Обеспечение грузовых перевозок на железнодорожном транспорте

Раздел 1.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Определение коммерческой характеристики станции

Вопрос 1. Какие станции относятся к погрузочным?

К погрузочным станциям относят станции на которых объём погрузки в большей мере преобладает над объёмом разгрузки (на­пример станции на крупных угольных шахтах, рудниках и т.п.).

Вопрос 2. Какие станции относятся к разгрузочным?

К разгрузочным станциям относят станции на которых объ­ёмы разгрузки преобладают над объёмами погрузки грузов (на­пример крупные промышленные центры, крупные населённые пункты и т.п.).

Вопрос 3. Какие станции относятся к перегрузочным?

К перегрузочным станциям относят станции на которых в большей мере производится перегрузочные работы с одного ви­да транспорта на другой вид транспорта (припортовые станции) или перегрузка осуществляется из вагонов широкой колеи в ва­гоны узкой колеи и обратно.

Определение условий перевозки груза

Вопрос внизу

Вопрос 2. Какие грузы относят к сухогрузам?

К сухогрузам относят: грузы перевозимые в универсальных вагонах (крытые вагоны, полувагоны, платформы), так и в специализированном подвижном составе (вагоны-хоиеры, думпкары, транспортёры и т.д.)

Вопрос 3. Какие грузы относят к наливным?

К наливным грузам относят грузы перевозимые наливом в цистернах и бункерных полувагонах, специализированных контейнерах.

Вопрос 4. Какие грузы относят к живности?

К живности относят животных, птицу, рыбу и раков, пчел; перевозят живность в универсальных крытых вагонах или специализированном подвижном составе в сопровождении провод пика.

Составление заявки на перевозку грузов (ф. ГУ-12)

Вопрос I. Порядок подачи заявки на перевозку грузов.

Заявки на перевозки грузов представляются грузоотправи­телями в трёх экземплярах в Дорожный Технический Центр Фирменного Транспортного Обслуживания (ДТФТО) не менее чем за 10 дней до начала перевозок до даты предполагаемой по­грузки при перевозках грузов в прямом и местном сообщениях, и не менее чем за 15 дней до даты предполагаемой погрузки при перевозках грузов на экспорт и в прямом смешанном сообщении.

Вопрос 2. Сроки выполнения заявки на перевозку грузов.

В заявке на перевозку грузов указывается срок ее действия, который не должен превышать 45 дней.

Вопрос 3. Порядок выполнения заявки на перевозку грузов.

Заявка должна быть согласована с перевозчиком, владель­цем инфраструктуры, если погрузка осуществляется на путях не общего пользования, то заявка должна быть также согласова­на с владельцем такого нуги. Если заявка не может быть приня­та, то грузоотправитель в трёхдневный срок получает письмен­ное уведомление с обоснованием отказа.





Маркировка грузовою места

Вопрос 1. Какие основные надписи ставят на грузовом месте? Основные надписи на грузовом месте должны содержать:

- полное или сокращённое наименование грузополучателя;

- полное наименование станции назначения;

- число грузовых мест в отправке и порядковый номер места в отправке (указывается дробью в числителе номер места в знаменателе число мест в отправке)

Вопрос 2. Какие дополнительные надписи могут ставить на грузовом месте?

Дополнительные надписи содержат:

- наименование пункта отправления с указанием станции отправления и перевозчика;

- железнодорожную маркировку, наносимую на каждое грузовое место при перевозке грузов мелкими отправками.

Вопрос 3. Что представляет собой железнодорожная марки­ровка?

Железнодорожная маркировка представляет собой дробь: числитель - марка перевозчика и через тире - число мест в от­правке; знаменатель - код станции отправления согласно Та­рифному руководству Л°4 (книга 2).

Вопрос 4. Манипуляционные знаки проставляемые на гру­зовом месте. Дать значение знаков.

Оформление комплекта перевозочных документов. Ведение книги приема грузов к перевозке

Вопрос I. Кто заполняет комплект перевозочных документов? Комплект перевозочных документов заполняет грузоотпра­витель.

Вопрос 2. Назначение накладной.

Накладная это важный юридический документ, который подтверждает договор перевозки и следует вместе с грузом до станции назначением, где выдаётся грузополучателю.

