества (полностью). После слова паспорт указывается серия и номер паспорта,после слов «ком. уд. №» - номер командировочного удостоверения.
Вопрос 2. Какие грузы перевозятся с сопровождением.
Некоторые грузы при перевозке по железным дорогам требуют непрерывного наблюдения и обслуживания (сопровождения специалиста) в пути следования с применением мер предохранения их от порчи, хищения и т.п. Такими грузами являются животные, рыба живая, растения и цветы живые, музейные и антикварные ценности,автотранспортная техника, автопоезда и контейнеры, подвижной состав, отправляемый как груз на своих осях, специальные автомобили, вино, коньяк и водка в открытых ящиках и другие. Все эти грузы при предъявлении повагонными отправками перевозятся в сопровождении представителей грузоотправителей или грузополучателей.
Вопрос 3. Порядок п<