Вопрос 3. Назначение дорожной ведомости.

Дорожная ведомость - юридический документ подтвер­ждающий факт перевозки грузов, который следует вместе с гру­зом до станции назначения, в ней расписывается грузополуча­тель, тем самым подтверждая, что груз получен. Дорожная ве­домость остаётся в делах станции назначения.

Вопрос 4. 11азначение корешка дорожной ведомости.

Корешок дорожной ведомости - юридический документ подтверждающий приём груза к перевозке перевозчиком от гру­зоотправителя. Остаётся в делах станции отправления для ста­тистической отчётности.

Вопрос 5. Назначение квитанции в приёме груза.

Квитанция в приёме груза выдаётся грузоотправителю в подтверждение того, что груз принят к перевозке.

Составление вагонного листа

Вопрос 1. Порядок отправления грузов со станции.

После включения гружёных вагонов в состав поезда вагон­ные листы поступают в товарную контору, где к каждому из них подбирают накладную и дорожную ведомость. Все документы из товарной конторы передают в станционный технологический центр (СТЦ), а на небольших станциях дежурному по станции. На основании вагонных листов составляют натурный лист поез­да, потом документы пакетируют и готовый пакет с перевозоч­ными документами вместе с натурным листом передают маши­нисту поезда.

Вопрос 2. Назначение и порядок пломбирования вагонов.

В целях предотвращения проникновения посторонних лиц в грузовые помещения вагонов (контейнеров) и обеспечения сохранности перевозимых грузов применяются запорно-пломби-ровочные устройства (ЗПУ).

Запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) представляют собой контрольные элементы, совмещённые в единую конст­рукцию с блокирующими устройствами. ЗПУ не должны допус­кать возможности снятия их с вагона (контейнера) без наруше­ния их целостности либо несанкционированного проникновения внутрь вагона (контейнера).

Вопрос 3. Мероприятия по улучшению грузоподъёмности вагонов.

Для улучшения использования грузоподъёмности и вмести­мости грузовых вагонов на станциях осуществляют комплекс различных мероприятий:

- уплотнённая погрузка массовых грузов выше бортов ва­гона;

- погрузка круглого леса и пиломатериалов с использова­нием ссуженной верхней части габарита;

- наращивание и обрешёчивание бортов платформ, полу­вагонов;

- прессование

- для улучшения использования грузоподъёмности вагонов применяются перевозка автомобилей в наклонном состоянии;

- комбинированная загрузка вагонов легко- и тяжеловес­ными грузами;

- рациональное размещение тарных и штучных грузов в крытых вагонах.

Оформление переадресовки груза

Вопрос 1. Что называется переадресовкой груза.

Переадресовкой груза называется изменение в перевозоч­ных документах грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения.

Вопрос 2. Порядок оформления переадресовки груза.

Заявление о переадресовке перевозимого груза подаётся в письменном виде грузоотправителем в адрес руководителя разрешающего переадресовку груза.

Вопрос 3. Порядок обращения клиентов для организации переадресовки.

Грузоотправитель или грузополучатель для того, чтобы оформить переадресовку должен обратиться лично с заявлением либо передать его по факсу, телетайпу или телеграммой замес­тителю начальника железной дороги по региону дороги, в кото­ром находится на данный момент груз.

Оформление досылки груза

Вопрос 1. Что называется досылкой

Досылкой считается досылаемая по назначению часть груза не отправленная по какой-либо причине в одном вагоне с ос­новной партией груза перевозимого по одному перевозочному документу.

Вопрос 2. В каких случаях производится перегрузка из од­ного вагона в другой в пути следования. Правила перегрузки груза.

Перегрузка груза из одного вагона в другой производится, если дальнейшее следование вагона угрожает безопасности движения поезда и может привести к утрате, порче или повреж­дению груза, а исправить положение без разгрузки невозможно.

После перегрузки составляют новый перевозочный доку­мент, в котором указывают прежний номер вагона, а также со­ставляют новый вагонный лист. Перегрузку производят на спе­циально выделенных путях станции установленных для перера­ботки данного груза. Под перегрузку обычноподают вагоны одноготипа с перегружаемым вагоном. Вагон должен быть оди­наковой грузоподъёмности и полезным объёмом кузова, чтобы после перегрузки не было остатка и не возникла необходимость в досылке груза.

Вопрос 3. В каких случаях осуществляют досылку груза.

Досылки возникают при перегрузке вагонов, если невоз­можно загрузить в один вагон всю партию груза из-за недоста­точной его грузоподъёмности или вместимости, при обнаруже­нии грузов или части груза без документов, грузов ошибочно не отправленных с основной партией, в порту перевалки после от­грузки всей партии, остатка груза, в случае отцепки в пути сле­дования вагона или группы вагонов от маршрутной или группо­вой отправки в следствие неисправности.

Вопрос 4. Порядок оформления досылки груза.

Досылка отдельных мест или части груза оказавшегося без документов проводится по дорожной ведомости. Досылка всего груза оказавшегося без документов производится поновым пе­ревозочным документам. В этих случаях в качестве грузоотпра­вителя в перевозочных документах указывается начальник стан­ции, осуществляющий досылку, а грузополучателем начальник станции назначения. Досылка вагона или группы вагонов отцеп­ленных в пути следования от маршрутной или групповой от­правки оформляется досылочной дорожной ведомостью и со­ставлением вагонных листов, с которыми такой вагон следует на станцию назначения,




Оформление документов по прибытии и выгрузке груза. Ведение книги прибытия и книги выгрузки

Вопрос I. Виды информации о подходе поездов и грузов. В чём суть разных видов информации.

Станция получает и передаёт грузополучателям два вида информации: предварительную и точную.

Предварительную информацию руководство станции полу­чает из территориального управления дороги вместе с заданием на смену. Предварительная информация содержит данные о предстоящем прибытии поездов и вагонов на 12 часов вперёд с каждого направления с выделением вагонов следующих под выгрузку на данную станцию.

Точная информация поступает по каналам связи в виде те­леграммы натурного листа (ТНГЛ). Маневровый диспетчер в течение всей смены получает с сортировочной станции ин­формацию о прибытии на эту станцию поездов на которые по­лучена предварительная информация, согласовывает с ДСП сор­тировочной станции и поездным диспетчером время отправле­ния поезда с сортировочной станции и выверяет ТНГЛ на поезд.

Вопрос 2. Порядок приёма перевозочных документов и гру­зов на станции назначения.

Перевозочные документы на гружёные вагоны прибывшие под выгрузку поступают в СТЦ где проводится натурная про­верка наличия и соответствия документов, вагонов и грузов.

Закончив натурную проверку, оператор СТЦ при необходи­мости вносит изменения в ТНГЛ и уточняет данные в сортиро­вочном листе составленном заранее на основании ТНГЛ.

После этого оператор СТЦ на всех накладных, дорожных ведомостях и вагонных листах ставит календарный штемпель с датой фактического прибытия груза, в вагонном листе допол­нительно указывается номер поезда и время прибытия.

Вопрос 3. Порядок регистрации перевозочных документов и грузов на станции назначения.

После проставления штемпелей в документах, документы регистрируются в Книге сдачи перевозочных документов фор­мы ГУ-48. По каждой отправке с указанием номера вагона и но­мера накладной. Дорожные ведомости и накладные передают в центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) (то­варную контору), а вагонные листы - на грузовой район или пункты выгрузки на местах не общего пользования. Документы на сборные вагоны прибывающие для сортировки передают в контору грузосортировочной платформы. О сдаче документов в книге расписывается работник СТЦ, а о приёме документов -работник ЦФТО или грузосортировочной платформы.

Вопрос 4.Порядок уведомления грузополучателей о прибы­вающих грузах.

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибыв­ших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня следующе­го за днём прибытия груза. При этом порядок и способ уведом­ления устанавливаются начальником станции. Этот порядок может быть изменён по предложению грузополучателя. При ус­тановлении способа уведомления следует исходить не только из местных условий, но и из гарантированности как передачи уве­домления, так и его получения. Для обеспечения приёма уве­домлений грузополучателем определяются ответственные по приёму уведомлений лица организации и номера телефонов.

факсов и телексов, которые в письменной форме сообщаются начальнику станции. Передача уведомлений одновременно ре­гистрируется на станции в Книге уведомлений о прибытии груза (форма ГУ-2) с обязательным проставлением даты и времени передачи уведомления.

Оформление перевозки грузов мелкими отправками

Вопрос I. Порядок заполнения накладной на мелкую от­правку.

При заполнении накладной на мелкую отправку указывают­ся следующие данные:

- в графе «Род вагона» указывается в каком вагоне везётся груз (крытый, платформа, полувагон и т.п.);

- в графе «Лг° вагона» указывается восьмизначный номер вагона;

- в графе «Грузоподъёмность» указывается грузоподъём­ность вагона;

- в графе «Кол-во осей» указывается сколько осей в вагоне;

- указывается номер накладной;

- вид скорости;

- станция, дорога, код станции отправления;

- станция, дорога, код станции назначения;

- отправитель и его код OKI К);

- получатель и его код ОКНО;

- почтовый адрес отправителя;

- почтовый адрес получателя;

- плательщик и его код ОКНО;

- указывается объём кузова вагон или длина рамы плат­формы;

- указываются знаки отправителя, род упаковки, количе­ство мест, наименование груза, общая масса в кг;

- в разделе тарифные отметки: тарифная схема, вид от­правки, количество км, провозная плата и другие сборы;

- способ определения массы;

- в графе «За правильность внесённых сведений в наклад­ную отвечаю» указывается должность и фамилия заполнявшего накладную;

- с обороной стороны накладной ставятся календарные штемпели и другие отметки.

Вопрос 2. Особенности заполнения комплекта перевозоч­ных документов на мелкую отправку.

При перевозке грузов мелкими отправками в разделе «Та­рифные отметки» в графе «Вид отправки» указывается мелкая; в графе «Марка ж.д.» указывается железнодорожная марки­ровка.

Вопрос 3. Виды сборных вагонов и контейнеров. В зависимости от назначения груза сборные вагоны и кон­тейнеры подразделяют на следующие категории:

- прямые сборные вагоны, контейнеры, загружаемые мел­кими отправками нескольких грузоотправителей на одну стан­цию без сортировки груза в пути следования. При полной за­грузке они наиболее эффективны, так как обеспечивают быст­рую доставку, ускорение оборота, лучшее использование грузо­подъемности вагонов и контейнеров и сохранность груза;

- перегрузочные сборные вагоны, загружаемые мелкими от­правками, одного или нескольких грузоотправителей назначением на разные станции с сортировкой в пути следования. Эти вагоны следуют на грузосортировочные платформы для сортировки и по­следующего направления грузов на станции назначения;

- сборно-раздаточные секционные вагоны или платформы с закрепленными на них контейнерами, обращающимися на участках, ограниченных смежными грузосортировочными стан­циями. Они предназначены для развоза и сбора мелких отправок с промежуточных станций.

Вопрос 4.Назначение и порядок работы грузосортировочных платформ.

Для сортировки грузов, перевозимых мелкими отправками в сборных вагонах, в крупных узлах и па сортировочных стан­циях создают грузосортировочные платформы. Грузосортиро­вочные платформы могут занимать боковое или островное по­ложение относительно железнодорожных путей. Погрузочно-разгрузочные пути могут быть тупиковыми или сквозными.

Грузосортировочные платформы ангарного типа с вводом путей внутрь здания строят по типовым проектам на среднесу­точную переработку от 12 до 114 вагонов. В торцовой части предусматриваются складские площади для приема-выдачи ме­стных грузов, а также зарядная станция и помещение конторы. К торцовой части должен быть подъезд автомобильного транс­порта.

В качестве средств механизации для сортировки мелких от­правок применяют электропогрузчики.

Для ускорения процесса формирования сборных вагонов и обеспечения четкой работы по сортировке мелких отправок пло­щадь платформы разделяют на участки (секции), число которых должно соответствовать числу назначений плана формирования. Каждому участку (секции) присваивается порядковый номер с указанием наименования станции, на которую формируется ва­гон. Участки с грузом для местного назначения располагают та­ким образом, чтобы был обеспечен удобный подъезд и мини­мальный пробег погрузочно-разгрузочных машин и автомобилей.

В конторе грузосортировочной платформы устанавливается шкаф с ячейками (документотека) для подборки и временного хранения перевозочных документов. На каждой ячейке согласно сетевой разметке указывают код станции назначения, код стан­ции, на которой расположена грузосортировочная платформа или участок обращения сборно-раздаточного вагона.

Оформление перевозки грузов в контейнерах

Вопрос 1. Что называется грузовым транспортным контей­нером .

Грузовым контейнером называется единица транспортного оборудования mногократного использования, имеющая конст­рукцию, которая обеспечивает сохранную перевозку грузов од­ним или несколькими видами транспорта (без промежуточной выгрузки), оборудованная приспособлением для ускорения по­грузки, выгрузки и перегрузки.

Вопрос 2. Виды транспортных контейнеров.

По своему назначению контейнеры подразделяются на уни­версальные и специализированные.

Универсальные контейнеры предназначены в основном для перевозки тарно-штучных грузов широкой номенклатуры, ук­рупненных грузовых единиц и .мелкоштучных грузов.

Специализированные контейнеры предназначены для транс­портирования ограниченной номенклатуры или грузов отдель­ных видов (рудных концентратов, минеральных удобрений, хи­мических наливных грузов, опасных, скоропортящихся продук­тов и др.).

Вопрос 3. Что называют контейнерной транспорт ной системой.

Контейнерная транспортная система - это комплекс техни­ческих средств, технологических процессов и организационных мер, экономических и правовых нормативов, обеспечивающих эффективную перевозку грузов.

Оформление перевозки домашних вещей

Вопрос 1. Какие грузы относят к домашним вещам для лич­ных (бытовых) нужд.

Грузами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельно­сти, считаются принадлежащие отдельным гражданам (физиче­ским лицам) предметы и вещи квартирной обстановки, домаш­него обихода и личного пользования как новые, так и бывшие в употреблении (холодильники, стиральные машины, пианино, рояли, мебель, компьютеры, книги, одежда, обувь, посуда, теле­визоры, музыкальные центры, инструменты и т.п.). К этим гру­зам относятся также коляски, велосипеды, мотоциклы, моторол­леры, автомобили.

Вопрос 2. Правила упаковки и транспортировки домашних вещей.

Грузоотправитель обязан подготовить груз для перевозки таким образом, чтобы обеспечивалась безопасность движения, сохранность груза, вагонов и контейнеров.

Мотоциклы, велосипеды, холодильники, стиральные маши­ны упаковывают в деревянные ящики или обрешетки. Бензин из мотоциклов и автомобилей должен быть слит, а аккумуляторы отключены. Шкафы, диваны устанавливают в обрешетку с мяг­кой прокладкой между стеклом или зеркалом и упаковкой. По­лированные стенки кроватей, стульев, кресел и другой мебели обшивают или помещают в деревянную обрешетку, стулья свя­зывают по несколько штук и обвертывают мягким материалом. Телевизоры, музыкальные центры, компьютеры, одежду, белье, посуду и другие кухонные принадлежности упаковывают в ящики, тюки, сумки, корзины, чемоданы, обшивают тканью и крестообразно обвязывают цельной веревкой.

На грузовых местах с зеркалами, стеклом и другими хруп­кими предметами грузоотправитель делает надпись «Осторож­но, хрупкое!» или наклеивает соответствующий манипуляционный знак. На все тарные и штучные грузы грузоотправитель обязан нанести транспортную маркировку.

Вопрос 3. Правила приёма домашних вещей к перевозке.

Перевозка грузов осуществляется в соответствии с приня­той заявкой на перевозку грузов. При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен предъявить на станции от­правления накладную, заполненную в порядке, предусмотрен­ном Правилами заполнения перевозочных документов на пере­возку грузов железнодорожным транспортом и другие преду­смотренные соответствующими нормативными правовыми ак­тами документы.

Грузоотправитель вместе с накладной, в которой указана объявленная ценность, предъявляет станции отправления опись на перевозку грузов с объявленной ценностью формы ГУ-112. В описи на перевозку грузов с объявленной ценностью грузоот­правитель обязан указать объявленную ценность каждого места. При предъявлении для перевозки по одной накладной грузов неодинаковой ценности грузоотправитель указывает в описи отдельной строкой их отличительные признаки, количество мест и ценность. Опись на перевозку грузов с объявленной цен­ностью составляется в трех экземплярах. Один экземпляр описи возвращается грузоотправителю, второй вкладывается в вагон,контейнер либо в одно из грузовых мест (при перевозке грузов мелкой отправкой), а третий экземпляр остается в деле железно­дорожной станции отправления.

Оформление перевозки смерзающегося груза групповой отправкой

Вопрос I. Условия перевозок навалом и насыпью.

Грузы, требующие защиты от атмосферных осадков и рас­пыления (например цемент, минеральные удобрения, апатит, гипс, мел), перевозятся насыпью в вагонах-хопперах (цементо­возах, минералловозах, аппатитовозах) и в других специализи­рованных крытых вагонах. Грузы, не требующие защиты от ат­мосферных осадков (например руда, уголь, флюсы, песок, ще­бень, гравий, торф, шлаки) перевозятся насыпью в открытом железнодорожном подвижном составе и в специализированных вагонах.

Грузы, перевозимые навалом и требующие защиты от атмо­сферныхосадков, загрязнения (например бахчевые культуры, овощи и другие) перевозятся в крытых вагонах. Грузы, перево­зимые навалом, не требующие защиты от атмосферных осадков (например дрова, камни природные, металлы черные) перево­зятся в открытом подвижном составе и в специализированных вагонах. Перевозка грузов навалом в крытых вагонах допускается только с установленными грузоотправителем дверными заграж­дениями. Для заграждения дверных проемов вагонов могут применяться щиты, доски, горбыли, заграждения из других плотных материалов, а также затаренные грузы.

Вопрос 2. Средства профилактики смерзающихся грузов.

Эффективное средство для предохранения груза от смерза­ния при устойчивых морозах - предварительное проморажива­ние многократным пересыпанием (перелопачиванием). К числу других предохранительных мероприятий относятся пересыпка груза негашеной известью, древесными опилками, хлористым кальцием, поваренной солью, равномерное обрызгивание их массы, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменно­угольными и минеральными маслами, профилактическими жид­костями - ниогрином и северином, растворами хлористого кальция и поваренной соли.

Внесение в массу груза необходимых профилактических средств, в том числе покрытие жидкостями и растворами стен и пола полувагонов и платформ, должно производиться способом (преимущественно механизированным), обеспечивающим рав­номерное перемешивание этих средств с насыпным грузом, рав­номерную послойную пересыпку, тщательное обрызгивание маслами, ниогрином, северином.

Вопрос 3. Условия перевозки смерзающихся грузов

До предъявления к перевозке грузов, подверженных смер­занию, грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажности до безопасных пределов, установленных ГОСТ, техническими условиями на продукцию. Если это невозможно, грузоотправитель применяет профилактические средства. В тех случаях, когда примененные средства профилактики оказались недостаточно эффективными, грузополучатель обязан принять меры по восстановлению сыпучести груза в пункте выгрузки.

Выбор профилактических средств грузоотправителем зави­сит от рода груза, технологии выгрузки и последующего ис­пользования или переработки груза потребителем. Выбранные средства профилактики не должны отрицательно влиять на под­вижной состав, а также на качество и свойства перевозимого груза, предусмотренные соответствующими ГОСТ или техниче­скими условиями на продукцию. Выбранные грузоотправителем средства профилактики согласовываются с грузополучателем.

Перевозчик может принять к перевозке смерзающиеся гру­зы без применения профилактических мер при наличии у грузо­отправителя письменного согласия грузополучателя на прием перевозимого на таких условиях груза и обеспечение его свое­временной выгрузки. При этом в накладной грузоотправитель делает отметку «С согласия получателя - без профилактики».

В случае прибытия груза в смерзшемся состоянии, проис­шедшим в результате нарушения грузоотправителем профилак­тических мер или условий отгрузки смерзающихся грузов, со­гласованных с грузополучателем в договоре поставки, грузопо­лучатель составляет с участием представителя перевозчика акт общей формы. В акте подтверждается факт прибытия груза в смерзшемся состоянии, а также указывается размер внесенной грузополучателем платы за пользование вагонами за период времени, связанного с выгрузкой такого груза.

Оформление перевозки зерновых грузов

Вопрос 1. Какие грузы относят к зерновым.

I [о своему назначению зерновые грузы подразделяют на три основные группы: злаковые (пшеница, рожь, овес, ячмень, рис, гречиха и т.д.); зернобобовые (горох, соя, фасоль, чечевица и т.д.); масличные (семена подсолнечника, льна, конопли, кле­щевины и т.д.).

К продуктам переработки зерна относятся мука, крупа, от­руби и отходы мукомольного производства.

Вопрос 2. Какие показатели учитывают при перевозке зер­на. Как они оцениваются.

Основными показателями, характеризующими качество зерна являются: объемная масса, влажность, общая стекловидность, клейковина, содержание примесей.

Объёмная масса определяется как масса зерна в единице объёма. В зависимости от влажности зерновые грузы делятся на четыре группы: сухие, средней сухости, влажные и сырые. Об­

щая стекловидность и клейковина определяются в процентах, чем выше процент, тем качественнее зерно. Засоренность зерна посторонними примесями оценивается в процентах как отноше­ние массы примесей к общей массе зерна. Примеси могут быть сорные и зерновые.

Вопрос 3. Как оценивается качественная характеристика зерновых грузов.

Качественная характеристика каждой партии отгружаемых зерновых грузов и продуктов их переработки приводится в сер­тификатах качества Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации. Их имеется шесть форм. Форма 1 выдается представителями государственной хлебной инспекции на перевозку зерна, форма 2 выдается для муки, форма 3 выдается на крупы, форма 4 - на комбикорма, форма 5 -на зерно в международном сообщении, форма 6 - на комбикорм в международном сообщении.

Вопрос 4.Условия перевозки зерновых грузов.

Зерновые грузы, отруби и отходы мукомольного производ­ства перевозятся насыпью в вагонах-хопперах для зерна (ваго­нах-зерновозах). Кроме зерна в вагонах-зерновозах перевозятся также крупы (гречневая, манная, кукурузная, овсяная, перловая, полтавская), дерть (крупнодробленое зерно), пшено, рис (крупа), сечка (овсяная, рисовая, ячменная и др.), смесь зерновая, толок­но, хлопья (кукурузные, овсяные, пшеничные, рисовые) и др. Мука перевозится насыпью в вагонах муковозах.

Зерновые грузы и продукты их переработки, поставляемые на экспорт, в районы Крайнего Севера, города Москву, Санкт-Петербург, военным организациям и приравненным к ним кате­гориям потребителей, для производства детского питания, при перемещении государственного резерва, а также поступающиепо импорту, подвергаются государственному контролю с выда­чей на них сертификатов качества Государственной хлебной инспекции (формы 1, 2, 3, 4, 5, 6) в зависимости от вида продук­ции и сообщения.

При отсутствии у грузоотправителя указанных сертифика­тов зерно и продукты его переработки к перевозке по указанным направлениям не принимаются.

Значительная часть продуктов переработки зерновых грузов перевозится в мешках в крытых вагонах. Муку и крупу перево­зят в мешках стандартной массы 50, 80 кг.

При необходимости в зависимости от вида перевозимого зернового груза грузоотправитель обязан предъявить ветери­нарное свидетельство (при перевозке на корм скоту), сертифи­кат, удостоверяющий отсутствие в грузах карантинных орга­низмов, при перевозке семенного зерна грузоотправитель обязан к перевозочным документам приложить удостоверение о конди­ционности семян или сертификат на семена зерновых, зернобо­бовых, крупяных и других культур установленной формы.

Оформление перевозки скоропортящихся грузов

Вопрос 1. Условия перевозки скоропортящихся грузов Условия перевозки скоропортящихся грузов зависят от сле­дующих факторов:

- Тип груза (замороженный, подмороженный, охлаждён­ный, термически обработанный);

- Время года, когда планируется перевести груз;

- Расстояние перевозки;

- Срок доставки груза.

В зависимости от этих условий происходит выбор подвиж­ного состава для перевозки конкретного груза. Некоторые ско­ропортящиеся грузы требуют перевозки с сопровождением или на особых условиях, что также влияет на выбор подвижного со­става.

Если необходимо соблюдение температурного режима, вентилирование для обеспечения сохранности перевозимого груза, выбирают автономный рефрижераторный вагон либо если это крупная партия груза - пятивагонную рефрижератор­ную секцию. Когда груз не требует вентиляции, но необходимо соблюдать температурный режим в определённых допустимых пределах, то может быть выбран вагон-термос или контейнер-термос. Также допускается перевозить скоропортящиеся грузы в крытых вагонах, если это не повлияет на качество перевози­мого груза.

Вопрос 2. Порядок подготовки и размещения грузов в вагоне.

При выборе способа перевозки скоропортящегося груза гру­зоотправитель должен учитывать продолжительность его пере­возки, а также наиболее неблагоприятный для обеспечения со­хранности качества груза период года в разных климатических зонах нахождения железных дорог следования.

В зависимости от периода года, термической подготовки и вида подвижного состава и контейнеров, скоропортящиеся гру­зы перевозят с охлаждением, без охлаждения (с вентилировани­ем или без), с отоплением, утеплением (определяется перевоз­чиком).

При выборе способа перевозки скоропортящегося груза гру­зоотправитель должен учитывать расчетный срок доставки, срок транспортабельности, а также наиболее неблагоприятный для обеспечения сохранности и качества груза период года в разных климатических зонах по предполагаемому направлению следо­вания. В рефрижераторных вагонах при перевозке грузов обес­печивается соблюдение заданного температурного режима.

Вопрос 3. Документы, оформляемые при перевозке.

При предъявлении грузов к перевозке вместе с перевозоч­ными документами грузоотправитель представляет станции от­правления документ о качестве груза (удостоверение, сертифи­кат качества), датированный днем погрузки в вагон, контейнер.

При перевозке плодоовощей грузоотправителем дополни­тельно прикладываются документ о содержании токсикантов в продукции растениеводства и соблюдении регламентов при­менения пестицидов.

При перевозке продуктов и продовольственного сырья жи­вотного происхождения грузоотправителем дополнительно при­кладывается ветеринарное свидетельство формы № 2 или 3 на грузы при транспортировке по территории Российской Федера­ции и стран СНГ. Ветеринарными справками формы № 4 со­провождаются грузы, перевозимые в пределах района (города). На грузы, вывозимые на экспорт, пограничные ветеринарные пункты выдают ветеринарный сертификат формы № 5 взамен ветеринарного свидетельства, выданного Госветслужбой района (города).

При отгрузке плодоовощей, живых растений, семенного и посадочного материала из зон, объявленных под карантином, грузоотправителем дополнительно прикладывается карантин­ный сертификат, удостоверяющий отсутствие в грузах каран­тинных организмов или фитосанитарный сертификат (при экспортных, импортных и транзитных перевозках таких грузов) в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов.

Оформление перевозок грузов в сопровождении

Вопрос 1. Особенности оформления перевозки грузов в со­провождении.

При постоянном сопровождении проводники обязаны предъявить перевозчику паспорта и командированные удосто­верения. В накладной, грузовой квитанции и дорожной ведомо­сти под наименованием груза делается отметка о том, что груз следует в сопровождении проводников с указанием количества проводников, их фамилий, имени, отчества (полностью). После слова паспорт указывается серия и номер паспорта,после слов «ком. уд. №» - номер командировочного удостоверения.

Вопрос 2. Какие грузы перевозятся с сопровождением.

Некоторые грузы при перевозке по железным дорогам тре­буют непрерывного наблюдения и обслуживания (сопровожде­ния специалиста) в пути следования с применением мер предо­хранения их от порчи, хищения и т.п. Такими грузами являются животные, рыба живая, растения и цветы живые, музейные и антикварные ценности,автотранспортная техника, автопоезда и контейнеры, подвижной состав, отправляемый как груз на своих осях, специальные автомобили, вино, коньяк и водка в откры­тых ящиках и другие. Все эти грузы при предъявлении повагонными отправками перевозятся в сопровождении представителей грузоотправителей или грузополучателей.

Вопрос 3. Порядок п<

Наши рекомендации